У меня два кота рыжий Бася и черно-белый Йося. Две противоположности. Бася крупный, сильный, умный - ему никому ничего не нужно доказывать лишний раз. В драках на улице он или победит или будет драться до травмы, несовместимой с продолжением драки. Дома он ищет одиночества. Спать уходит в пустую комнату или под диван. Йося - мелкий, невзрачный, трусливый кот. Правда в детстве был озорным. Повзрослев, стал другим. В драки не ввязывается. На улицу ходит мало. Его любимые места в квартире - самое высокое, мое кресло (а я вроде как вождь), моя грудь, а ещё чаще верхняя часть моего кресло. Ему важно быть выше всех.
И я вот что подумал: одиночество одного и демонстративная иерархия другого... ведь это форма протеста. Бася по своей природе - вождь и он вождь на улице, но дома вождь - я. А Йосю не устраивает, что он не вождь, так хотя бы положение выше всех... Это протесты.
Рыжий кот мне напомнил Навального и Трампа, а черно-белого я сравнил с самим собой, изображающего Сфинкского в Самиздате. Неплохо, хоть и обидно. А чтобы не было очень обидно, я сравнил себя с двумя знакомыми алкоголиками из числа знакомых. Оба умерли уже. Это общее у них. А разное - один был сильным и одаренным от природы многими талантами, не реализованных в силу обстоятельств (и чем то напоминал мне Владимира Высоцкого, тот же тип личности - Доминирующий (по типологии Марстона, который придерживался точки зрения, что поведение человека во многом определяется тем, как он воспринимает окружающую действительность и насколько быстро реагирует на ситуации, с которыми сталкивается) и та же печальная участь, другой был слабым как мой черно-белый кот Йося, паразит. Нет, я не такой! А может просто не совсем такой, но... Но я же не алкаш, я графоманю, закашивая под "умного" (как Ницше с его волей к власти) и "сильного" (прямо как Трамп с его волей к власти) . Видимо протесты бывают разные. И мне примерами двух котов не обойтись при описании форм протеста против ... Против того, что изменить нельзя, против данности.
Так вот о формах протестстного поведения. Ведь действие и противодействие, связаны в природе? И связаны и прямой, и обратными связями, и даже связями с обратными размерностями. Пример , кстати, из психологии -,сопротивление - психический механизм, препятствующий психоаналитическому проникновению в бессознательное и мешающий возвращению вытесненного.
А политика? Этот совершенно невероятный протестный оппозиционер Навальный или протестный Трамп... Оба на вид - маниакальные личности.
Вообщем, я решил в рамках темы о формах протестного поведения уйти от аргументов, связанных с моими котами и сравнить Алексея Навального с Владимиром Высоцким... И обоих - с Дональдом Трампом... А всех троих с творческими людьми типа нашего брата - самиздатовского графомана. Что отличает?.. Что общего?
Психоанализ потребовал принять ввиду, что за сознательным пространством решений стоит обратное ему бессознательное пространство и импульсы с обратной поведению размерностью. А это сразу внесло требование коррекции в традиционные в социуме представления "who is why" (кто есть кто).
Сразу отмечу: на мой взгляд, каждая форма протестного поведения связана с доминированием одного из трех базовых неврозов, основанных на вытеснении одной из трех базовых эмоций: страха, гнева и обиды, которая является своего рода сверткой первых двух и включает в себя переживание гнева к обидчику и жалости к себе (страха за себя или гнева на себя) в ситуации, когда ничего уже невозможно поправить.
Сравнение феноменов разных типов протестного поведения приводит к необходимости изучить психологические факторы протестного поведения личности.
Протестное поведение того же Навального (в частности возвращение из Германии с пониманием вероятного осуждения) можно отнести к суицидному. Разве нет?
Протестное поведение Высоцкого (в частности алкоголизм и наркоманию) можно отнести к самодеструкции и потому - суицидному поведению тоже. А разве нет?
Трамп... о нем и о стремлении его к власти позднее. Тем более, что обьявив что речь пойдет о формах протеста и заявив общее в суидальном поведении, самодеструктивном, стремлении к власти и творчестве... Разве это не интригует?
