Сначала нужно уметь бороться со своими слабостями, а потому придёт умение побеждать своих противников.
Народная мудрость.
Чечня - эта малодоступная страна - лежала первой на пути распространения русского владычества не потому только, что приходилась ближайшей к русским владениям, с которыми не могли не сталкиваться постоянно.
Главнейшее значение её было в том, что она со своими богатыми пастбищами, с дремучими лесами, посреди которых издавна раскидывались роскошные оазисы возделанных полей, с равнинами, орошёнными множеством рек и покрытыми богатой растительностью всякого рода, являлась житницей бесплодного каменистого Дагестана.
И только покорив Чечню, можно было рассчитывать принудить к покорности и мирной жизни горные народы восточной полосы Кавказа. Но ничего не было труднее, как подчинить какой - либо власти не столько полудикий чеченский народ как дикую природу Чечни, в которой население находило себе непреодолимую защиту. Первые попытки русских посягнуть на неё и проникнуть внутрь страны - это экспедиция Пьери при графе Павле Потёмкине и Булгаковский штурм Ханкальского ущелья - разрешились кровопролитнейшими эпизодами, а после Булгакова уже больше не возобновлялись.
И природа, и люди Чечни стояли крепко на страже своей независимости. Топографическая Чечня распадается на две весьма отличные друг от друга части: южную нагорную и северную плоскую, обе одинаково покрытые вековыми лесами. Вот что написал в своих записках испанец Хуан Ван Хален, являющийся бельгийцем по происхождению, принимавший в 1820 году участие в военных действиях на Кавказе: "Владения чеченцев располагаются между лезгинскими горами и землями кабардинцев и простираются от гребней гигантских гор до берегов реки Терек.
Вся Чечня прорезана множеством рек и потоков, текущих с гор, с юга на север. Река Сунжа обтекает Чечню с запада и с севера, отделяет её от земли ингушей и от Малой Кабарды. А уже в Сунжу с правой стороны впадают другие речки - Фортанга, Нетхой, Гехи, Гойта, Аргун, а также Джалка и Хулхулау. На карте похожи они все вместе на расчёску или гребень с загнутой ручкой.
Левый фланг - Сунжа и Качкалыковский хребет. К югу от Сунжи и Кумыкской плоскости чеченские земли: на восток до реки Якташ и на юг до Андийского хребта. За хребтом - лезгины.
Между Сунжей и Аргуном - Малая Чечня, к востоку от Аргуна - Большая Чечня. 1-я на равнине, 2-я в горах. Везде вековые леса.
Среди них на полянах - многолюдные аулы. Но многие чеченцы живут в отдельных хуторах, рассеянных по непроходимым трущобам. Эти трущобы и составляют надежнейшую оборону их жилищ. Северная часть Чечни - ровная, проходят по ней арбяные дороги, по которым могут двигаться обозы и артиллерия, а южная часть - гористая, для движения войск неудобная.
Этот горский народ выделяется среди прочих обитателей Кавказа небольшим ростом, крайне воинственным видом, а равно и одеждой. Дом чеченца построен из ломаного камня, однако он такой же белый, а внутри в нём так же чисто и опрятно, как и в скромных хижинах, стоящих среди валенсийских полей Испании.
Постелью чеченцу служат овчины, каждодневной пищей - хлеб из пресного теста, испечённый на раскалённых камнях, а также кусок полупрожаренного мяса. Если же рацион этот удаётся сдобрить небольшим количеством водки, то ничто в мире не может сравниться с его блаженством. Земля, на которой они обитают, чрезвычайно плодородна, однако возделывание её даёт лишь кое - какое количество ячменя и крайне редко пшеницы, скверный табак для трубок да немного лука.
Этим, пожалуй, ограничивается то, что они получают да и хотят иметь от земли. Охота и разбой вечно гонят их из дому. Эти занятия являются для них единственными способами прокормления семьи. Сыновья с двенадцатилетнего возраста принимают участие в грабительских набегах вместе со своими отцами, деля с ними все опасности. Многие уже к четырнадцати годам из-за полученных ран лишены возможности покидать родное селение.
Эти дикие горцы, как, впрочем, и другие мусульмане, привычны куда выше ценить коней, чекмени, оружие, водку и трубку, чем преходящую красоту своих женщин. Таким образом, затраты кавказских горцев на войну компенсируются их природной неприхотливостью и добычей от непрестанных набегов, но прежде всего этой позорной торговлей живым товаром.
Наступление старости, а таковой у них считается возраст от шестидесяти до восьмидесяти, что свидетельствует об их исключительном долголетии, принуждает их к отдыху. Старец безропотно удаляется в самую дальнюю и тёмную каморку в доме, где со стоическим терпением дожидался прихода смерти. Когда же он умирает, старший сын берёт себе его оружие и доспехи, предметы бесценные, которые у них переходят из поколения в поколение, в точности как в наших семьях дворянские грамоты.
Наследство это обыкновенно состоит из длинного ружья небольшого калибра, длинного же пистолета, кинжала с лезвием шириной в два дюйма у рукоятки и сабли, чаще всего из дамасской стали. Мстительность - одна из главнейших страстей горцев. Гибель всякого чеченца в бою либо в ссоре обязывает прямых наследников погибшего к неумолимому мщению его врагам. Кровная месть здесь процветает. На Кубани по адату кровник на безоружного не нападёт. Но чеченцы по всякому нападают...
