Вчера планировал поездку в Мексику и Эквадор...Ну планировал и планировал. А потом поехали с женой в "русский" магазин на Пламондон. Лучшее сало в Монреале, если "что" - поехали за ним. За кассой жена разговорилась с молодым пацаном-качком - менеджером, продавцом, владельцем магазина - даже не знаю - о Венецианском кинофестивале. А когда тот спросил ее совета "Что посмотреть?" я решил повыпендриваться и заметил:
-- Вообще-то сам фестиваль основан по инициативе Бенито Муссолини?
-- Фашиста? Того самого?
-- Ну да! Было время когда лучшим актёрам и актрисе вручалась "Большая Золотая медаль Национальной фашистской ассоциации развлечений", ну а главная награда Венецианского кинофестиваля был "Кубок Муссолини". Теперь это "Золотой лев святого Марка". Крылатый лев является символом святого евангелиста Марка, а также города Венеции. В разных вариациях он появляется то из волн с книгой в лапах, гордо шагает с воды на сушу, а то в лапах может держать не только Евангелие, но и меч, хвост трубой, как у моих котов или буквой S или Z (смотря откуда смотреть), крылья распахнуты и так далее. И, вообще, для меня что Святой Марк, что золотой лев, что мои коты - епифаны (по отдельности у каждого есть своё имя, а вместе они - епифаны (дословно - явленные, знаете наверняка, рождественские праздники в Италии заканчиваются праздником Епифании - Богоявления, жена их так называет - сама она ходит в церковь Church Of The Epiphany в Вердане - на ярмарки)). На этом же фестивале "Кубок Муссолини" достался фильму Педро Альмодовара "Комната по соседству".
-- Так вы этот фильм советуете посмотреть? - поинтересовался качок.
Я подтвердил.
-- А вы? - обратился он к жене. - Вы что посоветуете?
Вообще-то, качок с ней и разговаривал, а я просто влез в разговор.
Жена посоветовала другой фильм - "вообще другой":
-- "Римские каникулы" с Одри Хепбёрн .
И, мне кажется, я понял почему. Где Мексика с Эквадором, и где Рим?
-- Про любовь?
-- Угу.
-- ...Сча запишу название.
И записал. Похоже качку мнение моей жены было куда важнее. Тем более - про любовь.
Но я не об этом. Я о том, что вспомнив про фашистское происхождение кинофестиваля, про Рим и всё такое.. в голове сам собой "всплыл" вопрос: "Кто сказал что Москва - Третий Рим?"
Кто?
Конечно, вернувшись со шмотком сала домой я выяснил "кто", но... Но дальше ситуация вышла из - под контроля.
В курсе, да?.. Основное правило психоанализа - инструкция, которая дается пациенту для осуществления психоанализа: "говорить всё, что приходит в голову". Согласно Фрейду, свободные ассоциации на самом деле не "свободные", а направляются неосознанным процессом. Сознание "пропускает" этот неосознанный материал, поскольку он идёт в символической форме. На самом деле, развитии ассоциативной психологии началось раньше появления психоанализа. Возникнув в Англии, ассоциативная психология в XIX в. развивалась выдающимися философами и учеными: Томасом Брауном, Джемсом Миллем, Джоном Стюартом Миллем, Александром Бэном, Гербертом Спенсером.
Сэр Фрэнсис Гальтон - основатель дифференциальной психологии, а также основоположник учения евгеники, одним из первых попробовал провести ассоциативный эксперимент в 1879 году. Он выбрал 75 слов, написал каждое из них на отдельной карточке. Затем он брал карточки по одной и смотрел на них. Он записал возникшие мысли при просмотре для каждого слова из списка, но отказался публиковать результаты. "Они обнажают сущность человеческой мысли с такой удивительной отчетливостью, которую вряд ли удастся сохранить, если опубликовать их".
Да уж...
Лично я довольно часто "балуюсь" произвольным изложением мыслей относительно чего бы то ни было. Плюс, как замечают многие, при этом совершаю т.н интертекстуальные заимствования, активизирующие ассоциативное мышление, если на то пошло и надо объяснять. Интертекстуальные заимствования являются одним из основных механизмов речемыслительной деятельности человека. Соответственно, ассоциативное мышление может привести к новым образам, проблемам, идеям, содержащимся в нескольких текстах, принадлежащих как одному, так и разным авторам. Более того, если Р. Барт характеризует текст как воплощение множества других текстов, "переплетение множества голосов, многочисленных кодов, одновременно перепутанных и незавершенных", т. е. - как интертекст, а И. В. Арнольд рассматривает теорию интертекстуальности с точки зрения композиционной стилистики, отмечая, что разнообразные включения "другого голоса" в текст имеют общий признак - смену субъекта речи, то нажо заметить, что композиция возможна не только между текстами разных авторов, но и между текстами одного автора, когда писатель обращается к своим собственным текстам и при порождении нового текста эта система оппозиций, идентификаций и маскировки действует уже в структуре идиолекта определенного автора, создавая многомерность его "Я". Интертекст в такой форме носит название автоинтертекст. Таким образом, под автоинтертекстуальностью понимается качество текста, возникающее при смысловом и формально-языковом пересечении и наложении определенного текста на другие тексты того же автора.
