Аннотация: 230г до н.э. Два поколения после высадки
Легенды Дахии
В царстве великолепного Йимы Не было ни холода, ни жары, Ни старости, ни смерти, Ни созданной дэвами болезни, Словно пятнадцатилетние ходили И отец, и сын -- каждый из них, Пока царствовал обладающий хорошими стадами Йима, сын Вивахванта.
Когда давно, когда я еще был молод, жили еще старики среди нас что еще помнили далекую землю, ту откуда мы пришли. Она была прекрасна, те зеленые долины покинутого Элама, ленивые воды великих рек, величие дворцов царей наших, красоту храмов. Как много дал бы я чтобы побывать там, я закрываю глаза и вижу как я еще совсем юн и отец рассказывает мне о прекрасном Пасаргаде, городе где он родился. Потом мы идем с ним морскому берегу, тяжелые пены волн щекочут мне ноги и почти сбивают с ног, ведь еще совсем мал. Отец приносит Дарующей Благодатной Анахите Царице вод и трав наши скудные жертвы, ведь тогда у нас совсем ничего не было и благодарили всех Богов и Ахуру за каждую лепешку. Я открываю глаза, как это было давно...
Старые люди рассказывают о долгих и опасных скитаниях, дивных странах, в существование которых даже невозможно поверить, о великих опасностях поджидавших в пути. Какими глазами мы слушали наших отцов, после тяжелого дня в поле, когда они натруженные и обгоревшие садились возле большого костра, матери наши омывали их , а мы замирали боясь шелохнуться и вспугнуть момент начала волшебной сказки. Ибо по другому нам не как не могло казаться разве не были мы здесь, разве может быть что то еще кроме этого палящего Солнца, синих вод уходящих вдаль далеко-далеко до рези в глазах, ручья что весело бежит по камням совсем рядом если бежать веселым детским бегом на перегонки с задирой Вишамой сыном горшечника и совсем не близко возвращаясь с кувшином доверху наполненным ледяной водой ручья, осторожно ступая боясь разбрызгать и ведь студеные капли так больно на загорелую распаленную кожу. Был еще сумрачный лес, тенями которого мы пугали самых маленьких. Возмужав я понял что это не сказки, умерла мать, отец взял еще одну жену из тех людей что прокалывают себе губы, а меня послал в услужение к старцу что жил на горе, что высилась над нашим селением. Юными мы пугали друг друга страшными сказками об отшельнике что живет в пещере, помню как дразнили сына рыбака Бессама самого темнокожего Хавуза Девять пальцев, палец ему откусила один раз в море большая рыба, подговаривая его сходить к отшельнику чтобы он исполнил желание и вернул палец, ведь старшие шептались что он очень могучий маг и другого пожалуй нет на всем острове... Отцы наши состарились их стало становиться все меньше, я жил у премудрого Фравашты , носил воду, собирал ветки для очага, варил похлебку из того что приносили соседи. Он научил меня всему что я знаю.....
Спросил Ахура-Мазду Спитама-Заратуштра: "Скажи мне. Дух Святейший, Создатель жизни плотской, Что из Святого Слова И самое могучее, И самое победное, И наиблагодатное, Что действенней всего?
Я стар, уже давно нет моего учителя, давно умерли все кто мог поведать о славных делах предков о том как они, слава Ахуре Премудрому и Митре Солнцеликому прошли через пустоту, избежав плена Ангри Манью и коварства дэвов вышли на эту землю. Поведаю о мудрости предков, деяниях живших...
Слава Ахуре Мазде! Слава Амеша Спэнта! Слава Луне, сохраняющей семя Быка! Слава ей, когда ее видно, Слава ей, когда ее видим!
Вот идет сгибаясь под тяжестью вязанки мой ученик юный Фарзанг он так же глуп, как и я когда когда-то, хотя иногда мне кажется что мы были лучше, что в нас еще горел свет далеких садов оставшихся за границей сущего и Армизда был благосклоннее к нам. Но ничего когда- нибудь я передам ему свой посох и совершит надо мной положенные почести, надеюсь ему хватит мудрости и будут благосклонны Ахура Премудрый, Митра Сияющий, Хумбан Владыка дождя и гроз, Анахита Дарующая и Берущая, небесные супруги Белл и Дайна-маздаяниш, луноликая Нейт Премудрая, Амон Возрождающий, Сунмат Воитель и Адад Наставляющий. Он продолжит мои списки и не покривит душой в слове Истины.... И только лишь свет от Луны по весне пригревать начинает, Тут же растений златых из земли появляются стебли! Новая, полная ль будет Луна, иль Луна-Вишаптатха - Новую мы почитаем Луну, Аше верного стража Истины; Полную мы почитаем Луну, Аше верного стража Истины; И Вишаптатху мы чтим, Аше верного стража Истины.
