Природа наделяет нас добродетелями, а помогает их проявить судьба.
Народная мудрость
Итак, в середине сентября в путевом дворце в Чугуеве Александр II встретился с Шамилем и даже вручил ему золотую саблю, поблагодарив его за сделанный шаг к созданию мира. С ним обращались не как с бунтовщиком, а как с пленённым главой государства. Публика Москвы и Санкт - Петербурга встретила Шамиля с огромным любопытством.
22 сентября Шамиль встретился в Москве с Алексеем Ермоловым. О чём говорили эти два беспощадных кавказских владыки, эти две ипостаси одной и той же сущности, неизвестно. Встреча прошла за закрытыми дверями.
Единственное, что уловили сопровождавшие Шамиля лица, так это одну фразу своего подопечного: "Ты злой человек, Ярмул, ты мог бы сделать, чтобы наши народы жили в мире, но тебе захотелось крови". Ярмул - давнее кавказское прозвище генерала Алексея Ермолова, созвучное его фамилии и одновременно означающее на местном наречии "дитя собаки". Проще говоря, Шамиль спросил: "Зачем ты устроил эту бойню, сукин сын ?".
Что ответил ему Ермолов? Вероятно, напомнил, что горцы сами беспрестанно нарушали южную границу России - Кавказскую линию. Что они постоянно разоряли ставропольские и кубанские станицы, угоняли скот, похищали людей, требуя потом за них выкуп.
Вероятно, он заметил, что России нужно было торговать с Востоком и иметь надежную связь с христианским Закавказьем, а горцы не давали проходу - грабили все идущие через Кавказ транспорты и караваны.
Бывший имам и гроза Кавказа побывал в нескольких российских городах, не переставая удивляться красоте и величию России. А особенно он поражался тому, как его встречают люди.
Он считал, что они обязаны его ненавидеть, но его встречали везде как героя, называя Кавказским Наполеоном. После вояжа по столицам главный борец с неверными был доставлен в город Калугу - место своей почётной ссылки. Ему с семьёй выделили красивый трёхэтажный дом, выкупленного у помещика Сухотина.
При лучшем особняке имелись обширный сад для прогулок и небольшая мечеть. За казённый счет в доме произвели роскошный ремонт. Шамиль лично руководил рабочими и подбирал мебель. Сюда же из Дагестана перевезли его семью - двух жён, детей, внуков, других родственников в количестве 22 человек.
За порядком в доме будет присматривать специально назначенный военный пристав - добродушный офицер, не писавший доносов и служивший в основном в качестве переводчика.
На содержание Шамиля и его близких из казны выделялись ежегодно по 20 000 рублей. По современным меркам это примерно 100 000 американских долларов плюс 15 000 рублей лично Шамилю в качестве ежегодной пенсии. У многих царских генералов пенсия была меньше. Шамиль часто выезжал знакомился с бытом людей и посещал госпитали, где лежали раненые солдаты царской армии, а также следил за театральной жизнью.
Словом, это не была жизнь пленника, но жизнь почётного гостя. В Калуге меж тем продолжалась демонстрация чудес восточной дипломатии. Каждые утро и вечер в доме Шамиля отворялись окна, и весь город слушал, как из покоев почетного пленника доносятся звуки гимна "Боже, царя храни !". Его исполнял специально обученный слуга. На глазах простодушных обывателей наворачивались слезы умиления...
"Не слишком ли хорошо мы относимся к Шамилю ?" - вопрошали в ту пору калужские газетчики. "Нет, - отвечали они на собственный же вопрос, - потому что русские - это нация, которая не бьёт лежачих !".
Имам Шамиль, будучи в своей Калуге, прекрасно знал о творящихся на Кавказе депортациях. И вот когда его в очередной раз пригласили ко двору, он сказал: "Старый Шамиль на склоне лет жалеет, что не может родиться еще раз, дабы посвятить свою жизнь на служение белому царю, благодеяниями которого он теперь пользуется".
Так сказал человек, чей портрет в дудаевской и масхадовской Ичкерии будет висеть, чуть ли не на каждом углу. Так сказал человек, чьё имя ныне объединяет самых бескомпромиссных, непримиримых и экстремистски настроенных в отношении России горцев. Человек, боровшийся с Россией более 30 лет при трёх царях и восьми кавказских наместниках, на старости лет фактически совершил предательство.
По-настоящему имама сломили не поражения и не старость, как бы это сейчас "романтично" ни прозвучало, - Шамиля сломило милосердие. Что может ожидать побежденный от победителя? Даже сдаваясь, он не верил в пощаду, сразу после выхода из укрепления повернул обратно, подозревая "измену", но его переубедили свои.