Я вам больше скажу: сами решайте что и кто с чем связаны, связаны ли вообще, а я только приведу аргументы.
Уже то, что в период античности философы, не согласные с политикой, обычно выбирали самоубийство, о чем свидетельствуют суициды стоиков, разве это не интригует?
С чего же начать исследование?
С философии. С наиболее общего и существенного.
Стоицизм.
Стоицизм связывает добродетель с пониманием (а следовательно, и принятием) царящей в природе необходимости и потому видит "высший смысл человеческого существования" в жизни, согласованной с природой.
Удержание мира в состоянии гармонии даже ценой гибели личности - такова та добродетель, которой требует "общий закон жизни" и к которой стремится стоик.
Все просто: умирать значит следовать природе.
Естественность умирания равнозначна его справедливости: правозаконно умереть (в назначенный срок).
Теперь давайте перейдем от философии к психологии.
... Рассмотрим ту же тему, но с позиции экзистенциальная психологии.
Экзистенция - Экзистенция - центральная категория экзистенциальной философии обозначающая прежде всего уникальное и непосредственно психически переживаемое человеческое существование.
Прародительницей экзистенциальной психологии была философия существования или экзистенциализм.
Существует 4 основные экзистенциальные данности:
Бессмысленность.
Смысла жизни нет. Это означает, что не существует никакого заранее определенного значения. Смысл жизни у всех разный, и каждый человек должен сам найти это значение посредством собственного выбора и действий.
Свобода
У каждого есть свобода выбора. Любое решение имеет последствия независимо от того, насколько оно велико или мало.
Чтобы расти, человек должен взять на себя ответственность, т.е. стать автором собственного выбора, действий и жизни.
Тем не менее многие люди стремятся к свободе, пытаясь избежать ответственности.
Как можно получить свободу - это и есть определяющее форму протеста: одиночество, смерть. По разному можно достичь их.
Например, власть и одиночество связано даже на анатомическом уровне.
Исследователи обнаружили в мозге участок, отвечающий за чувство одиночества. Эта же структура оказалась связана с иерархическим положением в группе.
Мотивация к установлению и поддержанию социальных контактов может быть позитивной и негативной. Позитивная заключается в активации дофаминергических нейронов центра награды мозга, в частности вентральной области покрышки и прилегающего ядра, что вызывает удовольствие от социализации. Негативная связана с психологическим дискомфортом от социальной изоляции и поиском ее преодоления.
Дофамин - один из важнейших нейромедиаторов. Синтезирующие его нейроны расположены в мозговых ядрах, отвечающих за движения, эмоции, принятие решений, чувство удовольствия и другие функции.
Так вот дофаминергические (но не серотонинергические) нейроны этого ядра оказались ответственными как за социализацию после изоляции, так и за стремление к доминирующему положению в сообществе.
А алкоголизм, наркомания, связанные в один узел с получением удовлетворения и в реальности - способом остаться наедине с собой и своим искаженным воображением?
Власть делает свободным, но грузит ответсвенностью, безответственность делает свободным, но грузит зависимостью воображение делает свободным иоставляет безответвенным... Бессмыслица какая то?
Об этом и экзистенционализм.
Так вот следующие экзистенциальные данности: одиночество и смерть.
Одиночество
С одной стороны, человек - социальное существо, желающее постоянного контакта с окружающими, с другой - он абсолютно одинок, поскольку не может рассчитывать на 100% понимание и принятия его индивидуального опыта другими людьми.
Смерть.
Смерть - одна из абсолютных истин жизни. Каждый умрет в тот или иной момент и останется в одиночестве.
Борьба с любой из этих 4 данностей вызывает внутриличностный конфликт и наполняет человека страхом или экзистенциальной тревогой. Например, для большинства людей факт собственной смерти или кончины родственников является источником глубокой тревоги, они настойчиво игнорируют реальность и отказываются мириться с тем, что смерть наступит. Есть и те, кто до состояния невроза или психоза зациклен на неизбежности смерти.
Экзистенциальная психология предлагает решение: принять неотвратимость смерти, будучи свободным от ее давления.
