Сфинкский : другие произведения.

Развивая метаязык Льва Гумилева "левой ногой"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  В чём смысл "левой ноги" в контексте этого эссе и его названия?
  
  Преобладающая нога (толчковая нога) - понятие, которое предполагает более активное действие правой или левой ноги для различных целей. Обычно толчковая - правая. Но мы оттолкнемся двумя ногами. Одновременный толчок двух ног. Место отталкивания - идиолект Л.Н. Гумилева, т.е вариант языка, используемый Л.Н. Гумилева в теории этногенеза.
  
  Если окинуть общим взором тему, то она сводится в конечном итоге к ответу на два вопроса?
  
  Что такое антисистема по Льву Гумилёву?
  Или откуда берутся враги народа, иностранные агенты и "проклятый" Запад с нетрадиционными ценностями?
  
  Поехали... С утра в воскресенье еще до принятия чашечки кофе под руку попалась диссертация, посвященная идиолекту Л.Н. Гумилева, тема которой в общих чертах соответствовала моим собственным представлениям о проблематики терминологии Л.Н. Гумилева в Теории этногенеза (автореферат, ВАК РФ 10.02.01, кандидат наук Кухно Ирина Юрьевна)
  
  Предмет исследования: терминологическое поле пассионарной теории этногенеза Л.Н. Гумилева.
  
  Объект исследования: авторская терминология как феномен возникновения, описания и распространения парадоксальных (необщепринятых) научных идей.
  
  Цель работы: доказать тезис о существовании авторского термина только в границах оригинальной научной гипотезы, теории...
  
  Основные исследовательские задачи, поставленные автором, определяются им поставленной целью:
  
  1. Охарактеризовать актуальные направления терминоведения XXI в. -когнитивное, прагматическое, коммуникативное; выявить их проблематику.
  2. Дать определение авторского термина, отграничить понятие авторского термина от смежных явлений, например дефинитивной вариантности.
  3. Установить предпосылки составления словаря понятий и терминов теории этногенеза Л.Н. Гумилева; обосновать невозможность постулирования новой гипотезы с помощью "старых" форм и смыслов.
  4. Представить таксономическую (идеографическую) классификацию понятий и терминов теории этногенеза Л.Н. Гумилева.
  5. Описать терминотворческую деятельность Л.Н. Гумилева, конкретные словообразовательные механизмы манифестации авторской терминологии.
  
  Эти задачи заинтересовали меня только с точки зрения познавательной. Терминоведение - это особый и специфический разделе общей лексикологии. И у него должны быть обоснования, фундамент, правила и т.п. Как само собо разумеещиеся в связи с этим и должны вознкать такие аспекты как: терминопорождение и функционирование специальных слов; основные модели терминологической номинации; системные и внесистемные отношения терминов; изменения формы и содержания специальных слов вследствие процессов вариативности; когнитивные механизмы возникновения и употребления терминов; функционирование специальных лексем в разных типах контекстов и дискурсов; совершенствование существующих терминологических систем; оптимизация и стандартизация терминообразования; сопоставительные и переводческие аспекты терминоупотребления; теория и практика терминографии; универсалии языка науки; функционирование авторских терминосистем и нек. др.
  
  Всё это познавательно. Но я бы выделил основное в проблематике идиолекта Л.Н Гумилёва - метаязык. И с точки зрение возможности развития метаязыка Л.Н Гумилёва, придти к новым знаниям, выходящих за рамки Теории самого Л.Н. Гумилева.
  
   Метаязык - язык, предназначенный для описания другого языка, называемого объектным языком.
  
  Далее - краткие обьясняшки в виде копи-пасты о чём речь с разных ракурсов видения понятия "метаязык".
  
  "Термин "метаязык" первоначально возник в математике и логике в значеґнии: формализованный язык, средствами которого исследуются свойства соответґствуґюґщих предґметґных (или объектных) теорий, разграничиваются уровень самих описываемых объектов и n-й уровень их описания."
  
  "Метаязык представляет собой сложное явление, в основе которого, с одной стороны, лежат системные отношения между терминами, с другой - общеґнаучґная лексика, т. е. те слова и словоґсоґчеґтаґния, которые испольґзуґютґся при описании различных аспектов языковедческого исследования".
  
  В информатике метаязык - дополнительные данные (метаданные), служащие для описания имеющихся.
  
