Никитин Сергей Анатольевич : другие произведения.

Исповедь Сибиряка. Глава. 18 Мемуары

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Глава. 18 Учёба в Александровской восьмилетней школе.
  
  
  
  Жизнь прекрасна во всех её проявлениях и
  даже тогда когда по щекам текут слёзы.
  
  Французский писатель - Оноре де Бальзак.
  
  
  
  
  
  Школа... Эту пору вспоминаю с особенной теплотой и благодарностью, здесь я в полной мере осознал весь потенциал современной науки. С превеликим удовольствием окунулся в математику, как самый актуальный и востребованный в повседневной жизни предмет. Я узнал много нового об окружающем мире из уроков физики, а из биологии - и о себе самом.
  
  Было действительно интересно, меня не приходилось постоянно подталкивать или заставлять что - то учить, в отличие от остальных. Я просто, как губка, впитывал всё, что пытались передать молодому поколению старшие. С пятого класса уже начал ездить на районные спортивные олимпиады и практически всегда брал только призовые места
  
  Редко кому в первый же день сентября в первом классе выпадает удача встретить настоящего друга, а я познакомился с Карепановым Васей. У него был младший брат Коля, которого Василий всегда опекал и помогал. Семья Карепановых проживала на берегу Афанасьева озера вблизи дома усадьбы семьи Шкляевых с одной стороны и деревенского медпункта с другой.
  
  Позже в этом доме последовательно проживали семьи - Лобова, а затем и Ураковой Любы. Мы с Васей учились в одном классе и по успеваемости шли, что называется, "ноздря в ноздрю", помогали друг другу и дополняли. Где мне приходилось трудно - положение спасал Василий, где он готов был опустить руки - на помощь приходил я. Этакий симбиоз, взаимовыгодного сотрудничества двух совершенно разных людей, и, как результат, мы оба - лучшие в классе.
  
  С первого по третий классы нас опекал неизменный классный руководитель - Риттер Мария Ивановна. Выше я уже писал, что значительное количество семей этнических немцев в канун Великой Отечественной войны депортировали и выселили варварским образом с района Поволжья в глухие степи Казахстана и Сибири.
  
  Советская власть подвергла немецкие семьи суровым испытаниям и политическим преследованиям. Казалось бы, немцы по логике вещей должны были ожесточиться против неё. Но странное дело внешне, во всяком случае, я не видел этого проявления.
  
  Риттер Мария оказалась потрясающим учителем и прирожденным педагогом, а самое главное отличным воспитателем. В её функции как классного руководителя входило не только преподавать учебные дисциплины первых трёх классов школы, но и проведение воспитательной работы и она про нас знала практически всё.
  
  Благодаря ей, мы научились складывать буквы по слогам в слова, а слова в предложения. Впервые в жизни прочитать вслух по букварю самостоятельно такие важные и главные слова: "Мама мыла раму !", а также написать это не твёрдым детским почерком в тетрадь в линейку. Со мной в первый класс пошли учиться: Франц Витя, Карепанов Вася, Ларионов Юра, Кравченко Сергей и Риттер Андрей.
  
  Никогда не забуду, как нас малых детишек принимали, первоначально в октябрята, потом в пионеры с прочтением торжественной присяги, а затем в комсомол. Обязательным атрибутом каждого пионера являлся пионерский галстук, представляющий собой подобие шейной косынки ярко - алого цвета, который обязательно завязывался особым пионерским узлом.
  
  В промышленности галстук изготавливали из ацетатного шёлка. "Как повяжешь галстук - береги его ! Он же с нашим знаменем цвета одного". Красный пионерский галстук уже канул в историю, однако до сих пор остаётся в памяти многих людей, которые с гордостью носили его на груди и очень им дорожили и бережно хранили.
  
  Алый галстук символизировал преемственность трёх поколений - пионеров, комсомольцев и коммунистов. В нашей Александровской школе очень широко применялось на практике "Тимуровское движение", красочно описанное в книге Аркадия Гайдара - Голикова "Тимур и его команда".
  
  Парадоксально, но в бытность гражданской войны автор этого бессмертного произведения в 18 -ти летнем возрасте командовал специальным отрядом ЧОНом (Часть Особого Назначения - прим. от авт.). Этот отряд под его руководством проводил в Хакасии карательные экспедиции против местного населения.
  
  Среди хакасов Аркадий Гайдар - Голиков оставил худую дурную славу как каратель и палач. Под руководством школьного учителя мы обходили всех ветеранов Великой Отечественной войны, а также ветеранов труда и тружеников тыла. Как правило, эти жители находились уже в преклонном возрасте, и несомненно заслуживали к себе внимание и право на опеку.
  
  Им мы оказывали посильную помощь: кололи дрова, носили в дом из колодца воду, зимой убирали снег, а весной вскапывали в огороде землю под посадку овощей. Я до сих пор помню, как у некоторых ветеранов буквально на глазах появлялись слёзы благодарности за нашу скромную помощь. Они обязательно после работы звали нас в дом и поили вкусным ароматным чаем с сушками, баранками и печёными свежими домашними пирожками.
  
  Совесть и внимание со стороны молодого поколения к старшему - это словно перила, выстроенные вдоль лестницы жизни, поддерживающие каждого из нас. И как только мы эти качества теряем, то незамедлительно падаем с этой лестницы камнем вниз на самое дно жизни. Убеждённость в мудрости стариков существует с давних времён, когда продолжительность жизни была мала, и 60 лет считались глубокой старостью.
  
  На самом деле это возраст, когда ум ещё прекрасно работает, и, оснащённый жизненным опытом, человек часто представляется мудрым по сравнению с двадцатилетним юнцом. Теперь же люди живут с лёгкостью до 80-90 и более лет.
  
  В эти, последние годы ум заметно тускнеет и старик лишается не только мудрости, но тщётно цепляется за обыкновенный разум. Так что миф о мудрости стариков при нынешнем их долголетии приходится похерить.
  
  В то же время резкое возрастание количества стариков предоставило молодёжи возможность дольше и внимательней следить за влиянием старости на их родителей, дедушек и бабушек и окружающих их людей. Благодаря этому молодые люди могут наблюдать за влиянием старости на жизнь и не отворачиваться, а видеть в этом своё неизбежное будущее, а значит стать более осмотрительными в юношеской оценке старости.
  
  Другими словами, из - за увеличения количества стариков в обществе становится мудрее молодёжь. У меня сохранилась в семейном альбоме единственное, коллективное любительское фото низкого качества, на котором наш 6-ой класс позирует.
  
  Мы раскололи приличную кучу дров в переулке у дома семьи - Князькиных, что проживали напротив усадьбы дома семьи - Федотова Николая Ильича. Князькина Анастасия Александровна, 24 августа 1937 года рождения относилась к категории - дети войны и мы школьники тоже ей всячески помогали и опекали. Умерла Князькина Анастасия 21 апреля 1994 года в возрасте 57-ми лет.
  
  
  Продолжение следует ...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"