Нестор : другие произведения.

Что стало с красотой мира?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  Каждый день, выходя из дома, я вижу уродливо и вульгарно одетых людей, обсосанные цветные леденцы автомобилей, современные дома - шкафы для пребывания в них людей. А в вышине, над всем этим убожеством - всегда разное, живое и терпеливое небо.
  А двести, и даже еще сто лет назад, людям хватало средств и времени, чтобы строить здания, которые если и не были очень красивы, то были хотя бы эстетически нейтральны. Технологии строительства с начала даже двадцатого века, стали эффективнее на несколько порядков. Где же новые шедевры архитектуры, сравнимые с шедеврами готики и барокко, на худой конец модерна (art nouveau). Где прекрасные многоуровневые футуро-города, утопающие в зелени деревьев? В античности, с помощью примитивных технологий люди умели создавать строения, которыми мы восхищаемся и сегодня. Что же произошло? Люди забыли о идеале красоты и гармонии?
  Я долго пытался найти интегральный ответ на эти вопросы. Мне это не удалось. Похоже, что ответов все-таки много. Ниже - результат моих рассуждений.
  С началом индустриальных революций, одновременно началось и разрушение деревенского образа жизни. Выброшенные из привычных условий бытия крестьяне и деревенские мелкие ремесленники, чтобы выжить превратились в городских наемных работников. Для них недалеко от предприятий строились бараки (!!!), как наиболее дешевый вид жилья. Отчужденные от продуктов своего труда, измученные монотонией, нищетой и безысходностью, эти люди медленно превращались из людей в 'массы'. Массам нужны дешевые и доступные товары и продукты питания. Дешевые жилища и развлечения. Чтобы они были послушны, их нужно отравлять алкоголем, специально препарированной для рабов религией и примитивной квазикультурой. Чтобы они не могли отличать безобразное и уродливое, от высоких эстетических образцов. Чтобы они к этому не стремились, чтобы им это было не нужно. Вспомните начало романа Горького "Мать"!
  Современная архитектура - это перенесение принципа дешевизны и рациональности рабочего 'барака' на всю архитектуру в целом. Грубо говоря, современные архитекторы деформируют, 'раздувают' и выламывают форму барака самым причудливым образом. Даже новые сверхбогатые, которые могли бы позволить себе скопировать лучшие архитектурные образцы прошлого (например - римские виллы), очень часто (хотя и не всегда) строят для себя шикарные особняки-бараки.
  Воздушные налеты и уничтожение целых городов во время Второй Мировой, и нависшая угроза ядерного апокаллипсиса, так подействовали на 'коллективное бессознательное', что похоже, люди считают излишним расходовать время и средства на строительство сооружений, которые смогут пережить века. Нет смысла думать о потомках, если завтра все может закончиться новой войной, и новыми разрушениями. Начали строить дешево, быстро, в рассчете на неизбежный снос через 50-70лет.
  Так в цивилизации появился принцип 'временности', 'непостоянства' и 'недолговечности' во всем. Стремительно развивающиеся технологии, позволили буржуазии сделать эти принципы основой существования социумов. Основная часть всех вещей нашей цивилизации недолговечны и должны быть заменяемы потому, что сама цивилизация медленно, но неуклонно превращается во все более ускоряющуюся Мегамашину. Части этой Мегамашины все быстрее изнашиваются и требуют замены, из-за всевозрастающих нагрузок, которые они испытывают, даже несмотря на неостанавливающийся прогресс материалов из которых они сделаны.
  Кроме того, производители с середины двадцатого века все больше используют принцип 'запланированного устаревания' в изделиях, предназначенных для повседневной жизни людей. На youtube можно посмотреть об этом фильм 'Эффект лампочки. Тайная история запланированного устаревания' (The Light Bulb Conspiracy. The Untold Story of Planned Obsolescence). Вещи, предназначенные в скором времени быть выброшенными, нет смысла делать красивыми.
  Между частями Мегамашины цивилизации снуют боящиеся остановиться люди, в поисках сносного существования. Они вынуждены ускоряться, перенимать темп и ритм машин, составляющих Мегамашину, иначе они рискуют оказаться на обочине, на свалке отработанных людей-функций, людей-деталей.
  Людям не знающим покоя, привыкшим к недолговечным и одноразовым вещам, все более важна практичность и низкая их цена. Большинство из них утеряло эстетическое измерение вещей и явлений. Красота стала лишней, и медленно исчезает из нашего бытия.
  Возможно в высших измерениях, в эмпиреях, Красота соединяется с Божественным. И в отсутствии Бога в душах людей, или 'смерти Бога', которой ужаснулся в конце девятнадцатого века великий 'безумец' Фридрих Вильгельм Ницше кроется метафизическая причина исчезновения феномена Красоты.
  Я думаю, что Красота - одна из энтелехий Божества. Если мое предположение истинно, то возвращение цивилизации к Богу, вернет ей и утраченную Красоту. Которая, вероятно, есть один из даров Бога людям.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"