Незванов Андрей Семенович : другие произведения.

Христианская Республика

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В I веке н.э. Римский мир в рамках своей публичности родил новую республику, республику святых; нравственно выделившуюся из римского мира. Старое человечество обречено. Земля уступлена новому роду людей.


Христианская республика

  

0x01 graphic

  
   ЭПИГРАФ:
   "Не так в Церкви, где есть истинная справедливость, и нет насилия". (Блез Паскаль "Мысли")
  
   I
   В I веке н.э. Римский мир в рамках своей публичности родил новую республику, республику святых; нравственно выделившуюся из римского мира. То были последователи Христа Иисуса из Назарета.
   Местные собрания, или экклесии граждан новой республики приобрели со временем такой политический вес, что починили себе Римскую Империю, сделав ее орудием преобразования мира: сообразования его с ценностями нового Народа и его Дела.
   Ветхозаветное сознание прозревает в видимой республике святых невидимое Царство Помазанника, которое должно в урочный час воплотиться на земле как Новый Иерусалим. В реальной истории это понимание, скорректированное неоплатонизмом, используется как модель подчинения римского царства новой республике - христианской церкви. Именно, земное существует как образ небесного: Епископ (глава первого собрания святых), в качестве представителя Царя Небесного, помазывает на царство царя земного - римского императора.
   Невзирая на эту политическую реальность, понимание видимой христианской республики как образа невидимого царства, не может быть принято за бытийную истину самой республики.
   Собственное новозаветное понимание является ни еврейским, ни римским, и даже не вселенским. Оно является космическим и состоит в видении республики святых как начала нового человечества, рожденного от второго Адама, не совершившего первородного греха.
   Старое человечество обречено. Земля уступлена новому роду людей. Поэтому с рождения второго Адама начинается новый эон, который исчисляет свое время с нуля. В традиционном летоисчислении это обозначается как Новая Эра. Сосуществование двух пониманий выражается в сосуществовании двух летоисчислений - от сотворения мира, и - от рождества Христова.
  
  
   II
   Чем же политически характеризуется новая республика? Прежде всего, абсолютной всеобщей свободой. В ней нет насилия и нет, соответственно, несвободных. Во-вторых, она характеризуется полным равноправием - в ней нет ни еврея, ни эллина, ни женщины, ни мужчины, ни знатных, ни худородных.
   И, тем не менее, это не идеальная республика Платона, хотя, несомненно, - республика философов. Не случайно она сильно отличается от Атлантиды. Христианская республика имеет свой корень не в разуме, а в истине человека. И сама суть эта бытийная истина - мир, которым человек живет в истине.
   С другой стороны республика это отнюдь не Академия и не Новый Афинеум: республика есть государство. В ней существует власть. Среди свободных власть существует не иначе как учреждением и выбором самих свободных лиц.
   Свободный выбор между конкурирующими претендентами на олицетворение власти есть главный способ и фундамент демократической политики. С точки зрения христианства свободный выбор - не политическое изобретение Нового Времени: выбор власти коренится в духе человека.
   И хотя демократия существует давно, только в новую эру в христианском мире духовный корень политической свободы был обнаружен и осознан, как таковой; и всажен этим сознанием в основание политики.
   Античная демократия определена героическим началом. Полубоги, Герои, рожденные от соития богов с людьми, своими подвигами утверждают превосходство над прочими смертными. Равные друг другу в достоинстве герои выбирают из своей пиршественной компании предводителя авантюр, первого среди равных. Этот выбор лежит в основе античной демократии. Поэтому она необходимо элитарна.
   Потомки героев (Геракла, по преимуществу) наследуют право выбора предводителя. Так образуется сословие нобилей, знатных рождением от героев. Они, собственно и есть демос, который представительно властвует в демократии. Все прочие члены античного полиса получают право выбора лишь приравниванием их к нобилям. Сам принцип остается неизменным. Поэтому античная демократия пирамидальна: внизу находятся бесправные - дети, женщины, рабы, пленные, побежденные, варвары, вилланы и т.д.
  
