Обзоры и комменты не читал. В личку пришла пара писем с пожеланиями дать обратную связь, отдельно писать не буду, всё оставлю здесь. Хочу кратко озвучить мнение на сто рассказов, уж не знаю. как выйдет. В лайт-голосовании участвовать планирую, поэтому будет логично как-то объяснить оценки. Выбор случайный, плюс зацеплюсь за знакомые имена.
Есть спойлеры.
Глава 1.
1. Филиппова Е.Л.Беженцы
Складная сказка для взрослых про хороших кошек и (почему-то) плохих собак. Идея прогрызается не быстро, но напряжения нет - ясно, что все будет хорошо. Хотя собакам не понравилось бы.
Написано под задачу, если сильно не придираться, задача несложная, так что тут всё в норме. Ну, абзацной отбивки кое-где нет.
Послевкусие не очень, но это лично моё. Я как раз собак люблю больше кошек. Так что зело пристрастен.
2. Орбит Б.С.Бд-18: Сияй мне, солнце
Неплохо. Очень и очень неплохо. Так неплохо, что хорошо. За счет атмосферности, прежде всего. Не оставляет ощущение, что многое тут взято взаймы у "Понедельника...", Стругацких, что не минус в моем представлении. Сюжет периодически спотыкается, ныряет в фабульные подворотни, но эта сбивчивость повествования играет на нужной стороне корта. Маленькая волшебница Алиса... А нет ли тут аллюзии на Кира нашего Булычева?
Технично, грамотно, спокойно. Ну и концовка хороша. Автор Зорро, в смысле, в маске, как я думаю. Но для рассказа это неважно.
3. МатильдаБд-18: Пирожные Марты
Хорошее начало, интрига поддержана в миттельшпиле, но эндшпиль проигран. Автор передумал писать или дедлайн прижал? А так всё интересно начиналось.
4. Кагадий В.В.Когда шефа нет
Ангел знакомится с девушкой и трахает ее. Уж простите, но по-другому не написать, натурализм пусть и не для порнорассказов, но как-то в ту сторону заглядывает. Не понравилось, конечно.
5. Калмаков А.А.Бд-18: Лилечка6k"
Слабовато . Стилистически, прежде всего: идея нормальная, этакий женский киберпанк, сатира на интернет-зависимость. Но слишком много неудачно построенных фраз, да еще с неверным словоупотреблением, вот как эта:
"В ее интеллекте, питающимся исключительно соцсетями и карбонарой, все увиденное за последние 2 часа решительно не помещалось".
Лексическая эклектика - например, выражения "не торт" и "с подковыркой" из разных багажников. Поработать над рассказом, и он бы мог заиграть новыми "сполохами".
6. Терехов А.С.Бд-18: Мертвец ищет могилу
Терехов - победитель позапрошлого, если память не изменяет, БД, исполнил литературное упражение. Скучно же часто выигрывать, да? Кто-то уходит, кто-то остается. А кто-то и так остается.
А текст с названием "Мертвец ищет могилу" выполнен на отлично. Рассказа в классическом понимании нет.
7. Ковалевская А.В.Бд-18: Пани Зося ищет рога для супруга
Стилизация под женскую ироничную прозу двадцатого века. Гладко, технично и вполне проходимо в финал. Вторично и по форме, и по существу, но вторичность автором заложена сознательно, ретро-стайл он и есть ретро стайл.
8. Воронов А.Бд-18: Батон "Лучёса"
Долго не мог понять, что мне напоминают тексты автора, победителя прошлого БД по решению судей. Теперь понял. Платонова.
"Чевенгур", "Котлован". Вещи на грани реалистической прозы и магического реализма.
Основное сходство "Батона "Лучеса" и платоновских вещей - хорошо закрученный тлеющий биокфордов шнур бытового абсурда. Платонов избыточнее в плане метафор, Воронов суше.
Всё это никакие не комплименты; Платонов не мой автор, хотя критика его вещей за стилистическую избыточность мне непонятна. А Воронов после "Юрия Столбова" пробует новое, и пробует интересно - потенциал у автора страшно подумать какой.
