Невзоров Юрий Николаевич : другие произведения.

Течет ядовитая Лета

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Пьеса о человеке, которого окружающие предпочитают видеть мертвым. Короче говоря: и смех, и слезы.

  ТЕЧЕТ ЯДОВИТАЯ ЛЕТА
  
  Действующие лица.
  Человек. Я намеренно не даю главному персонажу ни имени, ни отчества, ни, соответственно, фамилии (хо-тя, вопреки моей воле, вы все равно их узнаете в процессе прочтения пьесы) по нескольким причинам, одной из которых было его собственное желание; все остальное, я полагаю, станет понятно из текста. Так что, при-нимайте Человека таким, какой он есть: мужчина; сорок плюс, минус пять лет; немного полноватый; любящий хорошо поесть и выпить. Пива. В компании друзей. Иногда режущий правду-матку, иногда - нет. Что бы еще сказать... вроде бы и нечего.
  Людмила Макаровна. Его жена. Возраст тот же или почти...
  Вадим. Сын. Студент. И этим все должно быть сказано.
  Ольга. Дочь. Живет отдельно от родителей вместе со своим мужем, поэтому в отчем доме бывает наскока-ми.
  Максим Петрович. Муж Ольги. Безмолвный персонаж пьесы. Для актера важно владеть мимикой лица и пластикой движений.
  Друзья Человека. Их двое. Они чем-то неуловимо похожи на главного героя. Но - неуловимо.
  Его давняя подруга (не любовница, как вы могли бы подумать).
  Прочие персонажи, которых может и не быть - все зависит от сметы, заложенной на постановку спектакля.
  
  Итак:
  
  
  ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ.
  
  Пока еще сей шарик нежный
  Лежит за пазухой Христа,
  Но эти ризы рвет прилежно
  И жадно делит сволота...
  Т. Кибиров
  Сцена первая, носящая название "Повод"
  
  В центре абсолютно пустой сцены прямоугольный стол, плоскость которого заполнена тарел-ками с огурцами, колбасой, сыром, нарезанными дольками, открытыми консервными банками и половиной буханки черного хлеба, безжалостным образом обезображенной куцыми отщипами. Початая бутылка водки, время от времени все больше теряющая свой боевой вид, является гео-метрическим центром гастрономической композиции. За столом сидят трое мужчин: наш герой и два его друга, Савелий и Никита. Мы - сторонние наблюдатели - появляемся в жизни героев не-ожиданно, во время какого-то действия, общения, поэтому разговор - для нас, естественно, - на-чинается с середины.
  Савелий. Стою я перед гробом и чувствую, хлопцы, пот по спине течет. А сам еще не врубаюсь, ни хрена по-нять не могу. Только спрашиваю, мол, батя, сосед, что ли попросил гроб у тебя подержать? А что я еще мог подумать? А он давай про деньги, про инфляцию.
  Никита. Точно. Она - сволочь - по старикам-то и долбит. Если работяга как-то еще сможет выжить, то пен-сионеры...
  Савелий. А я ему таким строгим тоном, мол, батя, ты чего там удумал, не помирать ли собрался? А он шу-тит, говорит, что еще нас с Сашкой переживет, не меньше ста лет ему на роду написано. Так какого хрена, спрашиваю я у него, ты, старая калоша, гроб-то купил и зачем его в доме поставил?
  Никита. А он чего?
  Савелий. Давайте по новой. Ты, Егорыч, разливай, а то сидишь, молчишь... Вот значит, он мне и говорит, что никогда не был нам с братом обузой и после смерти не желает быть в тягость. Уже, говорит, и водочки прикупил: в подполе стоит, и материи красной, и ленточки, и - что главное - денег на книжку положил. Вот хрен старый! Я ему толкую: ничего не надо было, батя, неужели мы с Сашкой не нашли бы денег; а он мне в ответ, мол, Савелий, раз уж купил - не выбрасывать же...
  Никита. И он - гроб этот - так в доме у твоего старика и стоит?
  Савелий. Пока стоит. Я хотел было увезти и продать его тому, кто больше в нем нуждается. Приехал с му-жиками, а батя вдруг в позу встал, последняя, говорит, воля моя, ни о чем говорит, Савушка, тебя не просил, а теперь прошу, уважь мою волю, пускай гроб остается, и деньгами моими не побрезгуйте... мне-то они зачем?
  Никита. Пускай бы пожрал деликатесов каких на старости-то лет. Икру красную да ананасы.
  Савелий. И я ему о том же толкую, батя, говорю, купи себе горбушу горячего копчения, ты ведь ее так лю-бишь, купи телевизор хороший, диван новый. Не жалей ты эти деньги - будь они неладны! - не откладывай их на смерть свою, не надо. Ладно, отвечает, больше не буду откладывать, куплю себе телевизор и диван, а те, что уже лежат в банке, пускай там и остаются.
  Никита. Жизнь просто такая пошла, народ боится, что останется с носом. Сколько раз людей обманывали? Я сам когда-то на вкладах в "МММ" погорел, а приватизация долбанная чего стоит?.. Сталина нет на всю на-шу верхушку.
  Савелий. Ничего твой Сталин сейчас бы не сделал, руки бы ему скрутили всякие мировые силы: ООН, за-щитники человеческих прав и им подобные. Только бы сунулся со своей Берией к народу, сразу же коррес-понденты всякие понабежали бы, и заорали: происходит нечто ужасное, народ притесняют, над людьми изде-ваются.
  Никита. Брось! Он бы все так обстряпал, что никто бы об этом и не узнал.
  Савелий. Как можно замолчать убийства?
  Никита. А расстрелять к чертям собачьим тех же борзописцев, корреспондентов всяких. К стенке - и делов-то.
  Савелий. Всех не расстреляешь, пара-тройка останется, сбежит на запад.
  Никита. На каждого Троцкого у нас найдется по Меркадеру.
  
  В комнату входит женщина (Супруга Никиты Марина, из чего можно заключить, в чьем доме про-исходит застолье; и по совместительству, подруга Человека).Не старая еще, миловидная дама с кра-шеными волосами.
  Марина. Чего здесь без света сидите, разбойники?
  Никита. Свет только мешает видеть внутренности человека.
  Савелий. Вот загнул. Ты что, прямо сейчас рассматриваешь мою печенку? И как она, не больная?
  Никита. Я не о печени твоей, балбес, а о душе. Когда свет включаешь, душа сразу прячется - словно ее тут и не было.
  Марина (несколько разочаровано). Вон вы какие разговоры ведете, а я думала все о женщинах.
  Никита. Нормальные разговоры, только языками чешем мы с Савой, Вовка все больше отмалчивается.
  Человек. Простите, ребята, задумался.
  Никита. О своем, о бабском?
  Савелий. Ты лучше скажи, когда свой юбилей отмечать будешь? Сорок пять - это вам...
  Никита. Да что ты говоришь?! Этому обалдую сорок пять стукнуло?
  Человек. Еще не стукнуло.
  Никита. Уши готовь, именинник: когда выпьем по первой, я тебе твои локаторы-то пооткручиваю. Будешь остаток жизни безухим доживать.
  Человек. Вот удружил, спасибочки.
  Савелий (меняя тему разговора). Кстати, ребята, я недавно на такую темочку набрел. Думаю, если ее в по-весть воплотить, издатели с руками оторвут. Послушайте только! В Чистилище попадает наемный убийца, этакий современный бритоголовый киллер с наколками по всему телу и взглядом, как у Жана Рено в "Леоне".
  Никита. Тебе не надоело доедать откусанные пряники, братишка? Придумай такой сюжет, который взбудо-ражит мир, а пока все, что выходит из под твоего пере - пето перепето. Вот, например, тема клонирования. Молодой ученый, две его ассистентки - лесбиянки, лабораторный кот, первым в мире познавший... дарю - пользуйся и помни о моем хорошем к тебе отношении.
  Савелий. Как ты не понимаешь? "Клонирование" - тема навязанная, искусственно привнесенная в естест-венные условия, и поэтому, все что с ней связано - проза, стихи, киноленты и так далее - будет всего лишь эр-зацем.
  Марина. Мальчики, может мне пельменей сварить?
  Никита. Поздно, любимая, мы их уже сожрали. Вот что значит, творческая интеллигенция.
  
