Повелитель Событий
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
ПОВЕЛИТЕЛЬ СОБЫТИЙ
Роман
Пролог. Лондон, начало XVIII века
Капитан Джордж Элиот -- Великий Мастер масонской ложи -- стоял с фонарем в руке посреди хранилища, где находился главный артефакт братства. Пробравшись сюда с другим грабителем Теофилем Дезагюльэ, Элиот впервые пошел против братьев-масонов, зная, что наказание за подобное преступление -- смерть.
Подняв фонарь над головой, Джордж увидел блеснувший серебром, подвешенный на цепях ковчег. Священный циркуль, символ Небесного свода, должен был лежать в нем.
С внешней стражей хранилища заговорщики справились благодаря непререкаемому авторитету Мастера. Клинки масонов, охраняющих циркуль, уперлись в грудь Элиота, как только незваные гости зашли, но твердое: "Я -- Великий Мастер!" привело братьев в замешательство. Охранники растерялись. Минутной заминки хватило, чтобы Элиот заколол двоих и эфесом сабли проломил висок третьему брату. Нелегко было убивать собственных учеников, но у главы лондонской ложи не осталось выбора. Иначе артефакт, на который братья так уповали, свел бы в могилу их всех.
Расправившись с внешней стражей хранилища, Элиот и Теофиль забежали сюда -- в круглое помещение с куполом. Теофиль вынужден был вернуться, услышав крик раненого. Джордж остался один.
Фонарь освещал ковчег, но своды и стены хранилища тонули в темноте. Загрохотала, приближаясь, тяжелая поступь.
-- Теофиль!
Выставив перед собой саблю, Элиот знал, кого увидит. Ни один человек на земле не обладал столь массивным телом.
Создание с земляным лицом и кровью из перегонного куба вышагнуло из темноты, закрывая собой ковчег -- главное сокровище масонов по эту сторону Ла-Манша. Двухметровый, кряжистый голем ударил грабителя раскрытой пятерней сверху вниз. Широкая ладонь опустилась с силой кузнечного молота. Джордж отпрянул, иначе клешня размозжила бы ему голову.
-- Теофиль! Топор!
Несмотря на габариты, искусственный человек, легко развернувшись, вновь ринулся на гостя. Голему было все равно, кто перед ним: Великий Мастер или оборванец с Темзы. Любой проникший сюда нарушал запрет братства: ни при каких обстоятельствах не прикасаться к артефакту вне мистерий, и потому был обречен. Каменные кулаки должны были раздробить предателю грудную клетку, но Элиот в последний момент отскочил в сторону. Уходя, он рубанул клинком. Коричневое ухо с каменным стуком упало на пол. На плечо стража полилась голубая жидкость. Голем взревел.
-- Теофиль! Сюда! Ко мне!
За спиной Великого Мастера распахнулась дверь. Теофиль, сдернув с шеи платок, стирал с лица и камзола кровь. В освещенном факелами коридоре лежали братья, охранник с проломленной головой полз к двери. Дрожащими руками Теофиль Дезагюльэ -- придворный принца Уэльского, доктор права, -- сжимал кинжал.
-- Я не сумел, -- произнес он бледный, как полотно. -- Я попал не туда...
-- Добей! -- закричал Элиот. -- Иначе нас схватят!
Дезагюльэ вернулся, приставил к груди умирающего кинжал и, отвернувшись, с криком нажал, навалился на рукоятку. Брызнула кровь.
Кружевные манжеты на рукавах рубашки Дезагюльэ стали алыми. До этого Теофиль никогда не убивал людей.
Подпрыгнув, голем обрушился на Элиота землистой тушей. Сабля Великого Мастера вошла в вязкую грудь. Гигант дернулся, и она обломилась. Страж замер, покачнулся. У грабителей была секунда. На лету поймав брошенный Дезагюльэ топор, Джордж, что есть силы, опустил его на голову голема. На этот раз верзиле с алхимической плотью и саблей в груди не хватило реакции. Искусственный человек застыл. Лезвие рассекло ему голову до зубов. Голем рухнул на спину. Землистая грудь, плечи, живот озарились голубым холодным сиянием.
-- Не давайте ему расти, Мастер! -- закричал Теофиль.
Несколькими ударами, прикрывая глаза от мертвенного болотного огня, Элиот отсек голему руки, а потом и ноги. Отрубленная правая рука на глазах увеличилась в несколько раз, сделавшись похожей на кривое поваленное дерево. Страж дернулся и затих.