Первое слово Мира, молитва и прошение. О Ахуна Вайрья! О Спитама Заратуштра, святая Ахуна Вайрья! Вначале была вечность -- зерван акарана, в котором были Ахура Мазда и Ангро Майныо. Их разделяла Пустота. Ахура Мазда пребывал наверху, над Пустотой, озаренный Бесконечным непостижимым Светом Анагранам Раучама -- Светом мудрости, благости, всеведения и добра. Ангро Майныо же находился в глубинах Тьмы, в преисподней, один. Он ничего не знал о существовании Ахура Мазды. Тот же знал о Духе Зла, он создал духовную сущность всего Божественный Свет, он изгнал Ангро Манью сотворил мир на месте былой пустоты. Вторым творением Ахура Мазды была вода; третьим -- Земля.
Семеро единодумных, Семеро единовластных, Имеющих мысль и слово, И дело одно и то же, И одного родителя И одного повелителя -- Ахура Мазду Творца.
Четвертым творением Божьим были растения, пятым создал он Первозданного Быка, а шестым -- первого человека. Первым человеком был сотворенный Добрым Духом Ахурой был Гайа Мартан (прим. Гайомарт "Жизнь Смертная"), ровно тридцать лет прожил он и был погублен Злым Духом Ангро-Манью, завершилась эра творения, наступила эра смешения добра и зла. Но перед смертью обронил на лоно земли свое семя, из которого вырос куст о двух стеблях, слитых между собою. В этом общем теле жили, однако, две души. А потому и тела их вскоре разъединились и превратились в человеческие: это были Машйа и Машйои, мужчина и женщина, первая супружеская пара. Глупыми и наивными были эти люди и наущаемые Злым Духом делали поступки неугодные Ахуре, подобно нечистым животным они съели свое собственное дитя. Нет им прощения в сущем мире человек помни об этом, нет большего греха перед Хвареной и ждать им во Тьме до последнего дня Битвы Добра и Зла, Фрашокерети. Помни об этом человек, ибо многие среди нас искушаем сим греховным и объясняют это тем что многие населяющие нас еще в грехе том, что не видят почему нельзя вкушать плоть подобных суть пребывающие во тьме Отца Лжи Ахримана, к ним относятся те кто живет на островах под началом звезды Сатаваэса(прим. на юге), они разрисовывают тела свои прокалывают лица свои и части тела, не имеют твердых обычаев, и почитают есть тела врагов своих, считая что приобретают их силу. Они дики и невежественны, что прощает их, ибо они искренне тянутся к свету истины Спента Майнью, мы берем дев их, и даем им жить рядом с нами. Но бойтесь, ибо, что прощается невежественным, не дано потомкам Йимы Великолепного вышедшим из земель прародителей Арья Вэджа. Был среди тех кто покинул Землю Царей, искушаемые слугами лжи Джурджа царя Искандера называющие себя эллинами что жили под звездой Ватардой(прим. на западе) не даром она хранит ворота Ада, был святой старец имени Хаечпадасп муж сей был добр с ближними, утешал слабых, укреплял пошатнувшихся в вере отцов в долгом пути. И вот когда многие дни люди уже много дней не видели земли качаемые среди исполинских волн, твореньях злых дэвов, порождений Айшмы, Шары и Нахатьи, что почти каждый год опустошают дома и посевы наши. Много дней и лун несло их среди волн пустоты иссушаемых палящим солнцем, когда начали умирать самые слабые телом и духом среди них. И наущаемые Тарви и Заири (прим. Голод и Жажда) они помыслили что можно позволить себе отведать тела их. Тогда Великий Хаечпадасп воскрикнул громовым голосом и воззвал к Ахуне и Спитаме, пропел молитву Ахуна Варья, дав себя есть свою плоть и пить кровь свою, устыдились окружавшие его и отступили...
Когда он народился, Пока он возрастал, Возрадовались Воды И выросли Растенья...