  "В самом общем смысле метаязык - любой естественный или искусственный язык (язык "второго уровня"), на котором описывается другой язык (язык "первого уровня"). Сущность метаязыка в обозначения операции отсчёта им пользования при обобщение семантических единиц языка. Т.е в обозначения операции отсчёта знаковой системы, в которой мышление на нем приобретает смысл.
  
  Если "в классической философии "метаязык" рассматривается как понятие, фиксирующее логический инструментарий рефлексии над феноменами семиотического ряда, то постмодернистская трактовка метаязыка восходит к работе Р. Барта "Литература и метаязык" (1957). Соответственно этой работе в философии постмодернизма, метаязык рассматривается как средство при выражении свойство вербального продукта рефлексии непрерывно и последовательно изменяться во времени, над процессуальностью языка. Это соответствует представлению о том, что постмодернистический текст как субъект становится одним из основных понятий постмодернизма - текст превалирует над произведением, предполагающим какую-либо авторскую идею. Сам Текст в этом случае есть "интертекст", а именно - смесь осознанных и бессознательных заимствований, цитат и клише.
  
  Однако такая система преображается в некую форму состояния познавательных сил человеческой натуры - игру. Если установить, что "игра" вызывается терминологией и ее рефлексивным восприятием, и при этом становится предметной силой познавательного интереса, её можно охарактеризовать как некое "целесообразное" целое в рамках которого текст развивается уже сам по себе, увлекаемый рефлексивной воронкой восприятия.
  
  Один из примеров постмодернистической игры - это игра стереотипами, т. е. повседневным пониманием (представлением) чего-либо, например эпохи Средневековья. Такими штампами являются балы, рыцарские турниры, средневековые монастыри, богословские споры, куртуазная любовь и др. Другой пример постмодернистической игры - это игра стереотипами представлений о войне, чем пользуются современные политтехнологи. В этом случае наблюдатель, "увлекаемый рефлексивной воронкой восприятия" во -первых доводится до критического состояния эмоциональным воздействием текста, во-вторых произвольно небольшое изменение текущей траектории восприятия может привести к значительному изменению в её будущем поведении (что доказано а теории хаоса доказано), в третьих чувствительность к первоначальным условиям - это для "нашего" случая - "бессознательное", "невроз", "психоз". Соответственно текст в процессе игры как бы возвращается в критической точке в первоначальным условиям "бессознательное", "невроз", "психоз", а далее, что говорится - со всеми остановками. Либо имеющими индивидуальный характер, либо коллективный. Разумеется, политтехнологи ориентируются на коллективные неврозы (и т.п), тогда как в литературе особое значение при восприятии текста играют индивидуальные неврозы (и т.п)
  
  Говоря словами А. Эйнштейна о мышлении увлекаемом рефлексивной воронкой восприятия, "наше мышление создает проблемы, которые невозможно решить с помощью мышления того же типа". В этом смысле и возникает проблема использования метаязыка - языка "второго уровня", на котором описывается другой язык (язык "первого уровня" - язык рефлексии).
  
  Создание метаязыка напоминает мне задачу о девяти точках.
  
  Надо соединить девять точек четырьмя прямыми линиями не отрывая ручки от листа бумаги.
  
  Решение этой задачи лежит за рамками восприятия - надо выйти за рамки девяти точек.
  
   https://otvet.imgsmail.ru/download/26a65c1e758cb1f1ca2d1e7488566033_i-1104.jpg
  
   Начало отсчета не принадлежит функции. Как и предел. Метаязык тоже должен иметь начало за пределами логической рефлексии.
  
  Рефлексия, с точки зрения философии, связана с исследованием оснований познавательной способности человека. Так Кант выделил два типа рефлексии: логическую (сравнение представлений об окружающем мире) и трансцендентальную (сравнимые представления касаются познавательных способностей, рассудка или чувственности).
  