Романтизировать русское "уважение к врагу" также не стоит. На место мёртвого имама обязательно нашёлся бы претендент, чего не скажешь о пленном, Шамиль стал бы мучеником, иконой, героем в глазах народа, замученного русскими, и война вспыхнула бы с новой силой.
А уже в середине сентября Александр II встретился с Шамилем и даже вручил ему золотую саблю, поблагодарив его за сделанный шаг к созданию мира. С ним обращались не как с бунтовщиком, а как с пленённым главой государства. Публика Москвы и Санкт - Петербурга встретила Шамиля с огромным любопытством.
Шамиль побывал в нескольких российских городах, не переставая удивляться красоте и величию России. А особенно он поражался тому, как его встречают люди. Он считал, что они обязаны его ненавидеть, но его встречали везде как героя, называя Кавказским Наполеоном. Поселили Шамиля в Калуге.
Ему с семьёй выделили красивый трехэтажный дом. При доме имелись обширный сад для прогулок и небольшая мечеть. Сюда же из Дагестана перевезли его семью - двух жен, детей, внуков, других родственников в количестве двадцати двух человек. На содержание Шамиля и его близких из казны выделялись ежегодно несколько десятков тысяч рублей.
Шамиль часто выезжал, знакомился с бытом людей и посещал госпитали, где лежали раненые солдаты царской армии, а также следил за театральной жизнью.
Словом, это не была жизнь не пленника, а почётного гостя. В 1861 году Шамиль обращается к императору с просьбой, о поездке к мусульманским святыням в Мекку. Пригласив Шамиля и его старшего сына Гази-Магомеда в Царское село, Александр пообещал отпустить его, но только позже. Пока он считал это нецелесообразным, так как в горах ещё не всё было замирено. Сын Шамиля Магомед-Шапи поступает на службу к Александру в Кавказский эскадрон.
Третья жена Шамиля Загидат подарила имаму сына Магомеда-Камиля уже в Калуге. Здесь же Шамиль принимает присягу на верность императору и завещает своим детям "принести новому Отечеству ту пользу, которую оно ожидает от верных и преданных сынов своих".
Это событие произошло 26 августа 1866 года в зале Калужского дворянского собрания. При огромном стечении народа имам Шамиль торжественно присягнул на верность государю императору, за что его тут же произвели в дворянское достоинство
Российской империи.
Два года назад в урочище Красная Поляна близ Сочи произошло грандиозное событие. Здесь встретились четыре мощных русских отряда, завоевывавших Западный Кавказ с четырех разных направлений. День этой встречи, 21 мая 1864 года, объявили днём окончания всей Кавказской войны. Конечно, дата эта чисто условная.
На самом деле у той войны два дня победы. Первый - над Восточным Кавказом, когда сдался Шамиль. Второй - над Западным, когда в Турцию депортировали последнего местного жителя. Кавказская война длилась полвека.
Это самая долгая война из всех, что когда - либо вела Россия. Боевые потери русских в Кавказской войне по данным исследования историка Александра Алексеевича Гизетти составили 96 275 человек, в том числе 4 050 офицеров и 13 генералов. Из 13 генералов русской армии, погибших за 50 лет Кавказской войны, семь погибли убиты в Чечне: в 1825 году - Н.В. Греков, Д.Т. Лисаневич, в 1845 году - Б.Б. Фок, Д.В. Пасек, А.Е. Викторов, в 1851 году - Н.П. Слепцов, в1852 году - Ф.И. Круковский.
Всего за период с 1801 по1864 год погибло 804 офицера, из них в Чечне - 175; получили ранение - 3 154, из них в Чечне - 1 102 человека, в плен попали 92 человека, из которых 15 человек в Чечне. Низших чинов погибло за этот же период 21 142 человека, из них в Чечне - 6 424, ранение получили 62 168, из них на Чечню приходится 20 375 человек; попало в плен и пропало без вести: 5 915 человек, из них на Чечню приходится 1 133 человека. Не боевые потери, такие как смертность от ран и эпидемий, превышали боевые, как минимум, втрое.
Потери России в Кавказской войне были больше, чем в современных афганской, двух чеченских и всех остальных локальных войнах вместе взятых. Кавказская война совершенно расстроила финансы империи и поставила страну на грань банкротства, чем существенно приблизила реформы Александра II и отмену крепостничества. О потерях горцев в той войне ничего не известно.
Если сложить все отчёты царских военачальников, то получается, что население Кавказа было уничтожено полностью от первого до последнего человека, причём много раз подряд. Разве мог кто - то предположить, что уже через несколько лет после победы Восточный Кавказ забурлит вновь. Что бунт будет следовать за бунтом, расправа за расправой, и так вплоть до самой революции.
