|
|
||
Хотя Гуссерль нигде ни словом не упоминает о буддизме, иногда он невольно выдаёт себя, называя свои "эйдетические" построения "нашими медитациями". Мы можем аплодировать Гуссерлю за удачное и тайное усвоение Европе философии Махаяны. До него на этой стезе отметился Шопенгауэр. Но Гуссерль нигде не упоминает о нём. Его линия - Декарт, Локк, Юм, Кант. С Шопенгауэром его связывает только заимствование у буддизма, о котором он умалчивает. И это, возможно, правильно. Если бы Гуссерль просто изложил философию Большой колесницы европейским языком, то едва ли достиг того эффекта, которого достиг. Впрочем, от обвинения в заимствовании у буддистов Гуссерль способен легко защититься, приведя следующее высказывание Декарта из его "Рассуждения о методе": "...действие мысли, посредством которой мы думаем о вещи, отличается от действия мысли, посредством которой мы сознаем, что думаем о ней...". И в самом деле, вся феноменология Гуссерля базируется на этом наблюдении Декарта и вдохновляется им. |
Библиотека журнала СНОВИДЕНИЕ
Феноменология Гуссерля - парафраз философии Махаяны?
ИОСИФ
2009
Ростов-на-Дону