Незваная Анна Евгеньвна : другие произведения.

Юнгфер

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  ЮНГФЕР
  
  
  
  СПИСОК ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ
  
  
  
  Автор.
  
  Саша.
  
  Дева.
  
  Девочка.
  
  Вера.
  
  Верочка.
  
  Младенец.
  
  Прохожие.
  
  
  Действие происходит на острове.
  
  
  
  Время суток на острове
  вряд ли имеет значение.
  (Это сказал я)
  
  
  СЦЕНА I
  
  Автор выходит на сцену. Опустив голову, шагает, как будто отмеряет большое расстояние.
  Достает из кармана книгу и читает по ней.
  
  Автор. "Легенда об острове Юнгфер (Острове Дев или Острове Юных) уходит корнями в глубину веков. Существует предание о том, что издавна в этих землях обитали русалки. По другой версии - души непорочных дев, насильно выданных замуж. (Пауза) История хранит память о завоевании Острова Дев. Летом тринадцатого года, в месяц, когда Арион разошелся с созвездием Стрельца, над островом Юнгфер разразилась катастрофа. Его обитатели подверглись нападению варварского племени, пришедшего с материка. Девять дней враг грабил и разорял остров, а на десятый день затих, согнал пленниц на берег и приказал выбирать: броситься в воду либо покориться завоевателю. Удивительно, но лишь немногие девы посчитали позор хуже смерти - остальные сдались на волю победителя.
  Спустя некоторое время пленницы начали вступать в браки, выбирая себе в мужья самых видных и бравых воинов инородного племени. По легенде, к потомкам дев восходит генеалогия благороднейших и древнейших родов нашего города.
  Улицы и здания города могут рассказать многое о его прошлом. Особенно примечательны в этом отношении названия мостов: Девичий камень, Сестринский, Горбатый... Сказание об острове непорочных дев живет до сих пор. В частности, старожилы верят, что настанет день, когда на остров вернутся девы, скрывавшиеся до поры до времени в холодном северном море, и свергнут узурпаторов с большой земли; Юнгфер, тронувшись с места, станет убежищем для избранной части человечества во время всемирного потопа.
  
  Закрывает книгу, берется за карандаш и тетрадь, примеривается к бумаге.
  
  Автор. Первый день потопа. Да. Я помню только, что не заметил его. Не заметил из-за одного происшествия, которое касалось только двоих: меня и ...
  
  К Автору подходит белая Дева с младенцем на руках.
  
  Дева. Ты опять вспоминаешь. Люди всегда живут прошлым. Иногда - будущим. Но настоящим - никогда.
  
  Автор. Сказать тебе честно? Мне было легче, когда ты была немой. Тогда ты слышала меня.
  
  Дева. Теперь я не могу оставаться немой. В голове стоит гул миллиона вопросов. И ни одного ответа.
  
  У нее на руках начинает плакать ребенок. Дева поет ему колыбельную.
  Автор говорит ей в тон, нараспев.
  
  Автор. Помнишь: мы встретились? Как это было? Как это было?
  
  Песня Девы слышится как бы издалека, потом умолкает. Гаснет свет.
  
  СЦЕНА II
  
  Автор. В тот день мать пришла с работы раньше обыкновенного, в третьем часу дня.
  
  Зажигается свет. Слышатся шаги за сценой: появляется Вера.
  
  Вера. (Взволнованно, запыхавшись) Саша, ты дома? Саша, Саша!
  
  Саша выходит навстречу матери из-за угла сцены.
  
  Саша. Я тут.
  
  Вера. Что такое? Ты спишь? Саша..
  
  Саша. (Глядя ей в глаза) Нет, я не спал.
  
  Вера. А я отпросилась с работы. Голова. Представляешь, вот что значит - судьба: сейчас выхожу на улицу, и тут..
  
  Автор. (Из-за сцены) И после этого ты озвучила фразу, услышать которую я боялся всю свою недлинную жизнь - с тех пор как от нас ушел отец.
  
  Вера. Там за дверью стоит человек. (Пауза) Наверное, он будет жить с нами. (Поспешно) То есть я бы хотела получить от тебя разрешение...
  
  Саша. (Резко, насмешливо) На право занять пустующие квадратные метры?
  