  
  Сцена вторая, носящая имя "После повода"
  
  Квартира Человека. На диване развалилась Людмила Макаровна. На сцене появляется Человек, он не-много навеселе.
  Людмила Макаровна. Ну вот, ждала, ждала и, наконец, дождалась прихода мессии, осчастливил ты меня своим появлением, социалистический Будда. Это же просто чудо какое-то. Может, теперь излечишь мою мигрень возложением рук?
  Человек. Добрый вечер, Люда.
  Людмила Макаровна. О! Это Чудо знает, вернее, помнит, как меня зовут!
  Человек. Это Чудо очень устало за день и хочет спать.
  Людмила Макаровна. А Чудо не хочет рассказать, от чего это оно так устало? Оно что, вагон сахара разгру-зило или симфонию написало, а может, наше Чудо занималось лечением людских болезней. Эй, Чудо, ты се-годня кого-нибудь вылечил от геморроя?
  Человек. Если тебе не о чем больше поговорить, то я пойду умоюсь и лягу спать.
  Людмила Макаровна. А поужинать? Чудо, ты не хочешь поесть? Грибной суп, котлеты с картофельным пюре, компот... или "да не хлебом единым..."? Так ты уже пожрал? Даже не пожрал, а нажрался, сволочь? Опять со своими алкоголиками водку глушили и подворотне?
  Человек. Не в подворотне, у Никиты дома.
  Людмила Макаровна. У Никиты? Как же я не догадалась, что именно у Никиты? Какой нормальный дом еще может принять наше Чудо, где ему могут налить стопочку стеклоочистителя?
  Человек. У меня сегодня повод... не очень хороший, но - от правды не отмахнешься.
  Людмила Макаровна. Я даже слушать не хочу про поводы, у вас - алкоголиков - на неделе по десять пово-дов, вам лишь бы нажраться, а потом жен мучить.
  Человек. Я разве мучил тебя?
  Людмила Макаровна. Ты - гад - именно ты, сделал из моей жизни то, чем она является сейчас.
  Человек. Ничего, не долго осталось.
  Людмила Макаровна. Ой! Нашему Чуду вдруг сделалось очень жалко себя, любимого и единственного. И сказало оно: "Вот умру я, умру, похоронят меня".
  Человек. Людмила, ты хочешь поругаться со мной? Если хочешь, подожди немного: я умоюсь, в туалет схожу - и начнем ругаться.
  Людмила Макаровна. За что мне такое? У всех мужья как мужья, один мой - полный придурок.
  Человек. Спасибо.
  Людмила Макаровна. У других и работящие, и непьющие. Только мой - ленивый алкоголик.
  Человек. Спасибо. Вторая, кстати, благодарность за вечер.
  Людмила Макаровна. Палец о палец дома не ударит.
  Человек (спокойным голосом). А кран кто тебе починил?
  Людмила Макаровна (эмоциональный взрыв.) А сломал его кто? Дед Мороз? Санта Клаус гребаный? С оле-нями и выводком бездомных гномов...
  Человек (подавляя эмоции). А ремонтом кто занимался все лето? Обои. Потолки навесные. Двери, рамы на окна. Кто все это делал?
  Людмила Макаровна (словно бы, не слыша мужа). И знаешь, Лопахин, что мне в тебе не нравится больше всего? Вот ругаюсь я, из кожи своей вылезаю, слюной брызгаю, а тебе - все до фени. Стоишь - руки в боки. И с ленцой такой аристократической отвечаешь. Вот убить я тебя за это готова, Лопахин, сейчас бы нож из кух-ни принесла и воткнула тебе в глотку.
  Человек. Возьми черный.
  Людмила Макаровна (словно бы опомнившись). Что?
  Человек. Возьми тот, с черной ручкой, я его вчера заточил - не хочется мучиться долго - и, пожалуйста, целься точнее, а то, не дай бог, промахнешься, не убьешь, а калекой оставишь - самой же потом возиться.
  Людмила Макаровна. Не волнуйся, Лопахин, я возиться долго не буду, добью - рука не дрогнет.
  Человек. Ну, ты пока готовься, а я пойду умоюсь.
  
  Человек уходит. Женщина шарится под подушками и вытаскивает кухонный нож, потом прислушива-ется и прячет его. На сцене появляется дочь со своим мужем.
  Ольга. Ма, привет. Как поживаете?
  Людмила Макаровна. Ты, доча, о ком конкретно спрашиваешь? Если об этом паразите, то он живет пре-красно: поспал на работе, выпил после смены, пришел домой на рогах, смешал жену с грязью - а если обо мне, то...
  Ольга. Понятно. Максим, ты чего стоишь? Водку принеси из машины.
  
  Максим Петрович уходит.
  Людмила Макаровна. Почем водку купили?
  Ольга. Почти по восемьдесят.
  Людмила Макаровна. И зря! Этому уроду можно было самую дешевую... рублей по двадцать.
  Ольга. Ма, цен таких на водку сейчас нет. За двадцать рублей можно только стеклоочиститель купить.
  Людмила Макаровна (оживляясь). А я о чем говорю, стеклоочиститель ему и надо было взять. Какая разни-ца, чем его дружков - алкашей поить?
  Ольга. А сами бы что пить стали?
  Людмила Макаровна. Нашли бы чего выпить.
  
  Играет музыка, голоса женщин постепенно превращаются в бормотание и вскоре их заглушает музыка.
  Проходит время. Голоса вновь возникают из мелодии. Сцена освещается, герои те же.
  Людмила Макаровна. Сыр я еще взяла на базаре - так меня чуть жаба не задавила. Триста граммов сыра по шестьдесят с полтиной.
  Ольга. Где это такой дешевый сыр продают, на городской свалке, или он ворованный?
  Людмила Макаровна. Ты еще пошути мне! Я почти двадцать рубликов на ветер выбросила, а ей смешно.
  Ольга. Ты действительно их выбросила. Юбилей-то когда еще будет...
  Людмила Макаровна. Ничего с сыром не случится, я его в морозильник положу, а потом разморожу - и на стол.
  Ольга. Все равно не хватит. Надо еще покупать.
  Людмила Макаровна. Максимку твоего попрошу порезать, он в этом деле специалист. Нарежет тоненько-тоненько, разложим по тарелкам, чтобы побольше казалось. И зачем этим алкоголикам сыр вообще? Картошки им сварить и пусть давятся...
  
  Вновь музыка, голоса пропадают, голоса появляются.
  Людмила Макаровна. А еще мясные блюда...
  Ольга. Салат можно из печени с яйцами приготовить.
  Людмила Макаровна. Вот с радостью бы у Лопахина яйца оторвала и в салат запихнула.
  Ольга. Ма, если ты так его ненавидишь, почему не разведешься, почему вы не решите все полюбовно?
  Людмила Макаровна. С ним полюбовно нельзя. Да меня же жаба задушит, если ему хорошо будет. Нет, до-ча, замужество - это война, и я на своем поле боя выйду победителем.
  
  Возвращается Максим Петрович, руками и мимикой лица показывает, что разбил бутылку водки.
  С женщинами, особенно с пожилой, случается истерика.
  
  
  
  Сцена третья, не носящая никаких имен
  
  В освещенном круге, возможно, прямо на полу сидят мужчина и женщина. Их разговор начина-ется с еле слышимого бормотания, которое постепенно обретает силу, громкость и насыщен-ность.
  Человек. Недавно прочитал у одного хорошего парня:
  "Течет ядовитая Лета,
  И слава на слово горька..."
  Марина. Володя, тебе надо отвлечься, уехать куда-нибудь. Я слышала, что в жизни каждого человека на-ступают такие моменты, когда ему надо что-то поменять: прическу, стиль одежды, имя, место жительства, пол. Раз в пять-шесть лет человек начинает мучиться сам и мучить окружающих: душа требует перемен.
  Человек. Я уже не способен на перемены. Как ты себе это представляешь: жил себе, жил Владимир Лопа-хин и вдруг сменил пол и стал какой-нибудь Виолеттой.
  Марина. Я бы не пережила такого превращения.
  Человек. Вот и я о том же.
  Марина. Володя, но ведь это радикальные меры. Можно ограничиться сменой места работы.
  Человек. Или уехать в Штаты. Нет, Мариночка, я прирос к своему месту, если меня отрывать, то - выкорче-вывать. Корни рвать надо, понимаешь, корни мои: Людку, Вадика, Оленьку, Никитку, вон, с Савой... и тебя, естественно, самый большой и любимый мой отросточек. Как я могу оторвать тебя?
  Марина. Перестань, ты говоришь так, что мне плакать хочется.
  Человек. Не надо, не плачь, а то и я ненароком разрыдаюсь. Представляешь, приходит Никита, а мы с тобой сидим и слезами умываемся. Что он подумает?
  Марина. Что мы сбрендили на старости лет. Я бы на его месте так и подумала.
  Человек. Нет, Мариночка, он сразу догадается, что я довел тебя до слез, чтобы совратить.
  Марина. Ты имел в виду, соблазнить?
  Человек. А есть разница?
  Марина. Для меня - есть. А ты хочешь меня соблазнить или так, языком трепешь?
  Человек. "Течет ядовитая Лета,
  И слава на слово горька.
  Вчера хоронили поэта,
  И плыли над ним облака".
  Марина. Ты не ответил.
  Человек. Давай поговорим о чем-нибудь другом.
  Марина. Например.
  Человек. Вчера разговаривал с дочерью. Она сказала, что нам с матерью пора развестись, говорит, они с Вадиком уже взрослые и все поймут: не могут же два человека жить под одной крышей и ненавидеть друг друга.
  Марина. И как ты на это смотришь?
  Человек. Мне более важно, как на это смотрят мои дети. Я начал говорить дочери про любовь, что мы с ма-терью переживаем кризис, нам сейчас очень тяжело, но спустя какое-то время все образуется; а она заявила, что любви, кроме как к себе самому, в природе не существует. Есть только эгоизм или себялюбие, и никуда от этого не денешься. А как же Максим, спрашиваю я, почему ты живешь с мужчиной, зачем он тебе, если ты не испытываешь к нему никаких чувств? И знаешь, что она ответила? А кто бы носил продукты домой, кто бы возил меня к подругам, кто бы делал мне по вечерам массаж ступней? Мужчины нужны женщинам лишь для удовлетворения их потребностей. Ее слова меня добили окончательно, я чувствовал себя заживо в гроб засу-нутым. Разволновался, начал говорить про Максима. Ведь он-то ее любит, иначе, зачем ему жить с женщиной, так подло его использующей? Любовь, презрительно бросила мне Ольга, где она, что она. Ты, па, видел ее? Если видел, тогда покажи: где она прячется, в каких кустах ее можно найти.
  Марина. Тебе больно?
  Человек. Наверное. И что самое обидное, я ничего не могу ей сказать. Наверное, мои чувства притупились. Какое-то болото в душе: ничего нет, и ничего не хочется.
  