Если у какого чеченца душа закипит, зимой речку может переплыть, чтоб кого - нибудь из кровников зарезать. Был случай, переплыл чеченец реку, подкрался к казачьему костру, а те, бедолаги спали, горя не ждали, но закоченел чеченец, рукоять кинжала стиснуть не мог, стал над тем же костром руки отогревать, хорошо, что один казак вовремя проснулся...
Так что их не поймёшь - когда ради воровства, а когда просто ради мщения приползают". В чеченском языке кровная месть зовётся "чир". Традиция эта не мусульманская, она восходит к адату - своду неписаных законов, по которым жили ещё до принятия ислама вайнахи - предки современных чеченцев. Поводом к кровной мести чаще всего становится убийство.
Собираются старейшины тейпа и проводят разбирательство. Если они устанавливают виновность подо- зреваемого, то начинается обряд "кровничества". К родным убийцы отправляют посланника, который сообщает им о решении семьи пострадавшего объявить кровную месть. С этого момента закон "кровь за кровь" вступает в силу.
В случае, если убийство непредумышленное, то есть гибель в ДТП или от шальной пули, то виновника обычно тут же прощают, но при этом он должен заплатить выкуп семье жертвы или взять на содержание детей потерпевшего.
Порой родные жертвы отказываются от выкупа, и это считается верхом благородства. Но если выясняется, что в момент наезда или "случайного выстрела" убийца был пьян, то кровная месть может осуществиться. Кстати, женщин, стариков, детей или слабоумных по обычаю кровной мести не убивают.
Но в то же время женщина может сама осуществить кровную месть, если в её семье не осталось мужчин. А если убили женщину, то за неё убивают двоих мужчин из семьи убийцы. Чаще всего семья, которой объявили "чир", после этого переезжает в другое место. Таких людей называют "Луровелла", что означает "скрывающиеся от кровной мести". В древности кровная месть осуществлялась только в отношении самого виновника преступления.
В адате существовало такое понятие, как "куйг бехки" - "виновная рука", то есть, преследовали только непосредственно убийцу. Причём кровников часто прощали - это считалось более достойным поступком, чем месть. В XIX веке при имаме Шамиле закон скорректировали: теперь пострадавшая сторона могла сама выбирать, кто попадёт "под раздачу". Обычно это были ближайшие родичи виновника по отцовской линии.
Считается, что иначе они могут спрятать виновного. Иногда бывало так, что убивали самого уважаемого из семьи. Мстить могут только ближайшие родственники убитого.
Если месть осуществит, к примеру, его друг, это уже будет считаться не кровной местью, а убийством, что приведёт к появлению новых кровников. Порой преступника убивают его собственные родные, чтобы избежать дальнейших кровопролитий. Срока давности кровная месть не имеет.
Если человек, которого обвинили в преступлении, умирает, то убить могут его братьев, сыновей, внуков или других родственников мужского пола. Поэтому считается, что чем быстрее наступит примирение, тем лучше. Мстить можно только собственноручно.
То есть, если ты напишешь на убийцу заявление в полицию или наймёшь киллера, это будет не "чир". Процесс примирения обычно инициирует семья виновного. К кровникам отправляется посредник, заявляющий о желании примириться. По правилам, примирение может произойти не ранее чем через год после объявления "чира". Всё это время те, кому объявлена кровная месть, должны находиться в изгнании, скрываться.
Процедура примирения выглядит так. После того как достигнута договорённость между двумя сторонами, в назначенное время в назначенном месте, как правило, на околице села, встречаются представители обеих сторон, причём "по протоколу" они должны быть в тёмных одеждах и с покрытыми головами и не должны поднимать головы и смотреть в глаза "противной стороне". Сначала звучит ритуальное приветствие, и читаются молитвы.
Затем следует сам обряд. Ближайший родственник убитого обривает голову и бороду убийцы, после чего тот считается прощённым. Мол, если во время бритья удержался от соблазна перерезать врагу горло - значит, простил... Если тот, кого подозревают в убийстве, считает себя невиновным, и нет неопровержимых доказательств его причастности к преступлению, то он может снять с себя подозрения, поклявшись на Коране.
Это происходит на глазах у десятков свидетелей. Случается, что преступник лжёт и на Коране. "Кхера дуй" - ложная клятва - в исламе считается одним из тягчайших преступлений. Если выясняется, что человек солгал, то прощение аннулируется, а от клятвопреступника отворачиваются все его родные. В чём же смысл кровной мести.
В том, чтобы люди поняли: убийство - страшный грех, и если ты убил, то грех этот падёт не только на тебя, но и на головы твоих близких. То есть ужасный на первый взгляд обычай, по сути, удерживает от совершения преступлений. Ещё в древности он помогал вайнахам удерживаться от преступлений друг против друга и выживать в тяжелейших условиях гор.
Говорят, что именно благодаря "чир" в Чечне так мало насильственных преступлений. Вместе с тем, "чир" - опасная вещь, гибнут безвинные люди, целые семьи вынуждены бросать родные места и бежать далеко за пределы родной республики. Поэтому по приказу Рамзана Кадырова в Чечне при муфтияте действует особая комиссия по примирению. Иногда её членам удаётся примирить семьи, враждующие уже не один десяток лет.
Есть информация, что в деле примирения здорово помогает хранящаяся в Чечне чаша Пророка Мухаммеда. Были случаи, что враждовавшие мужчины вместе пили из неё и после находили общий язык.