Ниделя Александр Константинович : другие произведения.

48. Письма из желтого дома (главы)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Роман размышление

  Главы из романа "Письма из желтого дома"
  (выборочно)
  љ Ниделя Александр, 2012 г.
  
  
   - Да у меня есть что сказать, а вернее продолжить. Другая крайность фанатики не мыслящие себя без слияния с Обществом и разными идеями, даже не удосуживаясь их проверять собственной мыслью. Положите руку на сердце те кто считает их оптимальным социальным материалом? - и она замолчав осмотрела аудиторию, все молчали, - Именно они мечтают о слиянии с коллективным забывая про свою индивидуальность. Так вот когда человек сливается с окружающими его клеточками, даже не спрашивая их желают ли они этого, то даже не обращаясь к красивой образной метафоре с лужей клеточной протоплазмы, можно указать на одно важное свойство такого человека. Он не понимая непостижимой для него, как человека, всей сложной сути Общества, начинает проецировать на него свои мысленные и идейные "токсины" замечу своего исключительно ограниченного "Я". Считающего что все и само Общество, в том числе, просто обязаны, после этой его жертвы саморастворения, жить по его идеалам. Нужно ли объяснять вам уважаемые коллеги к чему это приводит?... Есть простой принцип все что ниже уровня организации Общества стремится раствориться в нем, и тем самым уничтожить его, хотя бы и без злого умысла. А те кто выше этой средней стремятся обособится и по сути укрепить его тело и разум своими совокупными достоинствами. Именно разумные индивидуалисты ценя это свое чувство, способны понять и принять такое же право на приватность самого Общества понимая сложности его бытия. Они не сливаются с ним, а заключают разумное трудовое соглашение, и своей разумной критикой помогают ему не скатится к его естественным слабостям: деспотии, рабству, тоталитаризму и бесчувствию. Именно они чтобы быть по настоящему индивидуальными наполняют голову самым разным смыслом сплавляя его со своим опытом и только тем обретают настоящую неподдельную индивидуальность. Ну разве человек переживший в себе рождение индивидуального способен не любить Общество, всей своей душой, что открыло для него эти необъятные возможности, начиная с письменности, печати и по сути подарило ему возможность стать индивидуальностью! Это только в сказке можно потерев лампу легко выпустить Джина и таким же образом загнать его обратно. В реальности справедливо только первое. Вот пожалуй и все что я хотела вам сказать для полноты картины что выстраивается вокруг проблемы приватности.
  
   Не успел Капитан и Инженер переварить сказанное коллегой, как ее эстафету перехватила Пожилая Дама.
  
  - Я бы хотела дополнить эту важную тему системным принципом подобия. Председатель вы не станете возражать от углубления в проблему? - и она вопрошающе посмотрела на еще растерянного выступлением коллеги Капитана.
  
  - Нет, что вы уважаемая, напротив я с большим интересом выслушаю ваши предложения и безусловно размышления.
  