  Молчание.
  На сцене появляется Никита.
  Никита. О, заговорщики! Чегой там замышляете?
  Человек. Думаем, что тебе в суп положить, чтобы безболезненно и - сразу?
  Никита. Со мной это не пройдет. Я - заговоренный.
  Человек. Кем?
  Никита. Смертью. Или жизнью. Точнее не скажу. Меня даже, когда я в Чечне был, пули облетали стороной.
  Человек. Врешь ты все, а верить хочется. Кстати, я зачем пришел-то. Я хочу пригласить вас на юбилей.
  Никита. На чей юбилей? Неужто, почти два века со дня рождения Маркса прошло? И ты решил это событие отметить, позвав к себе друзей? Похвально.
  Человек. На свой юбилей я вас приглашаю, на свой.
  Никита. И подарок надо тащить?
  Марина. А как же без подарка? Кто на юбилеи без подарков приходит?
  Никита. Мне больше нравится праздновать юбилеи уже усопших деятелей - им ничего дарить не надо, пей да закусывай (обращается к супруге). Маринка, точно тебе говорю, этот паразит на мой юбилей припрется не только без подарка, но и без приглашения. Завалится пьяный в дым, посморкается в полотенца и начнет же-лать мне скорой смерти. А еще часы песочные подарит, чтобы я о времени не забывал.
  Марина. Прямо монстра из человека сделал. Он же друг твой, он любит тебя.
  Никита. Вот, любя, все это и сделает. Ладно, давай подумаем, что можно подарить охламону Лопахину?
  Марина. Давай галстук подарим, хороший, дорогой.
  Никита. Это в салон идти придется?.. Ты знаешь, дорогой - не всегда хороший. Давай лучше на китайском базаре пошарим - умеют же китайцы одежду шить. И обойдется по дешевке, рублей пятьдесят отдадим - не больше.
  Марина. А я думаю: за пятьдесят рублей хороший подарок нельзя купить. Вот за пятьдесят пять - уже мож-но.
  Никита. Пятерочку жалко.
  Марина. Не жмись! Другу все-таки.
  Никита. Ладно. Я щедрый. А он точно бы пожадничал. Еще с китайцами бы торговался. Говорил бы: тесть умер, а галстука нет, чтобы в гроб вместе с ним положить, уступите за полцены, ускоглазые братья! Вот этот, желтый в полоску.
  Человек. И не стыдно вам говорить в присутствии меня обо мне же, но в третьем лице?
  Никита. Отнюдь. К тому же, не станешь губы раскатывать на дорогие подарки: и галстуку будешь рад!
  
  
  Сцена четвертая, проливающая свет на взаимоотношения некоторых героев
  
  На сцене стоит диван, еще какая-нибудь мебель.
  Отец и сын.
  Вадим. Па, тебя никто никогда не считал гением?
  Человек. Да нет, пожалуй.
  Вадим. Гением какого-то безразличия к жизни.
  Человек. Объяснись, сын.
  Вадим. А чего объяснять-то? Тебе все равно, как жить: в богатых хоромах...
  Человек. Я, так понимаю, ты имеешь в виду новорусский коттедж.
  Вадим... или в нищенской халупе.
  Человек. А это уже - наша двухкомнатная квартира?
  Вадим. И деньги тебя не интересуют. Совершенно!
  Человек. А почему они должны меня интересовать? Я что - женился на них, они у меня родились, с ними я в детстве ходил в сады яблоки страдовать? Нет, сын. Женился я на Людмиле, родились у меня вы с Ольгой, а яблоки я тырил бок о бок с Никиткой и Савой. Так ответь мне, почему я должен интересоваться какими-то бу-мажками с водяными знаками?
  Вадим. Потому что эти бумажки позволяют пользоваться благами. Не спорь, па, и не говори, будто у нас все есть. Мы не можем себе позволить даже летнего отдыха в Турции.
  Человек. Но немногие люди сейчас могут позволить себе отдыхать за границей. Кстати, мы для того и пла-тим за твою учебу, чтобы ты мог лет через пять - десять ездить по Турциям.
  
  На сцене появляется жена.
  Людмила Макаровна. Кто это здесь разговаривает о поездке в Турцию?
  Человек. Вадиму захотелось поплавать, позагорать, и он подумал об отдыхе.
  Людмила Макаровна. А почему бы мальчику ни съездить летом за границу? Чем он хуже того же Худяко-ва?
  Человек. Кто это - Худяков?
  Вадим. Парень один, он со мной в параллельной группе учится.
  Человек. И он каждый год ездит в жаркие страны?
  Вадим. Конечно, а разве этим сейчас кого-нибудь удивишь?
  Человек. Хорошо. Вадик, ты пожертвуешь деньгами за учебу? Бери их, езжай хоть в Турцию, хоть в Изра-иль.
  Людмила Макаровна. Вот, за что я тебя ненавижу, Лопахин, так это за то, что ты вымещаешь свою злость на детях. И делаешь это с таким цинизмом - как будто тебе и дела ни до чего нет.
  Человек. А ты бы хотела, чтобы я поросенком визжал?
  Вадим. Я же говорил, па, что тебе наплевать на жизнь. На свою, на мою, на мамину.
  Человек. Ты забыл про сестру.
  Вадим. Насчет Ольги ничего не скажу, она твоя любимица. Хотя, не знаю, почему.
  Человек. А вы, надо полагать, мне чужие?
  Людмила Макаровна. Может, и не чужие, но уж не родные - точно.
  
  Вадим уходит.
  
  Небольшое отступление, в принципе, бесполезное
  
  "Окна комнаты выходили во двор,
  Полный скуки и облезлых растений.
  Шел бессмысленный пустой разговор,
  Характерный при несхожести мнений...
  
  Их теперь мало что могло помирить.
  Она решила - пусть перебесится, -
  А он на крыльцо выходил покурить
  С затаенным желаньем повеситься".
  
  Та же обстановка.
  Те же, но без сына.
  Людмила Макаровна садится на диван.
  Людмила Макаровна. Если бы ты знал, Лопахин, как ты меня достал. Достал своими шуточками, своим пренебрежением к моим проблемам и желаниям, выходками своими тоже.
  Человек. Люда, помолчи немного, дай мне сказать.
  Людмила Макаровна. Порой я смотреть на тебя не могу.
  Человек. Да помолчи же!
  Людмила Макаровна. Ты даже не представляешь, как я тебя ненавижу. Не всегда, конечно...
  Человек. Люда, я не хотел говорить при Вадиме. Он уже большой, конечно, все поймет, но...
  Людмила Макаровна. Эта ненависть клокочет у меня внутри. Как суп бурлит.
  Человек. Люда, я ходил к врачу, у меня затемнение в правом легком.
  Людмила Макаровна. Вот почему бы тебе не пообещать сыну, что найдешь денег ему на поездку? Тебе трудно было сложить брови домиком, губы бантиком и сыграть хорошего отца?
  Человек. Я повторно прошел рентгеноскопию. Нет никаких сомнений: у меня там темно, как в черной ды-ре. Ты читала про черные дыры?
  Людмила Макаровна. Помнишь наш вчерашний разговор, я еще обещала тебя убить?
  Человек. Так что, жить мне осталось... какая банальщина!
  Людмила Макаровна. А я ведь под подушкой держала нож. Не знаю, зачем, честно говорю, не знаю, но нож был со мной. Наверное, мне просто хотелось чувствовать его мощь. И не говори, что человек дает мощь ору-жию, что оружие - лишь железка неодушевленная! Есть у него своя воля, и мощь есть...
  Человек. Тяжело - общаться и не слышать друг друга. (Почти кричит). Не правда ли?
  Людмила Макаровна. Не ори, я прекрасно слышу... Тот самый с черной ручкой, тобой заточенный.
  
