Незванов Андрей Семенович : другие произведения.

Философия и Теология на примере Совести

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Философская формула несомненности существования саморефлективна: познаю значит существую. Теологическая формула коммуникативна: если меня окликают значит я существую. Соответственно, человек новой философии сам получает знание того, что хорошо и что плохо. Человек теологии должен установить это в коммуникации с Господином.


Философия и Теология о Человеке

  

I

   Философия Нового Времени исповедует онтологический тезис человеческой исключительности, согласно которому человек отличается от всех других существ. И этот тезис она будто бы унаследовала от христианской теологии, согласно которой человек - единственный из сущих на земле сотворен по образу Божию.
   Пусть так. Однако теология утверждает, что образы всех существ земных сущи в Уме Творца, и в этом смысле они онтически тождественны. С другой стороны, все существа слеплены Творцом из "праха земного" и во всех вдунуто Дыхание Божие, поэтому все существа тождественны также гилозоически. И в опоре на эту тождественность Творец равно пасет ("упасает") всех живых вкупе с человеком. Каковое состояние жизни на земле зовется Раем, или Садом.

0x01 graphic

   Вместе с тем, человек все же выделен из прочих живых!? Ведь он единственный из всех изгнан из Рая! Почему?
   Оказывается, для человека Творец есть не только Пастырь, но - Господь (Господин). Человеку Господин поручает возделывать Сад, то есть передает ему часть своих пастырских функций - чем, собственно, и выявляется богоподобие человека. Наконец, - и это главное, - человек знает Закон, или обладает сознанием и сознательной волей, осуществляющейся в общении с Богом. Ради этого общения человек наделен членораздельной речью, и только в этом общении мыслимо отношение Господства как Законодаяния. Господь знает закон и сообщает его человеку; в результате человек знает закон совместно с Богом или обладает Со-знанием. Таков смысл слова со-знание в теологии. Благодаря такому совместному знанию, или со-знанию, со-знательная воля есть воля со-гласная с Волей Бога.
   Исходя их этого, справедливо будет сказать, что человек отличатся от всех других существ знанием Закона. Именно в этом пункте новая философия как будто солидарна с Писанием. Ведь она собственно человеческим в человеке полагает знание (познание, сознание, etc.). Но ей ничего неизвестно, при этом, о Господине Законодателе. То есть, она гносеоцентрична: ставит ударение не на Законе, а на Знании.
   Человек новой философии не получает Закона от Бога, но формулирует закон сам для себя, располагая речью как инструментом волеопределения. Таким образом, он есть самоопределяющийся Ум. Отсюда слово "со-знание" утрачивает дефис и становится "сознанием", так как знание перестает быть совместным.
   Здесь Новое Время скорее наследует античности через Возрождение. Если продолжать настаивать на христианском наследстве в философии Нового Времени, тогда придется признать, что философия эта имеет дело с Человеком изгнанным из Рая и утратившим общение с Господином. Теперь он сам себе господин: сам возделывает сад ума и потребляет его плоды....
   С этой стороны, как будто ничего не изменилось. Ведь сам Творец поручил Адаму возделывать Сад, и для того наделил его умением. И умение состоит в том, чтобы выращивать логические деревья и получать с ветвей их плоды умозаключений. Здесь человек свободен и руководится умением (от слова "ум"). Закон Господень касается лишь одного дерева - Древа познания Добра и Зла. Господь сказал Адаму: единственно не должен ты прилагать умение свое к выращиванию Древа Добра и Зла. Иными словами, "добро" и "зло" не могут быть плодами логического дерева. То есть, человек не может дойти до понятий этих своим умом. Они остаются прерогативой Господина. Таково содержание Закона, данного человеку в Раю.
   Итак, человек может познавать; он может знать что угодно, и это будет его знание. Но добро и зло знает только Бог, и человек может получить это знание только в общении с Богом. Отсюда знание добра и зла есть совместное с Богом знание, или со-знание; по-русски со-весть. Именно это согласное с Господином знание образует Мораль, а не просто "нравы".
   Замечательный русский язык сохранил на наше счастье отдельное древнее слово "со-весть" для знания добра и зла, или морали, отделив его от всех прочих знаний. Опираясь на это разделение и памятуя о нашем изгнании из Рая, можем справедливо признать, что все мы суть люди бессовестные, - ибо лишены общения с Богом и не можем знать совместно с Ним.
   События, произошедшие с детьми первой Пары после самоизгнания из Рая, иллюстрируют сказанное. Брат убивает брата; Каин убивает Авеля. Почему он это делает? В просторечии убийцу часто называют "зверем". Но убийство есть деяние незнакомое зверю. Звери едят друг друга. Для этого они умерщвляют тело жертвы, превращая его в пищу. При этом они вовсе не хотят, чтобы их добыча исчезла с лица земли. Волки, умерщвляя зайцев, вовсе не хотят, чтобы зайцев больше не было в лесу, - напротив, своей охотой они способствуют их размножению и оздоровлению.
   Совсем иное дело Каин. Он умертвил Авеля не для того, чтобы съесть его и утолить голод. И не для того, чтобы Авелей стало на земле больше. Нет, он именно хотел, чтобы Авеля не было более на Земле. Это указывает на то, что убийство есть деяние моральное. Мы хотим, чтобы не было зла, и поэтому убиваем его носителей. Каин увидел в Авеле зло, и путем умерщвления Авеля искоренил это зло.
   Картины, иллюстрирующие Ветхую Историю, показывают Авеля обнаженным, а Каина одетым. Это означает, что Авель не стыдится себя, а Каин стыдится. Это значит, что в отличие от Авеля Каин рефлектирует на тему, что "хорошо", и что "плохо". То есть он нарушает Запрет вкушения плодов древа познания добра и зла. Таким образом, одежда свидетельствует о его "моральности". Исходя именно из морали, Каин и совершает братоубийство.
   Таковы плоды Древа познания добра и зла. Если бы Каин соблюдал Запрет, понимая, что не может узнать добро и зло иначе как от Бога, он не решился бы осудить Авеля своим судом. Теперь же мы видим, что Каин морален, так как борется со злом; и, вместе с тем, он бессовестен, ибо не имеет Со-Вести.