9. Инна К.Бд-18: Беглец
Тоталитарный мир почти не показан, а детали с исчезающими листьями только услиливают непонимание. Ну да, дети. Мне этого мало. Антиутопия должна передаваться через детали, через бытовой ужас, самая жуть, это привычка к норме, которая нормой быть не должна.
Но тут, может, эффект личного, читал недавно про Холокост.
А так, конечно, нормально. Язык приятный, замысел. Замах равен удару. Открытый финал в тему. Крепкий рассказ. Р.S. А вот представим, что Док сбежал, и увидел, что там мир тот же самый. По сути, не по деталям.
10. Лаевская Е.Г.Бд-18: Если вы боги
Елена Георгиевна зашла на новую для себя (насколько я знаком с ее творчеством) территорию, и там ей пришлось непросто. Умение создавать атмосферу и живых героев ("Клуб странных птиц" и не только) натолкнулось на поставленную автором задачу играть по правилам этностиля, но кино про прозревшего индейца, столкнувшегося с "неукротимым белым человеком", не совсем то место, где козыри автора сыграют.
Этой задаче не нужны живые герои и неожиданные сюжетные зигзаги. Автор спасает рассказ точной работой со словом, выдержанным темпом и внятным гуманистическим посылом... Эх, подумалось мне. Сделать бы ГГ поживее, позлее, он же не просто убить их должен, он с них кожу живьем... По чести, по индейской.
Рассказ, разумеется, хорош - и по меркам конкурса, и не только. Но Елену я оцениваю по гамбургскому счету. Мои ожидания - мои проблемы.
11. Розовский И.Я.Бд-18: Из жизни бабочек
Название не лжет - это действительно зарисовка от имени бабочки. Бабочка размышляет, размышляет, а потом... Кстати, почему-то вспомнил "Баранкин, будь человеком", забавную повесть-сказку.
Рассказ из тех, что забываются сразу.
12. Иноземцева И.В.Ниночкино золото
Бытовая мистика-фантастика с простоватой героиней и ведуньей-волшебницей. Меркантильность героини всё казалось обманкой, ждал чего-то резкого в конце, но не дождался. Мораль в рассказе вполне пионерская, обещал - сделай. Всё в лоб, вопросов не остается. Кроме одного, сугубо практического.
Кто стырил золото?
13. Грехова А.С.Бд-18: Оно не то, чем кажется
Названием автор намекнул - будет перевертыш.
Несложный текст про работу женщины-кошки, что и является фандопом. Но финал умеренно радует и прибавляет рассказу очков, делая его выше среднего конкурсного уровня.
14. Зулейка Г.Возвращение
Рассказ, есть ощущение, написан ради последнего предложения, середина провисает, язык не спасает, избыточно и тяжеловесно. Ладно, возвращение. От жизни обычной, к жизни необычной. И всё?
Вспомнился почему-то ранний Пелевин, рассказ про оборотней. Там-то всё изящно.
15. Алекс А.Тюлька
Возникло ощущение, что это пародия на что-то мне неведомое, с использованием опять таки неведомых мне приемов. Туалетный юмор здесь не метафора. Количество дерьма (в буквальном смысле) на единицу текста зашкаливает.
16. Пелипейченко О.Бд-18: Договор нового типа
Черти и души. Нет у меня предубеждений к этой теме, потому как плохих тем не бывает.
Договор. Ушлый клиент. Будь исполнение получше... Но вот с этим не очень. Масса логических и стилистических нестыковок, примеры приводить не буду. Но сама идея, хоть и не новая, выражена занятно, несколько удачных шуток имеют место быть.
17. Фомичева Г.Бд-18: Измерение жизни
Вот не хочется ругать этот наивный, доверчиво распахнутый рассказ. Логические нестыковки, ноль объяснений по фандопу, язык тоже не очень. Но главный вопрос у меня - а что автор с мамой мальчика делать будет? Была бы она стервой законченной, тогда еще ладно. Нет, она может и стерва, нов рассказе об этом разве что тонкий намек. Жаль женщину, короче. Или это задумка такая - даже в счастливых финалах страдает невинный.
18. Тояма Т.Бд-18: Второе дыхание
Живые герои, резкая концовка, ну и тема - я плохо понимаю в химии, но это ведь не чистая НФ? Или вообще не НФ.