  
  Сцена пятая, просто сцена - ни прибавить, ни убавить
  
  Питейное заведение, самое обычное с парой грязных столиков, пивными банками на полу и не-понятным субъектом, валяющимся возле стойки.
  За одним из столиков сидят Человек и Сава. Впоследствии к ним должен присоединится Ники-та. Или не должен. Весь разговор друзей носит философский характер с налетом тоски и грусти.
  Савелий. Вчера с уличного лотка за тридцать пять рэ купил "Столетие одиночества" Маркеса на десяти листах, правда, не те "сто лет..." и совсем не того Маркеса. Посмотри, если хочешь.
  Человек. Уж больно тоненькая книжечка. Это что, пересказ? Для пересказа - даже толстоватая. Сразу вид-но, автор постарался, и даже рисунки какие-то. Все больше деревья да облака, облака да деревья.
  Савелий. Пересказ, кстати, очень вольный. Читай: Григорий Георгиевич Маркес, "Столетие одиночества"; редактор И. Крамской; художественный редактор И. Гандольский и так далее, и тому подобная чепуха.
  Человек. Постой, Сава, возможно, ты отнесся с предубеждением к произведению. Давай прочтем начало. "Пройдет много лет, и полковник Андрей Бэндин, ожидая расстрела, вспомнит прошлое. И дальше. И боль-ше..." Что это за чертовщина, что ты мне подсунул?
  Савелий. А я о чем толкую? Десять листов вольного пересказа великого произведения, в котором описыва-ется жизнь славной деревушки Маконка, где-то под Витебском. Но ты еще не прочитал концовку... это ше-девр, шедевр кретинизма. Дай мне. "Алексей уже знал, что в тот момент, когда он, Алексей Борисов, кончит расшифровывать пергаменты, написанные самим временем, город будет сметен с лица земли ураганом, на-чавшимся в этой самой комнате". Я о чем хотел сказать, Володя, вернее, спросить: куда мы идем и зачем мы туда идем?
  Человек. Да никуда мы не идем. Понимаешь, закончились продукты, вот вам, пожалуйста, синтетика, кра-сители разные; не хватает женщин - в продаже появляются резиновые подруги с округлыми формами и улы-бающимися мордочками; а если ощущается дефицит на нормальное живое слово - на прилавках можно найти полное собрание сочинений Льва Толстого, заключенное в одну тоненькую тридцатидвухстраничную бро-шюрку. Постой, до меня только что дошло... А может, все эти Григории Маркесы, Леониды Толстые и Анд-реи Станиславовичи Пушкины - есть просто зеркало, зеркало мира, и мы со своими пороками: глупостью, не-вежеством, чванством, снобизмом - лишь отражения в них. И это про нас, Сава, написано: "... уже знали, что весь мир полетит в тартарары в тот самый момент, когда они закончат читать повесть о своей сволочной жиз-ни". А потом ветер разметал исписанные листы по комнате, свеча упала на пол, потухла, и на Вселенную опустилась ночь.
  Савелий. Вовка, у меня кризис, творческий, жизненный, у меня депрессия, сплин, одним словом - жопа. Пытаюсь написать повесть про маньяка в Чистилище и понимаю, что неосознанно скатываюсь к "Грише Маркесу".
  Человек. Твой киллер со взглядом Жана Рено благополучно превратился в маньяка?
  Савелий. А меж ними есть разница?
  Человек. В мотивах - да. Если киллер выполняет работу, какой бы ненавистной она ему не казалась, то маньяк свято верит в то, что делает добро. Выполняет миссию.
  Савелий. Тогда с маньяком я попадаю в точку. Понимаешь, он убивает людей, но не ощущает никакого дисбаланса в душе. Так и должно быть, кажется ему, все идет своим чередом.
  Человек. Отвлекись от своей темы, дружище. Смени, в конце концов, обстановку, съезжай на месяц в де-ревню. Думаю, свежий воздух и парное молоко сотворят чудо: ты преобразишься, станешь добрее, спокойнее и начнешь писать о чем-то светлом... А то маньяки какие-то.
  Савелий. Не могу. Если я отвлекусь, то потеряю всякое желание возвращаться к этой теме.
  Человек. Мне бы твои заботы. Мне вот недавно врач сказал про затемнение в правом легком.
  Савелий. И что? От этого не умирают.
  Человек. А от чего умирают?
  Савелий. От выстрела в голову, допустим. Из винтовки. С оптическим прицелом. С двух шагов.
  Человек. А от выстрела в грудь умирают? Вот сюда.
  Савелий. Как правило, да. Недолго мучаются, но потом все равно - каюк.
  Человек. Тогда считай, что мне грудь прострелил твой маньяк. Один точный выстрел. И - все. Каюк.
  Савелий. Переставай канючить. Разве это проблема?
  Человек. Наверное, ты прав: это - не проблема. По сравнению с глобальными...
  
  В освещенном кругу, очерчивающем столик, появляется Никита.
  Друзья встают и уже втроем уходят за кулисы.
  А возле кулис Савелий, как бы вспомнив что-то важное, говорит:
  - Кстати, вчера Сашку, брата моего, убили. За городом в какой-то канаве нашли его автомобиль. Он лежал рядом, с несколькими ножевыми ранениями в области живота и груди Нож валялся рядом, а барсетки с день-гами и документами не было. Вот и гроб пригодился. Неужели стоит убивать человека за какие-то паршивые две-три тысячи?.. Отец совсем сдал: считает, что напророчил смерть. Кажется, придется покупать еще один. Гроб.
  
  
  
  Скорее всего, подитоживание, короткое и ненавязчивое
  
  На сцене темно - хоть глаз выколи, хоть на грабли наступи, хоть невесту укради.
  Легкая нежная мелодия и голос, мужской, задумчивый, возможно, - неприятный.
  Владимир еще не знал, что не пройдет и получаса, как он расстанется с друзьями и поплетется домой, не то совершенно пьяный, не то просто расстроенный разговором, не то покалеченный случайными прохожими. Он и не подозревал о том, что Людмила смотрит телевизор, держа обе руки под подушкой, и стоит ему войти в квартиру, она набросится на него, как разъяренная пантера. С помадой на губах, с тенями вокруг глаз - на-стоящая боевая раскраска - бросится, чтобы драться до последнего. Откуда ему было знать, что ее настолько все достало, что она решится на убийство?
  Вроде бы, неоткуда.
  Он и не знал.
  Он просто шел по улице, пиная ногами перед собой пустой бутылек от шампуня, а тот всякий раз старался закатиться в кусты акации.
  
  
  
  ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
  
  Девочки. Я - в слезы:
  Пахнуть тобой слепо!
  А разломи - поза
  Все-таки ведь это.
  Н. Стародубцева
  
