Никитин Сергей Анатольевич : другие произведения.

Моя родословная. Глава. 2 Мемуары

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   Глава 2. Деревня Александровка.
  
  
  Назови мне такое место в мире,
  где в 25 раз больше людей, исполненных
  подлинного героизма, любви к свободе,
  образованных и умных!
  Такое место в мире - Сибирь!
  
  Марк Твен. "Том Сойер за границей".
  
  
  
  Деревня Александровка возникла в 1865 году. В 2010 году ей исполнилось 145 лет. Люди в ней живут и в настоящее время. Её основатели - переселенцы и государственные крестьяне Вятской губернии, Котельнического уезда. Своё название она носит в честь организатора поселения, а затем и одного из первых жителей Зыкова Александра Антоновича. Он приехал сюда одним из первых в возрасте 25-ти лет. Его привлекли в эти места река, лес и много хорошей земли.
  
  У него имелось два сына: Алексей и Леонтий. На новом месте Зыков построил себе двухэтажный жилой дом. На первом этаже, находилась кладовая, а на втором жилое помещение. Дом сгорел еще при жизни хозяина. В этом же 1865 году Ачинский окружной землемер - Болотин организовал "выборку подробного исчисления контура деревни Александровки", в которой указано, что одной удобной для деревни земли - 2 952 десятины и 1 680 сажен.
  
  Им же начертана и карта земель д. Александровки. Из неё следует, что она граничила с угодьями таких поселений как: Красновка, Секретарка, Листвянка, Улуса Верхнее - Улуйский, Лапшиха и Средний Тулат. В "Памятной книжке Енисейской губернии 1901 года" указано, что: "д. Александровка входила в состав Больше - Улуйской волости, Енисейской губернии и располагалась на реке - Улуйка.
  
  Деревня находилась в 200 или 203 верстах от губернского города Красноярск, а также в 35 верстах от волостного села Большой Улуй". В деревне в то время проживало 118 человек мужского пола и 125 человек женского пола. В начале 20-го века все лесные угодья этого полиса взяли на строгий контроль с их закреплением за Кемчугсим лесничеством. Оно назначало лесничих с выплатой им жалованье, а также выдавало казенное имущество и удостоверение.
  
  Так, на 1910 год объездчиком 8-го объезда д. Александровки значился Вохмянин Евграф, грамотный крестьянин, который получал жалованье 420 рублей. В его обязанности входило следить за правильным использованием леса и привлекать сельчан для тушения пожаров на своем участке. Крестьяне несли наказание за незаконную вырубку леса и за уклонение от тушения лесных пожаров.
  
  Не стояли в стороне жители деревни и от волостных дел. Так в 1915 году, когда шло строительство церкви в селе - Новая Еловка, Александровские крестьяне помогали строительству материалом. Среди них: Виктор Денисов, Феофан Бакулин, Василий Французов и другие. Несмотря на наличие в деревне школы, более 300 человек взрослого населения деревни являлись неграмотными.
  
  Многие фамилии Александровцев сохранились и по настоящее время. Так, потомки Зыковых, Смердиных живут в селе Большой Улуй, а Вохмяниных и Терентьевых - в Александровке. Вскоре после основания Александровки в деревню переехало несколько казачьих семей в том числе: Вотинцевы, Белозёровы, Сазоновы, Саженковы и Зыковы. Испокон веков основой этих семей являлась православная вера и соблюдение казачьих традиций.
  
  
  Краткая справка о казаках:
  
  
  Там, где есть воля - есть путь.
  
  Альберт Эйнштейн - немецкий физик.
  
  
  
  Многие этнографы не считают казаков отдельным народом. Их называют социальной группой или даже особым военным сословием, входящим в состав русского этноса. Сами казаки с этим утверждением в корне не согласны, отстаивая свою самобытную культуру, уникальные обычаи и традиции степной вольницы.
  
  Одной из особенностей данного народа является большое количество смешанных браков, заключавшихся в XVI-XVIII веках между донскими казаками, например, и пленными турчанками. Особые обычаи начнём с того, что слово "казак" имеет тюркоязычное происхождение и в переводе на русский означает - "свободный или вольный". Примерно пять - шесть столетий назад так называли себя многие люди, которые предпочитали личную свободу тесным рамкам законов, установленных официальными властями.
  
  Наименование "казак" было хорошо известно как в России, так и в Центральной Азии. Начиная с XV века на вольные берега Дона начали стекаться молодые мужчины, не желавшие оставаться холопами бояр, а также гнуть спины на помещиков, зависеть от произвола и самодурства разного начальства: от приказчика до статского советника. Некоторые из будущих казаков являлись беглыми преступниками, другие - авантюристами и искателями приключений.
  