-- Артефакт наш. -- Элиот тяжело дышал. -- Он в ковчеге.
-- Мы пробрались сюда точно воры, -- произнес Дезагюльэ. -- Мы... лишаем жизни... англичан. Это неправильно. Мы сгорим в геенне!
На вытянутом лице Теофиля бисером блестели капли пота. Великий Мастер в белом припудренном парике и высоком жабо словно превратился в глазах доктора права из главы ложи, которого Дезагюльэ привык видеть на троне во время мистерий, в преступника, при этом еще и одетого на легкомысленный французский манер.
-- Поздно отступать, -- сказал Элиот. -- Мы избавим Англию от самого большого зла под солнцем. Иначе циркуль убьет тысячи, сотни тысяч, поверь мне.
Дезагюльэ верил. Еще верил. Великий Мастер был единственным из масонов, кто прошел мистерию Высшего посвящения, кто испытал действие артефакта на себе. Единственным, кому выпало счастье побывать на небесах еще при жизни.
-- Я верен клятве, -- сказал Теофиль. -- Но вижу, что вернувшись с того света, вы очень сильно изменились.
-- Сам Господь благословил меня на то, чтобы я уничтожил циркуль, -- сказал Джордж. -- Он направляет мою руку.
-- Мне трудно понять: зачем?
-- И понимать нечего! На небесах против того, чтобы масоны или кто бы то ни было вмешивался в божественные дела. -- Элиот передал придворному фонарь. -- Держите его, а я взломаю ковчег! Некогда дискутировать, Теофиль!
Догорающее масло фонаря осветило колоны, часть мозаичного пола и серебряный ковчег, подвешенный на четырех цепях, с золотой пирамидой и Всевидящим оком на крышке.
-- Уничтожив артефакт, мы покинем Англию, -- сказал Джордж, занося топор.
-- Навсегда?
Вместо ответа Элиот рубанул по цепи, затем по другой, третьей. Серебряный ковчег с грохотом упал на пол. Великий Мастер сбил замок. Откинул крышку.
-- Огня! Быстрее, у нас мало времени!
Теофиль поднял фонарь над раскрытым ковчегом. Фонарь дрожал. Дезагюльэ впервые видел артефакт на расстоянии вытянутой руки.
-- Ближе!
Циркуль -- ключ, открывающий врата в мир горний, лежал на алом бархате, переливаясь древней бронзой, по преданию выплавленной еще в горнах халдеев. По другой легенде артефакт подняли с морского дна финикийцы, где они обнаружили его среди руин Атлантиды. Любой, кто владел циркулем, мог отправиться на небеса. А затем вернуться.
-- Проклятье рода человеческого, -- сказал Элиот.
-- Но мы столько этого ждали?!
Происходящее не укладывалось у Дезагюльэ в голове. На протяжении стольких лет масоны Лондонской ложи старались приблизиться к сакральной реальности, где чертит свой план Великий Строитель Вселенной. Наконец с помощью циркуля им удалось приоткрыть полог тайны. Но первый же человек, ступивший в запредельность, стал... грабителем и убийцей.
-- Неужели этого хотел Господь? -- воскликнул Дезагюльэ. -- Мастер вы вернулись другим. Мы оба сошли с ума!
Они разрушили голема, они запятнали себя братоубийством и хотели совершить непоправимое... А Элиот -- лучший из масонов, бежал от "открывшихся врат", словно от чумы.
-- Довольно болтовни. Возьми его, -- приказал Мастер. -- Бери!
Пространство над головами похитителей осветилось пламенем множества фонарей. Огонь озарил высокий свод хранилища. С верхних галерей вниз бежали вооруженные люди.
-- Именем Великого Строителя Вселенной, -- зазвучал голос. -- Заклинаю вас -- остановитесь! Бросьте оружие!
Элиот сунул циркуль в руку Теофиля.
-- Бегите, брат! -- закричал он, выхватывая из-за пояса пистолет. -- Я их задержу!
Дезагюльэ не двигался с места.
-- Вы дали клятву Теофиль! Вы клялись!
-- Вы были на небесах. -- Глаза масона сверкнули полубезумным огнем. -- Я сделаю все, но скажите: что там?
-- Господь, -- сказал Джордж.-- Бегите!
-- Правду, Мастер!