  Открытая И. Кантом трансцендентальная рефлексия - универсальный инструмент различения, имманентно присущий сознанию субъекта, благодаря которому только и возможна сознательная деятельность. Дело в том, что только трансцендентальная рефлексия позволяет занимать субъекту такую позицию по отношению к содержаниям своего сознания, с которой становится возможным соотнесение реальных (или интеллигибельных) предметов и представлений о них. Так, без трансцендентальной рефлексии оказывается нереализуемым принцип обособления. Тогда как трансцендентальная рефлексия позволяет обеспечить бессбойную работу сознания, когда оно оперирует разнородными содержаниями чувственности, рассудка и разума при реализации трех ее функций. Только когда посредством трансцендентальной рефлексии нам удается рассмотреть предмет познания (или другой деятельности, практической например) и наше участие в его конструировании или трансформировании, мы можем увидеть, что во всем, что было нами разделено и рассмотрено по отдельности, существует и нечто единое. Это нечто проявляется вне зависимости от того, какая из функций души реализуется в каждый конкретный момент времени, так как оказывается непреложным условием работы нашего сознания.
  
  В этом суть подхода Канта. В постмодернизме же утверждается, что наличие трансцендентальной рефлексии, допускающих относительность реальных (или интеллигибельных) предметов и представлений о них, сознание выходит за свои рамки и "творит" само по себе как тот же самый кантовский идеал чистого разума, но только идеал индивидуального разума.
  
  Идеал чистого разума может быть охарактеризован как цель, которая определяет форму знания в любой сфере деятельности, в то время как трансцендентальная рефлексия является средством, позволяющим воплотить идеал чистого разума на практике, то есть применить его к конкретному разрозненному многообразному эмпирическому материалу.
  
  Ну а задача метаязыка предполагает...
  
  Тут надо обьяснить.
  
  В древнегреческом языке предлог μετά (metá) и приставка μετα- имеет значения: "после", "следующее", "за", а также "через", "между". Это понятие немного шире понятия приставки "пост" изпользуемой в постмодернизме. И эту широту дополняет развитие понимания ее уже в латинском языке ( лат. meta - цель, конечный пункт, предел, край; другое значение - конус, котрый есть форма той самой воронки рефлексивного восприятия, в которой вершина и играет роль начального условия, к которому обращается метаязык. Вершина конуса - это точка, из которой исходят лучи.
  
  Цель метаязыка - как цель вершина конуса. Чтобы ее достигнуть необходимо или исключить все факторы влияющие на индивидуальное восприятие, или наоборот - создать неопределенность для появления всех возможных.
  
  Анализ словников исторических словарей показал автору диссертации, что авторская терминология Л.Н. Гумилева находится на периферии принятой в историческом дискурсе терминологии. Так, в "Словаре исторических терминов" В.Г. Згурского зафиксированы всего 4 термина в значениях, принадлежащих терминологии этногенеза: диахронизм, истина, историзм, пассионарии; в словаре В.С. Симакова - 10: пассеизм, популяция, симбиоз, справедливость, творчество, футуризм, химера, этногенез, этнология, явление.
  
  Соответственно - вывод: идиолект Л.Н Гумилёва далёк от требований метаязыка: БЕЗДНА, ХИМЕРА, ПАССИОНАРНОСТЬ, НОСТАЛЬГИЯ, АНТИСИСТЕМА. Эта терминология заменяет самому Л.Н Гумилёву представления о предмете.
  
  Например, БЕЗДНА - термин, применяемые Л.Н.Гумилевым для обозначения категории небытия. Что такое "небытие"?
  
  По мнению Гумилева, сатана есть воплощенное небытие.
  
  ХИМЕРА - форма контакта несовместимых этносов разных суперэтнических систем, при которой исчезает их своеобразие. Что значит несовместимых? Что значит своеобразие? Разнородность сама по себе не подразумевает несовместимость, а своеобразие не отрицает динамичность и непрерывность развития отличительных особенностей. И самое главное - что за херня делить целое. Всё деление условно и зависит исключительно от восприятия.
  
  ПАССИОНАРИИ (особи энергоизбыточного типа) - особи, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды.
  
  Вообще говоря, страсть - это аффект, в котором выражен волевой момент. Но так и надо бы говорить о пассионарности. Вот ежели бы я говорил за Гумилева, то привлек бы Фрейда, который говорил, что сущность заболевания состоит в том, что защемленные аффекты получают ненормальное развитие: они остаются в психике человека и отягощают его жизнь как источники постоянного возбуждения. Вот тут и появляется "момент истины" - дабы в народе незащемленные аффекты не получили ненормальное развитие, нормальное они получают у кого-то "избранного". Или наоборот. Что уже печально.
  