  Вера. (Отстраненно) Да. Если ты так хочешь.
  
  Саша делает жест рукой. Вера заглядывает в угол сцены и шепчет туда.
  
  Вера. Зайди.
  
  Автор. И зашла ты, очень белая и - как мне показалось - голая.
  
  Саша. (Не двигаясь, лишь кивает) Что это?
  
  Вера. Ей негде ночевать.
  
  Саша. Браво, мама. (Отворачивается)
  
  Промедление: герои застыли в напряженных позах. Первой молчание нарушает Вера: она подталкивает девочку вперед, начинает раздеваться, укладывать вещи и суетиться, говорить.
  
  Вера. Ты меня поймешь. (Пауза) Выслушай. Полчаса назад я проходила по переулку. Он был безлюднее обыкновенного: рабочий час. Как долго я шла, о чем думала - не знаю. Как вдруг я очнулась от чьего-то прикосновения. Да, поблизости от меня стоял кто-то, на кого я налетела, задумавшись, совсем нечаянно. Мне было неудобно смотреть этому человеку в глаза. То что я сумела распознать краем глаза: это была девочка. Она танцевала и позволяла гладить себя по круглым коленям.
  
  Девочка вырывается из рук Веры, выбегает на другую половину сцены.
  Начинается инсценировка, параллельная рассказу.
  
  Вера. "Недавно здесь, иначе не выглядела бы такой свежей", - подумала я. Ей не было и шестнадцати. Широкое русалочье лицо. Словно по морю пришла, из-за острова Буяна. (Пауза) Я дошла до угла и напоследок обернулась. Эта (кивает в сторону девочки) улеглась прямо на улице. С ума сошла. (Задумывается)
  
  Саша. (Раздраженно, торопливо) Ну а дальше что?
  
  Вера. Дальше? Я стояла вот точно так же и думала о чем-то. О том что небо надо мной поменяло цвет, из серого став зеленым, как будто вода перенеслась наверх, и теперь всем нам нужно учиться дышать по-рыбьи. А те, у кого не вырастут жабры погибнут. Не важно, как это все было на самом деле - только внезапно я увидела, что к ней ластится какой-то прохожий. А она - то ли не замечает, то ли кричать не может от ужаса. Я подбежала к тому месту, где они лежали вдвоем и сказала (выбегает на левую половину сцены):
  
  Вера. Уйдите, пожалуйста. Это моя дочь.
  
  Прохожий. (Поднимаясь с земли и отряхиваясь) Яблочко от яблони, к чертовой матери.
  
  Прохожий шатается, налетает на других прохожих, кричит им "У-у-у!" и исчезает за кулисами.
  
  Вера. Ты чья? Слышишь? Ты где живешь? (Поворачиваясь к Саше) Она мне не отвечала. Тогда я повернулась и пошла в сторону дома. Пройдя несколько шагов, почувствовала уже знакомое прикосновение к своей руке: она трогала меня за локоть и молча просила не уходить.
  
  Саша вбегает на левую сторону сцены.
  
  Саша. (Девочке, раздраженно) Тебе чего надо? Ты голодная? Больная?
  
  Вера. Она немая, Саша. (Обращаясь к девочке) Идем домой.
  
  Гаснет свет.
  
  
  СЦЕНА III
  
  Зажигается свет: на сцене Автор и Дева. Он склонился над книгой. Она качает ребенка.
  
  Дева. (Неожиданно после молчания) Ты врешь. Того, о чем ты говоришь, никогда не было. Я никогда не была немой.
  
  Автор. (Торопливо, словно боясь спугнуть какую-то мысль) Хорошо, хорошо.
  
  Пауза.
  
  Дева. А эта женщина, которая якобы подобрала меня на улице, - это твоя мать, да?
  
  Автор. Да.
  
  Дева. Она где-то поблизости, с нами да?
  
  Автор. Ее нет, никого нет: оглянись вокруг.
  
  Дева. (Успокаиваясь) Это хорошо. (Пауза, после которой по новой) А почему нет?
  
  Автор. (Откладывая все в сторону и поворачиваясь к Деве) Слушай. Когда-то то место, где мы сейчас находимся, населяли русалки.
  
