Незванов Андрей Семенович : другие произведения.

Homo Duplex, или Двойственность человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Быть иль не быть..., - вот в чём вопрос!


0x01 graphic

  

Homo Duplex

  
   "Человек, утверждал Дюркгейм, отличается удивительной двойственностью, которая всегда находила свое выражение в религиозных, философских, моральных и пр. системах, представляющих его как существо, разорванное между душой и телом, чувством и разумом, инстинктом и сознанием. Уже повседневный опыт постоянно указывает нам на "два аспекта нашей психической жизни": на одном "полюсе" находятся чувственные впечатления, инстинкты и диспозиции, связанные с чисто физическими потребностями организма, а на другом -- понятийное мышление, моральные нормы, религия и т.д. -- словом, все то, что мы разделяем с другими людьми".
   "Иначе говоря, эти два аспекта мы можем назвать "личным" и "безличным", "эгоистичным" и "альтруистичным", "индивидуальным" и "универсальным", "индивидуальным" и "социальным" (Le dualism de la nature humaine et ses conditions sociales, 1914).
   Творцом, ответственным за двойственность человека, Дюркгейм признаёт общество, которое в культуре символически осмысливается как "божество".
   Несмотря на признание Эмилем религии как главного общественного института, от которого имярек получает "всё, что в нем является наилучшим", он не принимает теологических толкований двойственности.
   По мнению Ежи Шацкого, "противопоставление индивида и общества у Дюркгейма означает просто противопоставление природы и культуры".
  
   Обозревая все перечисленные феномены "homo duplex" и не признавая ни один из них существенным, нужно, тем не менее, признать, что тезис двойственности человека не является онтологически пустым.
   В отвергаемой Дюркгеймом теологии он осмыслен как Жизнь и Смерть, Правда и Ложь, Бог и Сатана. При этом важно понимать, что речь не идёт о жизни и смерти биологического организма: Человек живёт, умирает и воскресает при жизни плоти; он жив Дыханием Творца и мёртв Его отсутствием.
   День Воскресения в христианской календарной неделе нужно, поэтому, понимать буквально. В этот день христианин оставляет все дела и суеты мирские, все злобы дня, и пытается воскреснуть из мёртвости своей в Духе. Участие в публичной Литургии должно помочь ему воскреснуть. Но только помочь.... Сила Жизни в руце Божией. Лишь Спаситель может воскресить Лазаря, который уже целую неделю как труп. Нужно лично обратиться к Спасителю с мольбой о прощении грехов.
   Почему о прощении? Потому что граница между Жизнью и Смертью Человека - Закон Божий. Имярек умирает, когда преступает Закон.
   Иммануил Кант утверждает, что мы всегда знаем этот Закон, когда действительно хотим этого. А то, что жизнесберегающий Закон не абстрактен, а конкретен, утверждается тем, что Кант обозначает его как МОРАЛЬНЫЙ; то есть общественный, нормирующий взаимоотношения людей, - что отвечает смыслу Первой Заповеди, говорящей о "добре" и "зле", категориях моральных.
   В этой социальной перспективе, разделяемую моральным Законом Жизнь и Смерть Иммануил различает как Свободу и Рабство. Почему так? Потому что следование Закону является совершенно исключительным волеопределением, не имеющим внутренних помех и не допускающим внешнего вмешательства. Плотское дыхание жизни с радостью встраивается в Дыхание Жизни Вечной и не выступает отдельным хотением. Внешние обстоятельства не могут препятствовать Законному волеизъявлению, потому что Воля Божья всегда сообразна конкретным жизненным обстоятельствам лица. Иными словами, Законопослушная воля - Космична, тогда как законопреступная - Хаотична.
   Так что в своей философии "практического разума" Иммануил выступает почти как богослов, но - протестантского толка. Своим "законом ВНУТРИ НАС" он мечтал освободить нас от писаных законов общества. Конечно, мы верим, что нет власти, если не от Бога, так что источником человеческих законов является Воля Божья, которую мы можем знать в личном общении с Царём Небесным, Христом Иисусом из Назарета. Однако, принципиальное безбожие и ересь Канта заключается в том, что "моральный закон внутри нас" он отнял у нашего личного общения с Богом и отдал Разуму. То есть, прямо преступил Первую Заповедь, запрещающую умное познание добра и зла.
  
   Возвращаясь к заявленной теме "дуальности человека", можем утверждать, что она не состоит в противопоставлении натуры и культуры, мужского и женского, индивидуального и общественного. Существенная для нас двойственность заключается в жизни и смерти, или живости и мёртвости. "Быть иль не быть..." - вот в чём главный вопрос, как сказал Шекспир устами принца Гамлета. Мы оживаем, умираем и воскресаем....
   В смерти мы усыновляемся Дьяволу, когда силой разума пытаемся изобразить из себя живого человека. Эта подделка, кукла вместо человека и является той Ложью, о которой сказано: Сатана - отец лжи.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"