0x01 graphic

   Вернуть себе Со-Весть и с нею Мораль значит обратиться к Господу за знанием добра и зла. Но для этого нужно иметь Бога своим Господином, быть с Ним в отношениях послушания. А это предполагает восстановление общения с Богом, или возвращение в Рай.
   Как это сделать? - тема Нового Завета.
  

II

   Вот, человек, изгнанный от лица Божия, возделывает сад ума, согласно своему умению. По аллеям сада сего не гуляет Господь. Проклятая Богом земля рождает "волчцы и тернии", или алогичные страстные мнения и заключения, помимо логических деревьев. В центре сада возвышается Древо познания добра и зла. В кроне его обитает Змей. Он обвивает ствол его, и струится по ветвям его, извивистый и скользкий. Это мысль человека бессовестного. Она не следует строгой логике, но устремляется к яблоку. Что же это за яблоко?
   Понять это возможно только вспомнив, что человек суть двое в одном: Адам (= Муж) и Ева (= Жена). Это не два разных человека, но - один Человек, сотворенный Богом. Мы слышим, что Творец берет Еву от ребра Адамова, когда тот спит, и понимаем, что речь идет о Скелете Человека, то есть о внутренней форме или структуре, говоря по-новому. Итак, Двое, Муж и Жена суть внутреннее строение человека. Жена живет в доме Мужа. Муж вовне дома сообщается с миром, Жена обустраивает дом внутри.
   Ведь ребра - дом души. Они образуют клетку, в которой обитает птица-душа. Клетка ограничивает душу - это рассудок Мужа. Птица - хотение Жены. Она страстно бьется о ребра клетки, стремится вылететь из дому; и когда Муж спит (спит его рассудок), вылетает. И тогда именно Ева, Жена главенствует в жизненном акте и представляет Человека во внешних сношениях с миром. Спящий рассудком Адам, Муж подчиняется и потакает ей.
   Возвращаясь к яблоку Древа познания, к которому тянется змей, мы можем сказать теперь, что это за яблоко. То, коего хочет Ева. И поскольку плод Древа познания добра и зла есть моральное суждение, мы понимаем, что мораль бессовестного человека зависит от хотений души его.
  

0x01 graphic

   За добро он (муж) почитает то, что нравится душе (жене). Вместе с тем, муж сохраняет видимость умной власти в доме своем. Он скрывает подчинение свое жене и делает вид, что яблоко, услужливо подаваемое змеем Еве, есть именно тот плод, к которому привела его строгая логика. Но мысль его, обосновывающая выбор плода, лукава - сиречь, извивиста и скользка; потому и представлена Змеем, обитающим в ветвях логического дерева.