  Дева. Ты смеешься?
  
  Автор. Нет-нет, все так и есть. Только не женщины с рыбьими хвостами, а девы - дочери моря - ничем, в общем-то не отличающиеся от земных женщин. (Вновь берется за книгу, листает, читает вслух). "Их кожа белее утреннего тумана, а глаза - как вода. Морские девы искусны в пении, танцах, колдовстве - в чем угодно. Но сильны они до тех пор, пока одна из них не вступит в связь с мужчиной..."
  
  Дева. Любая женщина сильна до тех пор, пока не свяжется с такими как вы.
  
  Саша. (Продолжая) "И вот однажды на остров попал человек с большой земли. Откуда именно он пришел, кем он был, что искал, как проник и остался незамеченным на острове Дев - об этом легенда умалчивает. Знаю только, что он попался на глаза двум русалкам. Одной из них была моя мать: от связи с чужеземцем она родила сына. Вторая, верховная дева помогла преступнице укрыться в самом дальнем уголке острова. Мальчика по неизвестным причинам пощадили.
  Также поговаривают, что верховная дева разродилась от пришельца дочерью, но вскоре избавилась от той, просто-напросто пустив ребенка вплавь по морю. Верить тому или нет - право выбора я оставляю за читателем.
  Случившиееся хранилось в большом секрете, чтобы жизнь остальных была, как и прежде, независима и спокойна. Разве могли они ожидать, что совсем скоро к берегу причалят тяжелые черные корабли, из которых выйдят не звери и не боги, но люди с гарпунами в руках..." (Пауза)
  
  Дева. А дальше что?
  
  Автор. Дальше? Мятеж дев подавили и на разграбленной земле основали город.
  
  Дева. Наш прежний город?
  
  Автор. Да.
  
  Пауза
  
  Дева. Так ты, выходит, сын русалки? (Смеется)
  
  Автор. Точно так.
  
  Дева. А еще были?
  
  Автор. Да. Здесь нет ничего странного. Те девы, что не хотели умирать, отдавались завоевателям, так и появлялись на свет первые жители Маннбурга. Просто, (замедляясь) я был первым и, может быть, стану последним.
  
  Дева. Постой, а кем была я?
  
  Автор. (Обнимает девушку) Я расскажу тебе все, что знаю, только слушай меня.
  
  Гаснет свет.
  
  
  СЦЕНА IV
  
  На сцене Вера, Саша и девочка. Вера кормит девочку.
  
  Саша. И что ты собираешься с ней делать?
  
  Вера. Не знаю, пускай пока поживет у нас. А потом.. потом надо куда-нибудь ее отвести, да?
  
  Саша. (Усмеяхаясь) Ты никуда ее не отведешь.
  
  Звонок в дверь.
  
  Вера. Кто там?
  
  Саша. Откуда я знаю.
  
  Вера. (Просяще) Иди открой.
  
  Саша идет открывать дверь, Вера прячет девочку. Появляется Верочка.
  
  Верочка. (Тяжело дыша; как будто не замечая Сашу, заглядывает ему за спину) Здравствуй. Вера дома?
  
  Саша. (Передразнивая Верочку) Да, ей стало нехорошо и она отпросилась у вас.
  
  Верочка. Я не понимаю, прости. Можно мне Веру?
  
  Саша разводит руками. Подходит Вера.
  
  Вера. Вера? Что-то случилось? Я только что пришла.
  
  Верочка. Да, мне нужно с тобой поговорить.
  
  Верочка умолкает, смотрит на Сашу. Саша удаляется на некоторое расстояние. Вера и Верочка переговариваются в углу.
  
  Верочка. (Едва ли не слезным тоном, шепотом) Произошло.
  
  Вера. Что? Я не понимаю, прости.
  
  Верочка. То, чего мы ждем много лет, - произошло.
  
  Вера. (Напряженно; хмурится) Разве мы чего-то ждем?
  
  Верочка. Ты видела небо? Посмотри на него: оно поменяло цвет. А ты знаешь почему?
  
  Вера. (Напряженная пауза, вздох) Знаю.
  
  Верочка. Наш остров двинулся с места. Мы плывем вниз по течению. Сбылось предсказание - значит, одна из дев вернулась на землю.
  