  НОСТАЛЬГИЯ - комплекс негативных психических явлений, вызванный отрывом человека от своей этно-ландшафтной среды. Л.Н.Гумилев объясняет данное состояние психики, исходя из представлений об этническом поле. Блин!.. Точно также можно сказать, что планеты влияют на судьбу. Наверно не планеты влияют, а то общее в динамике векторных полей, определяет общие эффекты. Динамика векторных силовых полей в свободном пространстве! Распространения возмущений векторных полей в свободном пространстве с учетом особенностей типа сосредоточенных источников (возмущений). В этом случае не следует смешивать разные поля и выявлять влияние их друг на друга. Это внутренние законы развития каждого поля.
  
  АНТИСИСТЕМА - системная целостность людей с негативным мироощущением, выработавшая общее для своих членов мировоззрение, которое представляет собой специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных связей. В пределе плотность системных связей сводится к нулю, что означает уничтожение системы, будь то государство, ландшафт или этнос. Антисистема по Гумилеву является производной от этнической химеры и представляет собой образование жёсткого типа. Это означает, что антисистема автоматически исключается из природного саморазвития, т. е. этногенеза.
  
  Честно говоря мне понятие АНТИСИСТЕМА больше напоминает понятие НЕОПЛАЗМА - опухоль, локальное новообразование, неоплазия, неоплазма - патологический процесс, представленный новообразованной тканью, в которой изменения генетического аппарата клеток приводят к нарушению регуляции их роста и дифференцировки и тоже к упрощению системы связей клеток, у которой имеются подобные особенности: атипизм (свойство злокачественных опухолевых клеток, приводящее к утрате этими клетками первоначальной тканевой специфичности), относительная автономность и неограниченный рост. Кстати... Здесь же видна и аналогия со слабым принципом эквивалентности теории тяготения Эйнштейна, согласно которому локальное изменение системы координат эквивалентно появлению дополнительного гравитационного поля.
  
  Но вот в чем проблема! Нужно еще и понимать что такое неоплазма и калибровочное поле. Тогда поймёшь и сто такое антисистема.
  
  Неоплазма в принципе - это любое локальное новое или аномальное разрастание: например, любая доброкачественная или злокачественная опухоль. Ключевое слово - "локальное". И это имеет отношение к двум самым общим типам симметрии:
  
  ГЛОБАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ (франц. global - всеобщий, от лат. globus - шар) - симметрия относительно группы непрерывных преобразований полей при условии, что параметры преобразований не зависят от пространственно-временных координат.
  
  ЛОКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ - инвариантность относительно таких преобразований над переменными, описывающими физ. систему, при которых параметры преобразований зависят от точки пространства-времени, где задана соответствующая динамическая переменная.
  
  Во всех слуґчаґях калибровочная симметрия соґстоґит в инґваґриґантґноґсти фиґзиґчеґски наґблюґдаеґмых веґлиґчин при преґобґраґзоґваґниґях, явґляюґщихґся проґизґвольґныґми функґцияґми проґстранґстґвенґно-вреґменны́х координат, т. е. функґцияґми, коґтоґрые моґгут меґнятьґся от точґки к точґке. Таґкая симґметґрия наґзыґваґетґся лоґкальґной, в проґтиґвоґпоґложґность глоґбальґной симґметґрии, коґгда инґваґриґантґность имеґет меґсто тольґко отґноґсиґтельґно едиґноґго во всём проґстранґстґве преґобґраґзоґваґния.
  
  В теории поля локальная симметрия обычно реализуются при введении калибровочных полей. И вот тут то и интересно как это может перекликаться с этническими и пассионарным полями в теории этногенеза.
  
  Создавая гипотезу этнического поля, Л.Н.Гумилев опирался на более общие представления о биологических полях, сформулированные доктором биологических наук Б.С.Кузиным. Этот ученый утверждал, что надындивидуальное координированное поведение живых организмов, а также развитие систем, составленных этими организмами (стай, колоний, видов) регулируется биологическими полями. Причем единство любых групп манифестируется не только через форму организмов, но и через их поведение. Этнические же системы являются частным случаем групп живых организмов, развивающихся естественно и во взаимодействии с окружающей средой.
  