Элиот был на небесах, но то, что он там увидел, не укладывалось в привычные картины загробной жизни. Там, куда ступила нога Джорджа, он не увидел ни рая, ни ада. Небесное существование людей лежало вне понятий католической церкви. Никто не направлял руку Элиота извне. Мастер солгал и, видимо, Дезагюльэ это почувствовал.
-- Я должен знать, Мастер!
-- Беги! -- закричал Элиот, отбивая брошенную в него пику. -- Уходи!
Теофиль побежал. У входа на него набросился масон. Замахнувшись, охранник на бегу ударил вора рапирой. Клинок лег плашмя. Дезагюльэ закрыл голову руками. Он все равно не смог бы больше никого убить. Поскользнувшись на залитом кровью полу, его преследователь опрокинулся на спину. Масон вскочил на ноги, но уже было поздно: Теофиль выбежал из хранилища. На соседней улице его ждала карета.
-- А Мастер? -- спросил кучер.
-- Капитан убит, -- сказал молодой человек, впервые позволив назвать главу лондонской великой ложи "капитаном". -- Мы больше его не увидим. Гони!
Элиот ударил клинком в грудь нападавшего, но лишь рассек одежду. Под плащом брата оказался железный нагрудник. Капитан направил на охранника пистолет, спустил курок, но пистолет дал осечку. Зато кованая дубинка в руке масона осечку не дала. Оглушенный похититель артефакта рухнул на пол. За ноги Великого Мастера потащили к вскрытому ковчегу, который внимательно осматривал человек в маске. Человек повернулся к Элиоту.
-- Куда направляется Теофиль? -- спросил он. -- Куда вы должны были доставить циркуль, во Францию?
Джордж дернулся, но его крепко держали несколько рук.
-- Зачем вы это сделали, Мастер? -- Масон в маске смотрел на отступника. -- Вы не только потеряли положение, друзей, титул, вы опозорили свое имя до конца времен! Вы -- первый, прикоснувшийся к тайне. Зачем?
Элиот молчал.
В руках человека в маске появился раскаленный прут. По знаку подручные расстегнули на капитане дорожный сюртук, раскрыли, обрывая пуговицы, длинный жилет, задрали рубашку. Обнажилась грудь.
Масон в маске замер: кожа отступника потемнела, собралась уродливыми, отливающими жирным блеском складками, грудь Элиота сочилась гноем.
-- Это ад? -- Масон невольно отпрянул. -- Тебя пытали демоны?
Гниющая плоть источала зловоние.
-- Черная душа! -- Голос человека в маске дрогнул. -- Ты был в чистилище! И вернулся, чтобы мстить!
Элиот молчал.
-- Куда едет Теофиль? -- Алый, раскаленный конец прута опустился в одну из ран.
-- Это молот, -- захрипел Великий Мастер. -- Плата за Дориана. Чистилище здесь!
В последнюю свою мистерию масоны принесли в жертву циркулю человека. Опустившегося лондонца, никчемного старика. Того, кто отдал артефакту свою жизнь, звали Дориан. Бродягу привели, дав перед этим стакан портвейна. Циркуль принял жертву, мистерия завершилась успехом: небеса легко открываются умершим. Вслед за мертвым попал в мир иной и Джордж Элиот.
-- Ты обречен, но мы можем избавить тебя от демонов! -- произнес масон в маске. -- Только верните артефакт. Или, видит Господь, я отправлю тебя в ад этим прутом, не сходя с места!
Элиот рассмеялся. В бешенстве масон принялся чертить раскаленным концом по его обезображенной, гниющей груди.
-- Где Теофиль? -- кричал палач. -- Кому он передаст циркуль?
Великий Мастер хрипел. На губах предателя вскипала кровавая пена, но он улыбался.
Он все сделал правильно. Братья обшарят порты, блокируют ведущие на побережье дороги, но им и в голову не придет, что Теофиль выскользнет из Лондона по...
-- Что с ним? -- спросил масон в маске.
-- Не дышит. Вы убили его, принц.
Дезагюльэ мчался в Колбрукдейл. На железоделательный завод, принадлежавший третьему масону, состоявшему в заговоре -- Аврааму Дерби.
Теофиль всматривался в темнеющие лондонские улицы, ожидая погони, но ее не было. Очутившись за городом, он зарядил кремневый пистолет и положил его рядом с собой.
"Мастер, мы выкрадем артефакт, но что потом?" -- вспоминал Дезагюльэ разговор с Элиотом, состоявшийся перед тем, как они отправились в хранилище.
