Забавно, но опаздывать родиться - общее свойство всех людей, кроме... Кроме невротиков, ставшими лидерами.
Природа политического лидерства, разумеется, сложна и не поддается однозначной интерпретации, однако если применять психологический подход, который исследует бессознательное, чтобы понять его влияние на мысли, эмоции, поступки человека в целом (психоанализ), то лидера следует рассмотривать как невротическую личность.
Механизм идентификации выпускает на волю бессознательное. Фрейд выделил механизм формирования лидера через идентификацию толпы и лидера - каждый член группы (толпы) автоматически переносит на себе черты лидера (вождя), а вождь (лидер) переносит на себя черты массы. Такой лидер по Фрейду - всегда личность с психическими отклонениями - невротик, психотик.
Есть важная черта, объединяющая практически всех выраженных невротиков - невротик настолько боится реальности, которая не соответствует действительности, что ему лучше находиться в состоянии подвешенности.
Человек, например, хочет добиться большой и светлой цели - обеспечить детей образованием, недвижимостью и т.п. Что он говорит? "Нужно либо впрягаться в долги на двадцать пять лет, либо зарабатывать двадцать пять тысяч долларов в месяц". И то, и другое моежет быть заведомо ему недоступно. Возникет напряжение - его можно поддерживать, ратрачивая реально имеющиеся ресурсы. А что "большая и светлая цель"?
Тут возникает то, что называется "невротическая вилка". Решение "большой и светлой целью" становится комплексным.
В чём "комплексность" выражается?
А кто сказал, что "большую и светлую цель" нельзя достигнуть? Кто сказал, что подкову нельзя разогнуть? Это я к тому, что подкова - символ счастья
Разве обязательно нужно поворачивать концы подковы строго на 90 градусов? Если мы одной ногой станем на "реальную" размерность, а другой - на "мнимую", то будет выглядеть примерно как хот-дог - блюдо, состоящее из сосиски, подаваемой в разрезе булочки, с приправами - кто сказал, что нужно обязательно выбирать что-то одно?
Вот и комплексное число...
Комплексное число - это название для чисел, в которых есть вещественная и мнимая части. Как понятие и термин она возникла из необходимости доказательства основной теоремы алгебры - она требовала извлечения квадратных корней из отрицательных чисел.
Основная теорема алгебры о том, что всякий отличный от константы многочлен (от одной переменной) с комплексными коэффициентами имеет по крайней мере один корень в поле комплексных чисел. Это приблизительно о том, что если в хот-дог есть сосиска и приправы, то одно всегда можно отделить от другого.
Но вот в чём дело!
Приправы изменяют лишь вкус пищи, не влияя при этом на аромат.
А можно ли отделить неизмененный вкус хот дога от самого хот-дога*
В строгом виде комплексное число - это выражение вида a + bi, где a, b - действительные числа, а i - так называемая мнимая единица, символ, квадрат которого равен -1 (минус 1). Число a называется действительной частью, а число b - мнимой частью комплексного числа z = a + bi.
Проблема возникает в том, что комплексность/"невротическая вилка" ("большой и светлой цели") возникает в точке. В ней "большая и светлая цель" расслаивается/раздваивается на вещественную и мнимую части. А "мнимая" содержит мнимую единицу число, квадрат которого равен -1 (минус 1). А термин "мнимая единица" может употребляться не только для комплексных чисел, но и для их обобщений.
C этого момента можно выбрать любую комбинацию вещественной и мнимой части и сделать из всего этого треугольник. Но каждый раз требуется угол, который становится "углом вращения".
Но остается один последний вопрос: как "велико" комплексное число? На самом деле нет возможности измерить вещественную часть или мнимую отдельно, потому что мы упустим общую картину. Напоминает выражение "Не видеть леса за деревьями", что означает, что за частностями ("деревьями") мы не видим общего (то есть "лес").
Что же мешает?
Неопределенность "мнимой единицы".
Вы можете себе представить число, квадрат которого равен -1 (минус 1)?
Во-первых это двумерное число. Во-вторых отрицательные числа - это абстракции.
Пример. Вы идёте в масажный кабинет. У нас с собой 100 рдолларов. Массаж стоит 60 долларов, а выбор массажистки тоже столько же. Вам хочется и массаж и, чтобы его сделала конкрбетная массажистка, но денег у вас не хватает. Вам надо 120 долларов. И тут мы встречаем своего давнего приятеля и занимаем у него двадцатку. Покупаем желаемое. Вопрос. Сколько у нас осталось денег? Здравый смысл подсказывает, что нисколько. Но с точки зрения математики это будет абсурд. Почему? Потому что для того, что бы получить в результате нуль, нужно из 100 отнять 100. А мы делаем 100-120. Так возникает потребность в отрицательных числах и абстрактных операциях с ними.
Теперь подставьте вместо cебя, массаж, массажистки, 60, 120$, приятеля с 20$ соответственно, группу людей (толпу), желаемого лидера, и нехватку 20$.