  Сцена первая, и не сцена вовсе, а так - калейдоскоп движений, поступков, вздохов... Декорации - в обяза-тельном порядке богатые (а мы чем хуже?): на заднем плане макет многоэтажки в натуральную величину; де-ревья, кусты черемухи, желательно живые, шелестящие, пахнущие; разбитые газоны, металлические оградки и урны - все то, что, надеюсь, придаст постановке особую правдоподобность.
  От левой кулисы отделяется фигура незнакомца, обычный прохожий, решивший сходить за хлебом, чело-век без особых примет. В тот же миг от правой кулисы ему наперерез начинает движение мужчина, в фигуре которого безошибочно угадывается Савелий. У него на голове беспорядок, в одежде полнейшее пренебреже-ние к моде, он прижимает к груди книжку в твердом переплете.
  - Товарищ, товарищ, постойте...
  Поздний вечер, о чем я забыл упомянуть и соответствующие данному времени суток звуки: стрекотание кузнечиков, жужжание комарья и скрип колес запоздавших автомобилей. Незнакомец, пытаясь отбиться от на-зойливого поэта, сворачивает в сторону. Виляет.
  - Товарищ, умоляю вас, не бойтесь, - просит Савелий
  - Еще чего? Стану я тебя бояться, - огрызается незнакомец, тем не менее удаляясь от нашего героя на поря-дочное расстояние. Он огибает Савелия, стремясь уйти, но останавливается, придерживаемый за рукав.
  - Я не торгаш с рынка, как вы могли подумать, внешность обманчива. Я обыкновенный русский поэт, кото-рому надо продать свои книги. Это мое детище, посмотрите, это родилось в муках, в муках за нашу с вами жизнь. Вы не верите, что я написал книгу? Но фотография...
  - Что, фотография? Фотографию и подделать можно.
  - Неужели для вас фото на первой странице важнее самих стихов?
  "Вот и звездочки, скорее, утренние.
  Недопитый кофе. Божьей утвари
  не увидеть за деревянными рамами.
  И мы, милая, станем старыми
  полотнами, на коих в означенные сроки
  росписи черкнут Моне и Ван Гоги..."
  - Не подходи ко мне!
  - Но...
  Две тени уходят за кулисы, подгоняемые мольбой и страхом; им на смену приходит мужская фигура, в ко-торой мы без труда узнаем Человека. Он, прячась за деревьями, приближается к дому и, подняв что-то с земли, бросает это "что-то" в окно второго этажа. "Что-то" оказывается обыкновенным камнем. Стекло разбивается, Человек прячется за деревом.
  Свет зажигается, в окно высовывается Никита и спрашивает в темноту:
  - Кто там? Сволочи! - его голос теплеет. - Люда, это ты? Не прячься! Я вам сейчас все уши пообрываю! Вот выйду и надаю по зубам, сволочи!
  Свет выключается, половина тела Никиты исчезает в темноте комнаты.
  Через некоторое время на улицу выходит Марина, не останавливаясь, идет вдоль края сцены, краем глаза замечает Человека, с улыбкой бормочет, что нельзя ли было стекло не разбивать и, кивая ему головой, уходит за кулисы. Тень, отделившаяся от дерева, следует за ней.
  А на сцену выезжает машина.
  Двигатель чихает и глохнет.
  - Черт бы тебя побрал, ездун поганый! - ругается Ольга, вылезая из автомобиля. - Теперь придется ногами топать.
  Вслед за ней из автомобиля появляется Максим Петрович, пинает колесо, и вот уже они... расходятся в разные стороны.
  А возле дома - Вадим, и под руку с ним рыжеволосая девица непонятной наружности. Девица замечает ав-томобиль и, ухмыляясь, показывает на нее пальцем.
  - О, сестры моей машина, - произносит Вадим, - недолго проездила. Так им и надо! Знаешь, Солнышко, скоро мой предок скопытится, так нам с тобой его шестерка достанется. Потерпи немного. Не пройдет и пол-года, как мы с тобой будем носиться по городу быстрее ветра. Ты носилась когда-нибудь быстрее ветра?
  - Быстрей бы...
  - Куда уж быстрее?
  - Я не про то.
  - Понятно. Я тоже жду, не дождусь. Хоть киллера нанимай.
  - Зачем киллер? Купи крысиную отраву и - все.
  - Ты что, серьезно?
  - Смеюсь я. А ты сам-то серьезно?
  - Тоже смеюсь.
  - По тебе не видно. Не смешно как-то.
  Они уходят со сцены, и какое-то время по ней хаотично двигаются незнакомые люди. После чего сцена пустеет, и, когда зрители уже ждут занавеса, появляется Савелий. Все тот же беспорядок на голове, неприлич-ный протест в одежде и книга, прижатая к груди.
  - Маркесов им подавай, Григориев, - почти плачет мужчина, - никому больше не нужно живое русское слово, никто от него не тащится, тащатся сейчас от другого, - он размахивается и в сердцах швыряет книгу на землю (в нашем случае, на пол). - Да и правда, на фига оно людям? Зачем им излишек эмоций, вихри страстей и прочая лабуда? Кому это надо, кроме нас самих - поэтов?
  И он уходит во тьму...
  
  
  Сцена вторая, в какой-то мере лирическая.
  
  Очертания подъезда.
  Две еле различимые фигуры.
  Мы вновь врываемся в разговор людей, да простят нас Бог и они сами.
  Человек. Мне и жить-то осталось... извини, мне не следовало говорить.
  Марина. ...
  Человек. Но я не мог промолчать, просто так вот взять и уйти по-английски. Мне нужно было выговорить-ся, высказать тебе все, что накопил в душе за столько лет. Мариночка...
  Марина. Молчи, Володя, не говори ничего, я прошу тебя, только молчи.
  Человек. Но если я промолчу, это будет тяготить меня все оставшееся время.
  Марина. А если произнесешь хотя бы слово, то оно камнем придавит меня. Могильной тяжестью.
  Человек. Прости, я подумал... Вру! Я совершенно не подумал о тебе. Прости, моя маленькая.
  Марина. Давай лучше помолчим. Обними меня. Дурачок, ты что, ни разу в жизни женщину не обнимал?
  Человек. Я могу обидеться.
  Марина. И обижайся, дурачок, обижайся. Положи руку вот сюда. Не бойся, моя попа не кусается.
  Человек (бормочет). Ничего я не боюсь, стану я чего-то бояться, нашла труса, да я в прошлом году, если те-бе интересно....
  Марина. Давай помолчим.
  
  Некоторое время (от минуты до получаса) тишина.
  Марина. А хочешь, мы убежим? Я не сошла с ума, Володенька. Мы бросим все: оставим кухни с их микро-волновками и хрущевскими холодильниками, гостиные с их телевизорами и диванами, спальные с кроватями и шелковым бельем; я откажусь от шейпинга, а ты от своей шестерки. Это не слишком большая жертва?
  Человек. Глупость.
  Марина. Да, это самая нормальная глупость, которую за жизнь хоть раз совершает каждый. Мы убежим за город. Но за городом мы не остановимся, нет. Дальше. На юг. Возьмем два билета на автобус, а когда закон-чатся деньги, пойдем пешком. Сотрем сто пар ботинок, износим сто одежд, испоем сто песен
  Человек. Мариночка, я не узнаю тебя.
  Марина. Я и правда, говорю глупости.
  Человек. Мы - странные животные.
  
  "... трубы водопровода
  трубят отбой,
  и я спасаюсь тем,
  что снова закрываю глаза
  за собой".
  Это написал один хороший парень. Вот так и мне: надо закрыть за собой... глаза. И сделать это в полном одиночестве. Только я - и пустота.
  Марина. А если я хочу остаться с тобой? Буду стоять рядом и держать твои ладони в своих.
  Человек. Нельзя. Мне нужно встретиться со смертью с глазу на глаз, по душам с ней поговорить. А ты спугнешь ее.
  Марина. Нет-нет, я буду тихо-тихо стоять, даже дышать перестану.
  Человек. И в ящик раньше меня сыграешь?
  Марина...
  Человек. Так не пойдет. Извини, но я за тобой не заеду, и не посмотрю в твою сторону. И разговаривать на улице не буду.
  
  Звучит музыка.
  В этой пьесе музыка играет огромную роль, даже возможно, главную. Возьмите и замените весь текст хорошей "Романтик колекшн", и произведение - я уверен - выиграет.
  За все время, пока мелодия окутывает своим покрывалом зрителя, две фигуры, которые все еще слаборазличимы, двигаются, играя (только играя!) танец.
  Человек. Вчера у Савы умер брат.
  Марина. Я знаю. Женщинам иногда свыше даются способности предвидеть. Я многое знаю заранее, но ни-чего и никого не могу предупредить. Я ведь чувствовала, что в семье Савы что-то случится, горе какое-то, но кто я такая, чтобы идти к нему и говорить об этом?
  Человек. Мариночка, ты видишь, что станет с нами? Мы будем вместе: сбежим ото всех, как ты говорила?
  Марина. Нет. Мы умрем и умрем в разных постелях.
  Человек. Меня, наверное, убьет Людмила...
  Марина. У тебя тоже есть дар. Она не любит тебя.
  Человек. Я давно это заподозрил. Она любит Никиту.
  Марина. Нет, она его только использует.
  Человек. Бред какой-то: мы стоим и с отрешенным видом говорим о том, что вторые половины нам изме-няют. Завтра я пойду на похороны Сашки. Я его не знал хорошо, но не пойти не могу. Сава мой друг.
  Марина. Я пойду с тобой.
  Человек. Иди. Но я за тобой не заеду. И не буду разговаривать на улице, и даже не посмотрю в твою сторо-ну. Просто без причины. Могу я сделать что-то просто без причины?
  
  
  Сцена третья, которая имеет название (наконец-то дождались...) "Поминки", назва-ние, которое не очень-то состыкуется с самим действием
  
  Странно.
  Мы вновь оказываемся в забегаловке. За освещенным столиком сидят Человек и Никита. Саве-лия нет. Интуитивно мы догадываемся, что он ушел за пивом.
  Врываемся в разговор.
  
  Никита. Ты же видишь: он слюнтяй. Такого пальцем тронь - расплачется, косичками начнет слезы выти-рать. И как он еще не повесился от всех неприятностей, что свалились ему на голову? Иной раз я боюсь ска-зать ему что-нибудь лишнее. Понимаешь, Вован, страшно мне за него: не дай Господи, сболтну чего-нибудь, а он возьмет да в петлю залезет. Я же себе не прощу потом.
  Человек. Или тебе морду разобьет.
  Никита. А этого я как-то не очень... Понимаешь, допустим, я переспал с его женой. Это, не подумай, не правда, просто я делаю предположение. Так лучше будет смолчать. Боюсь я за него.
  Человек. Он еще нас с тобой переживет.
  Никита. Хочешь сказать, такие не умирают?
  Человек. Ничего я не хочу сказать. Не люблю я так: ушел мужик за пивом, а мы у него за спиной начинаем ему косточки перемывать.
  Никита. И мне подобное не по душе, но что делать-то? Опасаюсь я при нем скользких тем касаться. Вот ес-ли бы я с твоей женой шуры-муры водил, то сразу бы тебе все и выложил. Я уверен, ты с катушек не съедешь, стреляться не станешь, с крыши на асфальт не сиганешь.
  Человек. Так выложи. Если не боишься.
  Никита. Ты о чем это?
  Человек. Или боишься?
  Никита. С вами обоими нормально уж и поговорить нельзя? Совсем с катушек посъезжали?
  Человек. Нормально?
  Никита. Чего пристал? Чего, говорю, пристал-то?!
  Человек. Чего, говоришь? Или, может, ты все-таки его боишься? А что: подкараулит Сава тебя в темном переулке и железякой в лоб треснет... про тебя еще в газете напишут: жил когда-то такой парень, Никитка, ве-селый такой был, шутил все, песенки распевал, баб по подворотням щупал.
  Никита. Я? Его! Ну, ты, Володька, загнул! Да я его на одну ладошку положу...
  
