Бхаса - один из первых древнеиндийских драматургов на санскрите.
Лично Сталин сформулировал задачу: зимой, при почти полном отсутствии автотрасс, складов, карт, а также технических проектов, построить три железные дороги - рокадную и две вспомогательные. На всё это Френкелю отвели три месяца.
Тот твёрдо пообещал, что 200 километров железной дороги построят. Правда, он поставил два условия. Первое - позволить ему создать новый "железнодорожный" ГУЛАГ.
Второе - предоставить в личное полное распоряжение все ресурсы страны, которые он ни запросит. Так появилось новое творение Френкеля - Главное управление лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС - прим. от авт.).
Характерно, что Френкель не отчитывался ни в чём. Он не разбивал палаток, "у него нет никаких пайков, а также "столов" и "котлов". Он сваливает грудами в снег лучшую еду, полушубки и валенки, а каждый зек надевает, то что хочет и ест сколько хочет. Только махорка и спирт будут в руках его помощников, и только их надо заработать !".
Дорогу не достроили только потому, что с Финляндией заключили мир. В 1943 он генерал - майор инженерно - технической службы (ИТС - прим. от авт.), а в 1944 году ему присудили звание генерал - лейтенант ИТС и Герой Социалистического труда.
Его наградили, по одним данным тремя, а по другим четырьмя, орденами Ленина. Это высший орден в СССР, а также: двумя орденами Красного знамен", орденом Знак почёт", орденом Красной звезды, а по другим данным орденом Отечественной войны 1-ой степени и кучей медалей. Чуть позже он стал заместителем естественно Лазаря Кагановича по железнодорожному строительству.
Последним проектом стал железнодорожный вокзал в Одессе.
И никакой липы, дорогой читатель, всё заработал честным умственным трудом. Он постоянно оптимизировал труд лагерных заключённых, сделав его максимально производительным и минимально затратным. Этот управленческий метод, своеобразная мотивация труда не имела аналогов в мировой практике управления в организациях закрытого типа.
О такой производительности труда, что существовала в БАМЛАГе, могут позавидовать многие современные производства. Знающие люди говорят, что в 1947 году ему "шепнули" наверное, Сталину он был уже не нужен, что пора уходить, и он ушёл на пенсию по липовым документам о тяжёлой болезни.
Есть ещё одно объяснение, почему Френкель прожил так долго, но об этом я расскажу ниже. В 1960 году, вор, бандит и налётчик, валютный аферист, контрабандист, зек, один из руководителей Беломорканала, начальник БАМЛАГа, основатель эффективной, но бесчеловечной лагерной системы управления, генерал НКВД Френкель, в 77 лет умер своей смертью.
Его похоронили на Веденском - немецком кладбище в г. Москве. В начале февраля 2013 года, я случайно включил телевизор. Не помню точно, кажется, это был федеральный канал "Россия". Шла документальная передача о Френкеле. Всё то, о чём там говорили, для меня не представляло интереса, эту информацию я знал.
Но в конце передачи ждал сюрприз. Ведущий показал учётную карточку секретного агента ОГПУ, НКВД Н.А. Френкеля. Как выразился ведущий, её недавно рассекретили. Я думаю, ради этой карточки и организовали телепередачу.
Этот факт во многом объясняет живучесть Френкеля, но поставил меня в тупик. Что мог тайно докладывать, Н.А. Френкель, в НКВД, являясь начальником самого большого подразделения в системе ГУЛАГ, а затем и сам стал одним из руководителей НКВД ?
Там без Френкеля работала целая армия осведомителей ! Наверное, большую ценность как агент он представлял, находясь на Соловках в качестве зэка. По крайней мере, понятно, почему его там не расстреляли. Скорей всего если эта карточка не подделка, этот документ являлся охранной грамотой по жизни, чтобы не посадили и не расстреляли.
Повторюсь, это был очень способный, я бы даже сказал гениальный управленец, организатор производства, руководитель высокого масштаба. Если бы не его преступная молодость, он мог занимать очень большие посты в партийном или государственном аппарате СССР, и, без всякого сомнения, справлялся с поставленными задачами.
Потерять такого человека, видимо не позволял сам Сталин. Далее я буду, неоднократно обращаться в своём повествовании к этой незаурядной, и как сказал выше противоречивой одиозной личности. Однако для того, что бы соблюдать последовательность в изложении событий, вернёмся в 1933 год.
Френкель самостоятельно разработал административную структуру строительства БАМа. Она состояла из лагпунктов, которые, в свою очередь, подразделялись на фаланги, включавшие от 250 до 700 заключённых. Последние имели постоянное место дислокации и периодически, обновлявшийся трудоспособный спецконтингент.
В одно отделение входило несколько фаланг, начальники которых, соответственно, подчинялись начальнику отделения. Основные силы этого контингента сосредоточили на Байкало-Амурской магистрали. Кроме того заключённые ещё реконструировали Транссиб.
Спешно прокладывались участки: Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре, Тайшет - Усть - Кут, а также ветки примыкания к Транссибу: Тахтамыгда - Тында, Известковая - Ургал...
Бывшая Тахтамыгда превратилась в узловую станцию БАМа. Места здесь находились гиблые и почти безлюдные. Чего стоят одни названия редких поселений: Ургал, Тырма и т.п., которые переводятся на русский как "чёрт" и "ведьма". На лагерных погостах вместо крестов ставили столбики с едва различимыми цифрами - номерами заключённых.
Заключённые погибали не только от каторжного труда, их косила и сама природа. Даже в семидесятых годах прошлого столетия, когда новостроители обеспечивались тёплой одеждой, нормальным питанием, бытовыми вагонами и сборно-щитовым жильём, а люди замерзали, случалось, лишь потому, что ночью выходили по большой нужде.
Морозы под пятьдесят обычны для этих мест. Мари и болота, рождённые вечной мерзлотой, - тоже обычны. Плюс таёжные пожары, внезапные наводнения среди короткого комариного лета, а также карстовые провалы и оползни с потревоженных бульдозерами сопок...
Френкель являлся толковым и жестоким организатором. Он учитывал и политический момент, и людскую психологию. Взял на вооружение массовый трудовой энтузиазм тридцатых годов. По его распоряжению зэков именовали не иначе как путеармейцами.
Для них организовали школы ликбеза, профессиональное обучение и, конечно же, социалистическое соревнование со слётами победителей. Победители освобождались от наказаний. Моральное и материальное стимулирование использовалось на полную катушку.