Автор выходит на сцену. Опустив голову, шагает, как будто отмеряет большое расстояние.
Достает из кармана книгу и читает по ней.
Автор. "Легенда об острове Юнгфер (Острове Дев или Острове Юных) уходит корнями в глубину веков. Существует предание о том, что издавна в этих землях обитали русалки. По другой версии - души непорочных дев, насильно выданных замуж. (Пауза) История хранит память о завоевании Острова Дев. Летом тринадцатого года, в месяц, когда Арион разошелся с созвездием Стрельца, над островом Юнгфер разразилась катастрофа. Его обитатели подверглись нападению варварского племени, пришедшего с материка. Девять дней враг грабил и разорял остров, а на десятый день затих, согнал пленниц на берег и приказал выбирать: броситься в воду либо покориться завоевателю. Удивительно, но лишь немногие девы посчитали позор хуже смерти - остальные сдались на волю победителя.
Спустя некоторое время пленницы начали вступать в браки, выбирая себе в мужья самых видных и бравых воинов инородного племени. По легенде, к потомкам дев восходит генеалогия благороднейших и древнейших родов нашего города.
Улицы и здания города могут рассказать многое о его прошлом. Особенно примечательны в этом отношении названия мостов: Девичий камень, Сестринский, Горбатый... Сказание об острове непорочных дев живет до сих пор. В частности, старожилы верят, что настанет день, когда на остров вернутся девы, скрывавшиеся до поры до времени в холодном северном море, и свергнут узурпаторов с большой земли; Юнгфер, тронувшись с места, станет убежищем для избранной части человечества во время всемирного потопа.
Закрывает книгу, берется за карандаш и тетрадь, примеривается к бумаге.
Автор. Первый день потопа. Да. Я помню только, что не заметил его. Не заметил из-за одного происшествия, которое касалось только двоих: меня и ...
К Автору подходит белая Дева с младенцем на руках.
Дева. Ты опять вспоминаешь. Люди всегда живут прошлым. Иногда - будущим. Но настоящим - никогда.
Автор. Сказать тебе честно? Мне было легче, когда ты была немой. Тогда ты слышала меня.
Дева. Теперь я не могу оставаться немой. В голове стоит гул миллиона вопросов. И ни одного ответа.
У нее на руках начинает плакать ребенок. Дева поет ему колыбельную.
Автор говорит ей в тон, нараспев.
Автор. Помнишь: мы встретились? Как это было? Как это было?
Песня Девы слышится как бы издалека, потом умолкает. Гаснет свет.
СЦЕНА II
Автор. В тот день мать пришла с работы раньше обыкновенного, в третьем часу дня.
Зажигается свет. Слышатся шаги за сценой: появляется Вера.
Вера. (Взволнованно, запыхавшись) Саша, ты дома? Саша, Саша!
Саша выходит навстречу матери из-за угла сцены.
Саша. Я тут.
Вера. Что такое? Ты спишь? Саша..
Саша. (Глядя ей в глаза) Нет, я не спал.
Вера. А я отпросилась с работы. Голова. Представляешь, вот что значит - судьба: сейчас выхожу на улицу, и тут..
Автор. (Из-за сцены) И после этого ты озвучила фразу, услышать которую я боялся всю свою недлинную жизнь - с тех пор как от нас ушел отец.
Вера. Там за дверью стоит человек. (Пауза) Наверное, он будет жить с нами. (Поспешно) То есть я бы хотела получить от тебя разрешение...
Саша. (Резко, насмешливо) На право занять пустующие квадратные метры?
Вера. (Отстраненно) Да. Если ты так хочешь.
Саша делает жест рукой. Вера заглядывает в угол сцены и шепчет туда.
Вера. Зайди.
Автор. И зашла ты, очень белая и - как мне показалось - голая.
Саша. (Не двигаясь, лишь кивает) Что это?
Вера. Ей негде ночевать.