  Серьезным аргументом в пользу гипотезы об этническом поле является феномен комплиментарности (подсознательного ощущения этнической близости или чуждости), труднообъяснимый с иных позиций. Л.Н.Гумилев предположил, что этнические поля, подобно другими видам полей, имеют определенный ритм колебаний. Близость этих ритмов у определенной группы людей порождает у них чувство взаимной близости и противопоставления себя всем прочим (мы и "не мы"). Столкновение с носителями другого ритма вызывает ощущение чуждости, несходства, иногда доходящее до резкой антипатии. Известно, что у людей, находящихся на чужбине, возникает особое психическое состояние - ностальгия. Для него характерны чувства тоски, тревоги, подавленности и т.д. С позиций гипотезы об этническом поле это вполне объяснимо: ностальгия вызывается воздействием на человека среды с чуждым ритмом этнического поля, а также отрывом от своей среды, где имел место резонанс с полями окружающих.
  
  Другим явлением, заставившим Л.Н.Гумилева включить в науку об этносе понятие поля, оказалась пассионарная индукция. Принцип поля проявляется в данном случае весьма четко - пассионарии, служащие источником индукции, побуждают окружающих людей действовать направленно и координировано, причем решающим является момент личного присутствия пассионария-индуктора. По мере удаления от него действие индукции понижается. На основе этих фактов Л.Н.Гумилев предположил, что проявление пассионарной индукции регулируется соответствующим видом биологического поля - пассионарным полем. Тот факт, что пассионарии-индукторы сильнее воздействуют на лиц одинаковой с ними этнической принадлежности, указывает на то, что в случае с пассионарным полем мы сталкиваемся с иным проявлением все того же этнического поля, осуществляющего свою регулирующую функцию в этносе.
  
  Гипотеза Л.Н.Гумилева о пассионарном и этническом полях, покуда она не подтверждена экспериментально, не может служить столь же эффективным средством исследования этнических процессов, как и теория пассионарности. Но при этом утверждается, что она не противоречит ни одному из известных фактов.
  
  На самом деле, если описывать то или ное явление, упуская его аттрибуты, то не замечается и то как возникает несоответствие им.
  
  Но давайте продолжим вникать в антисистемы Гумилева:
  
  Далее:
  https://ruskline.ru/news_rl/2023/06/16/chto_takoe_antisistema_po_lvu_gumilevu
  
  Надо сказать, что антисистемные сообщества, оторванные от своих этносов, проявляли себя в истории не единожды. Как правило, они возникали в результате образования этнических химер на стыках двух-трех несовместимых суперэтносов (цивилизаций), при условии, что один из них переживал пассионарный спад. Чаще всего это происходило при смене фаз этногенеза. Сложившиеся химеры "как бы расширяли трещины между плитами" суперэтносов, заполняя их деструктивным содержимым.
  
   Здесь следует пояснить, что суперэтносы - это крупные этнические образования, состоящие из близких этносов. Например - Европейский, Российский (небольшой), Арабо-мусульманский, Индийский, Китайский, Латино-Американский. Или древние - Римский, Древнекитайский, Древнеиндийский, Древнеперсидский, 1-й Арабо-Исламский (с VII в.) и др. Одной из самых проблемных зон суперэтнических контактов в древности был "горячий" Ближний Восток (с окрестностями), где соседствовали суперэтносы: Римский (потом Византийский), Персидский, Арабский и совсем маленький Еврейский (евреи диаспоры были разные: западные, восточные, африканские, поэтому - суперэтнос). Это не считая отдельных этносов. Касаясь этого региона, Гумилёв приводит в пример иудео-сиро-армяно-персидскую химеру, сложившуюся в Западном Иране и Месопотамии в раннем Средневековье (см. в кн. Л. Н. Гумилёва "Древняя Русь и Великая степь").
  
  Что значит этническая химера? Это соединение несоединимого на суперэтническом уровне, когда происходит длительное смешение представителей несовместимых (некомплиментарных) этносов. То есть - соединение чуждых стереотипов поведения, систем ценностей, мировоззрений (на глубинном уровне - архетипов!). В результате чего происходит потеря идентичности - этнической и религиозной - люди не знают, кто они? Образно говоря, химера - это этническая, т. е. ментальная(!) какофония, "звучащая" на отдельно взятой территории. Так всегда происходит с людьми, которые из своего этноса выпали, а нового этноса не создали.
  
