Сфинкский : другие произведения.

Национальное государство - это своего рода "иммерсивный театр"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Национальное государство - это своего рода "иммерсивный театр". Иммерсия - погружение. Это процесс, который вынуждает обучающихся принимать участие в различных видах деятельности посредством использования различных технических устройств моделирования и симуляции реальности. Пример иммерсии - метод обучения неродному языку, когда весь класс (группа) обучается постоянно на ином языке, чем родной язык учеников. Другой пример - более сложный и без абстрактного мышления его будет сложно оценить - известная иммерсионная виртуальная инсталляция "Осмос". Инсталляция представляет собой двенадцать сменяющихся сред, сквозь которые может проникать субъект иммерсии: вербальный текст, почва, пустота (пропасть), толща древесного ствола, древесный лист, облако и т.д. Кем вы себя можете представить окажись в такой среде?
  
  Вообщем-то, национальное государство - это точно такая же иммерсионная виртуальная инсталляция: по определению Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона: "совокупность индивидов, связанных сознанием своего единства, общности происхождения, языка, верований, быта, нравов, обычаев, исторического прошлого и солидарностью социальных и политических интересов настоящего".
  
  Иначе говоря, национальное государство - это абстракция, а абстракция - это типа как двумя словами описать сложное. Можно, разве что, сравнить с обожествлением или идолизацией.
  
  Что такое абстракция простыми словами?
  
  Аbstractio - "отвлечение" - процесс отвлечения (абстрагирования) от тех или иных характеристик объекта для их избирательного анализа; при этом наблюдаемый объект замещается его идеализированным теоретическим образом - абстрактным объектом. В нём, соответственно, усматривается подчинении незнания удобвлетворительным качеством. Оно должно удовлеьворять тех, кто будет оценивать действие того, кто что либо захочет изменить соответвенно своим желаниям. И, соответственно, превращению их в цель и, что много хуже, в объект поклонения.
  
  Именно поэтому "национальным" попрана нравственная природа человека.
  
  Так вот... Для удержания внимания зрителей и достижения максимальной вовлеченности режиссеры делают их участниками процесса, в котором осуществляют задуманное ими представление, и тогда аудитория становится театральной труппой. А локацией для постановки может стать не театральная сцена, а особняк, бар или музей. Или территория проживания. Такие перформансы получили название "иммерсивный театр".
  
  Само понятие "иммерсивный" (создающий эффект присутствия) стали использовать после нью-йоркской постановки "Sleep No More" 2011 года, созданной британской театральной компанией Punchdrunk. Она поставлена по пьесе "Макбет" Уильяма Шекспира, была вдохновлена нуарными фильмами и имела отсылки к судебным процессам над ведьмами Пейсли 1697 года.
  
  В России первым иммерсионным спектаклем считается "Норманск" Юрия Квятковского в Центре имени Вс. Мейерхольда. Постановка основана на повести братьев Стругацких "Гадкие лебеди", а действие происходило на шести этажах ЦИМа. Локациями были офисные помещения, фойе, гардероб, которые стали больницей, школой, квартирой, кабаре, баром. Зрители ходили в противомоскитной сетке и самостоятельно выбирали маршрут, тем самым создавая собственный сюжет.
  
  Позднее появился иммерсивный мюзикл "Черный русский" по мотивам повести Александра Пушкина "Дубровский". Зрители попадали в дом Спиридонова в Малом Гнездниковском переулке, на входе им раздавали маски сов, оленей, лис. От маски зависел маршрут и, соответственно, сценарий спектакля. Для одних гостей главным героем был Дубровский, для других - Троекуров, для третьих - Маша. Но все три группы гостей все равно встречались на балу в большом зале.
  
  Представьте себя участником Особенность таких постановок в непредсказуемости, ведь неизвестно, как поведет себя зритель.
  
  Но давайте рассмотрим возможное "отвлечение" в Макбет.
  
  Лично мне оно интересно психологической подоплеко убийства Дункана, приведшего Макбета на трон. Совершенное преступление вызвало в душе короля Макбета и леди Макбет, подстрекавшей мужа к убийству, угрызения совести, которые и обусловили их последующее поведение. После преступления у леди Макбет появилось раскаяние, а у короля - чувство упорства. Это - две возможные реакции на преступление, которые исходят из одной личности, душа которой как бы разделена на две половинки, находящиеся в разладе друг с другом. В понимании основателя психоанализа, Шекспир специально разделил один человеческий характер на два лица, чтобы тем самым подчеркнуть противоречивость человеческих чувств. Шекспировские герои действительно обнаруживают двойственность своих чувств и переживаний. Но во фрейдовской интерпретации за этим стоят детско-родительские отношения. Раскаяние леди Макбет рассматривалось Фрейдом как реакция на бездетность, которая укрепила ее в мысли о бессилии перед законами природы и одновременно напомнила о вине, отнявшей у нее то, что могло бы быть плодом преступления. Глубокий мотив поведения Макбета, заставляющий его переступить через свою натуру, коренится в специфических семейных отношениях. Если шекспировскую пьесу рассмотреть под углом зрения психоанализа, то, по мнению Фрейда, она оказывается пронизанной темой отношений "отец - ребенок".
  
  Отвлечения будут разными, если не знать всей этой подоплёки и обьясняшек. Разумеется, среди зрителей найдутся и такие и их иммерсия будет влиять на ход иммерсионной пьесы. Особенность таких постановок в непредсказуемости, ведь неизвестно, как поведет себя зритель. Зрители находятся в неизвестности и, возможно, в тревожном состоянии, что усиливает эмоциональное воздействие. "При удалении участника из зоны комфорта на его действия и реакции влияют как его инстинкты, так и подсказки, данные им актерами. Это используется для получения правдоподобных реакций со стороны участника, необходимых для продвижения сюжетной линии".
  
  С национальным самоосознанием всё тоже самое.
   Политиологи, социологи охарактеризовывают нацию по разному: как "воображаемое сообщество", как "абстрактное сообщество". Нация - это воображаемое сообщество в том смысле, что существуют материальные условия для представления расширенных и общих связей. Это абстрактное сообщество в том смысле, что оно объективно безлично, даже если каждый человек в нации воспринимает себя субъективно как часть воплощенного единства с другими. Идеального единства с другими.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"