"Циркуль должен попасть туда, откуда он пришел", -- ответил Мастер.
Прислушиваясь к стуку копыт, Элиот сжимал артефакт в руке.
Элиот наверняка мертв. Неизвестно, что будет с самим Теофилем. С другой стороны, люди никогда не прекратят попыток попасть на небо еще при жизни. Даже получив все мыслимые и немыслимые блага, они будут одержимы идеей, открыть именно эту дверь. Пусть все остальные двери цивилизация распахнет настежь. Теофиль не сомневался: люди победят расстояния, болезни, будут летать, словно птицы. Поля будут возделывать големы. Алхимики откроют философский камень. Но люди не успокоятся, пока в мире существует последняя истина, пока плата за нее -- смерть.
"Поклянитесь, Дезагюльэ, что сделаете это, -- говорил Великий Мастер. -- Я болен. Я могу не успеть. Дайте клятву брата, что исполните все в точности".
Теофиль поклялся клятвой брата.
-- Знай, -- сказал тогда Мастер. -- Любой, кто воспользуется артефактом, потеряет
больше, чем взял.
Теофиль завернул циркуль в кусок шелковой материи, убрал в карман сюртука. Владелец завода в Колбрукдейле Авраам Дерби не знал, что везет ему заговорщик. Он должен проводить Дезагюльэ к домне, только и всего.
Или знал?
В этом случае, если Теофиль не сдержит слова, подручные Дерби найдут его и сделают, то, что должны сделать с нарушившим клятву масоном: зальют ему в рот расплавленный свинец. Затем отсекут руку, вырвут остатки языка и перережут горло. Повесят труп посреди обновленной ложи при посвящении нового брата.
-- Господь -- Великий Строитель Вселенной, ты любишь смиренных, -- прошептал Дезагюльэ. -- Прошу, может быть, в великой милости своей ты сам приоткроешь пред нами полог смерти. Аминь.
Теофиль достал из дорожного ящика запечатанный сургучом конверт, который он должен был, не вскрывая, передать Аврааму Дерби.
-- Я исполню все в точности, Великий Мастер, -- повторил Дезагюльэ. -- Клянусь.
Теофиль надеялся, что его возьмет под свою защиту король, раз руку Мастера направлял всевышний.
Поднявшись в кабинет Элиота, принц Уэльский прислушался. Братья с шумом и треском обыскивали трехэтажный лондонский дом бывшего Великого Мастера, ломали стены в поисках тайника, переворачивали, потрошили ножами мебель. Принц велел слуге растопить камин.
Над поленьями поднялось пламя. Принц держал над ним руки, чуть не обжигая кончики пальцев, но все равно всем своим существом чувствовал, потусторонний, сгущающийся вокруг него холод. "Провидению было угодно, чтобы циркуль появился в Англии, -- подумал масон. -- Французы, будь они неладны, готовы отдать половину Нормандии, чтобы иметь при дворе Людовика XV хотя бы один подобный артефакт! Или Элиот вошел в сговор с Папой Климентом XI?"
Впрочем, зачем Джорджу Рим? Ключ на тот свет стоит десятка папских престолов. Кто владеет циркулем, тот... Это не Лютер со своими гвоздями и бумажками на дверях церкви. Артефакт обещал новую Реформацию, которая встряхнет Европу, развязав неслыханную доселе войну.
Похищенный циркуль нес с собой знание, перед которым блекло содержание всех европейских библиотек вкупе с греко-римским философским наследием. Артефакт должен был остаться в Англии.
Предатель! Принц смотрел на огонь. Масоны просто не успели опомниться после мистерии. Иначе выставили бы на охрану серебряного ковчега всех братьев, способных держать оружие. И кто бы мог подумать, что в спину ударит сам Мастер?
Принц с содроганием вспомнил гниющую грудь Элиота. Чего греха таить, следующим на тот свет намерен был отправиться он сам.
Во время проведения мистерии Джордж был совершено здоров. Неужели плата так высока?
Принц невольно вспомнил греческого героя и выклеванную печень. Цепь и скалу Прометея.
-- Будем надеяться, что небо наказывает тех, кто крадет огонь, -- произнес принц вслух. -- А не тех, кто им потом пользуется.
Не удивительно, что Элиот выкрал артефакт. Попытка вернуть все на свои места. Прометей тоже бы, наверное, вернул украденный огонь, если бы не был прикован.
С силой ударили в дверь этажом ниже. Послышались возбужденные голоса.