  Таким образом, антисистема является производной от этнической химеры и представляет собой образование жёсткого типа. Это означает, что антисистема автоматически исключается из природного саморазвития, т. е. этногенеза, поэтому возраста не имеет. При этом она всегда очень активна, т. е. пассионарна со знаком минус. И эта активность может расти за счет встреч с пассионарным окружением. "Антисистема вытягивает пассионарность из этноса как вурдалак, писал Гумилёв, ее цель - не созидание, а... аннигиляция". Типичный пример антисистемы в древности - это тайное или закрытое общество, устроенное по типу секты с завлекательной "религиозной" идеологией, жёстко централизованное и законспирированное.
  
  Если этнос сильный и здоровый, то антисистеме в нём угнездиться трудно. Если же больной или слабый (старый), то антисистема развивается в его теле как раковая опухоль. Это характерно, в первую очередь, для кризисных фаз надлома (болезнь среднего возраста, 150 - 200 лет) и обскурации (медленное умирание этноса, 100 - 200 лет). Такими антисистемами, отмечал Гумилёв, в старину были сообщества гностиков, манихеев, исмаилитов, богумилов, альбигойцев и др. Исмаилиты - это антисистема в шиитском исламе, манихеи - в нескольких религиях, остальные - в христианстве. Все эти организации, в большинстве - секты, объединяло одно - жизнеотрицание. То есть, категорическое неприятие действительности, которая зачастую считалась лишь иллюзией.
  
  Гумилёв писал: "То, что манихеи называли Светом, гностики - Плеромой, каббалисты - Эн-Соф (Беспредельное и Бесконечное Ничто), а некоторые схоласты - "Божественным мраком", ныне описано в теоретической физике, как вакуум, похищающий фотоны (частицы света), т. е. выполняющий функции средневекового Люцифера". Вот вам пример связи науки и религии! Замечу, что Лев Николаевич, будучи великим ученым, был глубоко верующим человеком.
  
  Теперь - главное! Люди, включенные в наиболее радикальные антисистемы, до такой степени не любили окружающий мир, что объявляли всё материальное злом и порождением "Мрака". Они считали, что чистая душа "мучается в тисках материи" (манихеи). Чтобы освободить душу, нужно было уничтожить материю! То есть - жизнь! Вступившие в секту люди, подчеркивал Гумилёв, освобождались от всех традиционных ценностей и моральных ограничений. Ложь и предательство становились для посвящённых нормой поведения. Им разрешалось всё - убивать людей и природу, разрушать храмы и дворцы, уничтожать произведения искусства и иконы. Можно, а у гностиков даже было необходимо, убивать самих себя! Ибо тела людей тоже материальны. Антисистемщики получали полную свободу разрушать, что было для них "радостно и приятно", но при этом они полностью теряли личную свободу. Строгая дисциплина подчиняла их Учителю, Старцу, Организации.
  
  Надо подчеркнуть, что важнейшим условием существования антисистем была их законспирированность. Ведь если бы люди узнали об их истинных целях, то деструктивные организации были бы уничтожены. Поэтому для внешнего мира (непосвященных) всегда придумывались привлекательные лозунги и идеи - от религиозных (спасение души в царстве "божественного света", в гностических сектах) - до просветительских ("улучшение нравственности" в масонской пропаганде XVIII - XIX вв.).
  
  Таким образом, ложь использовалась дважды: 1) нас как бы нет; 2) мы хорошие, и стремимся помочь людям, а иногда даже осчастливить все человечество! "И тут, - писал Гумилёв, - злая воля получает необходимый ей простор. Она может действовать не прямо, в чем всегда есть доля риска, а опосредованно, через обманутых дураков". Это, кстати, к вопросу о "майданах", старых и новых.
  
  
  Так вот... Проблема метаязыка Л.Н Гумилёва в том, что используя такие термины его тексты вызывают т.н в психологии Эффект якоря или привязки (это форма когнитивной предвзятости, которая заставляет людей сосредотачиваться на первой доступной информации ("привязке"), данной им при принятии решения. Психологический якорь - это лишняя вершина конуса, который как конкретный стимул (триггер), запускает четко определенную эмоциональную реакцию. В этом смысле теория превращается в плацдарм политехнологии.
  
  Так вот, в самом деле, как и говорит автор диссертации: "Терминотворчество может рассматриваться наряду с другими видами деятельности и характеризоваться с позиций мотива, цели, эвристической направленности и последовательности фаз (ориентировка, планирование, реализация плана, контроль)... В самом деле, как и говорит автор диссертации: "Создатель термина рассматривается как языковая личность, а его речевые акты - как имеющие установку, намерения (интенциональность), явные или скрытые цели (иллокуции), тактику и правила научной коммуникации, пресуппозицию.
  
