Аннотация: Лёгкий крейсер "ЛЕЙПЦИГ" Спуск - 21.03.1905. В составе флота - с 20.04.1906. Броня: палуба - 50/20мм, рубка - 100/80мм. Водоизмещение - 3816т. Вооружение - 10-105мм, 10-37мм, 2 торпедных аппарата-450мм. Мощность - 15000л.с. Запас топлива - 850т. Скорость - 22 узла. Дальность плавания - 5000миль. L - 111м. B - 13,3м. T - 5,61м. Экипаж - 288/301чел.
А для меня на свете - Смерти нет,
А для меня на свете - есть Дорога,
И я пройду по ней - от края и до Бога,
Но...
Что ждет меня - и он не скажет мне.
Германский легкий крейсер "Лейпциг" появился на свет на бременской
верфи "Везер" (ведущий инженер - профессор Трондлинг), и был спущен
на воду 21 марта 1905 года. Крейсера проекта "Бремен" (в том числе и
"Лейпциг"), разработанного в 1901-1902 годах, были первоначально рас-
считаны на действия при линейной эскадре в качестве разведчиков. Ис-
пользовать эти корабли как океанские рейдеры впервые предложил граф
фон Шпее - убежденный сторонник классической "крейсерской войны".
"Лейпциг" отличался хорошей мореходностью и маневренностью. С по-
стройки в учебный отряд его забирал Хиппер, тогда еще не адмирал.
Для начала "Лейпциг" был зачислен в спецконвоей кайзера Вильгельма:
сопровождал императорскую яхту "Гогенцоллерн" в Скандинавию. Но уже 19
августа 1906 года он был переведен из метрополии в Восточную Азию -
в состав международного отряда Нидерландской Индии.
Шестого января 1907 года "Лейпциг" поступил в Восточно-Азиатскую
крейсерскую эскадру, базирующуюся в Циндао (флагман - крейсер "Ганза"),
а с 25 января он уже был вахтенным дежурным с флагманом на борту, так
как "Ганзу" выводили в резерв по техническому состоянию.
В ноябре 1907 года на международном параде в Кобэ "Лейпциг" занял
первое место по строевой подготовке в классе легких крейсеров.
Далее началась дипломатическая служба: стационер в Гонконге и Хан-
кау, международные конференции в Маниле и на о.Суа, участие в подав-
лении мятежа в Западном Самоа.
29 июня 1908 года "Лейпциг" сдал флагманские знаки различия прибыв-
шему из метрополии броненосному крейсеру "Шарнхорст", поступив в его
распоряжение в качестве дипломатического стационера.
Позднее "Лейпциг" участвовоал в неофициальном визите германских ко-
раблей во Владивосток, где контактировал со стоящим в ремонте русским
крейсером "Аскольд". По возвращении в Циндао "Лейпциг" провел ремонт
котельных отдлений - разумеется, "профилактичский".
Осенью 1910 года состоялся первый выход "Лейпцига" в Индийский оке-
ан. В 1911 году он прибыл в Калькутту, где поступил на должность ку-
рьера атташе в Калькутте контр-адмирала Крозига. В том же году состо-
ялся визит "Лейпцига" во Владивосток на политические переговоры между
Францией и Германией по поводу раздела колониальных территорий, где он
снова встретился с "Аскольдом", все еще находящимся в ремонте.
В октябре 1911 года по просьбе китайского правительства "Лейпциг"
участвовал в подавлении мятежа в Нанкине. Ему удалось эвакуировать
японское дипломатическое представительство из Нанкина в Шанхай - под
охрану броненосного крейсера "Гнейзенау", а в 1912 году он участвовал
в приеме японского императора Мицушито, прибывшего в Шанхай с офици-
альным визитом.
Следующие два года "Лейпциг" провел в Циндао, произведя в июле -
августе 1913 года ремонт котломашинной группы, а рождество 1914 года
встретил на Филиппинах.
Первая Мировая Война застала "Лейпциг" в районе Сан-Франциско, ку-
да он попал в результате проведения учебно-дипломатической миссии, и
где постарался "зависнуть", так как в случае начала войны должен был
приступить к боевым действиям у американских берегов. Правда, неско-
лько ранее "Лейпциг" умудрился столкнуться с крейсерским броненосцем
"Калифорния", что для американца закончилось ремонтом...
