Нэмени Тибор Матвеевич : другие произведения.

Легитимность существования

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Т.М.Нэмени.
  
   Легитимность существования.
  
  Когда событий цепь прерывается и становится нечего делать, я - в растерянности.
  Я не нахожу в себе опоры. Возникает неуверенность и беспокойство.
  Легитимность существования вдруг ставится под сомнение.
  Моя внутренняя уверенность в легитимности существования обусловлена требованиями жизни.
  Возьмем животное (ну, хоть бы птичку). Оно все время занято заботами о пропитании и элементарном комфорте. Если все имеется в наличии, животное обычно спокойно засыпает.
  У нас человеков при высоком уровне комфорта, подаренном нам современной цивилизацией, возникающий досуг можно заполнить целым букетом удовольствий, предлагаемым сферой потребления и СМИ.
  Ну, а если все это давно обрыдло, в какие бы формы оно не рядилось, если уже физически невозможно воспринимать всю эту продукцию, весь этот набор симулякров, а заняться в свободное время нечем?
  Пахать, боронить, сеять, починить забор, смолоть зерно у мельника, заниматься спортом (но не шоу-маскарадом) - это понятно.
  У цивилизованного европейца остается спорт. Бегать до изнеможения?
  А вдруг у вас - талант. Редкий случай!
  Но на старте третьего тысячелетия от Рождества Христова в современном искусстве господствует постмодернизм.
  Если вы не эпигон, то какую музыку вы можете звучать, и какую скульптуру изваять? Подвесить на крюке кусок грязной доски с ржавыми гвоздями, или вдохновенно играть "три мгновения тишины"? Ведь даже черный квадрат, и тот давно уже был!
  Искусство отражает вот это сомнение современного человека, человека-гуманиста, в легитимности существования. В возможности построить какую-то связную модель мира.
  Не надо было давать нам столько комфорта и делать нас бездельниками! Пахали бы и сеяли бы вечно на своих быках!
  Но ведь служение идеалам гуманизма много столетий вдохновляло лучшие умы человечества!
  Современный человек "вестерна" не находит себе опоры в своем маленьком автономном сознании, в своем маленьком Я, в котором он как бы противостоит объективному внешнему миру.
  Ему необходима опора на нечто большее, чем он сам, опора на Веру.
  Но ведь это уже было.
  Ведь веру, как и совесть, нельзя принять искусственно.
 : :Чувство совести, как и чувство Бога,искусственно вызвать в себе невозможно (Спиноза).
  Да, мы должны устыдиться своей самонадеянности, и смиренно и покаянно склониться перед высшими иррациональными трансцендентными Силами, чтобы наш Социум не погиб в апокалипсическом финале!
  Звучит?
  Но ведь то, что я сказал - это пока просто декларация.
  Но мы, наивные люди, все время спрашиваем
  - Но почему эти Высшие Трансценденции никогда себя не проявляют, если они есть?
  Кроме как в сказках?
  Почему Им не объявить однажды
  - Ребята, Мы есть, Вот Мы. Мы можем то-то и то-то. Слушайтесь нас!
  Но они молчат.
  Конечно, такое рассуждение - верх глупости.
  И все-таки, современный человек упорно не хочет верить в то, что никак себя не проявляет.
  Если люди не хотят совершенно отказаться от естественно-научного подхода, то есть от попытки понимать все логически обоснованным в рамках связи причины и следствия, то Ее Величество Трансценденция не подходит. Если что-то себя никак не проявляет - его нет.
  Однако что же ждет тогда Человечество, то есть Социум, в исторической перспективе?
  Если следовать социологам, то можно предположить, что будущее человечества - в коллективной психологии. Психологи выяснили, что мнение и поведение коллектива в принципе отличается от мнения и поведения отдельных личностей, его составляющих, то есть это не есть простая сумма мнений отдельных его членов.
  Коллектив или группа сама по себе не является простой суммой вошедших в нее людей, а представляет с момента своего психологического возникновения самостоятельное целостное явление со своими собственными характеристиками, не сводимыми к индивидуальным характеристикам ее членов, собственной историей развития и закономерностями жизнедеятельности. То есть группа - это самостоятельный субъект деятельности, который может быть рассмотрен с точки зрения своих свойств, процессов и структур.
  Так может, будущее, так сказать, за коллективным Богом?
  
  Как приложение я хочу привести текст Третьего гуманистического манифеста.
   Познание мира происходит в результате наблюдения, экспериментирования и рационального анализа.
   Человеческие существа являются неотъемлемой частью природы, результатом эволюционного изменения, который никем не предопределён.
   Этические ценности происходят от тех человеческих потребностей и интересов, которые проходят проверку опытом.
   Жизнь приобретает смысл в служении личности гуманным идеалам.
   Человеческие существа социальны по своей природе и находят смысл во взаимоотношениях между собой.
   Работа на благо общества максимизирует счастье индивидуума.
  
  Что может быть мощнее и что можно противопоставить этому?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"