Аннотация: Некоторые недлинные соображения по поводу тех, кого сейчас принято называть неудачниками.
В западной протестантской цивилизации к неудачникам принято относиться с трудноскрываемым презрением. Неудачника отвергают по двум причинам. Одна из них рациональная, другая происходит из теологии протестантизма (лютеранства и кальвинизма). Рациональная - неудачник не приносит обществу выгоды и нуждается в помощи, теологическая - по скрытым от людей причинам он отвергнут богом, а значит - проклят.
Но и неудачники тоже деляться на две группы. Первая - бездарные, тупые и ленивые люди-сорняки, которым плевать на других, себя и всех вокруг. И другие, кто не смирился с приговором безжалостной судьбы, не опустил руки и продолжают упорно думать, творить и трудиться, несмотря на то, что их усилия не приводят к успеху, т.е. деньгам, известности или славе (в капиталистической системе "успех" немыслим без материального подтверждения), или даже просто удовлетворительному результату по причинам от отдельного человека мало/не-зависящим. Такие люди порой трудятся всю жизнь, и о них узнают только после их смерти. А иногда слава находит их спустя десятилетия и даже столетия.
И если помогать людям-сорнякам можно только руководствуясь милосердием и гуманностью, и то ровно настолько, чтобы обеспечить их базовое выживание, то содействовать труженикам и творцам, которых еще не коснулась крылом ветренная Фортуна значит дать им еще один шанс, который может оказаться счастливым. И не только для бывшего "неудачника", но и для всего общества.
Много лет назад судьба свела меня со стариком-хиппи. Он был из тех старых "олдовых", не сдавшихся и не изменивших своему идеалу любви и непротивления злу насилием. Высокий, худой, обветренный и обожженный солнцем, он был похож на старинную фигурку из сандала. Летом и осенью он собирал и заготавливал целебные травы в глухих местах Онеги. Уже высушенные и рассортированные травы оптом скупала небольшая коммерческая фирма из Петербурга. На зиму он уезжал к дочери в Португалию.
Мы сидели у костра недалеко от большой военной палатки, в которой он жил, и в которой сушились заготовленные травы. На прутиках над углями жарилась рыба, которая попалась ночью на донки. Несколько крупных красноперок и подлещиков. В золе пеклась молодая картошка.
Дед был специалистом по выживанию и в городах, и в дикой природе. Среди прочего, я его тогда спросил, что делать, если остался без денег в чужом городе. Он помолчал, и после недолгой паузы рассказал вот что: "В позднем СССР, особенно в европейской его части, пиплы к "волосатикам" относились с подозрением. Простые люди плохо понимали о чем они говорят. На востоке было полегче, особенно вдали от больших городов. Там народ был повнимательней, гостеприимней, не боявшийся "чужаков". Но некоторых могли если что, и дубиной "угостить".
Чтобы не прогнали, нужно быть вежливым и соблюдать обычаи. Спросить о здоровье самого, семьи, об урожае, о том о сем, потом можно спросить не нужна ли в хозяйстве лишняя пара рук на несколько дней. Обычно в деревнях работы хватает. Договариваться нужно не на деньги, но чтобы кормили. Денег у крестьян обычно немного, а еды хватает с избытком. Работать надо честно, в полную силу. Крестьяне в этом толк знают. Сразу примечают, кто есть кто. А вечером глядишь, уже под яблонями накрывают длинный стол. В России и Белоруссии и бутылочку самогона иногда хозяйка выставит за ударный труд. В Средней Азии по-другому, конечно.
А вот если в городе, там нужно заходить в небольшие ресторанчики или кафе, лучше на окраинах. Предложить помыть посуду или туалеты, или еще что-нибудь. И попросить покормить. Там всегда что-нибудь остается. Обычно накормят, да еще и с собой мешок еды дадут. Честному, трудолюбивому и аккуратно одетому человеку, даже и без денег и знакомств везде можно найти пропитание. А вот попрошайничать, "аськать", деньги кляньчить не стоит. Долго, да и примелькаешься. Милиция или местные ханурики покоя не дадут. Да вот еще. Не прикасайся в городе ни к бутылке, ни тем более к наркоте, даже если будет тошно и тяжело на душе. Тогда тебе ни при каком раскладе не выжить. Это я тебе точно говорю".
Дед-хиппи не имел ни дома, ни денег. Трудно было бы назвать его "успешным" по критериям современных людей капитализма. Но он был живой, веселый, много чего повидавший на своем длинном веку человек. Он сам шил и перешивал под себя одежду. Плел из кожанных ремешков и каменных бусин фантастически красивые украшения. Ловил рыбу. Сочинял песни и музыку, а потом пел их вечерами у костра надтренутым хриплым голосом, перебирая струны старухи-гитары. Язык не повернулся бы назвать его "неудачником", loser-ом.
Сколько после я встречал тех, кто долго и с подробностями повествовали мне о своих злоключениях, о хитрых и подлых "стервах" и "подлецах", о негодяях чиновниках, и о судьбе-злодейке, и многом чем еще. У некоторых из них были дома, деньги, жены, какой-никакой"бизнес". Но мне их было не жалко. И помогать им чем-либо потребности не возникало. Они променяли свои жизни на деньги и умущество, но обмен оказался неравноценным, они проиграли и остались проигравшими, даже если потом их "бизнес" и пошел "в гору". Жадные люди-сорняки - неудачники независимо от того, сколько у них денег и имущества. Потому что, величайшая неудача - добровольно быть рабом людей, денег и вещей.