Герой делает то, что можно сделать. Другие этого не делают.
Ромен Роллан (29 января 1866 - 30 декабря 1944) - французский писатель и общественный деятель, драматург, учёный-музыковед.
Ливневые дожди, продолжавшиеся несколько дней подряд, превратили Бамовские реки и речушки в бурные потоки - грозную силу. Разбушевавшаяся стихия с корнями вырывала деревья, легко перекатывала валуны, смывала небольшие мосты притрассовой автодороги.
На участке, который прикрывали подчинённые подполковника В. Козловского, вместо снесённого водой моста воины - железнодорожники навели понтонную переправу. Для поддержания переправы в рабочем состоянии оставили малочисленную команду из пяти бойцов.
Однажды на исходе дня ливень разразился с новой силой. Понтоны сотрясались под мощным напором реки. Дежуривший у переправы рядовой Сергей Мартынов вбежал в вагончик, где его товарищи расположились на ночлег. "Ребята, мост в опасности !" - крикнул он.
Все дружно бросились к понтонам. Первым к переправе прибежал рядовой - Олег Апетёнок. В руках у него находился топор. Мастерски орудуя им, он обрубил длинные ветви лиственницы, державшие у понтона огромный затор из вырванных с корнями деревьев и брёвен с сучьями.
Затор стал ослабевать и деревья медленно уходили под воду. Опасность для переправы миновала. И в это мгновение произошло непоправимое: лиственница, подхваченная сильным течением, перевернулась, огромное корневище всей своей тяжестью обрушилось на солдата, увлекая его в водоворот...
Рядовой - Олег Апетёнок геройски погиб, выполняя свой воинский долг. Указом Президиума Верховного Совета СССР его посмертно наградили орденом Красной Звезды. За успешное строительство Восточного БАМа орденами и медалями Союза ССР наградили более 1 000 человек, медалями МО СССР - 180 солдат и офицеров.
Свыше 56 000 военнослужащих ЖДВ наградили медалями "За строительство Байкало - Амурской магистрали", а 25 офицерам -комсомольцам на БАМе присудили премии Ленинского комсомола в области производства.
Кроме того пятерым генералам и офицерам пониже в воинском звании, в том числе: начальнику железнодорожных войск - Михаилу Константиновичу Макарцеву, командиру бригады - Григорию Иосифовичу Когатько, командиру полка - Степану Николаевичю Пальчуку, командиру батальона - Владимиру Васильевичу Куприянову и командиру роты - Александру Александровичу Шанцеву присвоили высокое звание Героя Социалистического Труда.
Генерал В. А. Васильев и капитан А. Б. Чудаков стали лауреатами Государственной премии СССР. За высокие показатели в сооружении Восточного участка БАМа первый железнодорожный корпус, командиром которого являлся генерал - майор Юдин Ю. М. наградили орденом Октябрьской Революции, 35-ую железнодорожную бригаду во главе с командиром полковником Повериновым В. И. представили к ордену Трудового Красного Знамени.
Родившимся после 70-х годов трудно представить, что многие посёлки и станции БАМа после объявления их всесоюзной ударной комсомольской стройкой возводились отдельными республиками и областями или городами нашей Великой страны.
Например: Азербайджанцы строили станции: Ангоя и Улькан, армяне - Кюхельбекерскую и Звёздную, грузины - Икабью и Нию, казахи - Новую Чару, латыши - Таксимо, литовцы - Новый Уоян, молдаване - Алонку, туркмены - Ларбу, таджики - Солони, узбеки - Куанду и Леприндо, украинцы - Новый Ургал, эстонцы - Кичеру.
Тамбовская область отвечала за Хурмули, Новосибирцы строили: Тунгалу и Постышево, Пензенская - Амгунь, Волгоградская - Джамку, Саратовская - Герби, Куйбышевская - станцию - Этыркен, Ульяновская - Ижак, Свердловцы - Кувыкту и Хорогочи, Пермяки - Дюгабуль.
Челябинцы - Юктали, Ростовцы - Киренгу, Тульская - Маревую, Москвичи - Тутаул и Дипкун, Алтайцы - Эворон, Красноярцы - Февральск, Хабаровчяне - Сулук, Ставропольский с Краснодарским - Лену, Башкирия - Верхнезейск. Столица страны - Москва шефствовала над "столицей" БАМа - Тындой.
Ленинградцы строили Северобайкальск. Жители трёх кавказских республик - Чечено - Ингушской, Дагестанской и Северо - Осетинской - трудились в Кунерме...
О работе комсомольцев сняли немало пропагандистских фильмов и написали книги. Если отбросить традиционный советский пафос и ханжество, в сухом остатке получилась довольно приблизительная истина: ужасный климат, невозможные условия труда, несоблюдение техники безопасности, использование потенциально вредных для здоровья технологий строительства, а также отсутствие компетентной медицинской помощи...
"Слышишь - время гудит "БАМ !". На просторах крутых - "БАМ !". И большая тайга покоряется нам !.." - гремела песня Оскара Фельцмана - Роберта Рождественского, и впечатлённые почти ежедневными репортажами программы "Время" о действительно героическом, самоотверженном труде - даже мальчишки сбегали из дома за таёжной романтикой.
И тем не менее многие люди, участвовавшие в стройке, вспоминают об этом времени с удовольствием, с ненадуманным энтузиазмом. Нередко противопоставляют его современности. "Для действия необходимы иллюзии", - шутил известный немецкий философ Иммануил Кант. У комсомольцев того времени иллюзий имелось более чем достаточно: молодость и пропаганда создали идеальный коктейль трудоголика...
Современный маркетинг, к сожалению, не смог породить ничего подобного. Улыбки на лицах молодых людей, которые 27 апреля 1974 года уезжали из Москвы на строительство Байкало - Амурской магистрали, были самыми, что ни на есть искренними. Именно в этот день выехал первый Всесоюзный ударный отряд имени XVII-го съезда ВЛКСМ.
Столица проводила первых 606 комсомольцев, уезжавших на БАМ прямо из Кремлевского Дворца Съездов. Далеко не все из них "продержались" на стройке века достаточно долго, буквально единицы вернулись в Москву на легендарном поезде, который прибыл на Ярославский вокзал рейсом Тында - Москва в январе 1984 года.