III

   Таков Сад самоопределяющегося человека; отринувшего Господина и живущего своим умом. Философия Нового Времени величает его "свободным" и полагает экземпляром Человека, как такового. То есть, отсутствие господина, направляющего волю имярека, новая философия находит преимуществом. Соответственно, изгнание Адама из Рая считает освобождением и обретением себя истинного.
   Излишне говорить, что Теология смотрит на дело иначе. Выйдем на ее рубежи и спросим: чем отличается Сад Божий от Сада человеческого? Своим устройством!
   В центре Сада Божия стоит Древо Жизни. А в центре человеческого Сада - Древо Смерти. Таково второе название Древа познания добра и зла. Ибо предупредил Адама и Еву Господь, что умрут оне смертию, ежели вкусят от древа познания. Соответственно, теология почитает нового "свободного" человека за мертвого. Ведь чтобы жить, нужно вкушать плоды Древа Жизни, как велел то Господь человеку в Раю. Но для этого нужно прежде вернуться в Рай. Но как?!
   Выше мы отметили уже, что ответ на этот вопрос - тема Нового Завета. Пока же мы остаемся в рамках ветхозаветной повести о деревьях в Раю. Так присмотримся же к этим деревьям....
   Глядя сквозь щель, оставленную нам новой философией, мы можем видеть Сад только как Сад ума; и Деревья как графическое представление логики (сиречь, деревья умозаключений). Именно взращивание такого логического дерева имеет в виду Декарт, когда говорит: "познаю значит существую (cogito ergo sum)". Как видите, новая философия признает свободного человека сущим, то есть живым, - против теологии, которой она якобы наследует. И в несомненности своего существования человек этот убеждается сам, посредством рефлексии своего познания (cogito).
   Чем же отличается от него раб Божий живущий в Раю и вкушающий от Древа Жизни? Ведь Сад Божий тот же Сад ума, и в нем тоже растут логические деревья?
   Верно, растут, но от другого семени. Если в центре Сада человеческого растет Древо Познания добра и зла, и от плодов его взрастают все прочие деревья, то в центре Рая стоит Древо Жизни и все прочие деревья Рая произрастают от плодов его. Само Древо Жизни легко отличить от них: Оно вовсе лишено ветвей: плоды жизни растут прямо на стволе Его. И тем отличается Оно от ветвистого Древа Познания, плоды которого висят на концах ветвей.
   Значит, Адам не может добраться до плода Древа Жизни по ветвям, с помощью логической мысли, как делает это, собирая урожай других деревьев. И, если на Древе Познания находит он созревший плод с помощью логики, то на Древе Жизни невозможно найти созревший плод таким способом, поскольку у него нет ветвей. И как же узнать человеку, какой из плодов можно съесть, если его познание (cogito) не работает? Бог знает!

IV

   Именно! Господь знает, какой плод можно теперь съесть, и от Него Адам получает это Знание. Потому и зовется оно СО-ЗНАНИЕ или СО-ВЕСТЬ, что означает "совместное знание"; в данном случае совместное с Богом.