Если в том году автор поигрался с простоватым анекдотом-перевертышем, но тут явно шаг вперед. Темп бойкий, не поспеть, диалоги рассыпаны вроде и небрежно, но живо. Если рассказ оценивать одним словом, то это слово как раз "живой".
Легкая недосказанность, да. Недопечено на мой снобский взгляд, с диалогами теми же, их бы ремарками разбавить. Но всё равно хорошо.
Концовка сначала приклеенной получилось. А потом перечитал - нет, норм.
19. Кравченко А.8.Миссия (фрагмент романа)
Начал читать и не смог оторваться. Блеск. Просто несколько цитат из первых абзацев. И это не лучшие образцы, уверяю вас.
"Когда корабль Михаила Сергеевича на полной скорости вышел за пределы озонового слоя, он почувствовал острое недомогание."
"Карпов чувствовал, как морщины его лица постепенно сглаживаются, а глазные впадины выравниваются с лобной долею."
"Особенно его впечатлило, как на Международной Космической Станции космонавты с астронавтами наблюдали полеты летающих тарелок".
"Вдруг он вспомнил, как выглядит МКС и ему захотелось воочию увидеть ее. Посмотреть, как там живут и работают люди, они ведь не знают, что он пролетает мимо них".
20. Оркас А.В.Бд-18: Продам душу!
Казалось бы, еще один рассказ про черта и продавцов душ. Но это только "казалось бы". Автор решил подзакрутить вентиль интриги, и обманчиво заезженная тема превратилась в незаезженную, и это того стоило. В принципе, фабула для большой формы. На короткой дистанции, как мне кажется, был бы уместен другой способ подачи, более кинематографичный, что ли, как это сделано во второй части рассказа.
Но достоинства перевешивают, я рассказ оцениваю как сильный, любопытно, что увидят судьи.
21. Мустяца В.Бд-18: Тихо музыка звучала
Некоторые рассказы, должно быть, не стоит комментировать. С другой стороны, человек подал текст на БД, наверное, рассчитывает на обратную связь. Черт его знает, короче.
Ладно. Ограничусь цитатой, просто кусок из середины.
"В тридцатых годах фашисты нашли подо льдами Антарктиды Атлантиду. У атлантов они нашли развитые технологии, они клонируют людей. Под Антарктидой у них огромный Берлин-2 с двухмиллионным населением - Четвёртый рейх. В сорок пятом на Антарктиду убежало много фашистов из оккупированного советскими войсками Берлина-1. Гитлеру не удалось вырваться из Берлина, погиб от шальной пули.
Сергей Генчу курил на пороге своей квартиры. Пьяная Таня Генчу подошла к порогу. Вошла в квартиру. Пелагея Мустяца, лежавшая в постели, взглянула на пьяную".
22. Мешков А.А.Бд-18: Полный контроль
Начало. Тяжеловесный канцелярит в духе журнальных рассказов пятидесятилетней давности.
Ладно, со стилем понятно, что с сюжетом. Эксперименты, управление телом и возможностями организма; тема интересная, помните Савченко "Открытие себя"? Но тут, конечно, не Савченко....
Юмора, в моем понимании, нет. А есть "хи-хи", где автор подмигивает и предлагает присоединиться к его веселью.
Простите, не получилось.
23. Бяков В.Бд-18: Чемпион
Начало.
"Змея кобра стояла в боевой позиции и угрожающе раскачивалась, справа и слева от нее находились еще змеи".
Это сон, не пугайтесь. Вместо "змеи кобры" могли бы быть "животное волк" или "рыба рыба-пила"
Ну, вот так. Дальше не лучше. Беда со словоупотреблением. Диковатый сюжет. "Вась.Вась" сначала принял за опечатку. Ошибся. Это задумка автора. И да - это не рассказ. Часть большой формы, чего автор и не скрывает.
24. Тихонова Т.В.Ключ для дождя
Умерено-притчевый язык, аккуратная работа с окольцовкой, герои, за которых переживаешь... Вот и добрался Гетла до рассказа, которые больше своего текста. Синергия, однако.
По деталям такие рассказы разбирать смысла не вижу, важнее, что остается после.
Когда-то ангелам надоедает каждый день умирать за всех, и они начинают жить для любимых, может так?
