Утренняя случайная цитата оказалась Эриха Ремарка из "Станция на горизонте": "Человек должен либо вообще не уезжать, либо вообще не возвращаться, ведь по возвращении никогда не находишь того, что оставил, и впадаешь в разлад с собой." По сути дела, Эрих Мария прописал иными словами Закон необратимости эволюционных процессов ("закон Долло"): организм (популяция) не может вернуться к первоначальному виду, от которого он произошел, даже если ему вернуть первоначальную среду и условия обитания. Пример: если после 90 ещё буду жить, то пить,трахаться и ходить на следующее утро уже вряд ли буду. Все естественные процессы необратимы.
Между тем, близкий сердцу моему метод свободных ассоциаций, который я практикую в письменной форме и который (я рассчитываю, если, я себе не припизживаю себе, разумеется) помогает определить круг значимых понятий и способы их функционирования в моем подсознании. Психотерапевты же практикует оное же обычно в устной форме, лёжа на кушетке, и это значит заставить пациента или себя думать и быстро давать спонтанные и содержательные ответы во время разговора. По идее всё тоже самое. Но я инициирую свободные ассоциации письменно. Наверно, это следует назвать письменным ассоциативным мышлением. Вот такая рефлексия! И она у меня связана с тем, что только написав, я хорошо запоминаю. Выяснил еще в школе. Учился я специализированной английской школе, где был у нас продвинутый английский и ряд предметов на нём. Так вот когда нам давали т.н темы выучить и давали тексты на тему - все тексты я писал сам. Новые на ту же тему. Вот такая, блять, грёбанная память!
Рефлексивные воспоминания являются примером имплицитной памяти. Рефлексивная память связана с естественными рефлексами тела и/или с повторением чего-либо. И вот такая значит у меня рефлексия А рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности (своеобразный самоанализ), например, собственных состояний, поступков и прошедших событий.
Так вот, ассоциативное мышление - это вид мышления, основанный на связи одного понятия с другим (ассоциации). Каждый человек обладает этим видом мышления и постоянно использует его в повседневной жизни. Случайные ассоциации позволяют... Короче, есть техники случайных ассоциаций слов, и в общем они представляют собой психологическое упражнение, используемое для стимулирования творческого мышления. "Техничного" в этих методиках - систематическое использование разных типов ассоциаций.
Ну, ежели мы начали говорить о необратимости эволюционных процессов, то в рамках этой темы и продолжим:
В зависимости от степени близости между организмами выделяются четыре типа ассоциаций. Ассоциативное мышление - это своего рода деформация (от лат. deformatio искажение) отраженного. Чтобы что то узреть, это надо изменить. Вспоминаем про четыре вида деформации: (1) Сжатие - Растяжение, (2) Сдвиг, (3) Кручение, (4) Изгиб. Четырьмя типами ассоциациями являются: (1) ассоциация, возникающая из схожих требований к окружающей среде; (2) комменсализм; (3) симбиоз; и (4) паразитизм. По сути четыре вида деформаций можно свести к двум (1) растяжение - сжатие и (2) - сдвиг, а их только к сжатию-растяжению, но есть нюансы и лучше иметь ввиду - четыре.
Вот какие типы деформации испытывает гвоздь при вытаскивании из доски при помощи гвоздодёра?
Любое тело может испытывать только два вида деформаций: растяжение и сжатие. А вот уже распределение этих деформаций по объёму тела даёт остальные.
Все виды деформации возможны в твердых телах. В жидкостях и газах возможны только деформации объемного сжатия и растяжения, т. к. эти среды не обладают упругостью формы, а только объема (как известно, жидкость принимает форму сосуда, в котором находится, а газ занимает весь предоставленный ему объем).
Вобщем, такая у меня среда в "голове", что внесенная в неё информация принимает форму только тогда, когда я ее напишу. Но желание написать возникает не по принуждению, а произвольно в процессе свободного обмена всеми кажущимися случайными мыслями, которые проходят через разум. У Фрейда этот метод стал краеугольным камнем психоаналитической терапии. ОН основывал свободную ассоциацию на теории психического детерминизма, которая легла в основу всей его работы.
