Аннотация: Вселенная: пространство и универсум: Патеро и Матеро
Начала Вселенной
Вселенная есть не что иное, как собственно "вещ в себе" (ноумен), существующ(ая/ий) независимо от наблюдателя-деятеля.
Осознание Вселенной, как непреходящей реальности, необходимое и достаточное условие для ее описания.
Описать Вселенную - означает ее моделирование наблюдателем-деятелем доступными ему средствами.
На этом абстракция заканчивается, поскольку наблюдатель-деятель и является тем реальным фактором проявляющим Вселенную, ибо без него Вселенная неразличима, несмотря на непреходящесть - существование везде и всегда без центра и границ.
Одной из реальных разновидностей наблюдателя-деятеля является Человек, чья факторность доказывается его страстью к описанию Вселенной, будучи ее преходящей частью.
Далее вместо абстрактного "наблюдатель-деятель" условимся применять Человек, каковым является как автор, так и каждый из читателей.
Следуя диалектике, являющей собой универсальный метод познания реальности посредством парадигмального признания единства и борьбы противоположностей, как необходимых и достаточных оснований ее проявления во Вселенной, на высшем уровне модели аксиоматически определим краеугольными (первичными) основаниями Вселенной с необходимой достаточностью дуальность ее основ и проявлений: БесПредельное Цетро-Являемое Пространство (БППЯЦ) и ВсеСущее-УниВерСум (ВСУВС).
ВСУВС представляет собою множество всего того, что Человек в состоянии деятельно различить и посредством речения определить. Диалектически ВУСВС определяется противоречивым относительным единством бесконечно большого и бесконечно малого, сходящихся (расходящихся) в "точке бифуркации", которую древние определили именем мифического персонажа НОИ, соответствующего аббревиатуре ION (infinity-one-null) - наука XXI века ее называет "Большой Взрыв".
Предметно ВСУВС на предельном (высшем) уровне диалектически человеком понятийно разделены на материальное (вещи) и идеальное(мыслеобразы). Если вещная составляющая предметов ВСУВС имеет устоявшуюся терминологическую идентификацию - МАТЕРИЯ, то мыслеобразы идентифицируются различными терминами - Дух, Душа, Сознание, Разум, Информация и т.д.
Между тем, для идеального термин идентификации "подсказывается" самой диалектикой - ПАТЕРИЯ. В результате имеются хорошие предпосылки наконец-то примирить противостоящие религиозно-научные философские доктрины на основе равнозначности МАТЕРО (материи) и ПАТЕРО (патерии) для определения модели Вселенной, ибо для возникновения третьего необходимо и достаточно два исходного.
Самым сложным для Человека является определить ПАТЕРО хотя бы в том же объеме, как это удается Человеку в отношении МАТЕРО. И здесь опять же эффективным инструментом может служить диалектика: каждому элементу МАТЕРО соответствует антипод соответствующего элемента ПАТЕРО.
Однако, все барьеры и препятствия моделирования Вселенной будут сняты лишь осознанием Человека себя симбиотом МАТЕРО и ПАТЕРО, одно из которых является субъектом, а другое - объектом.
Таким образом, надлежит признать, что Человек одновременно пребывает в двух состояниях - причины и следствия, в зависимости от преобладания в нем одного из двух начал.