  
  - Уж сколь я заговорила о принципах подобия человеческого и социального организма, то было бы интересным рассмотреть на предмет подобия их болезни. К примеру можно взять злокачественную опухоль что не редкость у людей и животных и поискать нечто аналогичное в Общественном организме. Клетки опухоли представляют собой, потерявшие на определенном этапе способность к созреванию и специализации, клетки. Как тут не согласиться с коллегой, в том что они оказываются мало специализированными клетками то есть по аналогии с не обученными, буквально не зрелыми клетками. Что соответствует человеку лишенному индивидуальности. Именно они тяготеют к экспансивному росту игнорируя его ограниченную в этом в потребность, они ко всему прочему плохо связаны друг с другом что и подталкивает их к метастазированию в другие ткани и органы. где они и создают себе подобных клонов. Но что приводит к этой беде человека? Конечно, причин много это и загрязнения, и мутагены как тут не привести их в аналогию с негативным информационным контекстом и дезинформацией. Но есть и еще одна проблема это страх который переводя макроорганизм в режим экономии ресурсов, нарушает естественное питание большинства тканей, порождая тем, компенсирующие голод, не оптимальные формы получения энергии клетками. Это в свою очередь загрязняет окружающее их пространство отходами этого процесса. Чтобы было яснее это примерно как качественный бензин заменить на сверхтонкую взвесь угольного порошка в бензине, что разумеется быстро убьет двигатель. Постоянные неоправданные атаки иммунной системы на собственные ткани, так называемый аутоимунный процесс, так же склоняют их к онкологическому перерождению. Процесс медленный, но в какой-то момент эта грязь и другие озвученные и не озвученные мною факторы приводят к нарушению регуляции деления регенерирующих клеток и их дифференциации и начинается предопухолевый процесс. Точно так же страх дезорганизует деятельность иммунной системы. Последнюю функциональным образом можно связать в социальном Организме с правоохранительными органами и службами госбезопасности. Страх заставляет их заниматься совсем не тем чем нужно, атаковать совершенно нормальные ткани нарушая их и провоцируя никому не нужные репаративные процессы, последние так же один из факторов опухолеобразования. Как пример возьмите судьбу СССР, который о людях заботился мало, и чуть что устранял ростки живого творческого индивидуализма силами НКВД, иначе своей иммунной системой. Предполагая, что безграничный коллективизм, станет хорошей основой для нового общества. В итоге, СССР и весь социалистический лагерь развалился от метастазов новых поколений потерявших связь, с забывшем про их нужды Обществом. Именно трезвомыслящие индивидуалисты диссидентами прижились в демократических обществах, не создавая им проблем, но не те кто забывали про себя и слепо верили в доброту и любовь к себе партии. Последних везде боятся как носителей чумы неумеренного коллективизма. Как тут не подумать о необходимости золотой середины? Но вернусь к болезни. Предположим опухоль увеличилась, а значит она сформировала свой маленький архаичный мир с особыми сосудами в которых не работают правила высшего организма, и к ней уже сложно подобраться даже той же иммунной системе. Между тем опухоль отравляет организм, продуктами своего специфического и очень высокого обмена, подрывая его системы жизнеобеспечения, и в особенности сердечно-сосудистую. Организм делает попытки атаковать опухоль иммунной системой, но она уже неприступна, да и иммунная система отравлена страхом и каждая атака не уничтожая полностью опухоль дает лишь новую порцию яда из разрушенных ею клеток. Вспомните как Сталин, избавлялся от тех на чьих штыках в Россию пришла Великая Октябрьская революция, они были такими же иммунными клетками и не могли жить иначе, как проливать кровь чтобы вновь трансформировать уже еле живой от болезни организм, а по сути добивать его. Но, к сожалению, чужая кровь заразна в метафорическом смысле, и тех кто помог избавится от предшественников так же приходилось убирать... Это было настоящее тяжелое аутоимунное заболевание белых клеток крови. Правда потом поняв бессмысленность этого круговорота казней, иммунная система СССР, впала иммунно-депрессию, После чего оказавшись на службе у олигархов она впала в лейкоз. Но вернусь к биологической патологии. И вот однажды организм собравшись с последними силами наносит по опухоли очередной удар, пытаясь разрушить не подчиняющиеся ему клетки иммунной системой, и та атакует их! Но они разрушаясь выделяют в него столько яда, что мозг вынужденно включает экстренный надпочечниковый режим, который тромбом убивает своего хозяина. Вот собственно и вся аналогия этого подобия биологического и социального.
  
   - Так, так, так, это очень интересно! Учитывая сколькими болезнями страдает человеческий вид, ваш принцип подобия предполагает что их модели так же можно перенести на Общественный организм. Знаете, я думаю это станет, интересной отдельной, темой для наших последующих встреч. - Тем не менее, мне бы хотелось услышать ваше резюме по приведенному вами примеру. - Озабоченно заинтересованно заключил Капитан, - после чего я думаю нам стоит перейти к решению заявленной нами проблемы.
  
  - Собственно, профилактика этих нежелательных процессов, конечно, в рамках этой модели болезни сводится к тому что всегда опасны: страх, нужда народа и неоправданное насилие над ним, подавление персональной индивидуальности которая как бы это не казалось парадоксальным скрепляет его ткани и наделяет Общество коллективным разумом. И, конечно, организму ничем не опасны дифференцированные, то есть обученные, клетки что, в отличии от низко дифференцированных клеток, знают для чего они созданы и разумеется не претендуют на власть, и даже готовы всячески ей помогать, не обременяя себя сверхответственностью властных эшелонов Общества.
  
  
   7.22.2. Кризис роста
  
   Можно обмануть, кого угодно, и даже себя самого, но не Природу.
  
   - Хорошо, есть ли еще желающие высказать свое собственное мнение по данному вопросу? - озабоченно обратился к аудитории Капитан.
  
  - Есть, - решительно вступил в дискуссию Чиновник - Конечно, все только что услышанное мною дает почву для размышлений, и ставит еще больше вопросов. Например, коллега - и он обратился взглядом к Пожилой Даме - практически убедила меня в полезности приватности как меры спасающей общество от "гангрены" индивидуализма. Честно сказать мне и в голову это не приходило, и немногие поймут меня, кроме разве что вас, - и он посмотрел на Военного, который взглядом поддержал его, - насколько нам трудно, в нашем положении, стать глухими и слепыми в отношении наших подданных. Ведь Общество необязательно подавляет свободы и индивидуализм, но и пытается помогать им когда это ему выгодно.
  