  Вера. Наверное.
  
  Верочка смотрит недоумевающе.
  
  Верочка. Нет, не наверное, а точно. Быть иначе не может. А это значит... (Пауза) А это значит, что нам нужно что-то делать! (Убегает)
  
  Вера. Ты куда?
  
  Верочка. (За сценой) Я дам знать!
  
  Вера отворачивается от двери, возвращается в комнату, где ее ждет Саша.
  
  Саша. Что ей было нужно?
  
  Вера пожимает плечами.
  
  Вера. (Как бы про себя) Это все.. вилами на воде писано.
  
  Гаснет свет.
  
  
  СЦЕНА V
  
  Пустая сцена под звуки органа постепенно наполняется женскими фигурами. Они садятся на пол спиной к залу. Приходит и Вера. Наконец появляется Верочка. Она уже не выглядит растерянной, ее движения упрямы, в голосе что-то предвещает истерию.
  
  Верочка. (К собравшимся) Все пришли?
  
  Голоса из зала: "Собрали сколько могли".
  
  Верочка. Хорошо. Итак, сестры - как давно я не называла вас так! - сестры, настали решительные времена. Времена, когда нужно вспомнить, кто мы есть на самом деле. Я прошу внимания и доверия, говорить это нелегко. (Пауза; ей подносят стакан воды, она пьет, но захлебывается; откашливаясь, начинает)
  Исполнилось то, чего ждали мы все...
  
  Недоумевающий шепот, который Верочке приходится перекрикивать.
  
  Верочка. (Повышая голос) ...двадцать лет спустя мы можем снова стать независимыми! Свободными! Дело чести - ответить судьбе согласием, довершить начатое. Вы согласны?
  
  Возгласы: "Что?" "Можно попробовать, как вы думаете?" "Знаете, я совсем ухлопоталась, все прослушала".
  
  Верочка. Вы согласны. Я знала. Я знала, что вы сохранили память о достопамятных временах свободы и желание возвратиться к ней, несмотря на то что возвращение это сопряжено с борьбой и - иногда болью.
  
  Женщины как бы не слышат, они переговариваются между собой, хихикают. Только Вера сидит в стороне и на слове "боль" поднимает голову.
  
  Верочка. Но эта боль - неблагородное чувство. Многие из вас обзавелись мужьями, детьми. Я отвечаю вам: на пороге новой жизни нужно оставить все. Поймите: эта жертва станет для нас очистительным огнем. (Неожиданно ожесточаяясь) Огнем, который сметет с нашего острова всех людей, и мы отправимся в путь, как прежде, свободны и легки. И с небес на Юнгфер вновь спустится рай. Вы верите мне? Вы - верите мне?
  
  Аплодисменты. Реплики "А что, уже закончилось?" "Да-да" "Мне кажется, это разумно" "Сколько времени? Мне домой надо"
  Женщины расходятся, мило улыбаясь и кивая. Верочка обессиленная опускается на пол. К ней подходит Вера.
  
  Верочка. (Вере, обмахиваясь афишкой) Знаешь, ведь я придумала, как мы можем решить все это.
  
  Вера. Что?
  
  Верочка. (Обводит рукой кругом) Мы организуем представление, на которое пригласим всех мужчин острова. А под конец подожжем зал, в котором они... (Пауза) Здесь нет ни моей, ни чьей-либо частной воли. Так суждено. (Пауза) Поразвлекаются и уснут мертвым сном - это ведь в их вкусе.
  Вера резко встает, поворачивается к Верочке спиной.
  
  Вера. Только не Сашу. Ты мне пообещай.
  
  Верочка. (Цокает языком, качает головой) Мать есть мать. Всех кроме Саши. Ты довольна?
  
  Вера. (Не шевелясь) Да.
  
  Верочка. (С новой высоты, оживляясь) Ты должна мне помочь в этом деле. Пойми, они слушают и не слышат, эти дуры.
  
  Вера. (Перебивая ее) Вера..
  
  Верочка. Посмотри, что я приготовила (достает плакат), помоги повесить.
  
  Верочка подходит к заднику сцены, пытается прикрепить афишку, на которой большими красными буквами выведено: "БАЛ". Афиша все время падает. Вера безучастна.
  
