Нестеров Андрей Николаевич : другие произведения.

На изломе веры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    По поводу крещения Руси


Modern Russian poetry and prose. Nesteroff Andry.

На изломе веры

Лучше нам померети, нежели боги наши дати на поругание

Тысяцкий Угоняй

  
   Так уж повелось на Руси, что реформаторов у нас не любят. Любые реформы и религиозные в том числе для простого народа всегда оказываются шоковой терапией. За народ всегда делает выбор власть - объявляя это несомненным благом и извлекая лично для себя политическую и экономическую выгоду. Так произошло и с принятием христианства на Руси в незапамятные времена Владимиром Святым или тогда просто князем Владимиром.
   Мода на христианство пришла на Русь много ранее как тут не вспомнить киевского князя Аскольда, княгиню Ольгу крестившуюся в Византии и похороненную по православному обычаю, а также некоторых варягов побывавших на службе в Царьграде. Духовные ли искания подвигли на этот поступок, сомнительно, приобщение к вере могущественного государства, потенциального союзника и покровителя. Довольно странная метаморфоза если учесть что варяжские дружины успешно громили Византию молясь при этом Перуну. Святослав бивший врагов Руси не предал своих старых богов, ибо считал предательство страшным злом, предав раз кто поверит тебе в другой?
   Поколение суровых воинов сменяли хитроумные политики, для которых интриги были делом обычным и приятным. Метания в поисках абсолютной власти и в духовной сфере были всегда, и козыри в этих играх требовались нешуточные. Поначалу князя Владимира создавало его окружение боярская знать и дружинники, оттого возникла эта судорожная попытка сделать культ Перуна всеобщим вместо сакрального поклонения разным богам славянской религии, вертикаль религиозной власти с ее духовным лидером Киеве. Затея особой новизной не блистала, а скорее напоминала игру в пятнашки, смещала одного бога над другим, военное божество крайне невоенного князя, если бы эту микрореформу осуществлял Святослав это было бы естественно. Князь-воин внушает уважение своей харизмой и военными походами и его попытка в этом деле могла бы стать решающей, но Святославу было достаточно старых богов, все остальное он мог добыть в бою. Хотя стоить заметить, что и в его армии были воины-христиане, но боевые качества ценились выше чем вероисповедание. Владимир не мог состязаться с отцом ни в военной стратегии, ни в храбрости, отсидеться под мостом во время битвы он не считал для себя позорным и даже убийство братьев будущий креститель Руси тоже не считал чем-то противоестественным, а уж содержание гарема из 800 наложниц такие пустяки по сравнению с остальным.
   Пока Владимир рос и мужал - росли его аппетиты на власть, требовался немалый авторитет, здесь многие идут по пути наименьшего сопротивления бей своих - чужие бояться будут. Князь Владимир не исключение, а перво-наперво потребовался брак с царским домом и взоры устремились к Царьграду, но византийцы в международной политике собаку съели и потому ответ был лаконичен сначала окрестись, а потом женись. Влияние Восточной Римской империи явно читалось в их послании сделать Русь своим вассалом, но надо отдать должное Владимиру и его свите, в частности Добрыне, он принял условия игры, изобразил мнимую покорность. Князь обладал даром лицедейства в полной мере и в его арсенале было много масок, оттого в летописях и былинах он так многообразен. Но коварство и лицемерие во власти пороком не считаются, скорее наоборот. В дальнейшем Владимир показал себя вполне самостоятельным политиком и константинопольскому императору приходилось лишь науськивать на Русь степняков, чтобы как-то сдерживать территориальное расширение молодого государства.
   Первый шаг - крещение Владимира в 987 году и женитьба на византийской царевне Анне был успешно пройден, на горизонте замаячило грандиозное действо крещение собственной державы, создание духовного единоначалия. Так сказать стать в строй цивилизованных монархий или якобы цивилизованных.
   И Владимир начал с того что стал разрушать культ Перуна, который сам насаждал до этого всем остальным, наступать на грабли добрая традиция в истории человечества и ее всегда надо подпитывать собственными поступками.
   Гуманная религия шла к людям с огнем и мечом, добро должно быть с кулаками как гласит русская поговорка. Никто по доброй воле, трезвом уме и ясной памяти не собирался бежать и менять одних богов на других, для чего собственно и какой в этом прок. Патриархальный уклад не способствовал тому, чтобы веру предков сменить на чужую и непонятную веру постоянных врагов ромеев. Легенда о том как мудрый Владимир сидел и выбирал религию по вкусу так и осталась красивой сказкой, все уже было предопределено ранее.