  - Увы, это случается не так часто как обратное. Но я не виню в этом Общество то рефлекс тревоги и страха. - перебила Чиновника Дама в Кимоно. - Как же ему не бояться, если человек о нем об Обществе ничего не знает и продолжает жить безоглядно как в раю, ни за что не отвечая! Я уже не говорю об Обществе живом с потребностями и целями... Но, и в этом случае примирит их и успокоит опасения Общества лишь человеческий разум.
  
   - Но, и это не все! Огромная доля людей, в силу своей профессии, не нуждается в индивидуализме, и будучи лишенной его легче управляется Обществом, и это тоже факт, что излишек в сложных потребностях усложняет контроль над людьми.
  
   - Это миф, рожденный на недостатке понимания социальной природы Общества и ее зависимости от природы индивидуально человеческой. Неоправданный страх перед трудностями, на дальней перспективе, приводит к социальной гангрене! И люди периодически истребляют друг друга, по самым разным причинам, но и они все сводятся к родо-племенным рефлексиям. Разве это может быть выгодным? - Вступила в диалог Пожилая дама.
  
   - Но как вы совместите, узкую профессиональную специализацию со свойственной ей низкой потребностью в личностной содержательности, с, как вы говорите, индивидуальностью? - допытывался практичный Чиновник.
  
   - Это не более чем, иллюзорная, попытка сэкономить на человеке, искусственным понижением планки его потребностей до уровня профессиональных требований. Выглядит разумно, если не учесть тот факт, что в этом случае мы имеем дело с человеком, устроенным на порядки сложнее чем само Общество, а не с механической деталькой. Это можно принять лишь как временную и вынужденную меру, за которую все равно придется очень дорого платить в будущем. Вот и застыло Общество во враждебном противостоянии двух крайностей неравенства, от совершенно не умеренного ни в чем "общества потребления" до жесткой режимности и минимализма человеческих потребностей. Это в свою очередь неизбежно приводит к необходимости изоляции друг от друга двух социальных моделей друг от друга при том что они неразрывно связаны друг с другом, причем на всех уровнях, да что тут говорить. Это тот же вопрос системности, чем неумереннее "Общество потребления", тем сильнее затягиваются гайки в остальной части мира. О каком авторитете Общества в глазах любого мыслящего человека можно в таких условиях говорить?! А теперь только подумайте, каким цинизмом должна будет наполнится эта мыслящая часть Общества, чтобы не лишившись разума, смотреть на это ужасающее социальное не совершенство. На какую социальность, и веру в Общество можно рассчитывать в этих условиях? Вот мы и получаем, ту злокачественную асоциальную форму индивидуализма, причем где, в самой интеллектуальной прослойке этого же Общества. Но и это не все, на то что происходит, в современном Обществе, человеку невозможно смотреть иначе как сквозь защитное стекло вытеснения и самообмана. Они вынужденная защитная мера, за что он платит частью своего разума. И в этой ситуации выбор не велик, если человек пытается смотреть на все не вытесняя он эмоционально слепнет превращаясь в циника, а если он не желает расставаться с верой в Общество он заслоняется от ослепляющей правды зеркалами идеализма, и впадает в другую крайность благодушного все вытесняющего бездумия. И что нам делать в этой ситуации, на кого рассчитывать? Любая сложная система требует соответствующих ее сложности решений. иначе ее развитие будет автоматически лимитироваться на всех ее уровнях.
  
   - Нет я практик и мне хотелось бы услышать практические решения этой проблемы? - настаивал Чиновник.
  
   - Очень просто, хорошее неформальное образование с запасом дающим человеку социально-полезные увлечения, способные наполнить его жизнь высоким содержанием. Соглашусь выглядит совершенно не практично, как утренняя зарядка, и т. п. "излишества" человеку приговоренному судьбой к ранней смерти.
  
   - Но, эти интересы, не льют воду на потребности Общества в произведенной стоимости, через стремление средне-статистического человека приобретать вещи. Именно, эта потребность стимулирует рост его неодушевленной инфраструктуры.
  
   - В том нет сомнений, что люди низводятся Обществом до трех стихий Огня, Воздуха и Воды способных разве что производить для него энергию. Но разве Общество не имело бы того же, если бы люди покупали, не фактически не нужный им хлам, а полезные вещи? Согласна, тут нужно много думать как это все устроить, это более сложный вариант. И более того скажу, никому не нужно много мозгов, у Общества должны быть кости, мышцы и т. п. ткани... - снова парировала Пожилая Дама. - Замечу, что то что я говорю, не сомневаюсь выглядит противоестественным, настолько привычным стал этот рудиментирующий человека инструмент. Но поверьте, я руководствуюсь исключительно рациональными мотивациями, разве что ни лишенными гуманизма, и как вы уже это заметили системным подходом.
  