  Вера. Вера.
  
  Верочка. Что?
  
  Вера. А если бы у тебя был ребенок, ты бы могла его вот так.. оставить или убить?
  
  Верочка. Ты какие-то сказки мне рассказываешь.
  
  Вера. Хорошо.
  
  Верочка. (Настороженно; отвлекаясь от афиши) Что - хорошо?
  
  Вера. Сказки - это хорошо. (Горько) Ты же нам рай земной обещала, сказку претворенную.
  
  Верочка. Я не могу понять, что случилось?
  
  Вера. Сашу не трогай, а остальное я все прощу. И пойму. (Срывается с места)
  
  Вера уходит. Верочка остается одна. Она берет клейкую ленту и закрепляет афишу крест-накрест.
  Прожектор освещает афишу, мимо которой проходят женщины, заинтересованно читают, обсуждают, указывают пальцами. Они просачиваются за кулисы, сцена пустеет.
  Гаснет свет.
  
  
  СЦЕНА VI
  
  Слышатся тревожные шаги, через несколько секунд - звонок в дверь. Шорохи, затем снова нетерпеливый звонок. Из-за кулис появляется Саша в распахнутой рубашке, за ним - Верочка в странном сценическом наряде.
  
  Верочка. Мне нужна Вера. Она не пришла на репетицию.
  
  Саша. (Вызывающе вежливо) Добрый день.
  
  Верочка. (Не обращая внимания) Добрый. Вера, Вера.
  
  Саша. А мамы нет.
  
  Верочка. Что?
  
  Саша. Она ушла.
  
  Верочка. Куда ушла?
  
  Саша. Гулять.
  
  Верочка. Гулять? С кем?
  
  Саша. (Со своей новой подругой) Со своей новой подругой.
  
  Верочка. Ты говоришь что-то не то.. Ты врешь. (Кричит) Вера!
  
  Саша. Тише, тише. А вообще: хотите - кричите. Все равно никого нет. (Ухмыляясь) Все ушли.
  
  Верочка. Почему она мне ничего не сказала?..
  
  Саша. Может, потому что вы ей надоели? Все бегаете, бегаете за ней. Вот она и нашла себе подругу поумнее. (Делая задумчивое лицо) Послушайте, а может, вы влюбились в мою мать?
  
  Верочка. Ты себя послушай.
  
  Саша. А что прикажете мне думать? Мать приходит по вечерам либо сумасшедшая, либо зареванная. Не разговаривает. Я против общения с вами.
  
  Верочка. Что значит зареванная? Разве я ее обижаю?
  
  Саша. Ну, это уж вам судить. Знаю только, что успокоить ее может только новая подруга.
  
  Верочка. Скажи мне, кто она.
  
  Саша. (Запальчиво) А вы мне что?
  
  Верочка. Ответ на самый важный для тебя вопрос.
  
  Саша. Ммм. Подруга. Лет семнадцать - не больше. Русые волосы по пояс. Немая. Вот тут (указывает на низ живота) родинка. (Шепчет на ухо Верочке) Сам видел. В глаза не смотрел, какого цвета - не помню. Милая. Мама ее на улице подобрала.
  
  Верочка слушает Сашу, слегка отстраняясь от него.
  На сцене повисает пауза. Из-за кулис появляется девочка, которая проходит через всю сцену медленным мерным шагом.
  
  Саша. (Смущенно) А, уже вернулись.
  
  Верочка внимательно смотрит на нее. Потом медленно разворачивается, собираясь уйти.
  
  Саша. Стойте! Вопрос!
  
  Верочка. (Оборачиваясь) Да?
  
  Саша. Это правда, что вы собираетесь перебить всех мужчин на острове и установить диктатуру старых дев?
  
  Верочка. (Вздыхает) Да... (Идет к двери, затем оборачивается) Ты потерял свой шанс. Но ты глупый, поэтому слушай: если придешь завтра, сможешь увидеть своего отца. Он здесь, на острове. (Быстро уходит)
  
  Саша. Но...
  
  Гаснет свет.
  
  
  СЦЕНА VII
  
  Автор. (Из-за кулис) А когда настал тот день...
  