  Короче, прежде чем идти пить кофе, и завязывать месить плохой метаязык Гумилева, хочу сказать и это будет касаться хоть чего, хоть теории этногенеза, хоть теории индивидуальной или коллективной психологии, хоть гомеопатии, хоть астрологии или херомантии или химии и физики: в форме векторных полей представляется широкий класс явлений и процессов. А основные свойства векторных полей, важные для практического описания физических явлений, изложены в курсах векторного анализа - раздела математики, распространяющий методы математического анализа на векторы . И если нас интересует то как одно влияет на другое, то надо в качестве метаязыка использовать терминологию отображения одного векторного пространства в другое.
  
  Вектором называется направленный отрезок, соединяющий две точки, одна из которых считается началом, а другая концом. Бери любые точки, соединяй их и сопоставляется переносу. Далее - интерпретация вектора как переноса позволяет естественным и интуитивно очевидным способом ввести операцию сложения векторов - как композиции (последовательного применения) двух (или нескольких) переносов; то же касается и операции умножения вектора на число.
  
  Первым векторы ввёл У. Гамильтон в связи с открытием в 1843 г. кватернионов (как их трёхмерную мнимую часть). В двух монографиях (1853, 1866 посмертно) Гамильтон ввёл понятие вектора и вектор-функции, описал дифференциальный оператор nabla ("набла") и многие другие понятия векторного анализа. Он определил в качестве операций над новыми объектами скалярное и векторное произведения, которые для такого обобщения как кватернион (система гиперкомплексных чисел, образующая векторное пространство размерностью четыре над полем вещественных (непрерывных) чисел) получались чисто алгебраически (при обычном их умножении). Для восьмимерной и шестнадцатимерного обобщения другие математики создали 8-мерную и 16-мерную алгебры над полем вещественных чисел.
  
  То есть оператор nabla - это оператор обобщения скалярного и векторных произведений, т.е обобщения операций и значений того, что можно представить как систему точек и ориентаций в них.
  
  Вектор (от лат. vector - "перевозчик", "переносчик", "несущий") - в простейшем случае математический объект, характеризующийся величиной и направлением. Не важно величиной чего, в точке чего и ориентированного куда. Всего! Вектор - последовательность однородных элементов, векторное поле - разнородных.
  
  Фишка тут в том, что при обобщении в векторных преобразованиях вводится строго мнимая часть комплексной величины.
  
  Мнимой частью может считаться индивидуальная психика, индивидуальное бессохнательное, коллективное бессознательное, в конечном итоге - любая непрерывность, включая напряженность вв точке или поля чего угодно.
  
  Основные преимущества векторных методов перед традиционными координатными:
  
  Компактность. Одно векторное уравнение объединяет несколько координатных, и его исследование чаще всего можно проводить непосредственно, не заменяя векторы на их координатную запись.
  Инвариантность. Векторное уравнение не зависит от системы координат и без труда переводится в координатную запись в любой удобной системе координат.
  Наглядность. Дифференциальные операторы векторного анализа и связывающие их соотношения обычно имеют простое и наглядное физическое истолкование.
  
  Пример использования терминологии векторного анализа в теории Гумилёва: Оператор на́бла. Этот оператор приобретает смысл в сочетании со скалярной или векторной функцией, к которой он применяется.
  
  Оператор на́бла - это векторный дифференциальный оператор, компоненты которого являются частными производными по координатам. Через оператор набла естественным способом выражаются основные операции векторного анализа: grad (градиент), div (дивергенция), rot (ротор), а также оператор Лапласа.
  
  Вот давайте "присунем" основные операции векторного анализа теории Гумилёва:
  
  Зачем нужен оператор Набла?
  
  С помощью этого оператора можно записать производную векторного поля по направлению вектора. Смотрите:
  
  Существуют различные способы задания функций, которые представляет собой те или иные правила сопоставления каждому значению одной величины соответствующее значение другой величины. А самый самый из плодотворных подходов, позволяющих сформулировать соотношения между функциями, основан на использовании понятия оператора, то есть последовательного набора команд, осуществляющих преобразование одной функции в другую. При этом оператор действует только на функцию, а не на значения, на значения действует уже функция.
  