Теория психического детерминизма утверждает, что все, что вы говорите и делаете, важно, потому что оно основано на вашем предыдущем опыте и ваших инстинктивных побуждениях, независимо от того, осознаете вы их сознательно или нет. Человеку трудно получить доступ к этой области ума самостоятельно, поэтому роль терапевта состоит в том, чтобы помочь пациенту лучше понять себя с помощью упражнений на подсознание, таких как свободные ассоциации и даже гипноз. Фрейд использовал поговорку "Все дороги ведут в Рим", чтобы обозначить свою идею о том, что все, что вы говорите или делаете, в конечном итоге ведет обратно к источнику ваших проблем. Для Фрейда была важна простая оговорка. По его мнению, искажения были откровением. Более глубокая интерпретация привела бы к сути вашей основной проблемы.
Меня "в Рим" ведуд свободные ассоциации со случайной цитатой. Фрейд считал, что как только вы поймете, что заставляет вас думать или вести себя неадекватно, проблема сама собой разрешится. Вот и мой метод писанины - во-первых не литературных, а постмодернистических текстов, в которых интертекст - ключевое звено. И оно в соотношении одного текста с другим, обеспечивающим превращение смысла в новый, значимый для меня. Это один из способов построения художественного постмодернистического текста в искусстве модернизма и постмодернизма, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам.
Оно понятно - "интертекстуальность" - понятие, сложное для использования ввиду чрезвычайной неопределенности и расплывчивости его содержания. Сложность в том, что категория интертекста представлена рядом подтипов, однако оно нередко воспринимается как явление элементарное, не членимое далее. Вторая причина заключается в том, что приемы использования чужой речи (фигуры интертекста) до сегодняшнего дня не получили исчерпывающих дефиниций. Так вот интертекстуальность с одной стороны это текстовая категория, а с другой - ассоциативная связь текста с другими текстами.
И вот чтобы достать информацию из своей головы порой нужно деформировать мысли из чужой головы. Внутри текста осуществляется своего рода коннотация, которая "представляет собой связь, соотнесенность, метку, способную отсылать к иным - предшествующим, последующим или вовсе ... внеположным контекстам, к другим местам того же самого (или другого) текста" (Р.Барт).
Р.Барт определяет текст как "эхокамеру", создающую стереофонию из внешних отзвуков. Несмотря на расхожую фразу о том, что символом культуры постмодерна становятся кавычки, постмодернизм основан на презумпции отказа от жестко фиксированных границ между имманентным (внутренним) и заимствованным (внешним). В отличие от предшествующей традиции, постмодерн ориентирован на подразумевающиеся (графически не заданные) кавычки: "текст... образуется из анонимных, неуловимых и вместе с тем уже читанных цитат - из цитат без кавычек" (Р.Барт). Само их узнавание - процедура, требующая определенной культурной компетенции: цитата "будет понята лишь в том случае, если зритель догадывается о существовании кое-где кавычек.
Так вот о Фрейде и его методе. Цель психоанализа - психотерапевт должен использовать свой опыт, чтобы выйти за пределы сказанных слов, чтобы обнаружить бессознательный смысл.
-- Лягте (или нет) и расслабьтесь
-- Говорить о чем угодно
Всем знакомо - видили как минимум в фильмах.
Но важный момент тут - поток сознания приобретет смысл только, как только вы обнаружите основную проблему. И вся фишка в том, что куда ни таким таким образом, что получается неожиданно, то возникает своего рода адаптация к критическому моменту.
Милорад Павич, которого я обожаю во "Внутренней стороне ветра" писал:
"Застань врасплох человека и увидишь животное."
Оное и надо. Не то, чтобы увидишь животное, но область мозга под названием клауструм, которая регулирует входящую информацию и ответную реакцию на нее и формирует сознание, оно как-то переформатирует и таким образом, что адаптация уже идет не к самой информации, а к ее степени эмоциональной значимости. И тут, оказывается, что значима и та информация, что доступна сознанию и та, что недоступна. И обе они пополняют друг-друга. При этом разница между ними превращается, говоря математическим языком с отсылком к р-адическому (простите) во впполне метрическое пространство. Ну типа - теперь оно принимает значение. Что вроде - спизнуть лишнего.