  К столику с кружкой пива в руке подходит Савелий.
  
  ...на одну ладошку положил я, значит, его, а второй прихлопнуть хотел. А этот таракан живучий попался, просто кошмар! Наверное, мутант. Не давится, кряхтит с натуги, но не давится.
  Человек. Врешь ты все.
  Никита. Я когда врал-то?
  Человек. Всегда. И про баб твоих - вранье одно. Одним словом: кобель. А вторым: недоделанный.
  Никита. Ты меня не заводи. Не заводи, говорю!
  Человек. А может, ты кого здесь боишься?
  Савелий (встревает в разговор, пытаясь разрядить обстановку). Что-то за мое отсутствие атмосфера накали-лась до предела. Ребята, может, мне еще кружечку пива принести? Или парочку...
  Человек. Сиди, где сидишь и не дергайся, это и тебя касается.
  Никита. Чего ты им командуешь? Хочет пива - пусть покупает, хочет поссать - скатертью дорога.
  Человек. Перетерпит. Ничего с ним не случится.
  Никита (вскакивает на ноги). Да ну вас к чертям собачьим! Вот мне и самому приспичило.
  
  Уходит в сторону мужского туалета.
  
  Савелий. Чего тут у вас с Никиткой произошло, из-за чего поцапались?
  Человек. Разбираемся с последними делами, да никак разобраться не можем. Страшно ему вдруг сделалось. Он ведь спит с моей женой, да как тут признаешься?
  Савелий. Ничего себе! И ты так спокойно об этом говоришь?
  Человек. Одна видимость. Это у меня на физиономии не отражается все, что внутри происходит. А там - жуть. Про живых мертвецов фильмы смотрел? Вот, у меня в сердце один из них поселился: и жить нормально не дает, и вылезать не собирается.
  Савелий. А если ошибаешься?
  Человек. Дай-то Бог.
  
  Несколько секунд молчания рождают потомственных милиционеров.
  
  Савелий. Недавно с женой ходили на Жванецкого: такая лабуда!
  Человек. В тебе явно проявляется зависть, зависть цвета гуталина.
  Савелий. Еще чего!..
  Человек. Он - собирает стадионы, ему рукоплещут тысячи.
  Савелий. Он - бездарь, которому покровительствуют сильные мира сего. Но ты не думай, что я его ненави-жу за это. Не дай, Господи! Я читал Жванецкого, и многое из раннего (подчеркиваю: из раннего) мне нравит-ся. Но к сегодняшнему дню он исписался. Все. Потенциал - пшик! Осталась одна оболочка. А как гениально он кропал в прошлом... "дядя Миса, к вам актлиса плиходила. Ничего не пеледавала".
  Человек. Только не расстраивайся, Сава.
  Савелий. Буду я еще расстраиваться из-за какого-то Жванецкого. Кто он мне: отец, брат, мать? Твою мать!
  
  Возвращается Никита.
  
  Никита. Ни черта я не боюсь, поняли: ни Бога, ни черта, ни, тем более, вас двоих. Ну, сплю я с вашими же-нами, с обеими, и что? Ну, поспали и разбежались... все! Разные у нас с ними интересы, кроме секса, кстати сказать, не самого лучшего, ничего не связывает. Рыбалку они не любят, про футбол с ними не поговоришь, а в машинах знают только колеса и руль. Теперь довольны?
  Савелий. И кому стало легче от твоего признания, мне?
  Никита (зло указывает на Человека). У него спрашивай.
  Савелий. Ты думаешь...
  Никита. Я ничего не думаю. Честно признаться, мне плевать на вас с огромной колокольни. Живите, как хо-тите со своими потаскухами. Мне-то какая разница? Маринку свою я все равно брошу. Забирайте!
  
  Такая вот сцена, не соответствующая названию... такая вот жизнь: никогда не знаешь, с ка-кого бока тебя пнут.
  
  
  Небольшое отступление, прозаическое
  
  Стоя на кладбище рядом с могилой, в которую вот-вот должны были опустить гроб с телом Александра, Владимир молчал. Он вспоминал обо всем, что случилось с ним за последние дни, и думал о том, что еще мо-жет случиться в будущем. В отношениях с Людмилой все вело к разводу, по всей видимости, разводу бурному с дележом имущества и руганью на каждом углу. Я оставлю ей квартиру, мебель, садовый участок с домиком, заберу только машину, решил Владимир, на кой черт ей машина, когда она даже не знает с какой стороны к ней подходить? Деньги тоже останутся у нее. Пускай тратит их на себя и детей. Потом он спросил себя, а так ли нужна ему машина? Память тут же неприятно кольнула приговором доктора, и ему пришлось согласиться, что на том свете от машины будет малый прок.
  Еще он вспомнил, как Марина накупила всяких трав, подруги посоветовали ей лечить любимого человека травами: в каждой упаковке до двадцати пяти наименований трав, говорили подруги, одна не поможет - дру-гая точно попадет в цель. И когда мысли плавно коснулись Марины, Владимир почувствовал, что глаза его ув-лажнились. Он оглянулся: вроде бы никто не заметил. Теперь только промокнуть уголки глаз, словно и не плакал...
  
  
  Сцена четвертая, особенная хотя бы тем, что другой такой нет
  
  Гостиная нашего героя. На диване сидит Вадим, напротив него в кресле удобно расположился Савелий, видимо, зашедший проведать друга. Человека нигде не видно.
  Савелий. Ты, Вадик, еще чертовски молод, а мы - я, твой отец, дядя Никита, - подходим к тому отрезку времени, когда надо подводить итоги. И начинаешь задумываться: как прожил жизнь, все ли успел, смог ли самореализоваться? И душа непроизвольно тянется к светлому... Богу (?).
  Вадим. Ага - к религии. Недавно меня кореш в одну секту позвал, говорит, туда тетки классные ходят, пой-дем, говорит, может, кого и подснимем. Пришли мы, а там эти фаны рокерские песни поют про Бога, руками и ногами в воздухе машут. Попели они, значит, и байки начали травить о том, как Господь излечил их от всех болезней. Я, мол, всю жизнь болел, у меня и плоскостопие, и энурез с отеком мозга, и еще тясяча болезненных мелочей. Но однажды ко мне в спальню залетел Господь. Он сказал, что я хороший человек, коснулся моего лба рукой, дунул-плюнул и пропал. Теперь посмотрите на меня: здоров, как бык. А по нему-то видно: алкаш он, и с литра "Ройяла" лишь улыбнется. Короче, лажа полная.
  Савелий. Не суди их сильно строго.
  Вадим. Я бы и не судил, да меня в разгар обряда на сцену вывели, чтобы в своего превратить. Ихний свя-щенник меня в лоб кулаком тычет, полагая, что я сейчас загипнотизированный прямо на пол бухнусь. Дурак. Я даже с двух бутылок "Гжелки" всех пацанов по домам могу разнести. А он опять мне - кулаком в лоб; а я - стою, делаю вид, что мне "все по". И вижу: бесит его это.
  Савелий. Меня бы тоже взбесило.
  Вадим. И давай он орать, что Дьявол во мне сидит, и сейчас он начнет Его из моего тела молитвами изго-нять. Изгонял минут восемь, после чего подошел ко мне и шепнул на ухо: "Ну, чего ты ломаешься, как целка? Тебе-то - просто лечь на пол, а у меня - репутация!". Плюнул я, значит, на него и вышел на улицу.
  Савелий. А девочки?
  Вадим. Да не было там ни одной приличной тетки. Все какие-то убогие, с тоской во взгляде.
  
  В комнате появляется Человек.
  
  Вадим. Па, тебе дядя Никита звонил, спрашивал, рыбалка ваша не расстроилась?
  Савелий. Вот человек! Такого вчера пескаря загнул, а сегодня звонит - как ни в чем не бывало.
  Человек. А я ему завидую. Такие, как он, никогда не пропадут. Они выживут в любых условиях: пусть их дустом травят, атомную бомбу пусть у них в подполе взрывают - им начхать на все. Отряхнутся и дальше пойдут. А мы вымрем, словно птица Дронт, вымрем, чтобы места освободить. Таким вот.
  
  
  Сцена пятая, которая называется "Разговор"
  
  Обнаженная сцена с просвечивающими венами и артериями. Два голоса, доносящиеся откуда-то сверху.
  