Однако родили они еще семь пар детей и среди них пару Сиамака и Нашаку, они же родили Фравака и Фравакиен. Их сын Хаошьянгх стал первым земным властителем, первым царем, Парадата (прим."Поставленных впереди"), Хаошьянгх первым установил законы для людей. Людям были даны три великих огнесвященное триединое пламя Атара, от которого возжены огни всех святых алтарей. Его наследник Тахма-Урупи. Тахма-Урупи отличался праведностью и добродетелью почитал Творца- Благого Ахуру, благодатную Хванирату(прим. мир) и других Богов. Так же он научил людей пасти скот, прясть и ткать. Он был могучим воином, однажды он вызвал на бой приспешников Тьмы дэвов и друджвантов - духов Лжи, рассеяв их. Он победил Ангро-Манью, обратил в черного скакуна и оседлал, покорно тот возил Тахма-Урупи по Хванирате, не брыкался, не вставал на дыбы и не бил землю копытами, -- только в бессильной злобе грыз удила да временами жалобно выл, умоляя дать ему свободу. Ангро Майнью, пытаясь умилостивить наездника, выдал ему великую тайну -- тайну письма, научив Тахма-Урупи писать на семи языках. Знание это царь передал людям, но Духа Зла не отпустил. Но болтливость супруги погубила его Дух Зла узнал что Могучий боится высоты и потому поднялся на самую высокую гору Албурз и сбросил его оттуда. Наступило царство блистательного Йимы, золотое время, люди не знали ни болезни и ни горя, ни забот, ни страданий. И правил он шестьсот лет и шесть месяцев...
И были в царстве Йимы Равно неистощимы И пища, и питье, Бессмертны скот и люди, Не вянули растенья, Не иссякали воды; И не было в том царстве Ни холода, ни зноя, Ни старости, ни смерти, Ни зависти зловредной.
Ученик, несмышленый Фарзанг, спрашивает меня: Учитель а что ждет меднокожих, тех людей что живут в долине Дайити, что светлым потоком бежит в дне пути меж зеленых холмов. Ведь они не чтят отца нашего Благого Армазда, что уготовано им и не есть ли это служение Отцу Лжи Джуржу. Они чтят своих богов Отца своего Амона и божественную Нейт Луноликую, Цари Наши приносили жертвы богам их, нет зазорного любому верующему принести жертвы и попросить помощи у богов их. Кроме того приходят они прикоснуться и к нашей мудрости. Разве не живут девы наши в их селении, разве не справляются свадьбы и посылаем мы подарки друг, другу. Разве ты не помнишь как приходил ко мне в прошлую полную Маху(прим.Луна) многомудрый Менахатон, как мы беседовали с ним, возносили хвалебные молитвы и искали расположения звезд. В ту ночь ты искал любви прекрасной Хенни, дочери скорняка-кемита, вот что тебя тревожит нет ли в ней греха. Даже если они не знают благословления Спента Майнью (прим. Святой Дух) и Семерых Бесмертных, но у них та же душа-фраваши и пред ними не закрыты ворота Дома Хвалы Ахура Мазды(прим. рай), все в руках человека....
Как наилучший Господь, Как наилучший Глава, Давший по Истине дело Мазде благое и власть, Убогих поставив пасти. Святым Духом и Доброй Мыслью По Истине и делами и речами Ему дадут Целостность и Бессмертие. Мудрый властью -- Благочестием Господин.
Арьяна Веджу родина наша укрытая Благим Вара, колыбель человеческая, горя и бед незнающая. Забыл Йима, царь в гордыне, кому обязан сим, доброму Ахуре что Хварну обнимает всем Светом своим, и в мире воцарилось Зло. Брат единокровный подлый Спитьюра и трехглавый змей Аджи Дахака, убили его разрезав на части и выкинув свиньям. Душа же Йимы, в темнице вечной ночи обретается, там и ждет Суда Последнего, но прощена будет, так как много доброго он сделал людям...
Обычай правдивых и чистых исчез, Везде победил омерзительный бес... Насилья и злобы настала пора, Лишь втайне чуть слышался голос добра.
Слава Благому! родился Траетаон, вместе с побратимом свои могучим кузнецом Кавой, что покровительствует всем умелым, сокрушен доблестью подлый змей Дахака, от сына его Арья пошел род славнейших хвала тебе, Спитама Заратуштра, что изрек едва из лона выйдя:
Как наилучший Господь, Как наилучший Глава, Давший по Истине дело Мазде благое и власть, Убогих поставив пасти...