  Но основная масса стремилась именно к независимости. Эти люди создали особую социальную организацию, именуемую Казачий круг, где на совете общины решались самые разные вопросы - от хозяйственного спора до объявления войны. Поскольку среди беглецов почти отсутствовали женщины, очень скоро эти замкнутые мужские объединения столкнулись с проблемой: как наладить личную жизнь ?
  
  Каждый человек нуждается в семье, а также заботе и продолжении рода. Мужских сил, энергии и желаний - с избытком, а кому их отдать ? Вот и стали казаки воровать девушек и женщин у черкесов, ногайцев и других соседних народов, а из многочисленных походов помимо награбленного добра привозить себе в невесты турчанок, персиянок и калмычек... Поэтому нет ничего странного в том, что удалой атаман Стенька Разин, как поется в известной песне, похитил персидскую княжну.
  
  Правда, это вызвало недовольство его лихих соратников: "Нас на бабу променял". И он бросил красавицу в волжскую воду, тем самым продемонстрировав, что для него мнение братьев по оружию важнее любой женщины. Всё - таки изначально вольная община - это союз мужчин. Хотя к чести казаков следует сказать, что у них не существовало обычая заводить многочисленных наложниц помимо официальной супруги, как это было установлено в Средней Азии. Там пленниц держали на положении секс - рабынь.
  
  Общинный уклад жизни, когда все вопросы - вплоть до личной жизни - решает Казачий круг, не предполагал подобного. Казаки посчитали бы сожительство женатых мужчин с пленными женщинами развратом. А людьми они слыли весьма суровыми. Правило простое: раз украл красавицу, оторвал от родных отца и матери - женись по закону. А какой мужчина станет привозить домой девушку, если она ему не нравится ?
  
  Поэтому и пошли разговоры о красоте пленных турчанок и персиянок и украденных черкешенок. В те времена стояла жёсткая установка и потребность постоянно защищать южные границы нашей страны от многочисленных врагов. Жители Дона служили русским царям взамен на признание их вольницы - права жить по своему уставу. Официальный статус приграничной армии казакам своим указом присвоил второй представитель династии Романовых - Алексей Михайлович 1629 - 1676 годы. Особенно часто Россия воевала с Турцией.
  
  С 1568 по 1878 год в истории имели место семь русско - турецких войн и еще два военных конфликта: на Азове в конце XVII века и Прутский поход 1711 года. Самыми активными участниками всех этих кампаний являлись донские казаки. Они часто привозили домой пленных девушек. Например, известно, что в 1635 году после военного столкновения с турками, жившими на побережье Таганрогского залива - на мысе Чумбур и Павло - Очаковской косе, казаки захватили в плен 1 735 (!) представительниц прекрасного пола.
  
  Таких женщин называли ясырками. А детей, рожденных в результате браков с турчанками, черкешенками, персиянками и другими иноверками, на Дону именовали болдырями. Фамилии Болдыревы, Татаркины, Турчанининовы довольно распространены среди казаков, все они свидетельствуют о происхождении своих носителей. Этот факт нашёл свое отражение и в литературе.
  
  Неслучайно Михаил Шолохов в своём легендарном романе "Тихий Дон" сделал бабушку главного героя - Григория Мелехова турчанкой, привезённой из похода. Впрочем, казачки тоже попадали в плен к иноверцам. Становились их женами и рожали детей. Иногда они возвращались в родные станицы с сыновьями и дочерьми и снова выходили замуж, поскольку оставаться матерью - одиночкой, живущей без поддержки, было не принято. Вообще на Дону считали, что чужих детей не бывает.
  
  Усыновленных казаками потомков турок и татар называли туминами. Отсюда и пошли фамилии Туминовы и Туминкины. Как ни странно, казаки редко женились на русских девушках и украинках. Даже в XVIII веке, когда поселенцы из северных регионов начали заселять донские земли, не примыкая при этом к местной вольнице, свободолюбивые люди желали максимально дистанцироваться от пришлых русских.
  
  Казаки хотели сохранить собственный уклад жизни и, вероятно, видели в чужаках угрозу своей самобытности. Тем более что к тому времени демографическую проблему уже решили, и в донских станицах было много красавиц. У казаков постепенно сложились свои собственные семейные ценности. В каждой семье имелся старший мужчина, который руководил всем домом.
  
  Неважно, сколько лет было его детям, и насколько взрослыми они были, но пока "старый казак" сохранял свою силу, он являлся патриархом и неоспоримым авторитетом в семье, и его слово для всех закон. Жены у казаков также особенные. Они сильно отличались от традиционных женщин. Как правило, молодые казачки - это сильные, смелые и решительные женщины.
  