  Первый голос (женский). Представляешь, мясо я еще купила по шестьдесят три рубля за килограмм.
  Второй голос (мужской). Это "мясо" умерло мучительной смертью в подворотне? Оно еще мяукало перед смертью?
  Первый голос. И ты туда же! А мне не до смеха. Для меня - это сплошные убытки. Представь, сыр, масло, одного майонеза четыре банки надо.
  Второй голос. Плюнь! Кстати сказать, он узнал, что мы встречаемся.
  Первый голос. Ты, наверное, раскололся.
  Второй голос. Сам как-то вычислил. Шпион.
  Первый голос. Не смеши меня, он - и вычислил. Да он не заметит даже, если я ему полотенце не поменяю.
  Второй голос. И тем не менее.
  Первый голос. Ну и хрен с ним. Я его все равно убью. Тем самым ножом с черной ручкой.
  Второй голос. Чего тебе этот нож дался?
  Первый голос. Убить свинью так его же ножом. А чего: зря, что ли он его точил?
  Второй голос. Ему и так жить осталось...
  Первый голос. Нам его год столетием может показаться. Нет, я уже решила: ножом прямо в сердце, только алиби себе придумаем. Сделаем все - как самоубийство. А что: диагноз породил депрессию и так далее. Мне ли тебя учить...
  
  
  Невозможно обойтись хотя бы без одного сновидения, итак: сновидение
  
  Сквозь белесоватую пелену просвечивают ноги, ногти, подернутые бредом...
  Нет, не так.
  Сквозь белесоватую пелену проступают нити, паутина принимает свою привычную форму...
  Что-то не получается.
  
  Сквозь тишину прорывается шепот, шепот женщины, молящей, любящей и от того глубоко несчаст... где-то это уже было.
  "Помнишь, любимый, как я просила
  Самого черного хлеба и мыла,
  Самой бессонной лучины и склера?
  
  - Слишком красива для истинной веры,
  Слишком стремительна, - ты мне поведал.
  Кронос отечества нами обедал.
  Вот мы и стали дурны и болимы.
  Самое время, любимый, для схимы".
  
  Схимы, схимы, схимы, с-х-и...
  И невесомые звуки опускаются на плечи, которые не чувствуют ничего.
  И ухо не может уловить звуки, а потому захлопывается.
  И люди закрывают за мной свет, чтобы ничего в этом мире не напоминало о...
  О, мне остается воскликнуть: "Иди... -
  ...от чего голосовые связки рвутся на миллионы миллионов...
  
  А потом я проснусь, глупая баба, настолько глупая, что решилась - вновь - полюбить.
  
  
  Сцена шестая
  
  Квартира Человека
  
  Савелий. Я чего спросить хотел, Вов, почему поэты вымирают? Почему они не могут выстоять перед на-тиском человечества? Куда ни глянь: во всех газетах некрологи. Покончил с жизнью такой-то и такой-то. За-мечательный поэт, настоящий сын своей Родины. Отчего все так плохо?
  Человек. У вас, у поэтов, души обнажены, обнажены настолько, что страшно за вас становится. Ходите го-лые перед толпами подонков разных, и защититься от них не можете. Да и как вам защититься, оружие что ли в руки взять? Но это противоречит вашим принципам, а их, этих принципов, у вас хоть отбавляй....
  Савелий. Ты не прав. Не внешние раздражители виноваты, внутрь заглянуть надо, внутрь: что там у челове-ка.
  Человек. Кто тебе не дает? Проведи ревизию в душе, может, чего и накопаешь.
  Савелий. Смеешься, а я с тобой серьезно. Я понимаю, Володька, что в петлю лезут не только поэты, но и фрезеровщики, учителя. И коммерсанты, и даже олигархи накладывают на себя руки. Но все это не то.
  Человек. То же самое: душа человеческая она и есть душа, хоть поэта возьми, хоть олигарха. Только богачи вешаются по материальным причинам, а творческие люди из-за разбалансировки. Дисбаланс, понимаешь ли, между внешним состоянием и внутренним, дисбаланс, который можно только почуять (как зверь лесной), но выровнять его ты не в силах.
  Савелий. От твоих слов легче не становится.
  Человек. Послушай, Сава, почему так глупо все получается: мне жить осталось не больше года, а сидишь и ноешь в моей квартире почему-то ты? Поэт, у которого вся жизнь впереди.
  Савелий. Никто ничего наперед не знает. А может, я завтра скособочусь? Куплю в магазине веревку, затяну ее ночью на спортивном турнике и повешусь.
  Человек. Ты погибнешь только от укуса лошади бешенной, что само по себе очень маловероятно.
  Савелий. При чем здесь лошадь?
  Человек. А кто еще позарится на такое невкусное поэтическое (почти, диетическое) мясо?
  Савелий. Да кто угодно, да сам я и позарюсь.
  Человек. Если смог - давно бы повесился, а коли уж рассуждать начинаешь, сомневаться - значит просто поговорить захотелось.
  Савелий. Вов, ты не купишь мою книжечку? Ту, в твердом переплете...
  "... полотнами, на коих в означенные сроки
  росписи черкнут Моне и Ван Гоги..."
  Человек. У меня уже есть несколько экземпляров. Ты мне на все праздники, даже на восьмое марта, дарил.
  Савелий. Мне плохо оттого, что самому приходится продавать свои мозги, но я ничего не могу поделать. Я наконец-то понял причину своей депрессии. У меня нет денег на издание моего маньяка в чистилище, поэтому работа застопорилась. Значит, пока я не продам свою предыдущую книгу, я не смогу... но книга идет очень плохо: никто не любит хорошую поэзию. Может, хоть ты купишь?
  Человек. У меня есть твои книги.
  Савелий. Сборник стихов - отличный подарок на любой праздник. Суперобложка. Хорошая бумага. Цвет-ные иллюстрации.
  Человек. Да у меня уже есть с десяток.
  Савелий. Хочешь сказать, моя книга - дерьмо? Полнейшее?
  Человек. Это - твои слова. Я такого не говорил.
  Савелий. Но подумал, подумал ведь. Я вижу это по твоим глазам. Ты всегда считал мое творчество полным дерьмом, а теперь боишься сказать мне это в глаза.
  Человек. Успокойся, писака...
  Савелий. Почему ты назвал меня "писакой"? Не писателем, не творцом, а "писакой"? В твоих словах мне чудится злой смысл.
  Человек. Случайно вырвалось.
  Савелий. Врешь! Почему ты так ненавидишь меня и мои стихи? Они такие плохие?
  Человек. У тебя, дружище, не только депрессия, но еще и мания какой-то подозрительности.
  Савелий. Теперь ты считаешь меня придурком? Думаешь, мое место в дурильнике?
  
  Человек устало поднимается на ноги.
  Человек. Ну и жизнь... Дерьмо! Дерьмо! Дерьмо!
  
  Уходит в другую комнату.
  Савелий роняет голову на скрещенные руки.
  
  Савелий. Он считает меня дерьмом, абсолютным и никчемным дерьмом.
  
  
  Сцена седьмая
  
  Квартира Никиты.
  За столом сидит Человек. Он ждет прихода Марины - та несколько минут назад вышла прове-рить почту.
  Стук в дверь.
  Человек открывает - на пороге Марина, какая-то потерянная.
  
  Человек. Ключ обронила по дороге?
  Марина. Кажется, я ошиблась квартирой.
  Человек. С чего ты взяла?
  Марина. Вы - Владимир?
  Человек. А кем же мне еще быть, Семеном Михайловичем Вайнбергером?
  Марина. Владимир Егорович Лопахин? Сорок пять лет от роду; рост: метр семьдесят восемь; вес: восемьде-сят один кэгэ.
  Человек. Веселись, веселись, разыгрывай меня, Мариночка.
  
  Он делает вид, что верит женщине, играет неправдоподобно и неуклюже, но вполне естест-венно. Как это у него получается, не знаю.
  
  Человек. Вы проходите, мадама, проходите к столу, садитесь.
  Марина. Вообще-то меня зовут не мадамой. И не Мариной. Меня вообще никак не зовут.
  Человек. Конечно-конечно, в юности ты отреклась от имени...
  Марина. Его у меня никогда не было.
  
  Они проходят к столу.
  
  Марина. Я - та, которая приходит к каждому, чтобы рассказать о конце; я - та, у которой не бывает выход-ных и отпусков; я - та, которая порядочно задолбалась с вами, смертными. Ну почему вы такие ограниченные? Ограниченные не в уме, а поступках и действиях?
  Человек. Я догадался: ты - Смерть!
  Марина. Не люблю я этого имени. Ну да ладно, если уж вам приспичило как-то меня называть. Я что ска-зать хотела: Владимир Егорович, вы завтра будете праздновать свой юбилей.
  Человек. Вам ли, мадама, не знать? Мы же с вами собрались после официальной части послать все и всех к чертям собачьим и сбежать далеко-далеко, к морю и чайкам. Или ты передумала?
  Марина. Если то, что я слышу, правда, то мой вам совет: бегите прямо сейчас.
  Человек. Хорошо, бежим прямо сейчас. Пошли собираться, я помогу сложить вещи.
  Марина. Я не могу идти с вами.
  Человек. Вот те на! Почему же?
  Марина. Я не та.
  