"Надо же, убил единственного свидетеля, -- скривился принц. -- Иногда я такой неловкий". Пламя из камина жгло ему руки, но потусторонний холод только усилился.
-- Нашли! -- послышалось на лестнице. В комнату вбежал один из братьев. В руках он держал саквояж. -- Не иначе собирался удрать на континент, хитрый черт!
Жестом принц велел масону убираться. Он не терпел распущенности в языке, даже если речь шла о врагах.
Раскрыв саквояж, принц выдернул из него белый кожаный фартук, гипсовую маску и бросил их в огонь. Затем в камин полетело, ярко вспыхнув, шелковое одеяние Великого Мастера. В руках принц держал камни: "дикий" природный камень и ограненный куб -- символы необработанной людской природы и небесного совершенства.
На дне саквояжа лежала золотая шкатулка. В ней, свернутый в трубку, лист бумаги. Оказалось, Джордж Элиот оставил послание! И адресовано оно было не кому-нибудь, а папе Клименту XI.
Сломав печать, принц читал, не веря неожиданной удаче. Элиот подробно описывал "настоящие" небеса. Он предупреждал тех несчастных, кто рискнет и использует циркуль. Он обрисовывал Клименту XI некое существо -- владельца напитанного кровью подземного сада. Впрочем, подземные сады были далеко не самым ужасным, от чего предостерегал Элиот.
-- Сумасшедший.
Дочитав, принц некоторое время стоял в раздумьях. Он растерялся, он был потрясен. Если принимать письмо Мастера за чистую монету, а не ловкий ход, то что бы ни предпринимали англичане, да что они! -- что бы ни делали все монархи Европы, христианскому миру было не устоять. Границы государств изменятся. Падет, исчезнет само основание...
Положив письмо в шкатулку, щелкнув латунным замком крышки, принц решил, что Элиот намерено пугал главу Римской католической церкви, чтобы манипулировать им.
Вновь все предстояло проверять самому. Намерение отправиться туда, откуда возвратился только Джордж Элиот, в принце Уэльском лишь окрепло.
В камине стрельнуло полено, поднялось пламя. Изображенная на шкатулке пирамида с Оком Провидения -- заключенным в треугольник глазом -- вспыхнула золотым и алым.
"Теофилю не вывезти артефакт в одиночку, -- решил принц. -- Элиот не мог создать за столь короткое время отлаженную сеть заговорщиков, иначе зачем это послание?"
Низкие тучи, прозрачные в темноте, затянули пастбища и редкие крыши ферм. Но неожиданно небо расчистилось, проступили звезды, и циркуль в руках Теофиля сверкнул.
Молодой масон не удержался и вновь рассматривал артефакт. Циркуль блестел на сукне холодно и безучастно, а Дезагюльэ казалось: вот-вот он повернет коней и...
Когда еще представится такая возможность?
Дезагюльэ достиг Колбрукдейла в полной темноте. Плотину железоделательного завода скудно освещала пара фонарей. До цехов в отблесках доменного огня карету Теофиля сопровождал рабочий. Бежал впереди с масляным светильником в руках, иначе лошади переломали бы ноги.
Авраам Дерби приветствовал гостя, пожав ему руку на масонский манер: трижды коснувшись свободным пальцем ладони.
-- Вы один? -- Заводчик глянул на алые кружева рубашки гостя.
-- Так сложились обстоятельства, -- ответил Теофиль, передавая Дерби письмо Элиота. -- Не беспокойтесь, артефакт у меня.
Вскрыв конверт, Авраам пробежал глазами содержание письма. Лицо его при этом оставалось непроницаемым.
-- Теперь все зависит от нас, -- сказал он. -- Прошу вас, следуйте за мной.
В доменном цеху Теофиль и Дерби прошли по настилу к шахтной печи. В лицо масонам пахнуло сухим жаром, запахом сгоревшей окалины. В воздухе носилась, блестела взвесь. Через пару шагов на зубах заскрипел песок, дышать было нечем. Теофиль увидел перед собой приземистую каменную башню домны в железном почерневшем кожухе. Наверху из открытого устья печи вырывалось пламя. Чумазые рабочие в расстегнутых рубахах и рукавицах возились у кричного горна, в нем вблизи сопла плавились капля за каплей чугунные чушки.
-- Мы на месте, -- сказал Дерби.
-- Да, -- сказал Дезагюльэ. -- Я готов.