  Зажигается свет. Сцена разделена на две части. На правой половине появляются девочка и вычурно одетая Вера. Женщина мечется по сцене.
  
  Вера. Я забыла все, все. То малое, что знала. Это ведь от волнения, да?
  
  Девочка кивает.
  
  Вера. Только представь себе: все мужья города идут, доверясь женщинам, на праздник, под занавес которого их ожидает смерть. (Порхает по сцене) Я бы не выдержала. Какое счастье, что мне некого будет жалеть. (Смотрит в окно) Через десять минут я уйду. Десять, девять.. Почти весь город собрался, вот это да! Восемь, семь, шесть. Гляди, идет рыжая с тонкими ногами, держит ребенка - родился недано. Куда несет? Если бы знать заранее, зачем было стараться... Пять, пять, четыре. Если хочешь знать, я догадываюсь о том, кто ты. Только зачем? Зачем пришла? Может быть, мстить или что-то сказать? Что там, на морской глубине? Мы позабыли все: у нас - дети плачут, мужья уходят, черствеет хлеб и не сходятся подсчеты.
  Три, два, один. Один. Один.
  
  Подбегает порывисто к Саше, дремлющему в углу, целует его.
  
  Вера. Только его не трогай, ты мне обещай! Обещай! (Замедляясь) Я его совсем не знаю, но он, кажется, приятный молодой человек. Кто он? Кто его мать? Было очень приятно...
  
  Уходит, взяв за руку девочку. Несколько секунд тихо, но теперь вскакивает Саша и начинает спешно одеваться. За сценой раздается крик Веры: ты куда?
  В комнату поспешно вбегает девочка, кидается на шею Саше, целует его, начинает что-то полушептать-полунапевать на ухо - Саша засыпает, девочка исчезает.
  Гаснет свет.
  
  
  СЦЕНА VIII
  (немая и короткая)
  
  Слева, боком к зрителю стоит Верочка в ярком платье. Через всю сцену, слева направо движутся пары мужчин и женщин. Они останавливаются около Верочки, приседают на одно колено и целуют той руку. Затем проходят за кулисы. Последними приходят Вера и девочка. Они движутся медленнее других: то спотыкаются, то отвлекаются в сторону.
  Слабая Вера целует ее в щеку и, оглянувшись на девочку, исчезает со сцены.
  Девочка опускается на оба колена перед Верочкой. Поднявшись, пристально смотрит ей в лицо. Они не касаются друг друга.
  Девочка опускает голову голову, делает книксен и уходит. Верочка стоит, облокотившись о стену и закинув голову назад. Уходит и она. Сцена пуста. Слышна музыка.
  Неожиданно на сцену выбегает девочка. Гаснет свет.
  
  
  СЦЕНА IX
  
  Саша произносит свои слова в темноте.
  
  Саша. Когда я очнулся, кругом было темно и тихо, так, как будто на земле не осталось ни одного живого существа. Я вышел на улицу и стал кричать - ничего в ответ. (Пауза)
  Может, в тот самый момент я помешался от страха и теперь это всего лишь мне снится?
  Там впереди вспыхнуло что-то, но в на этот раз я упорно молчал, оцепенев. Свет мелькнул еще раз и я увидел - тебя.
  
  Прожектор выхватывает фигуру девочки, стоящей спиной к стене, раскинув руки в стороны.
  За сценой мерные удары.
  
  Девочка. (Заикаясь) Они совсем... пропадут.
  
  Саша бросается на землю, в этот момент раздается страшный грохот - гаснет свет.
  
  Зажигается свет. Саша остается лежать на сцене, словно мертвый. Появляются Автор и Дева.
  
  Дева. Как странно. Как ты можешь знать обо мне все это?
  
  Автор. Ты сама говорила мне. Ты не можешь помнить. Моя мать тоже все забыла.
  
  Дева. (Улыбаясь) Кем я была, той больше не стану.
  
  Автор. Да, но я жалею только об одном: почему я не спросил тебя той ночью, когда все это кончится. Когда мы приплывем куда-нибудь?
  
  Дева. Я хотела бы... чтобы никогда.
  
  Гаснет свет.
   КОНЕЦ
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"