Глава 11. Камай - легендарный предводитель и князь марийцев.
Каждый, кто идёт в жизни собственным путём, - герой. Каждый, кто осуществляет то, на что способен, - герой.
Герман Гессе - немецкий писатель.
Камай - легендарный предводитель и князь марийцев, населявших земли значительной пасти нынешних Сернурского и Куженерского районов Республики - Марий Эл. В древности в этом краю жили Удмурты. По мере роста численности марийцев между двумя народами стали возникать конфликты из-за земли.
Предположительно в первой половине XVI века удмуртский князь - Одо собрал войско с намерением изгнать марийцев, объединившихся в ответ на угрозу под предводительством - Камая. Оба воинства сошлись, приготовившись к битве. Камай, стремясь избежать кровопролития, предложил решить конфликт в единоборстве и вызвал на бой князя - Одо.
"Если победит богатырь - Одо", - сказал Камай. - то марийцы навсегда уйдут из этих мест, но если я одержу победу, то пусть удмурты покинут этот край". Согласится Одо. В жестокой схватке победу одержал - Камай, и удмуртам пришлось уйти. Камай прославится как герой. Когда он умер, то марийцы его обожествили, как своего Покровителя.
Ещё в XIX - начале XX века марийцы - горняки, добывавшие камень для изготовления жерновов в каменоломнях "Нолькинский камень" раз в год приносили Камай - Юму, то есть Богу - Камаю в жертву зайца. Марийцы верили, что он является в образе старика. Рядом с деревней Нур - Сола в Сернурском районе есть место, называемое - "Камай - Са;га" или "Лоб Камая". Считается, что в полдень, или в полночь на этом месте появляются видения.
Полтыш - легендарный князь Малмыжского края.
Штрихи к портрету
Лучше умереть стоя, чем жить на коленях.
Долорес Ибаррури - испанский политик
Легендарный князь Малмыжского края, живший в XVI веке. Его резиденция находилась в городе - Малмыж у реки Вятки. По преданиям это была хорошо укреплённая крепость, окружённая широким рвом и высоким валом с дубовым частоколом. Полтышу довелось жить в суровые времена, когда царь - Иван Грозный завоевывал Казанское ханство и весь Волго -Вятский край охватило жестокой войной.
Малмыжский князь, в то время уже старик, принял решение не подчиняться победителю, предпочитая лучше погибнуть свободным в бою. В отличие от других лесных народов, у Черемисов имелась и своя конница, а войско строилось по десятичному татарскому принципу. Лёгкое и подвижное, хорошо знакомое с местностью, оно идеально подходило для партизанской войны.
По вере простой марийский народ оставался язычниками, а значит, на него имели большое влияние местные жрецы. Такая империя, как Россия, не могла терпеть вольности казанской эпохи и начала обращать население в православную веру. Когда кнутом, а когда и пряником. В любом случае, это не могло не вызвать всеобщего возмущения.
Единственным способом воздействия на новых подданных было снижение налогов. Но когда три заповедных лета, отпущенных на это, закончились, начались волнения, в том числе и среди покорённых ещё до Казанского похода южных - горных черемисов. Если татар Россия могла приманить к себе торговыми преференциями и выдачей поместий, то лесовиков это интересовало мало.
Главным для них были низкие налоги и религиозные свободы. Всего этого Россия допустить не могла. А в условиях, когда в годы опричнины и Ливонской войны и на Москве было неспокойно, царю не было дело до боярского произвола в только что присоединенных провинциях. Это объясняло все последующие восстания.
В крупных сражениях перевес был заведомо на стороне русских - их войско было лучше обучено, вооружено и хорошо управлялось. А когда царские воеводы выкорчевали основных лидеров повстанцев, это стало особенно заметно. Кроме того, русские начали выигрывать войну на истощение.
На их сторону обратно вернулись горные марийцы, которых восставшие несколько раз грабили из - за отсутствия продовольствия. К 1557-у году стало ясно, что большая Казанская война идёт к концу. Черемисы иной раз собирались в отряды по десять или двадцать тысяч - это много, очень много для народа, который и сейчас составляет всего около половины миллиона человек. Но русские всегда оказывались сильнее, а без союзников надеяться на победу не стоило.
Первую волну наступавших врагов храброму князю Полтышу удалось отразить. Однако во второй раз против него послали более значительные силы. Князь Полтыш с войском укрылся за стенами крепости - Малмыжа и подготовился к долгой осаде. Несмотря на огонь пушек, многочисленные и штурмы, крепость не сдавалась.
Осаждённые тщетно ждали, что соседние марийские князья придут им на помощь. В городе заканчивалась еда. Защитники приняли решение - вырваться из окружения. В ожесточённом сражении, длившемся до полудня, Полтыш получил смертельное ранение, но марийцам удалось уйти в леса. Малмыж сожгли дотла.
Согласно преданию, князя похоронили в лодке на небольшом озере возле Малмыжа. Говорят, что раз в год ночью, Полтыш является на высоком берегу реки Шошмы, а к нему стекаются души погибших в бою.