  Довольно часто их мужья уходили в военные походы, поэтому им приходилось не только самостоятельно справляться с домашним хозяйством и воспитанием детей, но и защищать свои дома. К примеру, в 1641 году, во время обороны города Азов, более 800 женщин взяли в руки оружие, и приняли участие в сражении. Они всегда умели постоять себя. Несмотря на свою силу и смелость, казачки беспрекословно подчинялись своим мужьям. Сами же казаки не сильно проявляли чувства.
  
  Как правило, они воспитывали своих детей сдержанно, не проявляя особой заботы. К сожалению, не всем казакам удавалось вернуться из походов, поэтому заботы о семье погибшего брали на себя другие члены его семьи. Как отмечают историки, своенравных казачек никогда не брали в плен. По мнению работорговцев, они считались плохим "товаром", трудно справиться с непокорными женщинами.
  
  Кроме того, большинство женщин сражались до последнего, и следуя примеру своих мужей, не сдавались в плен добровольно. Именно по этой причине, взрослых казачек нельзя было встретить на рынках рабов в Крыму или Тамани. Жениться не на казачке стало предосудительным. Песни и стихи воспевают красоту, стать и свободолюбивый нрав жительниц донских станиц.
  
  Так, историк Василий Сухоруков (годы жизни: 1795 - 1841годы - прим. от авт.) писал, что на происхождение казаков существенное влияние оказало смешение славянской и турецкой кровей, и поэтому на Дону женщины имеют "пламенные черные глаза" и здоровый румянец на щечках, а также любят яркие наряды. Одежда полонянок наложила большой отпечаток на традиционный костюм казачек. Постоянные войны, на которые уходили мужчины, приучили женщин из донских станиц стать самостоятельными.
  Они растили детей и ловко управлялись не только с хозяйством, но и с оружием и не позволяли себе раскисать, опасаясь за ушедших на фронт сыновей, братьев и мужей. Донские казаки читаются старше всех остальных - запорожских, кубанских, яицких и других. Донское войско занимало территорию современных Ростовской и Волгоградской областей Россия, а также часть нынешних Луганской и Донецкой областей.
  
  Донские казаки имели свои станицы и города. Самые известные города - две казачьи столицы, старая и новая, Старочеркасск и Новочеркасск. Хотя официальная религия донских казаков - православие, среди 2,5 млн. донских казаков только в Донской епархии насчитывалось около 150 000 старообрядцев. Несмотря на то, что большая часть донских казаков - христиане, в начале прошлого века среди них имелось около 30 000 буддистов - калмыков и даже мусульмане.
  
  Казачат начинали учить ездить на лошади с трёх лет. В 1897 году количество донских казаков превышало численность жителей нынешнего Ростова-на-Дону примерно вдвое. Донских казаков было около 3 млн. человек. Больше всего донских казаков в Ростовской области около 87 000 человек. В Волгоградской области - около 20 000 человек. Это - данные Всероссийской переписи населения 2002 года.
  
  Вот, поимённой список казачьих семей, в Александровке: Сазонов Иван Карпович; Сазонова Анна Антоновна, 1920 г ода рождения - умерла в 1983 году, их дети: Сазонов Алексей Иванович, 1920 г ода рождения - умер в 1961 году, Сазонов Александр Алексеевич, 1958 г ода рождения - умер в 1973 года; Белозёров Федот. Его сын - Белозеров Дмитрий Федотович, 04.11.1926 г ода рождения - умер 09.01.1985 года; Белозеров Евгений Тимофеевич, 08.03.1929 года рождения - умер 09.06.1990 года; Белозерова Валентина, Белозеров Георгий Евгеньевич, 27.05.1954 года роэждения - умер 22.05.1990 года;
  
  Белозеров Леонид Алексеевич, 1913 г ода рождения - умер в 1958 году; Белозерова Мария Павловна, 1915 года рождения - умерла в 1967 году; Зыков Иван Федотович, 24.01.1892 г ода рождения - умер 18.04.1975 года, Зыкова Аксинья Павловна, 27.01.1895 года рождения - умерла в 1983 году, Зыков Андрей Викторович, 22.02.1972 г ода рождения - умер 28.07.1977 года, Зыков Михаил Иванович, 1922 г ода рождения - умер в 1982 году, Зыкова Анна Григорьевна, 1922 года рождекния - умерла в 2002 году, Зыкова Марфа Григорьевна, 1878 года рождения - умерла в 1950 году; Саженков Григорий Андреевич, 06.05.1893 года рождения - умер 23.11.1953 года, Саженкова Ефросинья Ивановна, 16.11.1894 года рождения - умерла 13.10.1966 года, Саженков Михаил Григорьевич, 18.11.1930 года рождения - умер 15.11.2003 года.
  
  
  
  Продолжение следует ...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"