Мне не верится в счастливый финал. Рано ли поздно, в дверь постучат. И он снова начнет бросать в мир кусочки себя.
Так прочитал.
Рассказу высокий балл, разумеется. Может и высший.
25. Адашов Ю.Бд-18: Охотник здесь не ты
Боевая инопланетная фантастика, которой всегда мало на БД, непонятно почему. Благодатная же тема, сам такую писал в молодости.
Из плюсов - адекватный язык, без перебора со сложными терминами, которые то ли гуглить надо, то ли не надо, ибо автор их придумал сам. Тут всё интуитивно понятно, действие разворачивается ровно.
ГГ, которому веришь и сопереживаешь. Да, картон, но большего тема и не требует. Заявил семь червей, взял семь червей. Скромно, но без перебора.
Хорош последний абзац.
Минусы. Развязка читается чуть ли не самого начала. Спрятать бы сына куда-нибудь в намеки, и рассказ бы выиграл. Ну и последний эпизод; это и не бог из машины, но это ружье из-за пазухи. А ружье на стене в начале действия еще никто не отменял.
Симпатичный рассказ. Автор пороха не выдумал, но выдумщиков у нас и так всегда в избытке.
Продолжение следует.
Глава вторая.
26. Рязанова Г.А.Бд-18: Кактус желаний
Чуть сбивчивый монолог смотрителя за необычными растениями недотягивает до рассказа, все же четыре килобайта мало, очень мало для классического "завязка-развязка". Здесь, скорее, зарисовка, которая могла бы стать частью формы покрупнее. Мир намечен крупными мазками, и намечен хорошо, послевкусие приятное, но повторюсь, на такой площади рассказу жить негде.
27. Васильева Т.Н.Бд-18: Снег и лёд, малина и мёд...
Есть сказа про трех медведей, а вот эта про двух. С целевой аудиторией есть вопросы, по сюжету история детская, незатейливая, но выдержать взятый тон автор то ли не хочет, то ли не может. Обороты из одного словаря - "потопал в ту сторону", например - соседствуют с "перспективой плотного обеда", что если и не канцелярит, то на грани.
Ну и далее; распитие спиртных напитков, отсылка к советскому мультфильму про Умку, полярник, делающий селфи... Впрочем, добрый, позитивный настрой все эти детали для непридирчивого читателя делает неважными - получилась как бы сказка без морали, ибо сплошное добро и доверие к друг дружке.
28. Носова А.Бд-18: Живи, Маруся!
Для конкурса Вера Надежда Любовь это был бы хороший рассказ. Здесь же он (как и другие, где фандоп притянут за уши) не смотрится. Обычно-трагичная история, которых, к сожалению, в реальной жизни в избытке.
29. Ечеистов В.В.С испытательным сроком
На БД почти нет триллеров. Жанр непростой, разбег ему нужен, подготовка читателя. Этот рассказ тоже не триллер, но мог бы им стать.
Выражаясь фигурально, из двенадцати патронов для дробовика автор выпустил семь, и попал в драму с примесью боевика и хорора. В принципе, триллер и состоит из таких ингредиентов, но там еще взболтать и смешать в нужных пропорциях. Впрочем, мои рассуждения к рассказу имеют отношение косвенное, просто захотелось мне увидеть эту историю на все пресловутые "двенадцать патронов", да с бэкграундом героев, да с парочкой настенных ружей вначале...
Что же касается рассказа, то читается легко, всё гладко и внятно. Минусы - перекос в сторону "рассказывать, а не показывать" и слишком быстрый вход.
30. КонкурсантЦена контакта
Это не рассказ, это пьеса. Рафинированная, без афиши и ремарок. Подработать с текстом, чтобы студенты не говорили как третьеклассники из кружка "Юный астроном", оживить речь профессора, убрать бесконечные "профессор" и "ребята". И можно ставить хоть в школьном драмкружке, хоть в студенческом театре.
Идея, кстати, занятная
31. Алексеев И.Бд-18: Хейтеры
Начало.
"Одной старушке божьему одуванчику приснилось, что земная поверхность становится прозрачной. Когда находящаяся у нее под ногами опора окончательно исчезла, то старушка не провалилась".