Так вот... Теперь смотрите - это результат одного из экспериментов получения текста, возникающего при смысловом и формально-языковом пересечении и наложении определенного текста на другие тексты :
Кто сказал что Москва - Третий Рим?
Филофей!
"Москва - Третий Рим, а четвертому - не бывать! - это фраза, которую обронил псковский монах Филофей в начале 16-го века, и которая до сих пор является национальной идеей России. На самом деле (несмотря даже на то, что дело имеет место на Радио Свобода семь лет назад, но и тогда "дела" на Радио были, мягко говоря "пристрастными", п пристрастие различает мировозрение от философии) - это мифологема. Согласен!
Так вот... Этот псковский монах Филофей написал письмо великокняжескому дьяку: "Так знай, крестолюбец и боголюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам. Это и есть Римское царство, ибо два Рима пали, а Третий стоит, а четвертому - не бывать". Часто эту фразу вырывают из контекста, а это всего лишь кусочек того, что он излагал. На самом деле в 1453 году, за полвека до того, как он это написал, пал Константинополь, его захватили мусульмане. В результате на тот момент Московское государство оставалось единственным суверенным и независимым православным государством. Поскольку оставалось одно единственное православное царство, то надо было беречь его святость.
"Понятно, что потом сама фраза использовалась в разное время по-разному. Что-то актуализировалось во времена Екатерины Второй, у которой был греческий проект, возрождение Византийской империи, поэтому она своего первого сына назвала Константином. Если бы русские войска дошли до Константинополя-Стамбула, возродилась бы Византийская империя, ее бы возглавил дом Романовых и, например, сын Екатерины.
Потом это было переиздано во времена Александра Второго в средине 19-го века, когда была очередная фаза активности Российской империи. Крымская война на самом деле была Восточной из-за претензий России на святые места - Палестину. Надо было возобновить, переосмыслить идеологические претензии на Ближний Восток.
И нельзя забывать, Петр Первый, когда становился всероссийским императором, упомянул, что император Священной Римской империи Максимилиан называл того самого Василия, к которому обращался Филофей, как императора россов. То есть это были прецеденты борьбы за наследие Византийской империи.
Российская империя пыталась протянуть ниточку через Мономаха до максимальной современности, чтобы это давало исторические прецеденты для экспансии. И вот сегодня, точнее уже как два года назад президент России Владимиром Путиным отметил, что Москва как Третий Рим вновь собирает исконные русские земли. Точнее сказать так прокоментировал его слова Заместитель главы Всемирного русского народного собора, учредитель первого русского канала Царьград Константин Малофеев. А сам Путин сказал: ""исконно русские земли Донбасса и Новороссии вернулись домой, в родное лоно".
"Президент Путин, подобно Государю всея Руси Ивану III и Императору Всероссийскому Петру I, провозгласил своей задачей возвращение наших исконных земель. Так, ещё в 1504 году Иван III отказался подписывать "вечный мир" с Литвой, пока под властью литовских князей остаются русские земли:
"Вся Русская земля, Киев и Смоленеск и иные городы... з Божьего волею, из старины, от наших прародителей наша отчина",
- отметил учредитель "Первого русского".
Также Константин Малофеев напомнил, что Пётр I в начале своего царствования решил вернуть захваченные в Смутное время русские земли на Ладоге и Балтике. Успешно выполнив эту задачу, он официально провозгласил Россию Империей. Хотя фактически она была ею уже со времён Ивана III.
Сегодня мы, Третий Рим, вновь собираем исконные русские земли. И да поможет нам Бог!
- заявил Константин Малофеев.
А мне вспомнились две вещи: один образ того, кому Бог "помогает" и второй - кому тоже помогает, но без кавычек. ИМХО, разумеется.
Первый образ: у Горького в "Детство" цыганок несет крест, чтоб поставить над могилою жены, так как дал обет отнести крест на своих плечах до кладбища в годовщину смерти ее. Несёт, значит цыганок тяжёлый дубовый крест, который дядя дал обет отнести крест на своих плечах до кладбища в годовщину смерти ее, и несет пока не надорвется.
Второй образ - у меня в крохотной миниатюре: "Однажды в морозный день, гуляя по городскому парку, я заметил девушку в синтетической шубке. Она плакала так как плачут, вертя в руках музыкальные шкатулки, старушки, и слезы капали у не из глаз, превращаясь в льдинки прежде чем ударялись оземь. Девушка плакала до тех пор пока не замерзла и не упала, разбившись оземь на такие же мелкие льдинки, как и её слезы. Странно было осознавать, что, несмотря на одно и то же время года, мы все такие разные: морозный зимний день, двое гуляют по городскому парку, идут в разные стороны, и почему-то вместе"
Странные образы, странно - что вместе возникли по ассоциации. А в ВИКИ ведь пишут о Методе свободных ассоциаций: "психоаналитическая процедура изучения бессознательного, в процессе которого индивидуум свободно говорит обо всём, что приходит в голову, невзирая на то, насколько абсурдным или непристойным это может показаться"... - "неконтролируемые ассоциации - это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто не осознаваемого, содержания сознания. Это позволяет использовать ассоциативный эксперимент для выявления и описания аффективных комплексов.". Ну и скажите теперь: при чём тут Муссолини и сало? :))