  Сущность оператора набла заключается в сущности приставки "мета" - в содержательно-генетической логике - для обозначения операции отсчёта знаковой системы, в которой мышление на нем приобретает смысл.
  
  Через оператор набла, как сказанло выше, естественным способом выражаются основные операции векторного анализа: grad (градиент), div (дивергенция), rot (ротор), а также оператор Лапласа.
  
  grad (градиент) - вектор, своим направлением указывающий направление наискорейшего роста некоторой скалярной величины
  div (дивергенция) - аналог расстояния, функционал, определяющий меру удалённости двух элементов некоторого пространства
  оператор Лапласа - дифференциальный оператор, действующий в линейном пространстве, эквивалентен последовательному взятию операций градиента и дивергенции
  rot (ротор) или вихрь - векторный дифференциальный оператор над векторным полем, он ставит в соответствие функцию в n-мерном пространстве.
  
  Вот давайте возьмем один термин из терминологии Гумилева - АНТИСИСТЕМА.
  
  И разберемся с этническим полем в роли калибровочного поля, а также с пассионарным полем и пассионарной индукции в роли калибровочного преобразования.
  
  Что такое антисистема по Льву Гумилёву?
  Или откуда берутся враги народа?
  
  Антисистемой Гумилёв называл группу людей объединенных негативным мироощущением (резким неприятием действительности), нацеленных не на созидание, а на разрушение, т. е. упрощение любой позитивной системы, будь то семья, церковь или государство.
  
  На самом деле калибровочное преобразование это возвращение в первоначальное состояние или почти первоначальное состояние - это зависит от степени обобщений возвращающихся обьектов. Соответственно, по тому сколько параметров обобщает система, можно делить ее на ту, которая возвращается в первоначальное состояние, ту которая возвращается в состояние ему последующее и ту которая терпит разрыв, точно также как непрерывная функция терпит в точке разрыв. При этом следует ещё и дифференцировать разрывы первого и второго рода в т.н особых точках, где функция не определена. А неопределена она не потому потому, что негативное восприятие, а потому что оно с обратной размерностью. И надо сразу сказать, что таковая - обратная размерность заложена изначальна, но по сути не как поле, а как вектор.
  
  Если же функция имеет разрыв в данной точке (то есть предел функции в данной точке отсутствует или не совпадает со значением функции в данной точке), то для числовых функций возникает два возможных варианта, связанных с существованием у числовых функций односторонних пределов:
  
  - если оба односторонних предела существуют и конечны, то такую точку называют точкой разрыва первого рода. К точкам разрыва первого рода относят устранимые разрывы (если предел функции существует и конечен, но функция не определена в этой точке, либо предел не совпадает со значением функции в данной точке) и скачки.
  - если хотя бы один из односторонних пределов не существует или не является конечной величиной, то такую точку называют точкой разрыва второго рода. К точкам разрыва второго рода относят полюса (если один из односторонних пределов бесконечен) и точки существенного разрыва (если в точке существенного разрыва (существенной особой точке) хотя бы один из односторонних пределов вообще отсутствует).
  
  Вот теперь, когда строго описано как функция системы претерпевает разрыв, становится понятным как система становится антисистемой (разрывом второго рода) и откуда берутся и враги народа и иностранные агенты и Запад с другими ценностями.
  
  Короче, я тут т.с вёл левой ногой дополнительные данные (метаданные), служащие для описания имеющихся в языке Гумилёва, а теперь пошёл пить кофе.
  
  
   Найдете ошибку смысловую сообщайте.
  
  ПСЫ: после кофе подумаю и шо такое оператор Набла в этногенезе.
  
  
  
   И еще ради смеха: обычно я начинаю утреннее воскреснее эссе со случайной цитаты. Она то и опеделяет начало и о чем пойдет речь. А вот так вышло, что вчера и позавчера чирикал с Пашей Виноградовым о Гумилеве, что и определило тему, а вот сегодня я решил закончить писанину случайной цитатой. Вышло смешно:
  
   - Ну, давай просыпайся, - тянула она на себя одеяло. Женщина голая лежит перед тобой, а ты даже глаза открыть не можешь.
   - Женщина? Голая? Что же ты раньше молчала.
  
   (Ринат Валиуллин. Пятое время года)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"