Арнольд Тойнби - британо-английский историк, социолог, философ истории и культуролог, известность которому принёс его 12-томный труд "Постижение истории" и Теория локальных цивилизаций с ее идеей о том, что возникновение и развития цивилизаций связаны с ответом на глобальные вызовы своего времени, которые постоянно бросает народам природное и социальное окружение (суровый климат, частые землетрясения или наводнения, войны, культурная экспансия и т. д.). Тойнби использовал термин "вызов" для обозначения непредвиденного события или инцидента, который поставил бы под сомнение то, как группа людей раньше зарабатывала на жизнь, и потому историей рулит адекватный ответ на непредвиденные обстоятельства (например - изменение образа жизни и обновлении социальной организации) . Если же нужный ответ не найден, в обществе возникают аномалии, накопление которых приводит к "надлому", а затем к упадку. Соответственно, Тойнби делал вывод, что благоприятные условия не способствуют зарождению и развитию цивилизации, так как дают слабый стимул. Правда, если вызов крайне суров, то он становится чрезмерным и неэффективным стимулом.Так вот для России таким вызов стало постоянное внешнее давление кочевых племён. Ответ был в форме нового образа жизни и новой социальной организации (казачество) - казаки играли роль "форпоста", неся пограничную службу, обороняя и сохраняя целостность России как государства. Опять же казачество показало себя эффективным проводником российской государственной политики, его роль в присоединении Кавказа и Центральной Азии велика.
В других странах были другие вызовы, но еще одним прицепом к теории То́йнби идёт мысль, что двигает историю не народ, а несколько процентов активного харизматического меньшинства. Им могут быть военные, творческие люди, аристократы, олигархи и т.п. Что касается народа, то конечно же элита или иной лидер нации должен был отвечать на запросы народа. Но народ сам по себе не бывает источником движущей силой так как в народ уже подражает элите. Это называется мимесис, или мимезис (др.-греч. μίμησις - подобие, воспроизведение, подражание) - один из основных принципов эстетики, в самом общем смысле - подражание искусства действительности или подражание действию того же активного харизматического меньшинства. Условно говоря народ просто хочет жить как некое успешное меньшинство. Собственно, так напримир работает гламуризация. Важно воспитать потребность. Психологи - те называют желание формой переживания потребности. Создавать потребности можно несколькими аффирмациями. Аффирмация - это краткая фраза самовнушения, создающая правильный психологический настрой. При многократном повторении позитивного утверждения (аффирмации), подсознание закрепляет требуемый образ или установку, способствуя улучшению психоэмоционального фона и стимулируя положительные перемены в жизни. Помните же Теорему Томаса - утверждение в социологии о том, что в человеческом поведении последствия определятся не реальностью, а мнением человека о ней? Кстати, идея эта восходит уже к Гоббсу, который сказал, что пророчества часто были причиной событий. Поэтому чтобы двинуть историю надо раскрутить новую Бабку Вангу или Вольфа Мессинга, а им уже надо предсказать появление активного харизматического меньшинства. Дальше - дело теоремы Томаса о т.с самоисполняющимся пророчестве, хотя правильнее было бы назвать не теоремой, а эмпирическим правилом.
Собственно, я даже подумал сейчас о том, не были ли Бабка Ванга и Вольф Мессинг по заданию спецслужб создателями вызовов, так и тех, кто был готов с ними справиться. А уж что и говорить про библейских пророков! Всё таки самоисполняющееся пророчество - предсказание, которое косвенно влияет на реальность таким образом, что в итоге оказывается верным. Чтобы понят как это удается - вспомните что пределом вероятности является случайности. А случайность - это по сути - абсурдное значение. Если увеличить ожидание случайной/абсурдной величины, то система будет быстрее перебирать все вероятностные и возможные результаты, пока дело не дойдет до предела. Впомните про Божьего избранника Мессию в иудаизме, второе пришествие Иисуса. Вот - вот! Он явится. В человеческом поведении последствия определятся не реальностью, а мнением человека о ней и говоря языком математической статистики - ожиданием. Математическое ожидание - понятие в теории вероятностей, означающее среднее (взвешенное по вероятностям возможных значений) значение случайной величины. С его помощью можно прогнозировать оценку значения некоторого случайного признака при наличии достаточно большого числа наблюдений. А фишка в том, что математическое ожидание случайной величины приближенно равно среднему значению случайной величины. Но технически важно, чтобы сама случайная величина была абсурдной, т.е ее значение было вне актуальной системы. В этом случае какими бы не были промежуточные результаты - они не будут проверяться долго, так как будут соответствовать актуальной системе. Чем быстрее преберую все возможные результаты, тем быстрее самопророчество сбудется. Короче мы все должны быть в ожидании Годо. И этот Годо должен быть константой, которой равно само ожидание.
Почему ожидание константы является константой?
Константа определяется как величина, которая всегда имеет одно и то же значение. Разумеем, никто не должен понимать это значение, потому что именно это условие и является условием, что оно не меняется.