Незванов Андрей Семенович : другие произведения.

Иеремия Бентам Как Отец Квантовой Механики

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В своей "Науке нравственности" Иеремия Бентам рисует моральность как состояние квантово-механической связи между старшими и младшими в обществе. Кроме этого, имеются и другие свидетельства его неординарного мышления, опережающего Время.


0x01 graphic

Иеремия Бентам

  
   В философском трактате, озаглавленном "Введение в принципы морали и законодательства", Иеремия Бентам демонстрирует неожиданное прозрение, заставляющее признать его предтечей современной квантовой теории.
   Анализируя всевозможные действия, он приходит к понятию "неделимых актов" и утверждает, что непрерывность движения тел есть иллюзия, существующая только в воображении грубого наблюдателя.
   В подразделе XIX Главы VII своего "Введения..." он пишет:
   "Акты могут быть разделены на неделимые (indivisible) и делимые (divisible). Неделимые акты являются просто воображаемыми, они могут быть легко поняты, но никогда не могут быть известны как примеры. Делимые могут быть таковыми как в отношении материи, так и в отношении движения. Действие, неделимое по отношению к материи, есть движение или покой одного-единственного атома материи. Актом неделимым по отношению к движению является движение любого тела от одного единственного атома пространства к следующему за ним". (sic!!!)
  
   Особенно потрясают здесь кванты пространства. Бентам не говорит о квантах времени, но они логически следуют из описанной им квантованности движения тел как последовательности событий.
   Примечательно, что следом он говорит о последствиях действия как об отдельных событиях: "Последствия поступка суть события" (The consequences of an act are events).
   Наше внимание здесь привлекает также квантованность персональной экзистенции в воззрении Бентама. Бытие имярека не является у него непрерывным, но - разбито на события поступков. Соответственно, квантованным оказывается и бытие мотива в последовательности поступков, сущее как последовательность его эффектов. Если представить эту последовательность в виде бус, а мотив как бусину (motive which is a bead one in itself), то бусины оказываются неодинаковыми. Таким образом Иеремия формулирует закон несохранения мотива в квантованной экзистенции: "no such thing as any sort of motive which is a bead one in itself" - говорит он.
   Квантование мотива и его образное временное представление в виде бус или чёток, нанизанных на нить времени, позволяет "измерять" или объективно оценивать мотив, путём подсчёта одинаковых "бусин". И тогда ...
   "... какой-либо вид мотива может оказаться счётно (on the score) хорошим, или счётно плохим по своим воздействиям".
   Значит феноменально достоверные данные о мотиве могут быть только статистическими, как и должно то быть в квантовой механике. Бентам пишет об этом следующее:
   "Если какой-либо вид мотива может быть, с учетом его последствий, по праву назван "плохим", то это возможно только в отношении баланса всех эффектов обоих видов, которые он мог иметь в течение данного периода, то есть, исходя из его наиболее обычной тенденции".
  
  
   Наше восхищение в данной связи вызывает также замечание Иеремии об относительности "материальности". Сиречь, одни и те же обстоятельства действия могут рассматриваться, и как материальные и как нематериальные.
   Он пишет в подразделе XXIII Главы VII:
   "Мы уже имели случай упомянуть о последствиях поступка: они были материальными и нематериальными. Подобным же образом можно различать и обстоятельства его возникновения. Теперь материальность (materiality) - понятие относительное: применительно к последствиям действия она имеет отношение к боли и удовольствию; применительно к обстоятельствам она имеет отношение к последствиям. Можно сказать, что обстоятельство материально, когда оно имеет видимое отношение, с точки зрения причинности, к следствиям; нематериально, когда оно не имеет такого видимого отношения".
   Нет ничего необычного в различении материальных и нематериальных обстоятельств применительно к человеку. Замечателен здесь сам "принцип относительности", который прямо отсылает к неизвестной тогда ещё относительности материи как вещества, - могущего исчезать и возникать в полях, и быть эквивалентным энергии, или силе.
  