   А объяснять народу что есть новый бог и чем он лучше того же Перуна аргументов не было, ну кроме устрашения. Тогда и запылали костры на место капищ, а недавний властитель дум и душ златоглавый и среброусый был сброшен в Днепр. Да и мошну жречества под эту дудку можно законно конфисковать, что и было проделано незамедлительно.
   Начиналась новая эпоха терпимой нетерпимости к иноверцам. Крещеный брат мне, некрещеный враг, - объявил Владимир. А многие ли согласились быть убитыми? Нет, проще сделать формальность и просто вымокнуть в реке под монотонное гудение греческих священников. Да и Киев к тому времени был не так силен в славянской религии, он был многолик и многоязычен, хазары, булгары и др., средневековый Вавилон, где торговля была более сильным божеством, чем заветы предков.
   Угодливые летописцы позднее нашли горы разных доводов в пользу христианства, де дремучий народ был, гой еси его так перетак, погряз в жертвоприношениях человечьих.
   Конечно в истории было всякое, но Древняя Русь не знала таких братоубийственных войн которых начались после христианизации. Разумеется, это не заслуга православия, но много ли сделала церковь чтобы прекратить их, не шла ли она с властью рука об руку, находя свою выгоду в дележе богатств и земель. А вот борцы за исконную веру предков были пригвождены борзописцами к позорному столбу, приснопамятный Святополк Окаянный, на которого повесил убиенных братьев по своему приказу Ярослав, недаром получившим прозвище Мудрый. Много позднее во времена Никоновской реформы сожжение старообрядцев в скитах - не являлось ли это жертвоприношением? В грызне за власть между церковниками человеческая кровь всегда дешевле елея.
   Но там где было сильно жреческое сословие, где народ меньше зависел от власти князей, православие насаждалось более кроваво. Новгород несколько столетий был оплотом борьбы с центральной властью, свободные и независимые новгородцы уперлись и ни в какую не согласились принять иноземного бога. Даже устроили погром владений ближайшего сподвижника князя Владимира, и тут знаменитая формула крещение огнем и мечом была приведена в действие.
   Под угрозой смерти и разорения христианский князь призвал их к покорности и терпимости. Сколько из новообращенных уверовало в Христа после такой инициации, вероятно можно было пересчитать по пальцам, а дабы отличить верных от неверных повелели носить кресты, причем любые, хоть рисуй их на груди. Что могла дать людям такая вера понять сложно, только повлекло дополнительный раскол в народе, несогласные уходили в леса и занимались разбоем.
   Владимир шел на все чтобы поднять авторитет новой религии устраивал раздачу богатств простому люду из княжеских амбаров. Этого было не жалко как и подобает истинному христианину, последующие налоги вновь вернут розданное в казну. (Поначалу церковь не признавала рабства и даже выкупала русичей на невольничьих рынках в том же Царьграде, но правда только христиан, позднее она мирно уживалась с повальной кабалой народа, неплохо на этом зарабатывая).
   Главное хорошо организованная реклама или как сейчас говорится пиар. Последних волхвов резали, рубили или тихо топили доказывая на деле преимущества христианства. Правда это не принесло православию победы над многотысячелетней славянской религией, церковь пошла по другому пути просто ассимилировала многие таинства и выдала их за свои. Такой интересный симбиоз дожил до наших дней вполне благополучно, правда в двадцатом веке христианству пришлось пережить нечто подобное, то что они сотворили со славянскими божествами, большевики тоже самое проделали с самой православной религией. От пантеизма к монотеизму и далее к атеизму. Кровавая реформа повторилась с ужасающей силой, все те культурные ценности которое тысячелетие собирала, охраняла и создавала церковь пошли прахом, отправились вслед за Перуном в небытие. Жестоко? Да, борьба за власть ведется без правил, государственный грабеж считается идеологически оправданным, народ об этом правда не спрашивают. Паразитирующий организм всегда меньше своего истинного хозяина, но как ни странно и не печально, в конце концов исход дела оказывается гибельным. Хорошо что сейчас православие как носитель древней традиции сохранилось и возродилось, наконец обрело единство с зарубежной православной церковью это говорит о дальновидности религиозных иерархов. Главное чтобы она не превратилась в коммерческую организацию как это было в начале 90-х, а навороченные иномарки представителей культа и освящение саун и бизнес-центров проповедниками веры - духовного авторитета им не добавляют, скорее совсем наоборот.
  
  
   P.S. Данное рассуждение ни в коей мере не направлено на оскорбление чувств православных верующих, к коим принадлежит и сам автор. Это всего лишь собственное мнение на эту неоднозначную тему.
  
   24.05.2008
  
  
  
  
   3
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"