Эта психология основана на философском подходе и представляет собой процесс поиска ценности и смысла жизни. Она базируется на мысли, что человек не является жертвой обстоятельств, а несет ответственность за собственные действия и выбор, тем самым формируя реальность.
Экзистенционалист А. Камю выявил в протесте ценностно-смысловые контексты, уровень личностно-смысловых образований. Он отмечает, что бунтарь, защищая целостность своей личности, принципиально ограничивается протестом против унижений и посягательств на себя. Порыв к бунту, согласно его мнению, обусловлен двумя факторами: протестом против посягательства на личностные границы, которое субъективно оценивается как недопустимое, и убежденностью бунтаря в своей правоте. А. Камю тонко подметил, что "вместе с отталкиванием чужеродного в любом бунте сразу происходит полное отождествление человека с определенной стороной его существа. Здесь скрытым образом вступает в игру ценностное суждение, и притом столь основательное, что оно помогает бунтарю выстоять среди опасностей".
Я говорил про разные контексты протестного поведения личности.
Рассмотрим разные подходы и как развивались взгляды философов и психологов на существование человека.
Сёрен Кьеркегор
Датский философ Сёрен Кьеркегор являлся основоположником экзистенциализма. Он выделял три стадии человеческого существования: эстетическую, этическую и религиозную. Эстетическая стадия - это состояние "здесь и сейчас", она сфокусирована на получении удовольствия и боли. В таком режиме живут маленькие дети.
Этическая стадия предполагает знакомство с понятием выбора и ответственности. Человеку следует выбрать: жить, опираясь на личные ценности, или подчиниться принятым в обществе правилам. Кьеркегор считал, что подчинение хоть и приводит к упрощению жизни, но является тупиком для личности.
Это противоречие можно преодолеть, живя в религиозной манере. Однако и здесь возникают сложности: с одной стороны, человек осознает свою уникальность, с другой - полную несостоятельность по сравнению с Богом. В результате возникают негативные чувства: одиночество, беспокойство и страх, которые, как считал Кьеркегор, позволяют узреть истину и привести к подлинному существованию.
Фридрих Ницше
Другим философом, который внес вклад в развитие экзистенциализма, был загадочный немец Фридрих Ницше. Он считал, что фундаментальной силой этого мира является воля к власти. Согласно Ницше, жизнь чрезвычайно трудна и Вселенная настроена против человечества: природные силы, такие как стихийные бедствия и болезни, уничтожают людей физически, неравенство является естественным состоянием общества, Бог мертв, а загробной жизни не существует.
Философ видел великое будущее за сверхчеловеком. Этим термином он характеризовал человека, который смог полностью реализовать свой потенциал, овладел собой и отказался от "стадной морали", чтобы создать свои собственные ценности и жить в соответствии с ними.
Мартин Хайдеггер
Немецкий экзистенциалист Мартин Хайдеггер также исследовал роль человека в мире и тривиализировал природу Бога, считая его существом чуть более высокого порядка, чем человек.
Хайдеггер утверждал, что естественная способность людей - осознавать связь с истиной. Стремление к постижению истины рождает непреодолимую тревогу, поскольку человек знает, что время его жизни ограничено. Хайдеггер считал смерть позитивным событием, поскольку именно осознание смертности подталкивает людей быть верными себе и жить подлинной жизнью.
Виктор Франкл
Австрийский психиатр Виктор Франкл был разработчиком логотерапии - направления психотерапии, которое ориентировано на поиск смысла существования.
Франк опирался на философию Кьеркегора, утверждая, что основной движущей силой жизни является поиск смысла, а не стремление к сексу и удовольствию, как теоретизировал отец психоанализа Зигмунд Фрейд, или власти, как утверждал Ницше.
Логотерапия - это форма экзистенциальной терапии, которая подчеркивает, что люди способны находить смысл во всем, что они делают: творчестве, работе, взаимодействии с другими людьми и даже страдании.
Пережив опыт заключения в фашистских концентрационных лагерях, Франкл писал, что в бесчеловечных условиях жизнь не теряет смысла, а средством выживания становится обращение к духовному "Я", которое не могут разрушить внешние силы.