   Браво! За одно это прозрение Бентаму можно ставить памятник во дворе Королевской Академии.
   Он, впрочем, не нуждается в этом, поскольку его мумия, одетая в костюм, с восковой маской на лице, и так выставлена в Лондонском Колледже Британского Университета.
  
   Примечательно, что саму нравственность, или моральность Иеремия также описывает как квантово-механическую связь между персонами:
   "...Morality would be in a state of everlasting vibration between majorities -and minorities..." - пишет он в Первой Главе своей Деонтологии.
  
   Что понимание Бентамом квантованности всякой материи не является случайным, доказывает его анализ соразмерности преступления и наказания. Так вот, в силу квантованности, как того, так и другого, наказание не может быть точно отмерено, но - всегда будет либо больше, либо меньше на квант наказания. В Главе XIV его "Введения..." читаем:
   "Когда наказание, с точки зрения качества - пишет Бентам - особенно хорошо рассчитано, чтобы отвечать его назначению, не может существовать менее чем в определенном количестве (sic!), может иногда быть полезно, ради его применимости, позволить ему простираться немного дальше того количества, которое, по другим причинам, было бы строго необходимо".
  
   Физическую математичность своего мышления Бентам обнаруживает и в понятии "магнитуды" (magnitude) наказания. Он пишет:
   "Магнитуда наказания состоит из его интенсивности и продолжительности".
   Выбор им слова "магнитуда" весьма знаменателен, и делает ему честь, поскольку слово это означает не только "величину", но и "важность, значимость", и относится, скорее, не к предмету, но - к процессу.
  
   В конечном итоге и сам "принцип полезности", сформулированный Бентамом, не подчиняется классической логике. И, волей-неволей, Иеремия, как честный учёный вынужден это констатировать. Вот что он пишет в главе о наказании как политическом последствии поступка:
   "... Всякое наказание - уже беда; любое наказание само по себе есть зло. Согласно принципу полезности, если наказание вообще следует признавать, то лишь постольку, поскольку оно обещает исключить какое-то большее зло"; сиречь, вычитающее больший кусок из общего счастья, которое является целью законов.
   Итак, получается, что личное несчастье одного становится условием счастья многих. Интересно, что, возможно, вопреки первоначальным фантазиям Бентама, принцип полезности, таким образом, не подчиняется классическому атомизму: общее счастье не может быть простой суммой многих единичных счастий. Но стабильность общего счастья достигается за счёт постоянной осцилляции каждого единичного счастья, от удовольствия к неудовольствию и обратно, внутри целой системы. Думается, это справедливо уже для пары, или счастья двоих.
  
   Так что утопическое общество, построенное на принципе полезности, оказывается возможным только как квантовая система, в которой принцип сохранения и симметрии препятствует уничтожению зла. Поскольку энергозатраты усилий по уничтожению зла будут стремиться к бесконечности, сами становясь злом. Проще говоря, навязчивое стремление уменьшить размеры зла будет приводить к экспоненциальному росту соответствующих усилий; подобно тому, как попытки сжать пространство в точку могут привести к появлению чёрной дыры с бесконечной энергией.
  
   Это обстоятельство имеет свои специфические следствия, независимые от справедливости наказания как его обоснованности и соразмерности. Бентам замечает их в экономической плоскости; то есть фактически, в плане сохранения энергии:
   Ему "ясно, что наказание не должно быть назначено в следующих случаях:
   Там, где это невыгодно или слишком дорого: где вред, который он принесет, будет больше, чем то, что наказание предотвращает.
   И там, где оно не нужно: где зло может прекратиться само по себе или быть предотвращено без наказания; то есть по более дешевой цене".
  
   Откуда следует вывод, которого Бентам не может сделать в рамках своей ментальности. А именно, зло может быть истреблено только вместе с добром. Иными словами, речь должна идти о другой квантовой системе - в которой нет ни добра, ни зла. Такую систему являло собой человечество в лице первой Пары до грехопадения!
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"