Руины одного нужны вечно живой природе для жизни другого.
Готхольд Эфраим Лессинг (22 января 1729 - 15 февраля 1781) - немецкий поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель, основоположник немецкой классической литературы.
"Что легенды нам о боге, если бы не мы с тобой...". Самонадеянно и дерзко звучали слова советской песни, которую хором пели бодро марширующие отряды пионеров. Оскорбительно гремели для общества, которое привыкло надеяться на помощь всевышнего и вдохновенно для людей, решивших построить новый мир, где каждому найдётся место и дело.
Связано это было с тем, что в СССР господствующей и единственно допустимой идеологией считался марксизм - ленинизм, одним из главных постулатов которого являлся воинствующий атеизм. Религия рассматривалась как пережиток эксплуататорского строя, потому государство и относилось к ней неодобрительно.
Официально атеизм в СССР провозглашали, но правящая партия в стране упорно поддерживала данную идеологию и всячески её поощряла и стимулировала. По всей стране звучали лозунги "Религия - опиум для народа". Над властью, над умами граждан не должно было возникать никакой конкуренции.
Ненужная информация могла сбить с пути к поставленной цели - построение в государстве коммунистического общества. Единственное в кого разрешалось верить - это в вождей пролетариата. И иконки святых в "красных" углах жителей страны заменили на портреты вождя мирового пролетариата - Владимира Ленина.
А вместо молитв дети стали учить интернационал. Несмотря на кажущуюся циничность данного высказывания, стоит рассматривать данную информацию не как желание оскорбить верующих, а как констатацию факта. Поскольку вопрос о том кто больше заслужил это место, кто мог больше сделать для людей бог или партия - вопрос бесконечного спора и дискуссий. 20 - 30 годы двадцатого века выдались особенно тяжёлыми для служителей церквей и храмов.
Проповедников беспощадно преследовали и угнетали, стараясь в их лице напрочь искоренить источник альтернативных взглядов. Происходили массовые аресты, а также многочисленные ссылки и кровавые расстрелы. Гонения советской власти на Русскую церковь были таковы, что не то что сказать о своей вере, но даже молча следовать ей было настоящим подвигом.
Прославленные в лике святых новомученики и исповедники не поступались ничем: верили, молились и безропотно шли на свои голгофы. В результате жестокого и беспощадного "красного террора" и последующих сталинских кровавых репрессий четверть православного духовенства в советской России безжалостно уничтожили.
Но удивительное дело - фактическая ликвидация РПЦ в 1930-е годы практически не сказалась на религиозности советских людей. Напротив, на обломках официальной церкви возникло уникальное явление в виде "народного христианства" - органичное состояние верующих людей в России.
Народная мудрость гласит: "Кому церковь не мать, тому Бог не отец". И духовная православная жизнь не только не умерла, но она словно божественная птица феникс возродилась с новой силой и особенно в сельской местности, где крестьянам ежедневно приходилось в тяжком труде и поте зарабатывать на пропитание. И религиозная вера у колхозников день ото дня постоянно крепла, так как образ жизни у них порой граничил с неадекватными и чрезвычайными условиями выживания.
Подавляющее большинство жителей глухой сибирской провинции Александровки свято чтили обычаи и традиции своих пращуров и предков, неустанно передавая их из поколения в поколение, в том числе и православную веру. В их просторных и уютных деревянных домах в прихожей с правой стороны от входной двери располагался "красный угол", то есть божница с иконами святых и лампадкой в виде полочки, а иногда и двухъярусной.
При входе в дом каждый гость обычно крестился, направляя свой лик на "Красный угол", где размещались образа святых, их было много. Но вернёмся к описанию событий, которые происходили в доме у знатного охотника - Федотова Кузьмы. Перед тем как сесть за стол бывалый и опытный зверобой Кузьма ещё раз осмотрел своё надёжное ружьишко. Повторно его тщательно почистил и приготовил боеприпасы.
Он прекрасно понимал, что на такую крупную птицу как серый таёжный гусь надо иметь заряды с крупной дробью от единицы до двух нолей. Но если возможность стрелять на расстоянии 25 - 30 метров, то можно использовать дробь второго или третьего номера. Ведь гусь - желанная дичь для многих охотников. Однако дикий гусь - не чета домашнему.
Скорость полёта, манёвренность - все эти факторы необходимо учитывать, подбирая патроны для охоты. Также эта таёжная птица крепка на рану, имея в арсенале развитую грудную мускулатуру и чрезвычайно осторожна. По этой причине и зверобою нужно соответствовать: быть быстрым, метким, имея патроны с правильно подобранным зарядом.