И как я уже отсмечал: для Фрейда была важна простая оговорка. По его мнению, искажения были откровением. Более глубокая интерпретация привела бы к сути вашей основной проблемы.
Оговорка по Фре́йду - обиходное название обмолвки, частный случай явления, описанного З. Фрейдом в исследовании "Психопатология обыденной жизни").
Фрейд предположил, что с виду незначительные и бессмысленные ошибочные действия служат для реализации бессознательных желаний, являясь компромиссными образованиями, создаваемыми соответствующим сознательным намерением и частичным одновременным осуществлением бессознательного желания. Вместе со всякого рода незначительными описками и машинальными действиями охватывается термином парапраксис (согласно З. Фрейду - различного рода действия ошибочные).
Согласно Фрейду, подобные "ошибочные действия" (оговорки, описки и т. д.) имеют место в тех случаях, когда "Оно" начинает превалировать над "Сверх-я" и, как следствие, оказывает решающее влияние на поступки и проявления "Я". Такие ситуации обычно происходят в состоянии психического напряжения либо при быстрой речи или письме. Данный феномен отражает "бессознательное" человека.
Ну так вот, я пиши автоматические свободые ассоциации и... Вы можете спросить, а как же Закон необратимости эволюционных процессов ("закон Долло"): организм (популяция) не может вернуться к первоначальному виду, от которого он произошел. Организм не может. А состояния организма могут.
Да, все естественные процессы необратимы, но... И вот тут есть нюанс. Состояние - понятие, обозначающее множество устойчивых значений переменных параметров объекта. Устойчивых значений! На самом то деле, система содержит и устойчивые и переменные значения. Но дело в том, что некоторые устойчивые - приобретены и являются лишними.
Вот к ним мы можем вернуться. Они устойчивы и "живут как бы отдельно от цельной системы. И в жтом смысле они - начало или предел любых действий. Ни начало, ни предел функции самой функции не принадлежит. Себе принадлежат только - в трехмерной среде шесть начал и шесть пределов, в двухмерной - два начала и два предела. Лишнее - это наше бессознательное, превышающее инстинкты. Каждая ииз них - "Станция на горизонте". На ней не остановишься, до тех пор, пока над объектом не будет произведено произвольное действие; если над объектом будет произведено оно, его состояние может измениться и при чем таким образом, что к нему уже не будет нужды возвращаться.
Поверьте на слово, математический механизм описания сего описан Григорием Перельманом при известном доказательстве и известной гипотезы Пуанкаре. Речь о примененной им Хирургии, или перестройке Морса - преобразование гладких многообразий, которому подвергается многообразие уровня гладкой функции при переходе через невырожденную критическую точку. Важная роль хирургии в топологии многообразий объясняется тем, что они позволяют "деликатно" (не нарушая тех или иных свойств многообразия) уничтожать "лишние" гомотопические группы (обычно используемая с этой целью в теории гомотопий операция "приклеивания клетки" мгновенно выводит из класса многообразий). Но я не об этом. Я о том, что... я практическии никогда не читаю написанное собой. Не исправляю ошибок. Главное для меня написать ии оное важно только на момент написания. В этом сила и привлекательность графомании. Если графоманом соблюдены правила "перестройка Морса", которые условно можно обозвать правилами свободной ассоциаций, то любые состояния нашей личности получается из другого конечной последовательностью хирургий. И лишнюю хрень можно вырезать пройдя этот кр1стный путь туда и обратно. Все естественные процессы необратимы. Для тел. А для состояний в критической точке - обратимы.
Чтобы проникнуться смыслом, рассмотрите состояние своего гнева, страха, обиды... Это - состояния.
Человек должен либо вообще не писать, либо вообще не возвращаться к написанному и править его, ведь по возвращении никогда не находишь того, что оставил, и впадаешь в разлад с собой. В этом смысле графомания имеет терапевтический эффект. А всё что не графомания - это один из видов деформации личности писателя. Если вы будете исправлять свои парапраксисы, то результат такой хирургиибудет снова лишниим многообразием.