Чувствуя, как моментально нагревается одежда, Теофиль, закрывая глаза от ярко
полыхающего угля, бросил сверток в белесое сопло. Он вспыхнул пламенем и исчез. Дерби кивнул.
На обратном пути Теофиль торопился. Авраам передал Дезагюльэ документы, подтверждающие его право собственности на трехэтажный дом Великого Мастера на севере Лондона, а так же поместья.
-- Последняя воля Мастера, -- сказал он. -- Теперь вы -- состоятельный человек.
Теофиль просмотрел доставшиеся ему ценные бумаги. Львиную долю составляли акции компании, вывозящей с Ямайки рабов. Предел мечтаний среднего англичанина.
-- Я могу дать вам за них... -- Владелец завода назвал значительную сумму. -- Во Франции вам понадобятся деньги.
-- Благодарю, -- сказал Теофиль. -- Я вынужден проститься.
-- Вы не хотите знать о второй части письма? -- спросил Дерби. -- В ней много любопытного.
-- Сделайте одолжение.
-- Я должен убить вас, если артефакт не попадет в горн. Что у вас в правом кармане камзола?
Дезагюльэ побледнел. Он опустил руку в карман, сделал движение пальцами. Циркуль лежал там. В расплавленный металл полетел обломок каретной рессоры.
-- Вы меня убьете?
-- У вас есть покровители? -- спросил Дерби.
-- Принц Уэльский.
-- Отправимся к нему прямо сейчас.
-- Меня убьют?
-- Напротив, -- сказал Дерби. -- Благодаря вам артефакт не был уничтожен и не
попал на континент.
-- Моя карета к вашим услугам, -- сказал Дезагюльэ.
Двое полицейских вынесли из дверей дома Элиота носилки с телом. По вишневому рукаву стоявший в отдалении Теофиль узнал сюртук Великого Мастера. С головы Элиота был сбит парик, лицо -- спокойно. Дезагюльэ отвернулся.
-- Завтра весь Лондон узнает, что Великий Мастер погиб в своем доме от рук ночных грабителей, -- сказал принц Уэльский. -- Мы похороним Джорджа Элиота со всеми почестями.
Часть первая
ВАМ СЮДА НЕЛЬЗЯ!
Глава 1
Журналист еженедельника "Городские вести" Илья Ремизов встал из-за стола, собираясь уходить, когда перед ним появилась заместитель редактора.
-- В гостинице остановился англичанин, -- сказала она.
-- И что? -- Ремизов изобразил на лице крайнюю занятость.
-- Он масон. Из Англии.
-- И что? -- повторил Илья. -- Я в школе немецкий учил. Приедет розенкрейцер или тевтонский рыцарь лиловой подвязки, тогда я пулей...
-- Он без переводчика, значит, на ломаном русском говорит. Ты на ломаном русском
пишешь, так что общий язык найдете. Готовь короткой новостью в номер, ну и на сайт.
-- Масон. -- Ремизов вытащил из стола фотоаппарат, проверил в кармане диктофон. -- Не сидится им на Альбионе.
Непонятно было, что понадобилось англичанину в городе, хоть и на миллион жителей, но расположенном в зоне затяжной экологической катастрофы?
Через десять минут редакционный водитель подбросил Илью до самой респектабельной в
городе высотной гостиницы, с неоновыми буквами сверху вниз: "HOTEL".
По наводке знакомого бармена Ремизов поднялся на третий этаж гостиницы. Номер апартаментов, в которых остановился масон, бармен не знал. Илья приготовился "брать языка" -- стучать в первую попавшуюся дверь, когда заметил, что у номера в конце коридора столпилось несколько человек. Дама в деловом костюме, не иначе дежурная по этажу, выхватив из рук горничной ключи, налегала на замок. "Да он открыт! -- говорила горничная. -- Я как услышала гарь, сразу вас вызвала!"
Однако открытая дверь никак не хотела впускать дежурную по этажу в номер.
Осторожно приближаясь к злополучной двери, включая спрятанный в висевшей на груди
сумке фотоаппарат, Илья втянул носом воздух. Пахло горелым, но не изоляцией, а чем-то печеным, точно на сковороде забыли перевернуть отбивную. Ремизов прибавил шагу. Чудаковатый масон, ради которого он приехал, мог и подождать пару минут.
-- Эй! Вам сюда нельзя! -- Навстречу Илье шагнул молодой парень в костюме. -- Здесь идут следственные мероприятия.