Потом идет встреча старушки без имени и без облика (на ее месте мог быть кто угодно - старик, юноша, студентка, дворник, на рассказ бы это не повлияло) с инопланетянином и монолог последнего, притворяющийся в тексте диалогом.
В конце выход на попытку политической сатиры.
Скучно.
32. Альтегин Е.Бд-18: Ошибка нерезидента
Ироничный шпионский детектив с умело поддерживаемой интригой. Текст тщательно утрамбован в нужный объем, тут и на авторский лист материала бы хватило. Начало перевешивает, размышлений-пояснялок Даши при разговоре с шефом маловато, на мой взгляд.
Рассказ получился, вполне себе конкурсный тяжеловес, хороши диалоги, герои в объеме, за ними интересно следить - завсегдатай бд-шных полуфиналов и финалов писать умеет.
33.Амурский Д.В.Бд-18: Я тебе верю!
Ну хорошо же все задумано. Но исполнение...
Во-первых, читается как на ускоренной перемотке, читателю подумать некогда, пауза, перебивки - где всё это? Загадка появилась, читатель и моргнуть не успел, а ГГ уже все распутал.
Во-вторых, бывшая жена, которой вроде и не последняя роль полагается, описана никак, и поэтому финалу верить не получается.
В-третьих, НФ составляющая вызывает сомнение...Но тут я не специалист, так что может всё и правильно, не гуглить же из-за этого.
34. Винни С.Дом в лесу
Автор, это неуважение к читателю. Количество ошибок (орфографических, пунктуационных, стилистических) в соответствии с законом диалектики переходит в качество. И сам рассказ отдельно от текста рассматривать лично мне уже очень тяжело, тем более, что каких-то приметных художественных достоинств там тоже нет.
35. Каракулько А.И.Бд-18: Когда становятся экстрасенсами...
С ГГ происходят мистические вещи, за ним то ли следит ФСБ, то ли он себе это выдумал, человек, чувствует, что сходит с ума, а потом...
Вот и без спойлеров обошелся. Всё бы ничего, но написано слабо, канцелярским слогом, и атмосфера безысходности, которая и могла бы рассказ спасти, отсутствует напрочь.
36.Лаврентьев О.Н.Желание
Есть в этом рассказе что-то неуловимо удачное, из-за чего я не буду придираться к тексту, ко всем этим "потому что", к громоздким фразам, сбивающим с ритма, которые тут вперемешку с фразами удачными. И дело не в том, что автор меня разжалобил концовкой, а в том, что финал получился честный.
И жаль, что написан рассказ не так хорошо, как мне бы хотелось.
P.S. Возраст героев понятен только в конце и рассказ не привязан к конкретному времени, так задумывалось?
37. Поповская И.Катрин и Джуди
Тема ИИ, подменяющего социальные связи, актуальна уже сейчас, а уж что будет потом и подумать боязно. Помните пелевинский "S.N.U.F.F"? Я не сравниваю, это как у музыкантов - "дай первую струну".
Рассказ прост и внятен, реку автор нарисовал себе неглубокую и форсирует ее, не отвлекаясь от основной линии. Поэтому шесть килобайт, минимализм, как он есть. Но "чем меньше текст, тем больше весят слоги", а с формой подачи у автора вышло не очень. Цитирую.
"Элиот был ошарашен, поражен до глубины души. Незаметно, даже для самого себя он впервые выключил ПК, и шел, устало загребая парковые листья, погруженный в свою отрешенность".
"но вдруг озарение осветило его".
"Однажды, гуляя по парку, он как всегда разглагольствовал, наблюдая окружающих"
Хорошо, конечно, что ГГ принял верное решение, но с текстом я бы поработал - это никогда не поздно.
И еще одно - название как бы намекает, что автор как бы намекает , что Кэтрин неким образом спродюссировала этот сценарий.
Нет? А жаль, было бы красиво.
38. Нилак Н.Дуб на краю черничного поля
Это технично. Это рискованно. Это непросто. Это сделано.
Утяжеленное глаголами начало настраивает на обыденность, бытовая картинка, однообразные будни. Картинка проявляется медленно, постепенно, и вот мелькнуло черничное поле, что бы появится потом еще раз и дать ответы на многие вопросы. Вот псевдолубочная картинка, вот дети, мы же часто слышим - "только не дети, это запрещенный прием". Ага. Старики с женщинами тоже?
