Сегодня попалась на глаза цитата "Побега из Шоушенка", точнее повести Стивена Кинга "Рита Хейворт и спасение из Шоушенка": День новый - дерьмо старое. Same old shit, different day. Мяня эта фраза почему-то настроила на политическую волну.
Впрочем, почему "почему - то"? Закономерно. И сча скажу... Хотя некоторые вещи лучше оставлять и недосказанными.
Недавно, с женой обсудили что будем делать, если в Квебеке окончательно радикализируется националистическая ортодоксия (что это конкретно значит - чёрт его знает, но в целом это о том, что оппозиция уже не будет иметь политического значения). Свалим в англофонскую провинцию!
Радикальный государственный национализм - это, строго говоря, конечная рекурентная последовательность. А конечная рекурентная последовательность имеет последний член. В этом члене и вся фишка. Какой он конечный повторяющейся член в последовательной политике - таково и равновесие.
Вообще говоря, строгое доминирование принциповлюбых, как и оговариваемого сейчас, национализма, ну там... национального языка, национальных традиций, национальной культуры и т.п так или иначе ведёт к неоптимальному, хотя может и устойчивые состоянию, в котором повторяется т.н ядро. Нестрогое - может и не приводить!
Объяснюсь. Для объяснения различных явлений в политической теории часто используется понятие ядра́, являющееся более слабым вариантом равновесия Нэша. Ядром называют набор состояний, в каждом из которых ни одна группа акторов, способных выстроить новое (отсутствующее в данном ядре) состояние, не улучшит своей ситуации по сравнению с их состоянием в данном ядре.
В социологии ядром уже называется множество допустимых распределений благ, таких, что не существует коалиции, которая может их блокировать. Но вся фишка в том, что для равновесия необходимо повторение в пределе бесконечно малого.
То есть, вот если бы я был Богом политики, то ввел бы за правило периодически менять долго несменяемое правительство - просто чтобы не задерживались у власти. Дело в том, что устойчивое состояние общества (социальное равновесие) может отличаться от оптимального (социальный оптимум). И такие неоптимальные, но устойчивые состояния и называют в социологии равновесием Нэша.
Равновесие Нэша - концепция решения, одно из ключевых понятий теории игр. Так называется набор стратегий в игре для двух и более игроков, в котором ни один участник не может увеличить выигрыш, изменив свою стратегию, если другие участники своих стратегий не меняют.
Так вот, если менять в стратегиях государственной власти есть что, и это обеспечивается сменой политической власти, то равновесие может быть устойчивым, а если нечего изменить нельзя, то есть политический курс и власть той или иной политической идеологии не сменяема, то это строгое доминирование и рано или поздно создастся не рациональное для общества повторение не бесконечно малого значения, а бесконечно большого. И это будет "национальное превыше всего", т.е нацизм.
Использование строго доминируемых стратегий ни при каких условиях не является рациональным для игроков, в связи с чем они не будут входить в равновесия Нэша. В то же время, как отмечено выше, слабо доминируемые стратегии могут входить в равновесия. Теория кооперативных игр!
Кстати, заинтересовался причём тут Рита Хейуорт? Потому что, ну ни хрена не обратил внимания на это имя, которой фигурирует в названии повести, при многогратном просмотре фильма.
А оказывается так: Рита Хейуорт - американская киноактриса. Но почему то при адаптации повести Стивена Кинга режисер Фрэнк Дарабонт решил убрать "Риту Хейворт" из названия фильма "Побег из Шоушенка". Вроде как возникла путаница с персонажами и сюжетом.
В течение 27 лет заключения у Энди (Тима Роббинс), который осужден за убийство своей жены и ее возлюбленного, в камере один за другим, провисели 5 плакатов (Рита Хейуорт, Мерилин Монро, Ракель Уэлч, Джейн Менсфилд, Линда Ронстандт) чтобы скрыть дыру, через которую он сбегает. При этом постер Риты Хейворт висел снаружи постоянно.
Чем то это мне напоминает "повторяющийся конечный член" последовательности некоторых европейских стран, России, Украины, Израиля того же.