Ролло Мэй
Американский психолог Ролло Мэй был главным популяризатором экзистенциальной психологии. Мэй утверждал, что развитие человека проходит определенные стадии, каждой из которых соответствует конкретный тип экзистенциального кризиса:
Невинность: у младенца нет никаких побуждений, кроме желания жить.
Восстание: ребенок хочет свободы, но не может должным образом заботиться о себе.
Решение: молодой человек принимает самостоятельные решения, стремясь к независимости от родителей.
Ординарность: взрослый человек, подавленный требованиями жизни, ищет защиту в конформизме и следовании общественным нормам.
Творчество: продуктивная, творческая самореализация, во время которой человек преодолевает эгоизм.
По мнению Мэя, некоторые люди пропускают определенные этапы и независимо от возраста могут неоднократно к ним возвращаться.
Жан-Поль Сартр
Французский писатель Жан-Поль Сартр был тем человеком, который перенес экзистенциальную философию в психологию. Он заявлял, что Бога нет, а главная цель существования человека - осознание своей истинной сути, открытие себя.
Сартр писал, что многие люди отвергают свою уникальную способность к созиданию и подавляют энтузиазм, позволяя жизни безвольно течь. Это приводит к беспокойству и отчаянию, человека начинает буквально тошнить от жизни.
Сартр был уверен, что никакая внешняя сила не властна над людьми, только мы сами, благодаря осознанности, творим реальность. Он также утверждал, что люди обречены на отчаяние и неудачу, поскольку их ответственность абсолютна, и рассчитывать на поддержку Высших Сил не приходится.
А. Камю приходит к выводу, что вместе с бунтом возникает самосознание, поскольку бунтовщик готов умереть, только бы не лишиться защищаемого им права, и действует во имя пока еще неопределенной ценности, которая объединяет его со всеми людьми. Философ доказывает, что бунтарский порыв, хотя и может быть вызван эгоистическими причинами, по своей сути не является эгоизмом, поскольку бунтовщиком становится не только сам угнетенный, но и тот, кто потрясен зрелищем угнетения, жертвой которого стал другой. В результате отождествления с угнетенным человек не в состоянии вынести оскорбления, которые сам терпел бы, не протестуя. А. Камю приводит пример самоубийств из протеста, на которые решались русские террористы на каторге, когда секли их товарищей, причем протестные суициды были обусловлены ценностью человека, а не чувством общности интересов. Здесь человеческая солидарность приобретает метафизический характер, поскольку в таком зрелом протесте человек преодолевает свою ограниченность и сближается с другими людьми.
Причем тут Трамп?
Вспоминаем Ницше и его мнение, что воля
к власти и есть экзистенция, выражающая протест. Власть обесчеловечивает. Она обожествляет. Это другой путь к смерти. А она путь к обожествлению.
Алкоголь и наркотики, как форма протеста против себя. Чарльз Буковски: "Когда ты пьян, мир по-прежнему где-то рядом, но он хотя бы не держит тебя за горло".
В каком бы то ни было опьянении свобода ощущается четче: границы дозволенности расширяются, нормы морали сдвигаются, человеку все кажется подвластным. Но когда ради повторения приятных ощущений человек готов переступить через себя, тогда свобода оборачивается фикцией, а смелость - отчаянием. Невозможно быть свободным, будучи в плену собственных желаний, как невозможно быть смелым, боясь оставаться наедине с миром в трезвом уме.
Один из парадоксов искусства заключается в том, что его может создавать само отчаяние. Более того, лучшие произведения искусства связаны с человеческой трагедией
Человеку нравится изменять сознание, окрашивать реальность или вовсе уходить из нее в полувыдуманный мир, из которого можно никогда не вернуться. Собсно мы, графоманы Самиздата делаем тоже самое. И тоже, на мой взгляд, из неосознаваемого чувства протеста....
В искривленном сознании проще жить. Опьянение притупляет чувства и мысли, высвобождая инстинкты...либидо с волей к власти и мортидо с саморазрушением или суициду.
Всё! Устал. Да и пора вставать. Уже пол седьмого утра. Хоре протестовать. Пора и делом заняться. Надеюсь, что я успел в этом "черновике" задокументировать ход своих мыслей в процессе изучения темы и найти заявленнык в начале аргументы для размышления.