Нет запрещенных приемов. Есть "взял планку - не взял планку". Да, это не прыжки в высоту, поэтому работает сравнение только наполовину. Но работает.
И вот кульминация, где автору чуть не хватает выдержать картину надвигающейся катастрофы, с полутонов в тона, слишком яркие краски. Может так и надо, но я бы хотел потоньше.
Финал... Ну тоже бы прорисовал не так, но это уже придирки, уже вкусовщина, и только потому, что рассказ попал в меня, и я сразу подумал, что буду убит им и не смогу ничего с этим сделать, но я же смогу, я же сейчас стряхну эмоции и достану пенсне критика, линзы цинизма и насмешки, где они, где-то рядом, в черничных кустах, только почему ягоды такие красные...
39. Янович В.Бд-18: Робинзон Кукурузер
Забавная история без претензий, есть хорошие шутки, мне читалось как пародия на ЛитРПГ. Написано складно. Оценка от меня выше средней уж точно.
40. Чернышева Н.Бд-18: Смотрящая за мостами
Вот кто-то смешает слог городского фэнтези со слогом реалистичной прозы а-ля "зарисовки из жизни молодежи", и получится эклектическое безобразие. А в "Смотрящей" все как-то улеглось в общий замысел, не идеально, где-то резкость не на тех местах, где-то её не хватает, но в итоге картинка получается законченной, нарушать правила надо уметь.
О чем рассказ?
Ну...
О красивом и жестоком городе.
О том, что когда нам нужно принимать решения, мы молчим и прячемся.
О том, что за это молчание кто-то заплатит, а вам захочется забыть эту цену, но такого волшебства еще не придумали.
О том, что Париж не стоит мессы.
И еще о тысячи "о том", которые возникнут у вас при прочтении.
Или не возникнут.
Или не у вас.
41.Триббиани А.Бд-18: Космический дневник
Девушка на инопланетном корабле. Нашла блокнот. Описывает свои впечатления. Как бы юмор. Инопланетяне хорошие . Нет пророка в своем отечестве. Тот случай, когда девять килобайт текста, это много. Живой журнал на БД.
42. Флинт К.Бд-18: Знаменитый террорист Ганч Сваровски
Киберпанк, цифровая реальность и прочие атрибуты надвигающейся эры, которую как только не называют. Название мимо, ну это как "Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии", что бы читатель ничего не перепутал.
А рассказ сочный. Только надкусил, а уже сок по пальцам, отложил, надо бы ножом... А, нет, без ножа вкуснее.
Погоня в цифровом мире, призрак Матрицы блеснул и рассеялся. Фейковые новости возведены в абсолют - всё не то, чем не кажется. Ложь вовсе не искаженная правда, ложь первична, Зевс не Зевс, это понятно, но он и раньше им не был, правды больше нет, встаньте на этот островок бес-опасности, он лично ваш. Не придумывайте пиксельных сущностей, мы это сделали за вас, упаковали в бес-платный пакет приложений ...
Ладно, бобер, выдыхай.
Динамика, ритм, темп, скорость. Немного объяснялова в середине - и снова погнали. Когда-то мне нравились такие тексты, да и сейчас я умею получать от них удовольствие, если сделано азартно; да, тут тот самый случай, когда без куража, на одной технике от погони не уйти.
Я закончил есть фрукт. Вкусный, кисло-горький, сладковатый, далее - везде; проданный только мне, такого больше ни у кого... И подумал - косточка. Косточка же такая же, как у всех же. Такая же.
Кастомизация бесконечна, но всегда найдется что-то общее.
43.Волгин Д.В.Бд-18: На благо Партии!
"- Стоп-камера!, - сказал режиссер и выдохнул.
Мужчина неспеша потер у висков и добавил:
- Ирочка, дорогая моя, что мы можем сделать, чтобы тебя не тошнило при первом же взгляде на пищзамы, а твое лицо при этом не излучало боли и вселенского страдания?"
