Мы, русские, относимся с пренебрежением к своему фамильному прошлому. Большинство своими предками не интересуется и вряд ли знает свою родословную далее дедов, степень уважения к которым, обыкновенно, соизмеряется с тем состоянием, которое они оставили. Историческое самосознание, столь необходимое для великого народа не придёт до тех пор, пока не установится духовная связь между потомками и предками, сокрытыми в глубине веков.
Кречетов Пётр. Материалы для описания Орловской губернии. Рига, 1905 год.
Все мы рождаемся в результате определённого стечения обстоятельств или случайности, если угодно, однако в этой случайности, как, впрочем, и во всех случайностях, есть своя закономерность. Генетическая цепочка, в одной из точек которой человек появляется на свет, не зависит ни от желания, ни от воли родителей, и тем не менее она не терпит обрыва.
Её обрыв неминуемо означает гибель рода и его исчезновение, будь ты потомком дворян или купцов, крестьян или мещан - это не имеет ровно никакого значения. Просто дворяне в силу исторических причин, более высокой общей культуры, традиций и общественного положения хранили её в семейной памяти, а прочие - не хранили, поскольку она не представляла для них никакого общественного смысла и личного интереса.
Их статус в обществе не менялся и измениться, как правило, не мог. Крестьянский сын пахал землю и с трудом переживал русские зимы - точно так же, как его отец, дед и прадед. Потомок мещанина тихо и смиренно повторял путь своих родителей в той же нише, отведённой для них городским сообществом.
Даже купцы наследовали вначале лавки, а позднее - "дело" своих предков, лишь развивая его, но не дерзая изменять источнику существования собственной семьи. И только дворянство имело возможность искать занятия согласно желаниям и склонностям своим, почему и нуждалось в памяти предков в той мере, в какой они оказывались вовлечёнными в активную социальную жизнь.
Родословная каждого человека есть всего - навсего доля участия предков его в жизни народа, нации и государства. А история народа - производное этих долей, их взаимное влияние друг на друга, и математическое воспроизведение её, по всей вероятности, не такое уж сложное дело.
Существует легенда, что некий весьма пожилой человек случайно оказал услугу могущественному волшебнику. И растроганный волшебник предложил вернуть его в тот возраст, в котором он пожелает пребывать со своим обликом, разумом, характером, будь то детство или юность, зрелость или старость. И после некоторых раздумий счастливец выбрал тот возраст, в котором находился в данный момент.
- Но почему же ? - удивился волшебник.
- Неужели тебе не хочется вновь стать ребёнком с чистой душой и восторгом ежедневных открытий ?
- Или юношей, каждое мгновение ощущающим рост мощи собственных сил, переполненным страстной тоской любви и сладостной жаждой мечтаний ?
- Наконец, я могу превратить тебя в сильного, обретшего любовь, семью и место в жизни человека. Почему ты просишь оставить тебя в летах, когда мечтания растаяли как дым, страсть испарилась, а тело и душа стонут по ночам от груза прожитых лет и совершённых ошибок ?
Объясни мне, странный человек, своё желание.
- Охотно. Я не хочу ещё раз переживать детство, потому что детство человеческое - время необъяснимых и очень болезненных обид. Я не хочу стать юным, потому что юность - исток всех ошибок, которые столь тягостны в сумерках старости.
Наконец, я не хочу снова быть зрелым, потому что зрелость вскармливает зависть и даёт толчок первым разочарованиям, которые постепенно копятся и отравляют все последующие годы. Покойна только старость, осознавшая себя таковой. Может это и называется - мудростью".