Саша. Браво, мама. (Отворачивается)
Промедление: герои застыли в напряженных позах. Первой молчание нарушает Вера: она подталкивает девочку вперед, начинает раздеваться, укладывать вещи и суетиться, говорить.
Вера. Ты меня поймешь. (Пауза) Выслушай. Полчаса назад я проходила по переулку. Он был безлюднее обыкновенного: рабочий час. Как долго я шла, о чем думала - не знаю. Как вдруг я очнулась от чьего-то прикосновения. Да, поблизости от меня стоял кто-то, на кого я налетела, задумавшись, совсем нечаянно. Мне было неудобно смотреть этому человеку в глаза. То что я сумела распознать краем глаза: это была девочка. Она танцевала и позволяла гладить себя по круглым коленям.
Девочка вырывается из рук Веры, выбегает на другую половину сцены.
Начинается инсценировка, параллельная рассказу.
Вера. "Недавно здесь, иначе не выглядела бы такой свежей", - подумала я. Ей не было и шестнадцати. Широкое русалочье лицо. Словно по морю пришла, из-за острова Буяна. (Пауза) Я дошла до угла и напоследок обернулась. Эта (кивает в сторону девочки) улеглась прямо на улице. С ума сошла. (Задумывается)
Саша. (Раздраженно, торопливо) Ну а дальше что?
Вера. Дальше? Я стояла вот точно так же и думала о чем-то. О том что небо надо мной поменяло цвет, из серого став зеленым, как будто вода перенеслась наверх, и теперь всем нам нужно учиться дышать по-рыбьи. А те, у кого не вырастут жабры погибнут. Не важно, как это все было на самом деле - только внезапно я увидела, что к ней ластится какой-то прохожий. А она - то ли не замечает, то ли кричать не может от ужаса. Я подбежала к тому месту, где они лежали вдвоем и сказала (выбегает на левую половину сцены):
Вера. Уйдите, пожалуйста. Это моя дочь.
Прохожий. (Поднимаясь с земли и отряхиваясь) Яблочко от яблони, к чертовой матери.
Прохожий шатается, налетает на других прохожих, кричит им "У-у-у!" и исчезает за кулисами.
Вера. Ты чья? Слышишь? Ты где живешь? (Поворачиваясь к Саше) Она мне не отвечала. Тогда я повернулась и пошла в сторону дома. Пройдя несколько шагов, почувствовала уже знакомое прикосновение к своей руке: она трогала меня за локоть и молча просила не уходить.
Саша вбегает на левую сторону сцены.
Саша. (Девочке, раздраженно) Тебе чего надо? Ты голодная? Больная?
Вера. Она немая, Саша. (Обращаясь к девочке) Идем домой.
Гаснет свет.
СЦЕНА III
Зажигается свет: на сцене Автор и Дева. Он склонился над книгой. Она качает ребенка.
Дева. (Неожиданно после молчания) Ты врешь. Того, о чем ты говоришь, никогда не было. Я никогда не была немой.
Дева. А эта женщина, которая якобы подобрала меня на улице, - это твоя мать, да?
Автор. Да.
Дева. Она где-то поблизости, с нами да?
Автор. Ее нет, никого нет: оглянись вокруг.
Дева. (Успокаиваясь) Это хорошо. (Пауза, после которой по новой) А почему нет?
Автор. (Откладывая все в сторону и поворачиваясь к Деве) Слушай. Когда-то то место, где мы сейчас находимся, населяли русалки.
Дева. Ты смеешься?
Автор. Нет-нет, все так и есть. Только не женщины с рыбьими хвостами, а девы - дочери моря - ничем, в общем-то не отличающиеся от земных женщин. (Вновь берется за книгу, листает, читает вслух). "Их кожа белее утреннего тумана, а глаза - как вода. Морские девы искусны в пении, танцах, колдовстве - в чем угодно. Но сильны они до тех пор, пока одна из них не вступит в связь с мужчиной..."