Именно эти 20$ даёт вам политический лидер. Но у самого его не хватает 100$, которыекак раз есть у вас. Он их получит, но от каждого и столко же раз получит массаж. -20 - это отрицательное число - это как бы то, что у нас будет отнято в будущем.
Самый большой пиздёшь - это то, что политика обобщает. Она не просто обобщает - она обобщает действительную и мнимую часть нашей жизни. Не упоминуть об этом и есть пиздёшь.
Вот скажите, разве политика - это наука? А разве она обобщает по научному? Кто-нибудь из политиков и политологов когда либо ссылался на классический букварь "Обобщения чисел" Льва Семёновича Понтрягина?
В книге, между прочим, доказано, что не существует других логически возможных величин, аналогичных действительным и комплексным числам и пригодных к употреблению в математике в роли чисел, кроме действительных и комплексных чисел. Сначала подробно рассмотрены обобщения действительных чисел (комплексные числа и кватернионы (надо сказать, что кроме квартерионов есть октанионы и седенионы)). Затем рассматриваются другие обобщения понятия числа, уже не содержащие действительных чисел. Это уже как в хот-доге - только о вкусе его. Или - о неврозах лидера, которому не хватает много раз по 100$ и толпы, каждому из участников не хватает по 20$.
Чесно слова вместо политических теорий куда лучше срабатывати принципы положенные в теорию музыки, лингвистики, акуупунктуры, в конце концов. В них есть грамотное представление об обобщении. А уж что говорить о математике и особливо о таком обобщении числовой системы как интервальная арифметика. Напомню, что интервал в теории относительности - аналог расстояния между двумя событиями в пространстве-времени, являющийся обобщением евклидового расстояния между двумя точками. Интервал лоренц-инвариантен, то есть не меняется при переходе от одной инерциальной системы отсчёта к другой, и, даже более, является инвариантом (скаляром) в специальной и общей теории относительности. Это свойство интервала делает его фундаментальным понятием, на основе которого может, в соответствии с принципом относительности, быть осуществлена ковариантная формулировка физических законов....Интервал, время, отсутствие измерений пространственных - обобщение отсутствия измерений пространственных... И эххх!.. Вы врубаетесь уже? Обобщается то, чего нет.
На самом деле, тут та самая ситуация, о которой говорил Фрейд, выделяя механизм формирования лидера через идентификацию толпы и лидера - каждый член группы (толпы) автоматически переносит на себе черты лидера (вождя), занимая у него мнимые 20$, а вождь (лидер) переносит на себя черты массы, в которой каждому не хватает 20$. Лидер, по большому счёту - это маньяк, которому не хватает много двадцаток.
Такой мозоеб как Лев Гумилев называл невротика-лидера пассионарием (от фр. passionner - "увлекать, возбуждать, разжигать страсть") особь энергоизбыточного, активного общественного типа, стремящейся к выполнению поставленной задачи, преодолевающего страх смерти, не врубаясь в природу появления страсти.
Вообще-то страстность и страсть как психические феномены. Они относятся к стержневым феноменам психики, поскольку они существуют и проявляются на разных уровнях психики, в разных сферах психики, в различных видах поведения и деятельности. У страсти есть мотивационные, эмоциональные и когнитивные характеристики.
Страсть всегда выражается в сосредоточенности на предмете страсти точно также как напряженность выражается в точке и векторном поле в ней. Психолог С.Л. Рубинштейн рассматривал страсть как единство волевых и эмоциональных моментов. В ней ярко выражен волевой момент стремления, стремление преобладает над чувствованием. Фрейд уже рассматривал как как единство сознательных и бессознательных моментов. В христианской традиции страсть - темная сила, влечение чувственной природы, идущее от низших инстинктов и угрожающее духовному миру личности.
Проясняя связи страсти и чувства, С.Л. Рубинштейн отмечал, что "чувство может иногда отклонить мысль от правильного пути, однако было бы в корне неправильно на этом основании приписывать чувству вообще лишь отрицательную роль какого-то дезорганизатора мысли или относить его вмешательство к области патологии. Когда в единстве интеллектуального и аффективного эмоциональность подчинена контролю интеллекта, включение чувства придает мысли большую напряженность, страстность, остроту."
Точно также как вкус приправы может отклонить вкус сосиски. Точно также невроз.
Страсть многолика. Страстность в познании - последовательное и неутомимое стремление к полной картины какого-либо явления. Это невроз. Страстность в сфере общения может реализоваться в варианте доминирующей направленности субъекта на событие, сотрудничество, сотворчество, сопереживание и сочувствие вплоть до риска раствориться в других людях, забывая о голосе своего Я. Это невроз. Страстность в деятельности - это созидание, строительство, преобразование окружающего мира. Это невроз. Человек не удовлетворен тем, что имеет - это определяет невротичность и страстность.