Итак, 31 июля 1914 года "Лейпциг" был отозван в состав эскадры ви-
це-адмирала графа фон Шпее. Правда, граф вовсе не был уверен в его во-
звращении.
Для начала, "Лейпциг" постарался не мешать "исчезнуть" знакомым ка-
надцам: старому крейсеру "Рейнбоу" и двум шлюпам (один из них - "Ширу-
отер"), с которыми до этого работал вместе несколько месяцев. Просто
посмотрел в другую сторону... Затем попытался заняться делом, но едва
не был арестован в Калифорнийском заливе. К тому же, американские вла-
сти пытались перекрыть ему поставки угля. Поэтому "Лейпциг" направил-
ся к Галапагосским островам, где потопил судно с грузом сахара, а от-
туда - к берегам Перу, где получил приказ из Берлина действовать вме-
сте с легким крейсером "Дрезден". Не имея сведений о точке встречи
эскадры, "Лейпциг" всё же решил идти к острову Пасхи. Выбор оказался
верным.
К 29 октября контр-адмирал Крэдок не имел никакой информации об эс-
кадре фон Шпее, кроме полученных из Адмиралтейства данных, по которым
можно было предположить, что "Шарнхорст" и "Гнейзенау" собираются про-
йти в Атлантический океан Панамским каналом, а не обходить мыс Горн.
Следовательно, эскадра Крэдока могла встретить только легкие крейсера:
"Лейпциг", "Дрезден" и "Нюрнберг", каждый из которых был слабее его
кораблей. Но Крэдок не учел, что при следовании через регион, насыщен-
ный превосходящими силами противника, устав предписывает организовать
прикрытие легких сил наиболее мощными кораблями соединения. Тем более
он не мог знать - и учесть - внутреннюю ситуацию в эскадре...
Крэдок отправил свой самый быстрый легкий крейсер "Глэзго" в Коро-
нель за почтой, и командир крейсера капитан 1 ранга Люс сообщил ему,
что перехватил шифрованное сообщение германского передатчика, находя-
щегося не далее 150 миль. Затем "Глэзго" сообщил о переговорах легко-
го крейсера "Лейпциг" с угольщиком. Следующая радиограмма "Лейпцига"
убедила Крэдока в том, что в этом районе находится только один герман-
ский корабль. Никто не предполагал, что фон Шпее специально использо-
вал для переговоров всей эскадры передатчик только одного из своих
легких крейсеров. И 31 октября английская эскадра ("Гуд Хоуп", "Мон-
мут", "Глэзго", "Отранто") отправилась на охоту за "Лейпцигом".
Коронельский бой 1 ноября 1914 года памятен для "Лейпцига" перест-
релкой с "Глэзго", вооруженным, кроме 10-ти 4-х дюймовых орудий (ана-
логично "Лейпцигу") - 2-мя 6-и дюймовыми. В результате "Глэзго" полу-
чил пять попаданий, в том числе и пробоину в корме на уровне ватерли-
нии. Это снизило его скорость до 19 узлов, но "Глэзго" сумел уйти, так
как фон Шпее запретил ночное преследование неприятеля ввиду возможного
появления броненосца "Канопус". Последовавшая за этим попытка "Лейпци-
га" подобрать экипаж "Гуд Хоупа" окончилась безуспешно: он обнаружил
только несколько плавающих обломков.
Всё, что было брошено на весах,
Ляжет белой пылью по волосам...
У меня - не Смерть, у меня - Дорога,
Я дорогу эту придумал сам.
Эскадра фон Шпее собиралась на Фолкленды. Предприятие было риско-
ванным - многие сомневались в подлинности приказа, в том числе и ко-
мандир "Лейпцига" капитн цзур зее Гаун. В зпроливе Бигль эскадра задер-
жалась для перераспределения боеприпасов и разгрузки приведенного
"Лейпцигом" приза: парусника "Дроммьюр" с грузом кардиффского угля.
Ну, была у него слабость к парусникам! В общем, простояли шесть дней.
Медлили... Или надо было сразу идти к Фолклендам, или не идти вообще!