0x01 graphic

   Получить указанное Знание можно только в общении с Господином, чье указание ты хочешь услышать и исполнить. Поэтому Человек (Муж-Жена) не просто гуляет по саду, срывает плоды и ест их, но пребывает в общении с Господом.
   Если помним, Господь в Раю окликает человека, взывая: "Адам, где ты?!". Человек слышит Его, и через слышание оклика Бога удостоверяется в своем существовании. Совсем не так, как Декарт. Ведь если человек не познает, то и не может удостовериться в своем существовании по формуле Декарта: "познаю значит существую". Поэтому Адам удостоверяется в том, что он истинствует, слыша, как его окликают. "Меня зовут значит Я существую" - такова формула бытийной несомненности Адама в Раю.
   К сожалению, Священное Предание не оставило нам имени Адама. Несомненно, имя у него было, и Хозяин Сада окликал его по имени. В этом убеждают нас деяния Адама в Раю. Он занят тем, что нарекает имена всем сущим в Раю животным, и делает это в уподобление Богу, будучи сам подобием Его.
   Для чего он делает это? Для того, чтобы в свою очередь окликать их, как Господь его окликает, и через то быть их господином.
   Из сказанного следует, что согласно теологии бытие это не познание себя, а общение и диалог с другими живыми, возглавляемое общением и диалогом с Господом Богом. В новой философии никакого бога нет, потому что "религия - это рабство", а новый человек отвергает всякую зависимость, ибо он есть свободный самоопределяющийся ум. Именно это нашептал ему Змей, гнездящийся в кроне Древа Познания; Ты свободен, ты сам можешь решать, какой плод срывать. Значит, ты можешь пропитаться в Саду независимо от Творца. Зачем тебе всякий раз просить Его о пропитании? Ведь ты можешь возделывать Сад, выращивать деревья, и получать плоды с ветвей их.... И Адам соблазнился.
   Как видим, философия и теология резко разошлись в этом пункте. Предложения, лежащие в основании воинствующей идеологии Нового Времени, теология считает речами Змея, поверив которым человек утратил Жизнь и обрел Смерть. Ведь он отказался от плодов Древа Жизни, поскольку для вкушения их ему нужно было советоваться с Господином, а он решил жить самостоятельно, полагаясь исключительно на свое умение. Именно таков человек Нового Времени. Если в течение "темных веков", - называемых так потому, что в те времена свет разума бледнел в лучах солнца веры, - культура была преимущественно культурой возвращения в Рай, и лишь во вторую очередь культурой умения, то в Новое Время культура стала целиком орудийной, самодостаточной в своем умении. Таким образом, человек Нового Времени - точный слепок соблазненного Адама, отказавшегося от плодов Древа Жизни и общения с Господином ради свободного самоопределения.
   В Раю мы находим этого нового Адама, вкусившего запретного плода, прячущимся от Бога в зарослях Сада, прикрывающим свою наготу, и не отзывающимся на оклик Его: "Адам, где ты?!".

0x01 graphic

   Перемены, произошедшие с Адамом очевидны из этой картины. Из прямых аллей Сада, на которых встречал его Господь, Адам ушел в дебри своих познаний, своих логических мыслей, и прячется в них от Закона. Он прикрывает листвою наготу свою, - значит занимается саморефлексией, как того требует формула Декарта. То есть видит себя не в очах Господина, но видит себя сам, или рефлектирует себя. Наконец, он оглох в Бозе - не слышит оклика Господина.
   Несмотря на это, человек остается живым существом гилозоически единым с другими животными, то есть оживляется дыханием Божьим. И, хотя в качестве Садовника Адам нарушил Закон, в качестве обитателя Сада, или в своем животном качестве, он сохраняет интуицию Закона, сопряженную с дыханием жизни в нем. Ту самую интуицию, которая обеспечивает мир между насельниками Земли, и о которой мудрецы говорят, что "животные тоже знают закон".
   Адаму, как нарушителю Закона, интуиция эта дает чувство вины. Он боится ответственности. И страх этот приводит к тому, что когда Господь посылает к нему своего Ангела, чтобы тот разыскал и вернул Адама, тому кажется, что ангел послан наказать его. Движимый страхом Адам бежит от ангела. Идеологически он подкрепляет решение о бегстве из Рая наветами Змея. Именно тем убеждением, что Господь - тиран и угнетатель, который хочет отнять у него новообретенную свободу и вернуть его в рабство.

V

   Таково состояние человека Нового Времени. Он живет без Бога, сам по себе. Потому лишен со-вести, ибо сам, своим умом решает, что хорошо, что плохо. Соответственно, - поскольку со-весть сопряжена с Древом Жизни, - он морально мертв, то есть, лишен жизни, сопряженной с моралью; так что в нем остается только жизнь животная и умение, которое этой жизнью питается. Он не стремится вернуться в Рай, но постоянно совершенствует свое умение жить за счет всех других насельников Земли. Проблему смерти для себя решает так, что будто бы живет после смерти в своих творениях.
   Человек "темных веков", - которому на смену пришел новый свободный человек, а на деле старый ветхозаветный Адам, - был в несколько лучшем положении. Он хотел возвратиться в Рай, восстановить общение с Богом, обрести вновь Со-весть и с нею Жизнь. И больше того, - он имел помощь Господа в этом. Человек Средневековья имел возможность обратиться к Господу персонально. Не воззвать к абстрактному мифическому небожителю, олицетворяющему общее понятие или стихию, но обратиться к нему по-человечески, как к конкретному ближнему своему, имеющему лицо; имя которого известно ему, и которого он лично знает. Это стало возможно после того, как Господь явился в людях в лице Сына своего Иисуса.

