С этого момента начинался последний и самый лёгкий и балдёжный этап срочной службы. Один из главных дембельских ритуалов - так называемая колыбельная. Исполнялась она солдатом - первогодкой после отбоя.
В зависимости от рода войск содержание текста могло отличаться. Один из его вариантов таков: "Масло съел - и день прошёл, старшина домой ушёл. Дембель стал на день короче, всем дедам спокойной ночи". Другим популярным ритуалом стал "дембельский поезд".
Новобранцы играли массовку, а дембеля - пассажиров, которые едут домой. В процессе этого действа, салаги раскачивали кровать старослужащего, создавая имитацию движущегося поезда.
Для пущей убедительности стоящие рядом с кроватью молодые использовали фонарик и ветки деревьев, изображая пролетающий за окном поезда пейзаж с лесами и полустанками.
Солдаты и сержанты в Советской Армии по возвращении со срочной службы должны были выглядеть как новогодняя ёлка - одновременно нарядно и торжественно.
Подготовка к такому краткосрочному представлению занимала многократно больше времени, чем само действо. Но отслуживший советский солдат и сержант просто обязаны были выглядеть нарядными.
Как правило, готовиться к демобилизации советский дембель начинал задолго до отправки из части домой.
После стодневки -100 дней до приказа Министра Обороны СССР о демобилизации определённого призыва дед превращался в неприкаянного военнослужащего - срочника, который формально ещё принадлежал Вооруженным Силам и ВМФ Советского Союза, а де-факто уже находился на гражданке.
В большинстве случаев, дембелей в этот период никто не трогал - и офицеры, и сослуживцы понимали и уважали особенный статус демобилизующегося.
К слову, гражданка и цивильная одежда, позволявшая дедушкам ходить в самоходы в город отлынивая от службы, имелась у каждого уважающего себя советского старослужащего. Гражданской одеждой у нас в части менялись и одалживались.
Дембель весь остаток службы посвящал приведению в соответствие формы одежды, в которой он поедет домой, а также оформлению специального альбома с фотографиями и рисунками, на белоснежных кальках.
Для красивых и сногсшибательных шутливых рисунков привлекались салобоны - первогдки, имеющие хорошие навыки в этом художественном ремесле !
Советский дембельский альбом в некотором смысле - это произведение искусства. Он не является непременным внешним атрибутом демобилизованного советского воина срочника.
Однако эта книга данность, без которой дембеля невозможно себе представить. По форме это главным образом фотоальбом, где наклеены фотографии, иллюстрирующие моменты службы дембеля.
Свой зветный альбом я разнообразил рисунками и карикатурами ротного художника на армейские темы. В нашей роте для изготовления рисунков мы привлекали местного ротного писаря и умельца на все руки - Алексея Фрадкина.
Штабные писари и посыльные, как правило, в казарме не ночуют - у них есть свой закуток по месту работы, чтобы быть всегда под рукой у начальства.
Писари занимаются оформлением разного рода расписаний, составлением планов, а также конспектов и различных рапортов. Всегда в тепле, на обед в столовую - не вместе со всеми, строем, а когда писарь сам соизволит или командир отпустит.
Информированы писари гораздо лучше остальных солдат. За определённую мзду писарь мог, к примеру, внести изменения в список военнослужащих, массово переводимых в ту или иную часть, если о жёстких порядках в ней все были наслышаны.
Газету с приказом дембеля не выбрасывали. Приказ Министра Обороны об увольнении запаса рядовых и сержантов окружался особым ореолом солдатского суеверия.
Дембель получал законное право готовиться к долгожданной свободе. Краткий текст документа - всего два небольших абзаца в газете - вырезали и бережно хранили. Терять этот ценный газетный кусочек было нельзя. Как правило, приказ наклеивали на первую, главную страницу дембельского альбома.