Дева. Любая женщина сильна до тех пор, пока не свяжется с такими как вы.
Саша. (Продолжая) "И вот однажды на остров попал человек с большой земли. Откуда именно он пришел, кем он был, что искал, как проник и остался незамеченным на острове Дев - об этом легенда умалчивает. Знаю только, что он попался на глаза двум русалкам. Одной из них была моя мать: от связи с чужеземцем она родила сына. Вторая, верховная дева помогла преступнице укрыться в самом дальнем уголке острова. Мальчика по неизвестным причинам пощадили.
Также поговаривают, что верховная дева разродилась от пришельца дочерью, но вскоре избавилась от той, просто-напросто пустив ребенка вплавь по морю. Верить тому или нет - право выбора я оставляю за читателем.
Случившиееся хранилось в большом секрете, чтобы жизнь остальных была, как и прежде, независима и спокойна. Разве могли они ожидать, что совсем скоро к берегу причалят тяжелые черные корабли, из которых выйдят не звери и не боги, но люди с гарпунами в руках..." (Пауза)
Дева. А дальше что?
Автор. Дальше? Мятеж дев подавили и на разграбленной земле основали город.
Дева. Наш прежний город?
Автор. Да.
Пауза
Дева. Так ты, выходит, сын русалки? (Смеется)
Автор. Точно так.
Дева. А еще были?
Автор. Да. Здесь нет ничего странного. Те девы, что не хотели умирать, отдавались завоевателям, так и появлялись на свет первые жители Маннбурга. Просто, (замедляясь) я был первым и, может быть, стану последним.
Дева. Постой, а кем была я?
Автор. (Обнимает девушку) Я расскажу тебе все, что знаю, только слушай меня.
Гаснет свет.
СЦЕНА IV
На сцене Вера, Саша и девочка. Вера кормит девочку.
Саша. И что ты собираешься с ней делать?
Вера. Не знаю, пускай пока поживет у нас. А потом.. потом надо куда-нибудь ее отвести, да?
Саша. (Усмеяхаясь) Ты никуда ее не отведешь.
Звонок в дверь.
Вера. Кто там?
Саша. Откуда я знаю.
Вера. (Просяще) Иди открой.
Саша идет открывать дверь, Вера прячет девочку. Появляется Верочка.
Верочка. (Тяжело дыша; как будто не замечая Сашу, заглядывает ему за спину) Здравствуй. Вера дома?
Саша. (Передразнивая Верочку) Да, ей стало нехорошо и она отпросилась у вас.
Верочка. Я не понимаю, прости. Можно мне Веру?
Саша разводит руками. Подходит Вера.
Вера. Вера? Что-то случилось? Я только что пришла.
Верочка. Да, мне нужно с тобой поговорить.
Верочка умолкает, смотрит на Сашу. Саша удаляется на некоторое расстояние. Вера и Верочка переговариваются в углу.
Верочка. (Едва ли не слезным тоном, шепотом) Произошло.
Вера. Что? Я не понимаю, прости.
Верочка. То, чего мы ждем много лет, - произошло.
Вера. (Напряженно; хмурится) Разве мы чего-то ждем?
Верочка. Ты видела небо? Посмотри на него: оно поменяло цвет. А ты знаешь почему?
Вера. (Напряженная пауза, вздох) Знаю.
Верочка. Наш остров двинулся с места. Мы плывем вниз по течению. Сбылось предсказание - значит, одна из дев вернулась на землю.
Вера. Наверное.
Верочка смотрит недоумевающе.
Верочка. Нет, не наверное, а точно. Быть иначе не может. А это значит... (Пауза) А это значит, что нам нужно что-то делать! (Убегает)
Вера. Ты куда?
Верочка. (За сценой) Я дам знать!
Вера отворачивается от двери, возвращается в комнату, где ее ждет Саша.
Саша. Что ей было нужно?
Вера пожимает плечами.
Вера. (Как бы про себя) Это все.. вилами на воде писано.