Незванов Андрей Семенович : другие произведения.

Тертуллиан. Логика или Вера

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Знаменитая максима Credo quia absurdum est ("верую, ибо абсурдно") является парафразом фрагмента сочинения Тертуллиана "О плоти Христа". Спрашивается, выражает ли помянутая максима: Верую, ибо абсурдно; аргумент Тертуллиана в споре с Маркионом?


0x01 graphic

Тертуллиан. Вера или логика?

  
   Знаменитая максима Credo quia absurdum est ("верую, ибо абсурдно") является парафразом фрагмента сочинения Тертуллиана "О плоти Христа" (лат. De Carne Christi), где в полемике с гностиком Маркионом он пишет:
   Et mortuus est Dei Filius: prorsus credibile est, quia ineptum est. Et sepultus resurrexit: certum est, quia impossibile.
   Что в переводе означает:
   И Сын Божий умер: вполне вероятно, ибо неуместно. И, погребённый, воскрес: несомненно, ибо невозможно.
  
   Спрашивается, выражает ли помянутая максима: Верую, ибо абсурдно; аргумент Тертуллиана в споре с Маркионом? Ведь она является манифестацией веры, сразу полагающей конец любым разумным дискуссиям. Зачем тогда спорить? В самом начале Тертуллиан мог бы сказать гностику Маркиону: Знать тут нечего и спорить не о чем. Я верю, невзирая на доводы разума. И ты можешь верить или не верить, независимо от того, подтвердит разум твою веру или опровергнет.
   Но реальная ситуация, в которой Тертуллиан произносит свои фразы вовсе не такова. В его устах это аргумент, обращенный к разуму Маркиона. Следовательно, это не манифестация веры, но умный довод в споре. Тем более, что слово "вера" во фразах Тертуллиана отсутствует вовсе.
   В чем же тогда разумность Тертуллиана, долженствующая убедить Маркиона? Рассмотрим слова нашего героя подробнее. Он говорит:
   И Сын Божий умер: вполне вероятно, ибо неуместно.
   Именно, смерть Сына Божия событие неуместное, поскольку выпадает изо всех причинных и логических рядов, находимых в мире. Значит, событие это принадлежит к разряду внепричинных, которые нельзя предсказать; возможность наступления которых нельзя отрицать; и вероятность наступления которых нельзя вычислить. Отсюда полная вероятность этого события уравнена с полной невозможностью. Однако кто возьмет на себя смелость утверждать полную невозможность чего бы то ни было? Значит, остается полная вероятность. Ее и утверждает Тертуллиан.
   Рассмотрим вторую фразу. Тертуллиан говорит:
   И, погребённый, воскрес: несомненно, ибо невозможно.
   Очевидно, что сомнение в наступлении может быть высказано только относительно возможных событий. Сомневаюсь, что Маркион придет поклониться Христу. Это событие возможно, но сомнительно. Ведь, если бы оно было невозможно, то мы бы не сомневались, и говорили уверенно Маркион не придет. Следовательно, невозможно означает несомненно. Но именно это и утверждает Тертуллиан: несомненно, потому что невозможно!
   Таким образом, Тертуллиан, вопреки распространенному мнению, убеждает Маркиона вполне логично и разумно, - а не просто самоутверждается, оглашая публично свое кредо.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"