Нэмени Тибор Матвеевич : другие произведения.

О характерах

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   О некоторых свойствах характеров.
  
  
   Рассмотрим некоторые особенности характеров.
  
  1. лукавый, лицемерный, лживый, обманчивый, двуличный.
  Антонимы
  2. простодушный, открытый, и с приставкой "не", нелукавый, нелицемерный, недвуличный и т.п.
  
  Это крайности, а реально между ними большое количество промежуточных типов - немного лукавый, напр.
  Очевидно, любой человек в норме должен быть несколько лукав, или лицемерен, если хотите. Это необходимо для нормального существования в каждом конкретной социальной среде, в которой он в данный момент находится. Уровень лицемерия устанавливается совместно самим человеком и его окружением интуитивно, чтобы соответствовать нормам, принятым в данном этносе и для каждой житейской ситуации.
  Некоторые люди не могут постоянно держаться на заданном уровне лицемерия, что, как говорят, "напрягает" и их самих и окружающих.
  Таких людей много и их тем больше, чем не стабильнее сам социум.
  Так как стабильное общество - это тоже само по себе редкость.
  Пожалуй верно, что лукавые люди и в поступках других видят неискренние мотивы, т.е. проектируют себя на других, или, иными словами, в значительной степени отождествляют окружающих с собой, думают, что и все другие такие же, как и они.
  И в оценке поведения других они тоже поначалу не предполагают искренности, пытаясь найти мотивы притворства или лжи.
  Аналогично поступают и люди простодушные и открытые, не предполагая у окружающих иную трактовку своего поведения.
  И в оценке поведения других они тоже поначалу не предполагают неискренних мотивов, притворства или лжи, если те не слишком фальшивят.
  И, наконец, к подлости более склонны люди первого типа.
  Людям второго типа это трудно, и у них, обычно, "на роже" все написано.
  И поэтому людьми второго типа легче управлять.
  В истории обо всем этом мы тьму примеров слышим.
  Но мы истории не пишем.
  Афоризьма по этому поводу:
  Лукавый человек не может выразиться откровенно. Не дано это ему.
  Простодушных часто называют лохами, хотя это не совсем то, и их не следовало бы смешивать в одном стакане.
  А что мы скажем про жадного свыше средней нормы человека? То есть такого, у которого стремление хапнуть побольше бабок является основной доминантой в жизни?
  Будет ли он обязательно лукав? Может ли стяжатель быть, что называется, "добрым малым"?
  Но преуспеть здесь без подлости, наверное, невозможно.
  Представьте, также, как ловеласа почти бессознательно постоянно привлекают и занимают "прекрасные дамы", и он вечно этим занят, также и стяжатель (назовем его так) денно и нощно, как гончая, выискивает, прежде всего - что от этого можно поиметь.
  Без подлости и обмана ему трудно преуспеть.
  
  А теперь вспомним о таких понятиях, как долг, честь, достоинство и, главное, совесть.
  Как их связать с перечисленными выше свойствами характера?
  Что касается первых долга, чести и достоинства, то они простому человеку как будто ни к чему. Тут как бы выжить, если ты не гранд персона.
  Скажем, наш российский олигарх сюда не относится. Он как был быдлом, так и остался, хотя бы и выложил туалетную комнату зелеными бумажками. А унитаз из золота - это уж само собой. Можно и "Челси" купить. Почему нет, благо система позволяет.
  Но я говорю здесь о нормальных людях, которые снизу.
  Они вечно подпирают трон. Но вся эта от века странная социальная конструкция держится только потому, что у большинства маленьких людей есть совесть и сострадание к своим братьям и сестрам. Несмотря на все усилия неполноценных правителей вытравить эти качества.
  Наш язык состоит из множества слов. По крайней мере, их больше, чем у Эллочки-людоедки. И подавляющее их большинство многозначно, или, точнее, многосмысленно. И поэтому любая гуманитарная наука обречена на вечные муки взаимонепонимания. А психологию, особенно социальную, мы вынуждены отнести к гуманитарным наукам.
  Конечно, математики и программисты тут как тут. Введем многомерные матрицы и психологические пространства, задействуем фракталы и странные аттракторы, понапишем формул и докажем пару-тройку теорем, опирающихся на кучу лемм.
  Заметим, кстати, что математики и физики, эти высшие существа, изъясняющиеся на "языке богов", с помощью совокупности мало понятных непосвященному символов, сами погрузились в такие дебри, что иной раз даже выдающиеся из них перестают понимать, о чем они толкуют.
  Правда, на передовых рубежах науки всегда так. Сначала возникает нечто неведомое и ни с чем несообразное, а потом к нему привыкают и нарекают каким-нибудь прозвищем. Постепенно это становится как бы понятным и широким массам.
  Но приходится согласиться, что слово "понятный" само по себе условно, в той степени, в какой условны все наши словоформы, которые могут быть хоть как-то поняты только при установлении их взаимосвязи и относительной значимости по отношению друг к другу и к реальности.
  (Если признать, что таковая существует.)
  Мыслимо ли как-то формализовать эти взаимосвязи?
  Тут можно самого Господа Бога поставить в тупик.
  В свете сказанного что же тут толковать о формализации необозримых полей страны Гуманитарии.
  Но одно тем не менее остается совершенно ясным - нет сомнений, когда человек хочет есть или пить или чего-нибудь в этом духе, как бы и перед кем бы он не кривлялся. Тут он, не колеблясь, падает в ножки матери-природе. Которая, кстати, и есть он сам.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"