Это начало, которое ничего особенного нам не обещает, и в этом нас не обманывает. Я не педант в орфографии и (особенно) в пунктуации, но тут со старта взгляд режет, честное слово. А начало у рассказа должно быть безупречным.
Сам текст представляет собой сатиру на СССР, слабенькую, что б не сказать сильней. Народ употребляет полусъедобный "пищзам", элиты запивают вкусности коньяком, текст для начала девяностых и для очень ограниченного круга лиц.
Это даже не рид-фуд, это рид-зам.
44. Ковешников С.В.Бд-18: А звёзды там тихие...
Рассказ выстроен с инженерной точностью, есть ощущение, что автор уделил достаточно времени не только построению конструкции, но и шлифовке; рашпиль, наждачка без дела не остались. Главная удача рассказа - Лукич, его разговор с Родионом, основа повествования, пока в моем рейтинге берет первый приз в номинации "диалоги БД-18". Диалог непростой, там много чего спрятано, но читается без напряга.
Почему Лукич именно Лукич, как и Петрович и иже с ними, почему они разговаривают именно так... Признаюсь, до финала держалось чувство наигранности, театральности, что ли, но последнее предложение на эти вопросы ответило, пусть и не сразу, при втором прочтении.
Как результат - отличная фантастика, где главное сказано вслух, а детали можно и нужно додумать читателю.
Два минуса.
Рассказ начинается с названия, сказал кэп.
И вот зачем, скажите на милость, эта аллюзия на классику советской литературы, которая настраивает читателя... да черт знает, на что настраивает, но уж точно не на понимание авторского замысла.
И второе. Перед фразой Лукича про тихие звезды должна быть пауза, перебивка, ремарка, да хоть и реплика - это же кульминация, там у Лукича срыв башни полный, там растерянность должна читаться, и это как минимум.
Ну да ладно. Все одно мастрид, как говорит молодежь.
45. Хожевец О.А.Бд-18: Тень звезды
Снова приклеенный фандоп, что не отменяет достоинств рассказа. Фабула таит ловушки, легко сфальшивить, свалится в пафос или в морализаторство. Автор ловушек избежал, сработано ровно, немногословно, психологически достоверно. И посмотрите как технично короткий - шесть кб - рассказ выстроен композиционно, уместная разбивка на блоки, четкий вход, четкий выход.
Горьковатое, но очень хорошее послевкусие.
46. Натрикс Н.Бд-18: Папа скоро вернётся
Вот и написано хорошо, но что-то "мешает мне верить в эту латынь". Пафос, да. Многовато страданий на единицу площади, и подано всё в лоб, минимум подтекста, бедный больной мальчик, бедный, страдающий папа, мама, понятно, тоже счастьем не светится. Жутковатый монгольский концлагерь. Это я наверное душой зачерствел, не жалко мне никого.
Не мой рассказ.
Часть третья.
47. Ремельгас С.Мост через Пиа
Повествовательно-тягучий стиль, стилистическое камлание, как говорил один мой учитель. Напрашивается сравнение с рассказом "Если вы боги", но у Елены Лаевской больше лексического жемчуга, тут с этим скромнее. А по идее, по послевкусию, рассказ напомнил прошлогодний "Неподвижность" Шахова, стилистика абсолютно разная, конечно, но ход "всё кончается тем, что ничем не кончается", или, если угодно, "путь, а не цель", здесь работает.
Ощущение смешанное, я перечитаю еще и определюсь.
Но в этом точно что-то есть.
48. Осин Д.В.Медовый месяц в стиле постмодерн
Бойкая сказочка для взрослых с легким, почти неуловимым эротическим уклоном. Шампанское порадовало. Поставленные задачи автор решил, рассказ лучше прошлогоднего: более системный, ровнее, логичнее. Хороший иронический текст. Не удивлюсь полуфиналу.
49. А.А.Фантастика
Флинт Киборд любит слово "слайс", что в нашем контексте означает отчетливую, тщательно выписанную реал-прозу . Тут этот термин вполне уместен. Название может показаться стебом, но если абстрагироваться от факта, что у нас конкурс фантастического рассказа, то стеба уже и нет, как нет и, собственно, выигрыша в выборе названия.