Потом карательные отряды ОГПУ, точно следуя методике генерала Ермолова, установят в горах советскую власть. Потом Сталин, идя по стопам Александра II, очистит Кавказ от нежелательных элементов. Но лишь только империя ослабит свою железную хватку, лишь только повеет свободой, как все начнется сначала. С чистого листа. С обращения в первобытность. Словно ничего и не было...
Годы брали своё, калужский климат перестал подходить имаму, и приняли решение о переезде в Киев. Перед отъездом Шамиль сходил на кладбище попрощаться с семнадцатью родственными могилами, которые он оставлял здесь. Сидя на берегу Днепра в Киеве, Шамиль понимал, что настало время отправляться в свой последний поход. Он снова просит императора о поездке в Мекку, обещая, что сыновья его останутся. И вот разрешение получено.
16 февраля 1869 года Александр II даёт свое согласие. Сбылась самая заветная мечта имама Шамиля. Скончался имам Шамиль 4 февраля 1871 года, после завершения своего паломничества, в Медине. Там же его и похоронили на кладбище Джаннат-аль-Бакия, где покоятся ещё очень многие досточтимые люди мусульманского мира.
В начале XX-го века надмогильный камень Шамиля, как и другие мавзолеи и высокие плиты на кладбище, был снесён местными властями, поэтому точное местонахождение его могилы неизвестно.
С одной стороны многие утверждают, что имама Шамиль - предатель, так как сдался русским в плен. Ведь у него говорят они, была прекрасная возможность - на склоне своих лет славно завершить свою жизнь, почётно и доблестно погибнув с оружием в руках против ненавистных гяуров. Но не будем столь категоричными, делая
столь радикальный вывод !
Командующий группировкой на Северном Кавказе генерал Геннадий Трошев резонно замечает: "Горцы, прирождённые воины, сопротивлялись до последнего дыхания. Энергия и фанатизм, страсть и упорство основа их национального характера.
Дух вооружённой демократии издревле, вошедший в кровь и плоть жителей Кавказа не допускает и тени зависимости. Потому сражения были отчаянными насмерть. Особенно в правление проконсула генерала Ермолова. Ему генералу от инфантерии было поручено императором окончательное покорение Кавказа" (Геннадий Трошев. Чеченский рецидив. Записки командующего, Москва, 2003 г., с. 14).
Далее: "Штурм Гуниба был жестоким. Современники писали, что Барятинский сам ужаснулся его последствиями, когда 26 августа поднялся на Гунибское плато. Убитые лежали повсюду, маленькая речка сделалась красной от крови. Дальнейшая судьба Шамиля известна. С небольшой группой мюридов и семьёй он сдался Барятинскому и с почётом был отправлен в "Большую Россию".
До 1868 года жил в Калуге, а затем направился в Мекку. Через три года, в феврале 1871 - го имам упал с коня, сильно расшибся и умер в Медине. Шамиля похоронили на кладбище аль - Бакия.
История имама Шамиля - лишнее подтверждение того, что никогда не поздно переосмыслить свои взгляды и найти общий язык даже с самым сильным противником. Но главное в этой истории - не пленение имама и финал его жизни, а невероятная трансформация его политических взглядов.
Этому в немалой степени способствовало то, что один из сыновей Шамиля попал в плен, однако русские воспитали его, дали образование и отпустили. Приехав к отцу, сын не уставал повторять, что Россия - великая передовая страна, русские - благородные люди, с которыми надобно дружить, а не воевать, и дружба эта будет на пользу горцам. Неизвестно, насколько сын повлиял на отца. Может, Шамиль просто устал от войны, пожалел соплеменников, сотнями гибнувших от русского оружия в бесконечных боях...
Одно ясно совершенно точно: плен, а затем путешествие по России, визит к царю в Петербурге, пребывание в Калуге, по всей видимости, вызвали в Шамиле искреннее уважение и любовь к нашей огромной стране и её народу.
Он никогда больше не сказал о России и самодержавии, о людях, населяющих империю, ни одного "кривого слова". Более того, он не уставал призывать горцев никогда не воевать с русскими, а жить с ними в дружбе.
Короче говоря, отец всё же перенял систему ценностей сына и даже сожалел, что столько сил и времени потратил на войну. Из злейшего врага России он стал её рьяным сторонником. Когда я размышляю о судьбе Шамиля, невольно прихожу к выводу, что он - яркий образец религиозно-политического заблуждения, которое в конце концов окончилось прозрением.
Жаль, что те, кто борется сейчас с Россией под лозунгами "раннего Шамиля", забывают о конце его жизни. Надеюсь, что рано или поздно они задумаются и изменят свою позицию" (Там же, с. 28 - 29).