Одно только тревожило опытного промысловика из - за недостатка пороха у него оставалось маловато охотничьих зарядов. Порох в послевоенное время был дефицитом. Поэтому зверобой добывал его, где мог и как мог. Иногда приходилось за него отдавать дорогие собольи и норковые шкурки, но это себя оправдывало. Кузьма сам начинял патроны. Делал пыжи как войлочные из толстых голенищ изношенных в конец валенок, так и картонные.
Сам отливал пули из свинца и катал дробь специальным приспособлением в виде ручных жёрновов, причём изготавливал дробь любого диаметра. Свинец добывал, как правило, из отслуживших свой срок аккумуляторных батарей, используя для этого свинцовые решётки - сетки. Иногда свинец плавил на огне в консервной банке и малыми порциями лил в посудину с холодной водой куски раскалённого жидкого свинца, попадая в холодную жидкую среду, грозно шипя, словно ядовитые змеи, тут же неровно застывали разными размерами в виде запятой.
Зверобой доставал эти продолговатые свинцовые горошины, откусывал пассатижами острые заусенции, а затем на специальных жерновах придавал самодельной дроби идеальную круглую форму. После этого сортировал самодельные горошины дроби по размеру. Не секрет что многие деревенские жители в целях элементарного физического выживания занимались банальным браконьерством.
Изучая историю, мы можем видеть, насколько была необходима и важна охота на Руси и насколько правонарушения в ней были развиты. В древние времена она являлась одним из первых способов добычи пропитания, одежды людей, поэтому она и возникла вместе с появлением человека и начала развиваться по ходу развития общества.
По словарю Владимира Даля, "браконьер" - это тот, кто не по праву охотится в чужих землях, кто занимается воровской охотой, а также дичекрад, вор и стрелок". Уголовный кодекс РСФСР 1960 года объединил в себе сразу четыре нормы в одну главу, за посягательство на животный мир, которую назвал "Хозяйственные преступления".
Эта глава состояла из четырёх статей, в том числе была и статья 166 "Незаконная охота". Согласно статьи 166 УК РСФСР от 27 октября 1960 года: "Незаконная охота - это охота без надлежащего на то разрешения или в запрещенных местах, либо в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами, если эти действия совершены после применения мер административного взыскания за такое же нарушение, - наказывается лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом до двух минимальных месячных размеров оплаты труда с конфискацией добытого, ружей и других орудий охоты или без таковой.
Охота на зверей и птиц, охотиться на которых полностью запрещено, или незаконная охота, причинившая крупный ущерб, или охота на территории государственного заповедника, либо с применением автомототранспортных средств - наказывается лишением свободы на срок до трёх лет с конфискацией добытого, ружей и других орудий охоты или без таковой (в ред. указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 декабря 1972 г., от 03 декабря 1982 г. и Закона Российской Федерации от 20 октября 1992 года - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1972, N 51, ст.1210; 1982, N 49, ст.1821; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, No 47, ст.2664)".
То есть браконьерство - это охота или добыча зверей не в установленные сроки или находящихся в бедственном положении, охота запрещёнными способами, а также охота без разрешающих документов на добычу конкретного животного. Здравый человек не будет оспаривать тот факт, что отстрел лосихи в середине лета, наверняка приведёт к гибели её телёнка, а добытый в сентябре соболь, останется невостребованным, так как его мех в это время не представляет абсолютно никакой ценности.
Но с другой стороны браконьерство - это наверно самая меньшая опасность для природы, исходящая от человека. По сути дела речь идёт о покупке разрешения на право охоты по конкретному виду зверей. И если один охотник не добывает сверх нормы указанной в разрешении, а другой и вовсе не закроет лицензию, в этот промежуток квоты, отведённой на добычу конкретного животного и попадают браконьеры, охотящиеся без документов, зверю же всё равно с документами на него охотятся или нет.
Обидно конечно охотникам, регулярно приобретающим право на добычу, ну и конечно охотничьи хозяйства, теряющим на этом деньги, потоки которых уходят в неизвестном для простого люда направлении. Представьте себе советские годы. Кругом государственная обязаловка накинутая удавкой на шеи сельских тружеников.
Жители деревень почти крепостные. Зарплаты нет, а вместо неё трудодни. Если где и была зарплата, то она являлась мизерная и убогая в зависимости от правителей. Что ни говори, а государство подмяло под себя своих граждан. И потому, сегодня уже не диктатура трудящихся, а диктатура чиновников и партийной номенклатуры.
Кроме того жёсткие поборы, а также неусыпный надзор и контроль за количеством поголовья скотины в каждом дворе. Тут не разбогатеешь. Кроме того государство тщательно и скрупулёзно собирало налоги на садовые деревья и кустарники, дефицит банок - крышек, сахара... не запасёшься... отсутствие строительных материалов - не построишь и не сохранишь даже выращенное...