Царство Хварно Кавиев, царство семени достойнейших Ахеменов... Могучие Куруши, славнейшие Даришти(подумал что не стоит перечислять всех). Царство их на всю Хванирату(прим. ойкумена), упираясь в края каршвары(прим. условные границы частей света), страны Арбела, Асагарта, Варки, Гайдара, Зранка, Дрангиана, Мака, Маргу, Нисайа, Пишияувода, Сака, Сатагу, Спор-да, и Харайва(прим. Эллада),и Яуна(прим. Иония) и Харахвати. Жил в те времена царь в земле Харайва, царь по имени Искандер, известен он был всем своей силой и воинским умением, прослышав о богатстве государя царей Даришти, пошел он на него войной. И победил его, взяв в жены дочерей его, покорил все земли его, дойдя от края до края, неисчислимые богатства лежали у ног его, народы покорялись одному виду, ибо был он сыном богов. Был при нем муж именем Неарх, почитаем был любомудрием и ученостью, был любим царем своим и сидел у ног его. Царь поставил начальником над всеми кораблями своими, со всеми людьми, народами, скотом и богатствами. Не было равного ему мудреца на всей земле, ибо побывал он во всех известных странах и все ученные книги были ему известны, так что люди приходили к ниму за советом и рассуждением. Возжелал сей муж, открыть то что ведомо до того было лишь богам, пройти за край мира, узнать и покорить страны неведомые. Посему собрал он людей всех каких возжелали пойти с ним, все суда и всем что владел и вышел в море Шахи-бун, называемое людьми страны Харайва, что зовут себя эллинами Эрифрейским(прим. Индийский Океан), вместе с ним и народ наш... Путь был подобен тому народу что ходил по пустыне сорок лет во главе с пророком своим, терзаемый солнцем, жаждою и болезнями, укрепляемые только молитвой терпением. Яркоокий Митра Хвархшайта(прим. Солнце) стало совершать путь свой сначала над головами их, а затем и за спиной, Мех-и-Гах(прим. Полярная звезда, букв. "Гвоздь посреди неба") перестал указывать нам. Защитник наш и хранитель златокудрый Тиштр-Яшт(прим. Сириус), отвернулся не в силах помочь нам. Многие были в отчаянии, провалились казалось через саму каршвару(прим. предел, край света) в саму преисподнюю в страну девов. Часто приставали они к берегу чтобы напиться воды от источников и отдохнуть от пути, и при виде народов их населяющих и правду казалиь они порождениями демонов, одни чернее ночи другие малы как дети, пребываеющие в дикости. Также рассказывают видели лошадей что невозможно укротить, некоторые из них покрыты полосками, а другие с шеей что достает до любого высокого дерева, также диких ослов у которых растет один чудодейственный рог, рассказывают будто если его истолочь то порошек дает исцеление от всех болезней и продлевает жизнь. Подолгу они останавливались на разных местах продолжая свой путь, видели сказочную земли, ужасные пустыни, где камни подобные слезе или воде горного источника, лежат подобно простым камням, и островам населенным как говорят ужасными чудовищами, берегами испарения которых убивают все живое. Наконец увидели он что свет благословляющий Тиштрии вернулся к ним, и другие звезды заняли свои обычные места, Митра восстановил свой бег по небосводу. Укрепило это надежды дрожащих и веру праведных в скором избавлении от тягот пути. Узнав об этом Отец зла Ахриман, в злобе своей проникся завистью и наслал на корабли ужасную бурю, потеряли они землю, и погибель пришла к ним, однако Сиящий видел это и не дал свершиться злодейству...
Звезде блестящей Тиштрии Помолимся счастливой. Что создана Ахурой Главой и надзирателем Быть для всех прочих звезд. Как людям -- Заратуштра...
Милостью Ахуры Всеблагого и богов, убереглись мы и были перенесены через порог каршвары в другой край света за пределы Хванираты. Пристали они к берегу после 30 дней пути, берег тот был пустынен, дикие люди, леса и болота. И провели здесь много месяцев, охотой в лесах добывая пропитание и чистили лес под посевы, но тут напала болезнь на них, от гадов ядовитых и гнилой земли, начали спорить и ополчаться на друга. Рассорившись меж собой, отплыли от берегов сих, род наш пристал к этому берегу, избрав его землей своей и потому нарекая ее Дахаей
Арта -- Правда! За дела дай мне щедрый, Воху-Маны дар! Мать Армайти, укрепи меня и вождя Виштаспу утверди! Мазда, помоги певцу сделать всех послушными тебе!