   Христианская демократия, напротив, совершенно плоская. В ней все - нобили, все рождены от царя. И этот царь - не от мира сего. За этим титулом нет социальной структуры. Он - личный царь, по выбору. Всяк может выбрать его царем себе, а может и не выбрать. Он сам есть результат выбора.
   Но выбрать его царем не значит стать равным: это значит стать подданным. Чтобы стать равным нужно родиться от него. Подданство дает такую возможность.
   Для рожденных Им он выступает родоначальником, новым Адамом. В нем обнажена духовная сущность Адама - выбор. Поскольку его отличие от первого Адама состоит в осуществлении выбора: второй Адам выбирает альтернативу.
   Сказанный выбор дан человеку изначально как присущий самому первому мужу. Адам выбирает себе отца, друга, советчика и судью: он выбирает между двух персон, пребывающих в Саду. Они оба старшие, оба боги, и предлагают Адаму альтернативные определения воли. Условно говоря, Адам выбирает между Богом и Противником его, или Сатаной.
   При этом Бог не мешает Сатане соблазнять и убеждать человека. Противники выступают совершенно на равных, как конкуренты и претенденты на место в душе Адама. Последний свободен в выборе. И этот выбор есть его бытие. Но для выбора нужна альтернатива, конкурирующий кандидат. Это обстоятельство позволяет говорить о Сатане, как отце демократии.
   В том, что о человеке, Бог не мыслим без Сатаны, или Противника, который дает собой альтернативу и, значит, возможность выбора. Весь пафос Новой Эры состоит в отмене всеобщей судьбы: в возобновлении изначального выбора; или в отмене первоначального выбора, сделанного первым Адамом, и предоставлении возможности снова совершить этот выбор, усыновившись другому Адаму.
   Христианская церковь в этом аспекте представляет собой выборный клуб, где идет агитация за кандидата, где все время происходит диспут претендентов на трон духа.
  
   III
   Царство Небесное на земле обнаруживается как политически плоская христианская республика или христианская империя, в которой церковь, или священная республика главнее Кесаря.
   Политическое уплощение этой республики выражается в том, что не нужно теперь никому хранить длинные родословные, чтобы доказывать свое благородное происхождение, дающее достоинство, или право на то, чтобы с тобой не обращались как с вещью или как с животным. Теперь всякий имеет презумпцию царского достоинства, как цесаревич.
   Но если нет родословной, то откуда видно достоинство, чем подкреплено право выбирать и быть избранным в магистраты? В христианской республике царское происхождение сокрыто, и есть предмет веры, поскольку царство Помазанника - "не от мира сего". Поэтому христианская демократия есть непременно христианская иерократия.
   Ведь если декларация прав человека есть всего лишь гуманистическая конвенция, то ничто не мешает ее пересмотреть ad hoc или со временем. Вечной и надгосударственной Декларация Прав Человека может быть только будучи подкреплена верой. Но известна лишь одна вера, возвышающая человека, - это христианская вера
  
   Сверх того. Христианская республика плоская не только политически, но и морально. То есть в ней отсутствует меритократия и утверждена свобода совести. Это качество также коренится в изначальном выборе как первом бытии.
   В самом деле, царское происхождение не безусловно дарует личное достоинство. Недостойного царя, не подтверждающего делами своего благородства, можно свергнуть с престола. Недостойного отпрыска лишить наследства. В христианской республике такая меритократия неуместна. Ибо свобода изначального выбора подразумевает, что человек может быть злым: он может выбрать себе в начальники Дьявола, исконного человекоубийцу. Отец не препятствует такому выбору, и запрещает судить.
   Поэтому личное достоинство человека в христианстве не зависит от его поступков. Оно присутствует всегда, во всех его делах и обращениях. Как добрых так и злых. Поэтому и со злым христианская республика обращается, не нарушая его царского личного достоинства.
   Это совершенно нерационально, аморально, и не может быть позитивным принципом. Правило непреходящего личного достоинства трансцендентно, то есть религиозно.
   Отсюда ясно, что современная республика возможна только на основе христианской веры. Без этого фундамента, на убеждениях и конвенциях групп, она не устоит.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"