Один из охранников надавил на дверь, ударил плечом, дверь поддалась, открылась на ширину ладони. В проеме над полом показался розовый затылок с седой прядью.
-- Слышите! Посторонним нельзя!
Выдернув из сумки фотоаппарат с уже выдвинувшимся объективом, Илья сделал снимок затылка, но в момент, когда сработала вспышка, охранник выставил ладонь, так что на снимке осталась лишь нагло растопыренная пятерня.
-- Журналистам тем более!
Охранник вновь налег плечом, но дверь встала, упершись в тело. Обладатель розового затылка не двигался. Секъюрити с досады ударил по двери носком ботинка. От чего она, отпружинив, вернулась обратно.
-- Я подумала, что он там жарит? Стейки свои? -- вдруг заплакала горничная, с силой оттягивая кулаками карманы фартука. -- Стучу -- не отвечает. А потом подгорело...
-- Молодой человек, я же ясно выразился. Или вы не журналист? -- Напирал на Илью парень в штатском. -- Я следователь прокуратуры и...
-- Такси заказывали? -- спросила у следователя девушка, которую Илья видел за конторкой на первом этаже гостиницы. -- Уже пятнадцать минут ждет.
Работник прокуратуры не успел ответить. "Давай вдвоем!" -- Охранники с разбега ударили в дверь плечами, от чего обладателя седой головы отшвырнуло вглубь номера.
Дверь с табличкой "312" открылась.
-- Открыть, а не выбить! -- оторопел работник прокуратуры, глядя на такие "следственные мероприятия". -- Никому не входить!
Головой к двери лежал старик с открытым ртом. Обожженная коричневая рука с запекшимися пальцами застыла над лицом. Губы сгорели, кожа вокруг рта безобразно вспухла.
-- Лучше бы не приезжал, -- заметила философски дежурная по этажу, после чего Илья понял, что попал именно в тот номер, в который хотел -- в апартаменты англичанина.
Мертвец смотрел в потолок выпученными глазами, оскалившись, словно взбесившийся пес.
Горничная вскрикнула. Глядя на труп гостя, девушка еще раз помянула стейк. Охранник, втянув носом сладковатый запах горелого мяса, присвистнул.
-- Владимир, ну ты где? -- звонил кому-то следователь, загородив собой дверной проем. -- Вот опять, -- огорченно сказал он, складывая сотовый. -- Остался без фотографа.
Ремизов уже видел покойника в подобной позе. Неделю назад в жилом доме полностью выгорела квартира. Хозяин, спасаясь от пламени, выбрался в коридор, но от жара железную дверь заклинило. Так бедняга и умер, задохнувшись от дыма, уткнувшись в раскаленную дверь головой и завалив собой вход. Напоминал он запекшийся анатомический муляж. Но там все было в огне, обгорели пол, потолок, стены. Что же толкало к двери любителя стейков, и где сам стейк?
-- У меня к вам предложение, -- обратился следователь к Ремизову. -- Вы делаете для меня несколько снимков, один из них, я укажу какой, возьмете для газеты. Только обещайте не ставить фото трупа.
-- Обещаю. -- У Ильи загорелись глаза. -- Никаких трупов! Я же понимаю.
Следователь пропустил Илью в номер и закрыл дверь, оставив всех остальных в коридоре.
Деревянная дверь номера даже не обгорела. Дымом несло, но не так чтобы человек мог задохнуться. Ремизов не заметил на стенах и потолке никаких разводов сажи. В глубине номера -- заправленная кровать. Телевизор стоял выключенный, вилка с аккуратно сложенным проводом лежала рядом. Бледно горела в свете дня люстра без плафонов с вычурными энергосберегающими лампами.
-- Как его звали? -- Илья сделал снимок. -- Не могу понять: чего он полз?
Нижняя часть лица англичанина, особенно подбородок, вздулась и запеклась под белесым стекловидным налетом, словно покрытая глазурью булочка. Кожа не шее лопнула, обнажились желтые волокна, наверное, сухожилия...
-- И оскаленный? -- продолжал пытать молчаливого работника прокуратуры Ремизов.
-- Сними ковшик, -- показал в угол следователь, где лежал отечественный алюминиевый ковш с пластмассовой ручкой, в каких домохозяйки обычно варят яйца. -- Опрокинешь на себя расплавленный сахар, еще не так запоешь.