  Женщина поднимается на ноги. Нет, не поднимается, - она просто исчезает и тут же появля-ется за спиной Человека. Понимаю, что данный фокус очень сложен для постановки в самодея-тельных театрах, но единственное, что могу посоветовать: обратиться за помощью к Коппер-фильду.
  Женщина дует на волосы Человека, и тот закрывает глаза.
  
  Человек. Что со мной? Я сплю.
  
  Женщина вновь исчезает и тут же материализуется возле окна. Ей приходится проделать па-рочку простейших фокусов, чтобы мужчина поверил ей, но он смотрит несколько ошарашено, од-нако недоверчиво. Тогда женщина возникает прямо из воздуха в нескольких сантиметрах от муж-чины и целует того в губы.
  
  Человек. Ты действительно не Марина. Кто ты?
  Марина. Не люблю повторять, но так и быть: я - та, которая прихо...
  Человек. Можешь не продолжать, я понял. Но почему ты предупреждаешь меня?
  Марина. Нет в мире ничего абсолютного: в каждой самой мельчайшей частичке есть собственные "плюс" и "минус", и я не такой уж робот, каким представляют меня ваши писатели. Мне свойственно видеть, слышать - чувствовать.
  Человек. Я польщен.
  Марина. Вы не первый, к кому я прихожу с предупреждением. Не ходите на свой юбилей. У многих людей на вас зуб, они хотят расквитаться с вами.
  Человек. Не думал... хотя постой. Людмила? Знаешь, последнее время с ней что-то происходит. У нас была хорошая семья, мы считали друг друга родными людьми. У меня был тыл: жена и дети; я знал, что, вернув-шись с работы домой, встречу ужин и теплые взгляды. А потом случилось нечто неуловимое, и наша общ-ность распалась.
  Марина. Теперь у вас разные общности, и я не вижу в этом ничего плохого.
  Человек. Она хочет моей смерти?
  Марина. Нож. Черный нож, который вы точили. Она решила использовать его.
  Человек. Странно, почему она не дождется? Мне осталось-то...
  Марина. Там все еще под вопросом, а здесь - реальность.
  Человек. Вот оно что... И мои дети? Неужели ради денег, машины, квартиры дети могут поднять руку на отца? И друзья? Ты лжешь!
  Марина. Хорошо - я лгу. Тогда идите и празднуйте.
  Человек. Постой! Ответь...
  Марина. Мне пора, я и так превысила лимит времени.
  Человек. Ты тоже бываешь связана рамками?
  
  Марина исчезает и материализуется возле двери.
  
  Марина. Прощайте. Вернее, до свидания.
  Человек. Лучше уж вы к нам...
  
  Марина выходит и тут же открывает дверь своим ключом. У нее в руках газеты.
  
  Марина. Что с тобой, милый? На тебе лица нет.
  Человек. Куда же оно могло задеваться? (Мужчина театрально округляет глаза и начинает оглядываться.) Только что было здесь.
  Марина. Начал шутить - вернулось. Но какое-то скособоченное.
  Человек. А ты почему так долго?
  Марина. С соседкой разговорилась. Она спрашивала, можно ли варить джем из малины с сахарозамените-лем. Поболтали о том, о сем. А ведь она права: с сахаром дороже получается. Только соседка говорит: замени-тель как-то странно кислит на языке, не забродит ли потом варенье?
  Человек. Не знаю, не думал.
  Марина. Что случилось, ты чем-то расстроен?
  Человек. Не бери в голову, все нормально.
  
  Звонит телефон. Человек поднимает трубку. Разговор - громкая связь, - которую не слышит лишь один человек в зале: Марина.
  Человек. Алло.
  Ольга. Па, это ты? Ну, точно - ты; а мы с Максимкой даже поспорили, где тебя можно найти. Он утвержда-ет, будто в пивнушке, а я говорю: у Марины.
  Человек. Ты проявила не дюжую сообразительность, дочка. Передавай привет Максиму - он проиграл.
  Ольга. Я чего звоню-то: па, я была не права, ты прости меня, дуру, ну, тогда, про любовь и не любовь. Ну, помнишь, мы с тобой разговаривали о том, что вы с матерью не любите друг друга. Так вот, я была не права.
  Человек. Я знаю. У нас кризис.
  Ольга. Я не о вас. Я насчет Максима была не права. Он, дурак, правда, ведь любит меня. Я только вчера это поняла. Честно говоря, чертовски приятно ощущать себя любимой.
  Человек. Понятно. Поздравляю, дочка, я рад, что ты счастлива.
  Ольга. А вам с матерью все-таки лучше развестись: эта война ни к чему хорошему не приведет.
  Человек. Но мы с ней не воюем...
  Ольга. Что ты говоришь? Я ничего не слышу, что-то со связью. Ну ладно, пока.
  
  Человек кладет телефонную трубку на рычаг и тихим голосом декламирует:
  
  "Пока еще сей шарик нежный
  Лежит за пазухой Христа,
  Но эти ризы рвет прилежно
  И жадно делит сволота.
  Не отклоняйся, стой прямее,
  А то нарушится баланс,
  И хрустнет под ногой твоею
  Сей Божий мир,
  сей тонкий наст..."
  
  Марина. Кто это?
  Человек. Один хороший парень.
  Марина. Я имела в виду: кто звонил?
  Человек. "...сей Божий мир, сей тонкий наст". Мариночка, собирайся - мы уезжаем прямо сейчас. Бери только самое необходимое: два комплекта одежды, мыло, зубную пасту. Остальное купим - деньги есть. По-шло все к черту! Пошли они все туда же!
  Марина. О ком ты?
  Человек. Баланс, не забывай про баланс. Если мы останемся - его не станет. И все хрустнет, вся поверх-ность пойдет трещинами, и никто не сможет спасти наш мир. Мы увидим, как он расколется сначала на не-сколько больших кусков, каждый из них рассыплется на мельчайшие осколки. Вот она ядовитая Лета. Как все-таки тяжело жить, и умирать страшно, потому что еще не стал обыкновенным человеком, да и никогда уже не станешь...
  Марина. Подожди, милый, я быстро соберусь, у меня немного вещей. А к тебе заезжать будем?
  Человек. Ко мне?..
  Марина. Не стоит. Подожди. Стой здесь.
  Она убегает в другую комнату.
  Вновь звонит телефон - все та же громкая связь.
  Никита. Любовник? Ты на проводе? А мы с Людкой поспорили, где тебя можно застать. Она с пеной у рта утверждает, что в пивнушке. Алкаш, говорит, муж мой, и место у него алкашеское. Сидит, небось, с кружкой пива в левой руке и боится домой идти. А ты не ходи, дружище. Это уже мой тебе, так сказать, дружеский со-вет: забирай себе Маришку, имей ее почаще и побольше. Дарю, одним словом, я сегодня необычайно щедрый.
  
  Никита еще что-то бормочет, но голос его постепенно затихает, ему на смену приходит неж-ная мелодия. Человек роняет трубку и медленно исчезает, точно так же, как незадолго до этого исчезала Смерть. Марина, выбежавшая из соседней комнаты, беспомощно оглядывается, тяжело вздыхает и бессильно роняет дорожную сумку.
  Прислонившись спиной к стене, опускается на пол.
  
  
  Сцена заключительная, подбивающая "бабки", то есть, итоги, хотя, как вы можете помнить, итоги, не всегда - итоги, и "бабки" не всегда - "бабки"... а так, все нормально. Или нет.
  
  Голос, по-прежнему мужской, возможно, пренеприятнейший.
  Владимир еще не знал, что в родной квартире его ждет смерть во всевозможных ее проявлениях: родные и близкие отравили водку, подвели электрический ток к телефону и чайнику, подкупили киллеров; были подго-товлены винтовки с оптическими прицелами и пистолеты с глушителями, удавки и огромные ножи с крово-стоками. Он не знал, что, сказав свою последнюю речь, в которой он поблагодарит всех собравшихся за мно-готерпие, за доброе к нему отношение, он начнет каким-то невероятным образом избегать смерти: за считан-ные минуты отравленные бутылки водки сами собой упадут на пол и не преминут разбиться; телефон и чай-ник задымят, произойдет короткое замыкание, и на целый час во всем доме погаснет свет. И как только света не станет, винтовки и пистолеты начнут стрелять, но совсем не туда, куда было намечено изначально, удавки затягиваться, но не на шеях, а на вешалках, ножи втыкаться - но в серванты. Владимир, правда, догадывался, что ему еще рано умирать, и что спустя каких-то пять (или шесть) минут они с любимой женщиной рука об руку войдут в новую, такую счастливую и красочную, жизнь, в которой не останется места для ненависти и смерти... но только лишь догадывался.
  
  
  Ноябрь 2002 г.
  
  Автор выражает благодарность Михаилу Четыркину, Юрию Аврех, Тимуру Кибирову, М. Жванецкому, Ольге Хвостовой, Наталье Стародубцевой, Виталию Литусову и всем, кого он знает лично и заочно, за стихи, мысли, звуки...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"