Техничный рассказ, картинка как живая, я вижу эту женщину, вижу её усталость, автор мастерски соблюдает чувство меры; мы редко об этом говорим, но много рассказов грешат перегибами, авторы чаще пережимают, чем недожиимают. А тут максимально естественное поведение ГГ, на грани "ну это уже не литература, это документальное кино".
Я не судья, за не-фантастику баллы не снижаю.
50. Безруков Д.Н.Бд-18: Вор
Где тут наши Эльф и Тролль? Тема ваша. Дождались таки фэнтези. Хотя не факт, что это вас обрадует.
Боёвка. В "Хрониках Амбера", помнится, было много сцен, с подробным описанием драк, битв и прочих "махачей". Но там был роман, да и исполнение, понятно, другое. Хотя и тут написано не так что бы плохо, но выглядит это как отрывок из романа.
51. Семикова Л.Прокат Пегаса
Весть текст в прошедшем времени, а начало и конец в настоящем, это удачно. Это работает.
Хороший язык. Ритм сбоит в середине, это свойство очень многих текстов, но в данном случае, некритично.
За хорошим текстом хочется и рассказ увидеть хороший. Но "Прокат Пегаса", это еще одна современная сказка, складно написанная, но черно-белая, с типовыми героями и сладковатым концом.
А жаль. Сказок таких у нас много, а хорошо умеющих писать авторов всё же меньше.
52. Берестнев С.П.Война роботов
Короткая , на четыре кб история, которую можно использовать как сценарий для мультфильма. Кстати, был в моем детстве мультик "Винтик и Шпунтик", чем-то напомнило. Текст отдает канцеляритом, что тут уж совсем неуместно. Но послевкусие остается приятным, незатейливо, но резво и нескучно. Оценка средняя или чуть выше.
53. Шауров Э.Солярис
Эдуард Шауров, классик СИ и БД, здесь нет иронии, так оно и есть. Слово "классик" имеет двойную трактовку, уважение и признание, с одной стороны, обвинения в ригидности и непонимании современных тенденций , с другой.
Рассказ содержит все достоинства и недостатки эти позиций. Он сделан по всем законам писательского мастерства, это раз. И он выглядит стилизацией под ретро-рассказ, это два.
Больше я о нем ничего писать не буду.
Я скажу о другом. На БД Шауров выставляет далеко не лучшие свои работы. Это его право и его выбор, может себе позволить. Кто не читал "Пять копеек" или, например, совсем уж неновый "Бензин" (актуальненько, кстати) - рекомендую.
А "Солярис" для Шаурова рассказ не выдающийся, что не отменяет его достоинств, истина в сравнении, не так ли? Просто уберите фамилию и читайте рассказ ноунейма.
Но. Надеюсь, на следующий БД автор пальнет калибром покрупнее.
54. Берар М.М.Бд-18: Любовь в шляпе
Ну вот и еще одна простецкая штуковина. Принцип "не рассказывать, а показывать" проигнорирован, фантастика отсутствует; даже сложно вспомнить рассказ, где фандоп был бы настолько невидим.
В тексте масса ошибок всех мастей, вряд ли стоит их здесь разбирать.
Можно поработать над рассказом и подать на "ВНЛ" - задумка не новая, но стандартно-работающая.
55. Григорьев Ф.Бд-18: Наблюдатель
Тот случай, когда мне следует абстрагироваться от деталей сюжета, по причине слабого понимания матчасти. Это, с одной стороны, факт моей биографии, но и рассказ тоже характеризует. НФ во всей своей силе и беспощадности.
С точки зрения литературных вещей, это рассказ между хороший и очень хороший. Для окончательной оценки прочитаю рассказ еще раз и комменты к нему.
56. Вэдер О.Бд-18: Чудесная мышеловка5k
Снова история, которая читается так же легко, как легко забудется после прочтения. Закон сохранения массы, кажется так? Я безнадежный гуманитарий.
57. Сычев К.А.Вокзал
Всё на местах, нет недосказанности. Убаюкивающий эпистолярный слог - так писали сто с лишним лет назад. Мне, скорее, понравилось, но... Да, тут еще и от внутреннего состояния зависит. Рассказ этот нельзя читать наспех, в метро, например, но для неспешного отпускного состояния, для пытливого читателя, он вполне интересен.