Илья наклонился над ковшом. Действительно, на дне застыла мутная сахарная корка. Ремизов ковырнул ее ногтем, но попробовать на вкус так и не решился. У кровати на маленьком складном столике лежали приготовленные формочки для заливки петушков на палочке -- мишки, белочки, зайцы.
-- А рубашка на груди тоже от зайчиков... -- Ремизов не договорил. В коридоре, ведущем в ванную, бесшумно горела спиртовая горелка.
Поджег рубаху, затем опрокинул ковш... Прямо в горло плеснул.
-- Приключения иностранцев в России, -- без тени улыбки сказал следователь.
Штанина на правой ноге иностранца задралась. Из-под ее края выглядывала одноцветная выцветшая от времени татуировка. Пока оперативник осматривал спиртовку, снимал "пальчики", Илья быстро задрал штанину выше. На ноге англичанина красовалась пирамида с отсеченной верхушкой. Над пирамидой парил заключенный в треугольник глаз. Рисунок окружала надпись на латыни. Пирамида и глаз были знакомы Ремизову, где-то он их уже видел.
Сделав снимок, Илья опустил штанину обратно.
Следователь открыл дверь ванной. На внутренней ее стороне висел разноцветный метровый круг из фанеры -- копия колеса рулетки. На полу -- надписи мелом по-английски. Илья понял лишь одно: одна из них заканчивалась знаком вопроса. Вот если бы приехал розенкрейцер или тевтонский рыцарь, он бы пулей...
Следователь обернулся, его задумчивое лицо осветила вспышка фотоаппарата.
-- Меня только не надо снимать.
-- Я всего лишь... смотрите!
В ванной, набранной по щиколотку, плавали пачки долларов. Аккуратные пачки стодолларовых купюр в банковской упаковке. Некоторые из них сильно обгорели с краев. Тут же плавали остатки сгоревших банкнот другого номинала. На кафеле над ванной что-то было написано по-английски. Валялось одноразовое мыло, которым, видимо, и писали, когда закончился мел... Рядом с надписью -- рисунок: египетская пирамида с открытым глазом на вершине.
-- Деньги жег, -- сказал Илья. Доллары были так близко, что протяни руку и вытаскивай из ванны. -- А потом жалко стало.
Раковина оказалась полной мыльной воды, в которой плавала сбритая рыжая щетина.
-- Тряпкой заткнул? -- удивился следователь. -- А еще англичанин. Голубая кровь!
-- Варвары, -- согласился Ремизов, с удивлением глядя на самодельную пробку, а потом на содержимое ванны. -- Сколько здесь, миллион? Или больше?
Следователь вопросительно посмотрел на репортера.
-- Я просто так спросил, -- пожал тот плечами. -- Интересно же.
Он сделал несколько снимков. Во входную дверь постучали.
-- Господин Голованов! -- кричала дежурная по этажу. -- К вам Владимир приехал!
-- Я открою. -- Ремизов сразу же сообразил, чем чреват для него приезд фотографа-криминалиста.
В номер вошли еще двое в штатском, с ними милиционер в форме. Не дожидаясь вопросов и требований отдать флеш-карту со снимками, Илья, молча обойдя труп, выскользнул из номера.
Перед глазами стояла картина: милиционер опускает руку в ванную, выуживает из воды распухшую пачку и...
Быстрым шагом удаляясь от номера масона, Ремизов готов был кусать от обиды гостиничный линолеум: почему другим так невероятно везет? Прямо на работе? Почему у других работа именно в этом и состоит? В сладостных моментах.
-- Так мне что, такси отпускать? -- остановила Илью девушка с первого этажа.
-- Какое такси?
-- Англичанин заказывал в Григорьевку, -- сказала она. -- У меня все записано: Григорьевка, улица Лесная, 57. Машина ждет.
-- Как звали англичанина? -- спросил в свою очередь Ремизов. -- Давно он приехал?
Девушка с сомнением посмотрела на Илью.
-- Так вы не из милиции?
-- Лейтэнант... старшой я.
Не оценив шутки, служащая гостиницы напряглась. Теперь из нее и под пыткой слово не вытянешь. Ремизову очень хотелось поговорить с горничной, которая убирались в номере масона, но он кожей чувствовал: надо рвать когти. Спустившись в холл, он направился к администратору:
-- Добрый день. Не подскажите, как фамилия господина, который жил в номере триста двенадцать?
-- Извините, мы не даем информацию о наших клиентах.
И дежурная улыбка. Сучка.
Вздохнув, Ремизов поехал в редакцию.