0x01 graphic

   Новый Завет говорит нам, что Священная История не закончилась сотворением человека и поселением его в Раю. Следующим шагом Бога-Творца было рождение Богом Сына в сотворенных людях. Для чего люди и были, собственно, сотворены, - чтобы в них рождались Дети Богу.
   Первый Сын рожденный в человеках после Грехопадения не только явил лицо Бога людям и открыл Имя, чтобы человек получил возможность обратиться к Господу персонально, - но также снял с человека чувство вины за грехопадение Первопредка, сделавшись жертвой Искупления и освободив тем человека от скованности виной, дабы тот мог безбоязненно и беспрепятственно обращаться к Богу в лице Сына и через это восстанавливать с Ним общение.
   Началом такого Общения могло быть только возвращение к исполнению Закона, то есть к моральной жизни не по уму, а по Слову Божию о том, что есть Благо. Однако, человек ветхозаветный, не мог жить по Слову, даже желая этого, поскольку оглох в Бозе в лице Первопредка Адама. Миссия Иисуса Сына Божия заключалась также в компенсации этой Глухоты. Он воплотил собой Слово Божие, и Оно стало доступно восприятию человека. Иными словами, Христос Иисус из Назарета жизнью своей мирской явил Благо. Ходя с Ним по Иудее и наблюдая Его, ученики смогли понять Слово Божие о Добре. Через это они не нуждались более в плодах древа познания добра, не узнавали более умом, что есть добро, но имели живое понятие Добра в Лице Иисуса. Таким путем получили они Плод Древа Жизни, о котором было Слово Бога в Раю. Вкушение этого плода через подражание Христу - воплощенному Слову явилось началом восстановления общения с Господином и Отцом.
   С этого События началось возрождение человечества в Боге, прозванное "средними или темными веками". Новозаветная История явилась великим преимуществом "темных веков", которое Новое Время почти полностью утратило, изобретя свою собственную историю на место Священной, - рождение вселенной из вакуума, звездная и планетная эволюция, зарождение жизни, эволюция видов, происхождение человека как эволюционного вида и, наконец, его политическая история. Все это гносеоцентрическое предприятие переживает теперь глубокий кризис. Сказывается нехватка Жизни.
   Так не пора ли нам вернуться в русло нашей подлинной истории, каковой является История Священная; отказаться от картезианского самообоснования сознания и вернуть себе СО-ВЕСТЬ и с нею ЖИЗНЬ?
   АМИНЬ!
   __________________________________________________________________

0x01 graphic

   P.S. Важно уяснить себе, что сообщает нам воплощенное Слово Иисус Христос. Всякое слово, что-то означает, - иначе это не слово. Стол, стул, дерево, человек, etc. - когда мы слышим эти слова, мы понимаем их, или "прочитываем" умом их значения. И вот, мы встречаем Иисуса, и нам говорят, что Он - Слово; и предполагается, что мы понимаем это Слово. Так что же мы понимаем? Что сообщает нам Оно?
   Ответ однозначен. Это Слово означает Добро. Тем самым Оно есть альтернатива плоду Древа Познания добра и зла. Потому оно радикально отличается от плода этого запрещенного дерева. Добро в устах Бога - это не слово членораздельной речи; это целая жизнь прожитая Сыном Божьим в людях. Поэтому новозаветное Благовестие, или Добровестие (Евангелие) представляет собой рассказ о жизни Иисуса Христа. И по-другому быть не может, ибо это Слово есть Плод Древа Жизни. И потому людям оглохшим в Бозе Иисус отверзает не уши, но ОЧИ, дабы могли они лицезреть Его и наблюдать его поступки.
   Ходившие со Христом Иисусом воспринимали Благо Слова Божия, созерцая Лицо Его; и в эти часы они реально пребывали в Раю, или возвращались в Рай. Именно поэтому традиция говорит, что ключи от Рая в руках апостола Петра, как человека, самого близкого Иисусу.

0x01 graphic

   В отличие от райских Врат, врата Ада широко распахнуты. Но, если бы они были заперты, и для отпирания их требовались бы ключи, то ключи эти, думается, находились бы в руках Иуды. По той же причине, по которой ключи от Рая пребывают в руках Петра: Иуда - любимый ученик Христа. Иуда целовал Христа, а целование - приветствие людей близких.

0x01 graphic

"Поцелуем ли предаешь меня, Иуда?" - вопросил Иисус, по свидетельству евангелиста.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"