Фолклендское сражение описывалось военными историками неоднократно,
но подробности боя "Лейпцига" остались малоизвестными. Да и откуда?!
Удалось спасти только семь офицеров и одиннадцать матросов. Капитана
Гауна подобрать не удалось, о чем весьма сожалел командир "Корнуэлла"
капитан первого ранга Эллертон.
8 декабря 1914 года примерно в 12 часов 50 минут линейные крейсе-
ра эскадры вице-адмирала Стэрди "Инвинсибл" и "Инфлексибл" начали
бой с обстрела идущего концевым "Лейпцига", но не добились ни одного
попадания - маневрировать под огнем "Лейпциг" умел. Но с сорванными
ходовыми долго не побегаешь...
За вырвавшимся вперед "Дрезденом" должен был идти наиболее быстро-
ходный "Глэзго". Однако Люс выбрал своим противником "Лейпциг" - в
ущерб делу, так как "Корнуэлл" не мог догнать "Дрезден", а "Кент" был
занят преследованием "Нюрнберга". Когда Люсу предложили оставить "Ле-
йпциг" и искать себе равного по скорости противника, в эфир пошла ра-
диограмма следующего содержания: он сомневается, что успеет догнать
"Дрезден" до темноты (26 узлов против 24-х), он боится, что "Корнуэлл"
не сумеет догнать "Лейпциг" (23 узла против 20-ти), он решил связать
германский крейсер боем, пока не подойдет "Корнуэлл"... "Глэзго" начал
бой с дистанции стрельбы 6-и дюймовых орудий - недоступной для "Лейп-
цига". Теоретически недоступной... Подойти ближе он так и не рискнул.
Понимая, что уйти не удастся, "Лейпциг" развернулся и открыл огонь.
Было 14 часов 30 минут.
"Глэзго"... Именно он, отправленный Крэдоком в автономный поиск
"Лейпцига" еще в середине октября, обнаружил всю эскадру фон Шпее.
Единственный в эскадре Стэрди участник Коронеля. Так рвался в бой,
что задерживал поход, ремонтируясь на ходу - и скрыл от "Инвинсибла"
массу неустраненных дефектов... Месть? Пожалуй, да.
В 16.17 в бой вступил броненосный крейсер "Корнуэлл". Он получил
от "Лейпцига" 18 попаданий, но повреждения, по английским данным, ог-
раничились двумя затопленными угольными ямами. Правда, подобные де-
фекты в полевых условиях заваривают за 30 минут максимум, да и в доке
работы с этим немного. А "Корнуэлл" впоследствии провел в ремонте ми-
нимум четыре месяца. У "Глэзго" был поврежден один из котлов, 1 чело-
век убит и 4 - ранены. Но Люс теперь никак не мог догнать "Дрезден",
так как скорость "Глэзго" непоправимо уменьшилась. И Стэрди еще долго
смотрел на Люса с раздражением...
В 19.30 у "Лейпцига" кончились снаряды. Он выстрелил тремя торпеда-
ми, но безрезультатно - слишком большая дистанция до противника. В
20.30, отвергнув троекратно повторенное "Корнуэллом" предложение о ка-
питуляции, капитан цзур зее Гаун дал приказ открыть кингстоны и поки-
нуть корабль. "Лейпциг", получивший к этому времени 48 попаданий, пере-
вернулся и затонул, так и не спустив флага.
Этот бой продолжался пять с половиной часов.
Как автономный рейдер, "Лейпциг" был достаточно жизнеспособен. В
составе же эскадры фон Шпее он полностью зависел по выживаемости от
лидеров, так как в линейном бою был обречен, и в уходе от преследо-
вания - обречен. Для сравнения: чтобы догнать "Нюрнберг", "Кент" риск-
нул срывом ходовых. "Дрездену" удалось уйти.
"Легким силам рассеяться и уходить!" - знаменитая фраза, сказанная
фон Шпее в самом начале боя при Фолклендах. Но для "Лейпцига" она была
бесполезной "по определению" - и он воспользовался ею по-своему: выбил
один из котлов "Глэзго", что не позволило Люсу преследовать "Дрезден".
"Я СДЕЛАЛ, ЧТО МОГ. НО ЧТО МОГ - Я СДЕЛАЛ!"