Но христианская теория говорит: страсть можно и нужно обуздать, плоть можно покорить духом. В православии бесстрастие - не бесчувствие, а волевой контроль над чувствами. А вот псохоанализ говорит, что волевой контроль над чувствами - это о подавленных чувствах и мнимом (деддюзионном) восприятии себя. А физиология говорит о мышечных зажимах. В жизни неправильное восприятие своих потребностей, себя и других приводит в жизнь неправильных людей - альфонсов, женщин с низкой социальной ответственностью, друзей-потребители с той самой 20$. Политика приводит авторитарных лидеров с крутыми неврозами. Им не хватает много раз по 100$.
Что касается бесстрастия как нулевой выраженности страсти, то к этому следует относиться как к мнимой условности. У конкретной личности за бесстрастием чаще всего скрывается защитная реакция: как во фрейдовском психоаналитическом смысле (например, отрицание реальности или эмоциональное отчуждение), так и в более широком понимании (например, выгодная, с точки зрения субъекта, для конкретной ситуации личностная диспозиция).
Эрих Фромм - немецко-американский филолог, социолог, социальный психолог и психоаналитик. Один из основателей фрейдомарксизма и неофрейдизма, развил идею авторитарной личности лидера как механизма проявления садистски-мазохистских потребностей личности.
У приматов очень часто можно заметить такое поведение: мама-обезьяна то и дело дергает своего детеныша за хвост. Причем исключительно с целью лишний раз убедиться, что ее ребенок находится рядом и никуда не делся. И что помощь ему не нужна и никто его не обидит. Причем на уровне эволюции у приматов закрепилось УДОВОЛЬСТВИЕ от подобного дерганья - потому что кто от такого родительского внимания убегал или не давался, того съедали... Вот и получается, что в самом примитивном животном представлении система воспитания, опеки и защиты высшими приматами, в том числе человеком, на бессознательном уровне часто ассоциируется с причинением боли. А точнее, подавленная боль воспринимается прежде всего как символ любви и защиты.
Откуда есть пошла политика?
В идеальном мире cпокойствие находится внутри нас, а вовсе не снаружи. Просто необходимо периодически менять ракурсы на себя самого и на внешний мир, к которому надо приспосабливаться. Этому должно способствовать успешное прохождений всех стадий развития мышления. Но везёт с этим далеко не всем - у многих возникают трудности с абстрактно-понятийным мышлением. Таковыми "страдают" многие другие божьи создания - от муравьев до крупных обезьян и даже дошкольников. Дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями. В норме же понятийное мышление приходит в школьном возрасте. Но случается - мышление фиксируется на той или иной стадии не дойдя до конечной. Вот тут то и появляется страсть, наролненная мнимыми образами представлений о счастье.
Существует три стадии развития мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное.
Наглядно-действенное мышление - это тип мышления, при котором человек познаёт мир через действия с объектом познания.
Наглядно-о́бразное мышление - совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов и действий, без выполнения реальных практических действий с ними.
Понятийное мышление - вид мышления, где используются понятия и логические конструкции действий и образов их.
Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов - от мышления понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению (от оперирования понятиями, выраженными логическими конструкции до оперирования понятиями, выраженными различными символическими конструкциями, представляющими собой идею, которая постигается феноменологически, то есть сосредотачивая внимание на самом акте (переживании) сознания). Саморефлексия, т.е способность разбираться в себе - появляется здесь.
И когда она появляется, то становится очевидным, что есть, что есть невроз по сути своей.
Допонятийное мышление - суждения единичные, о каждом конкретном предмете. При объяснении чего-либо всё сводится к частному, знакомому. Главной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм. Эгоцентризм - это позиция, при которой человек не признает другие точки зрения, кроме своей собственной. Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Тут работают наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Но это ещё не понятийное! Компонентами мышления понятийного (абстрактного) служат понятия и применяются формальные операции. Понятие в своей отвлечённости противостоит конкретности восприятия.
А вот завершается развитие понятийного мышления, как ни странно, замыканием и возвращением к допонятийному. Но только в основе уже не эгоцентризм, а эгоизм. Здоровый эгоизм, разумеется. Если эгоисты намеренно пренебрегают интересами других, то эгоцентрики это совершают потому, что они не способны распознать чужие мнения и взгляды.
Эгоизм проявляется через целевое поведение, определяемое стремлением человека к собственной пользе и выгоде. Здоровый эгоизм основан на нескольких постулатах: Я не могу получить то, что хочу, если не буду помогать людям. Мои интересы неразрывно связаны с интересами других людей, общества в целом.
Понятийное мышление не врожденно и не развивается само по себе. Зато невроз развивается сам по себе. Также как и политика и политики.
Невротическая личность для Юнга - это одержимый архетипом. Подобный феномен связан политической инфляцией - раздуванием своей личности и наделения ее качествами, которыми он не обладает. Зачастую в этом ему помогают сами сторонники. Тогда лидер впадает в мегаломанию. В результате - мы получаем коллективную маску, за которой ничего не стоит. Лидер отождествляет себя с архетипом. Один из центральных архетипов - тень, все злое что есть в человеке. Нормальный человек осознает и принимает свою тень, невротик - вытесняет ее, провоцируя собственные недостатки на врагов своей политики.