Поэтому одним из главных источников выживания в таких спартанских условиях предписанных государством, а особенно в таёжной глухомани - являлась охота и рыбалка. Для получения охотничьего билета по закону необходимо найти и вступить в охотничье общество сдав необходимый охотничий минимум.
Он включал проверку знания правил охоты и вопросы безопасности при применении огнестрельного оружия. В общество охотников можно вступать с 16-ти лет. Но лицензия на охотничье оружие и разрешение на пользование им выдаётся только с 18-ти лет. Кроме того законопослушному охотнику необходимо ежегодно платить в общество установленные взносы, а при каждом охотничьем сезоне выписывать платную путёвку на отстрел зверей или дичи.
Таким образом, простой, бедный и обездоленный народ и тем более глубоких, глухих уголков нашей необъятной страны невольно оказался зажатым между "молотом и наковальней". Он был жестко стиснут между цепким и безжалостным административно - командным аппаратом и чиновничьим произволом граничащим с беспределом и нуждами самих крестьян - провинциалов.
Как звучит знаменитое высказывание Остапа Бендера, из всем известного Романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова "Двенадцать Стульев": "Спасение утопающих дело рук самих утопающих", то есть решать свои проблемы каждый должен сам или вместе с товарищами по несчастью. Вот простой люд брошенный государством на произвол судьбы и спасался, как мог - всеми возможными средствами.
К вечеру жена Кузьмы Зоя со своими помощницами: Федотовой - Фросей и Галей женой Федотова Николая приготовили вкусную трапезу в просторной прихожей усадьбы на нескольких столах. Они натушили в русской печи в нескольких объёмных чугунках картофель с жирной гусятиной, испекли душистые караваи хлеба и сварили наваристых щей со свежей капустой то же с мелко нарубленными кусками гусятины.
Знаете ли вы, что такое настоящее сибирское жаркое - мелко нарубленные бараньи рёбрышки, помещённые в объёмный чугунок, ломтиками картофеля, лука и других специй, хорошо настоянный в горниле русской печи. Я бы вам описал его неповторимый вкус и смак, но боюсь, не получится. Таланту не хватит. Да и не о достоинствах этого блюда тут речь.
Речь о другом: мы голодные ребятишки, прибегавшие с улицы, проголодавшие и радостные сметали содержимое тарелок с жарким в один присесть, да ещё настойчиво у мамы просили добавки. На столе также громоздились тарелки с квашенной капустой, солёные огурчики с грибочками.
Ну и как же такое событие обойдётся без деревенского алкоголя - самогона, приготовленного из чистейших и натуральных продуктов, а именно солода из пророщенной пшеницы. Детишки резво опрокинули по нескольку тарелок наваристых щей и по разрешению родителей высыпали дружной гурьбой с радостными криками во двор дома поиграть в детские игры перед сном.
Все родственники чинно расселись за столами, взяв налитые чарки с самогоном. Слово взял самый авторитетный и уважаемый представитель родовы Федотовых по Прасковьиной линии - Фокин Георгий. Он выпрямился во весь могучий, богатырский рост держа в правой руке покрытой трудовыми мозолями двухсот граммовый, гранённый стакан, наполовину наполненный алкоголем.
- Дорогие мои родные ! Я рад, что тяжелейшие дни и лишения этой осени остались позади. Мы ещё раз сегодня убедились, что вместе и сообща мы способны сделать самое невозможное. Как говорил мой фронтовой друг с Украины киевлянин - Василий Кулеба: "Гуртом и батьку бить легче !".
При этих словах все дружно засмеялись и загалдели.
- Помощь близким людям живёт в крови от наших ещё далёких предков ! За успешное окончание уборки картофеля ! - закончил свою краткую речь Гоша.
Все присутствующие потянулись со стаканами друг к дружке и звонко, чокнувшись выпили живительный горячительный напиток.
Затем застучали ложки об тарелки с наваристым и вкусными щами с жирной гусятиной и начался душевный застольный разговор. После захмелевшие девчата душевно затянули застольные народные песни, а мужики сплочённо и в унисон их подхватили. Застолье кипело молодецкой энергией ! Шум, гвалт... Потревоженные куры, угнездившиеся на ночлег в хлеву усадьбы, беспокойно запереминались на своём насесте, закудахтали...
И в этот момент Кузьму пронзила резонная мысль: "Любые беды и невзгоды невольно сплачивают простых сибиряков вместе и тем более близких людей. Тогда какие - бы не были трудности их можно преодолеть при тесном взаимодействии с меньшими потерями. Поэтому родственные связи необходимо всегда ценить, беречь и всячески укреплять !".