  - Я совершенно с вами согласен! - включился в разговор Инженер. - Нам необходимо понять, что Общество становится принципиально иным, а потому все что было приемлемым и полезным в прошлом его качестве, совершенно неприемлемо в его будущем. И как вы верно заметили это системный вопрос. И такие "смешные" в недавнем прошлом понятия как справедливость, заслуженность, гуманизм приобретают совершенно иной системный смысл. Как уже было замечено Общество необыкновенно укрупнилось, и усложнилось, оно получило ИВК, но все это сделало его исключительно уязвимым перед тем с чем неплохо справлялись его предшественники. Но их методы совершенно не применимы в новых условиях и даже опасны для него. Конечно, вы правы - и он обратился взглядом к Чиновнику, - когда говорите о том что у Общества есть очень простые потребности и с этим приходится считаться, и добавлю от себя наши знания о его природе ограничены и не позволяют нам, как и наши не идеальные возможности, все делать идеальным образом, и без платы за временное несовершенство. А потому, ту истину что возможно нам сегодня открылась, навряд ли пришла бы к нам ранее чем для нее созрела ситуация. И, к сожалению, над каждым из нас тяготеет наша профессия, и мы собрались тут, - и он посмотрел на Сергея, - именно для того чтобы избавится от ограниченности наших взглядов. Навряд ли это удивит вас коллеги, и мы касались ранее этой темы, но человеку придется пусть не сразу подниматься к вершине общественной пирамиды, оставляя низкоквалифицированный труд кибернетическим организмам. Для чего и задумывался ИВК, избавить Общество от унизительной потребности упрощать человека. Что нужно признать на определенном этапе было жестокой необходимостью. Иначе, нам никогда не избавится от страшного неравенства между людьми в пределах одного вида, порождающего множества социальных болезней. Это, конечно, же потребует подготовки людей, может быть не за одно поколение, к переходу в верхние эшелоны Общества, и тут слова наших уважаемых коллег, - и он посмотрел на Пожилую Даму и Женщину в Кимоно, - совсем не кажутся, противоестественными, а даже напротив, здравомыслящими и уже востребованными. Если мы не начнем делать этого уже сегодня, и кибернетические организмы придут в нашу жизнь раньше того момента когда люди станут способны занять более высокую позицию, мы поставим себя перед отвратительной нашей ангельской природе необходимости в избавлении от этих уже проигрывающих машинам людей. Наша память не так кротка как человеческая, и такой навык испортит нашу природу на тысячи лет вперед, а значит и само человечество. Мы в не меньшей степени, чем люди" склонны приобретать дурные привычки, помните об этом. Кроме того, как уже упоминалось, нам необходим значительный коллективный интеллект, а потому мы легче пойдем, на меры экономии, что кстати учитывая просто варварскую расточительность человечества, вполне реальная мера значительно расширить рамки ограничений "Золотого миллиарда", и при этом получить от человека несравненно больший КПД чем это возможно в случае с человеком "батарейкой". Пока же Общество драматически переживает разрушительный период конфликта своих родо-племенных атавизмов с небывалыми техническими возможностями эксплуатации природы. И мы буквально превращаемся в свечу в кислороде, вопрос на сколько хватит нам этого "кислорода" поддерживать "горение" нашей жизни в таких далеко не оптимальных условиях?!
  
  - Уж не хотите ли вы сказать, - включился в диалог Капитан, - что ИВК это первый шаг на пути к замене человека кибернетическими механизмами в примитивных формах труда?
  
  - Совершенно верно, но уточню, не замены их, а вытеснения человека в высший социальный эшелон творческих работников. Только на этом месте человек по настоящему оправдывает свое место. Но для этого нам ангелам придется, изменить Общество таким образом, чтобы думающим людям не приходилось больше вытеснять, и боятся его. Мы должны вернуть человеку разум, и веру в Общество, и это вопрос нашего выживания. К сожалению, то состояние в котором находится наше Общество, несовместимо с разумом человека, делающим все для того чтобы разочаровать последнего в себе. Сам переход, это потребует от человека длительной подготовки и определенных для этого усилий, как с нашей стороны, так и людей в том числе. Именно поэтому я не нахожу рассуждения наших коллег хоть в чем-то противоестественными.
  
  - Да, увы время на часах вечности, тем не менее движется вперед, и мы не можем тешить себя иллюзиями по поводу неограниченности нашего земного пристанища. Грядущие катастрофы неизбежны и нам придется очень потрудится чтобы справится с ними или в худшем случае суметь спастись от них. И нам этого не сделать только усилиями горстки людей, и без небывалых темпов научно-технического прогресса, роста производства и в условиях разумной экономии. Честно говоря, я не вижу в этом вопросе альтернативы, разве что в частностях.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"