Превосходное мнение о себе - лучшее противоядие против преувеличенного мнения о других.
Вальтер Скотт (15 августа 1771 - 21 сентября 1832) - британский прозаик, поэт, историк, собиратель древностей, адвокат. Считается основоположником жанра исторического романа.
В 1979 году завершили участок Комсомольск - Березовка, который замкнул Восточное кольцо БАМа - Известковая - Ургал - Комсомольск - Волочаевка. К 1981 году, когда магистраль в системе МПС официально стала самостоятельной Байкало - Амурской железной дорогой с Управлением в Тынде, эксплуатационная длина путей новой дороги составляла более 1 600 км.
На Западном участке в том же году ввели в эксплуатацию линию Лена -Нижнеангарск. В 1982 году на Восточном участке БАМа открыли рабочее движение поездов от Тынды до станции Верхнезейск. В ноябре того же года сдали в постоянную эксплуатацию трехсоткилометровый участок Ургал -Постышево.
29 сентября 1984 года состоялась встреча бригад Александра Бондаря и Ивана Варшавского на разъезде Балбухта, а 01 октября состоялась торжественная укладка "золотых" звеньев БАМа Западного участка, которую строили комсомольские бригады на станции Куэнга в Читинской области - на расстоянии 1 608 км от Тайшета и расстоянии 876 км восточнее станции Лена.
17 (28) апреля 1984 года на разъезде имени героя Советского союза Мирошниченко на расстоянии 491 км восточнее Тынды и расстоянии 2 835 км от Тайшета состоялась стыковка Восточного участка БАМа, который строили исключительно железнодорожные войска ВС СССР.
27 октября 1984 года в Тынду пришли первые два пассажирских поезда с почётными пассажирами из Усть - Кута и Комсомольска. Сквозное движение поездов по БАМу открылось !
Однажды при строительстве временного автодорожного моста случилось непредвиденное. Из-за сильных дождей в реке поднялся уровень воды, угрожая опрокинуть установленные опоры. В критической обстановке к командиру обратился сержант Н. Шенгелия.
Он предложил добраться до опор вплавь, завести под них тросы и попытаться удержать ряжи тракторами. Его поддержали сержант В. Кудьба, а также рядовые Н. Филиппов и Р. Чонкошадзе. Командир принял необходимые меры предосторожности.
Через несколько минут смельчаки бросились в ледяную воду и закрепили тросы, удерживающие опоры моста. В другой раз, когда колонна машин преодолевала вспененную от паводка реку, один из автомобилей развернуло стремительным течением, он накренился, и в кабину, где находились майор А. Безгубенко и водитель ефрейтор Р. Ромазанов, хлынула вода.
Узнав, что солдат не умеет плавать, офицер помог ему взобраться на крышу кабины, а сам, видя, что с берега помочь ничем нельзя, поплыл к ближайшей косе. Там из обломков поваленных деревьев он соорудил плот и, преодолевая течение, рискуя собой, отправился в обратный путь, чтобы спасти солдата.
Ему удалось это сделать.
Вечная мерзлота не уступала в твёрдости металлу. Зимой от сильных морозов замерзала смазка и крошился металл. В ковшах экскаваторов ломались зубья и рвались тросы. Пробитые от карьеров до возводимой насыпи дороги покрывались наледями.
Бывали случаи, когда случайно оставленный на дороге грузовик за одну ночь до самой кабины закрывало льдом, а весной машины проваливались в болота. Заболоченные участки досаждали строителям не только как препятствие для передвижения транспорта.
Особое коварство они проявляли, когда на них разворачивались земляные работы. Первая весна на БАМе преподнесла памятный урок: марь поглощала целые участки уже проложенной автодороги. Происходило это там, где нарушался моховой покров.
Обнажённая вечная мерзлота таяла под весенними яркими лучами солнца, и сотни кубометров грунта исчезали. С тех пор отсыпка насыпей по марям велась прямо на растительный слой.
И наконец, как заключительный аккорд трудностей, Дуссе - Алиньский тоннель. Знаменитый здесь почти двухкилометровый подземный коридор пробили в скалах и вечной мерзлоте ещё в предвоенные годы. Но так случилось, что тоннель тогда не эксплуатировался: строительство линии законсервировали.
Время не пощадило уникального сооружения. Пришли в ветхость дренажные устройства, "ослепли" засыпанные породой смотровые колодцы. На протяжении десятилетий вели разрушительную работу грунтовые воды и жестокие сибирские холода.
Просачиваясь в тоннель, вода неудержимо двигалась под уклон от восточного портала к западному и замерзая, образовывала наледь, которая в итоге почти полностью закупорила тоннель со всеми его вспомогательными устройствами: штольнями, прорезями и лотками с 32 000 кубометров льда !
Воинам - железнодорожникам предстояло очистить тоннель ото льда и проложить в нём рельсы. В первые дни работы по возрождению Дуссе - Алиньского тоннеля стало ясно, что очистить лёд отбойными молотками и его последующая транспортировка вагонетками, займёт около 12 месяцев времени и потребует больших материальных затрат.
Тогда военные инженеры: Ж. Исаакян с А. Ковальчуком и Г. Грошевым предложили свой оригинальный способ: растопить в тоннеле лёд тёплым воздухом. Летом среди заснеженных отрогов Дуссе - Алиньского хребта раздались первые взрывы.
Ледяная гора, которая преграждала путь к входу в тоннель, уничтожили. Затем вступили в действие два мощных вентилятора и два теплогенератора. По длинным рукавам, проложенным в узкой щели у свода тоннеля, в его глубину устремился тёплый воздух.
Тепло растапливало верхний слой льда, а нижний одновременно разрабатывался механическим способом. Из тоннеля потекли ручьи. В первый же день растопили около 300 кубометров льда. Но вскоре обнаружилось, что лёд тает не во всем тоннеле: где-то в глубине образовалась пробка, наглухо закупорившая подземный коридор.
Её решили ликвидировать. Вооружившись отбойными молотками, группа воинов во главе с младшим сержантом Н. Марийченко стала пробираться по узкому лазу. Идти приходилось исключительно трудно. Иногда группа ползла.
Сказывался недостаток кислорода, мешали встречные потоки воды. Но солдаты настойчиво шли к цели. Наконец в луче электрического фонаря засветилась глыба сплошного льда, закупорившая тоннель. В ход бойцы пустили отбойные молотки.
Неожиданно мощный поток воды, прорвавшись в отверстие, сбил с ног сержанта. Этот объём воды скопился в другой половине тоннеля. Пробку успешно ликвидировали, и в образовавшуюся брешь направили тёплый воздух.
Днём и ночью у входа в Дуссе - Алиньский тоннель гудели моторы и горели прожектора. Воины - железнодорожники стремились закончить расчистку тоннеля до наступления холодов. Особый упор делался на реконструкцию дренажных сооружений, которые в будущем могли предотвратить образование наледи.
Тоннель очистили ото льда в 4 раза быстрее, чем это предусматривалось первоначальным проектом. К делу приступили путейцы. Подчинённые офицера В. Нестеренко за двое суток протянули через тоннель рельсы.