Нейтак Анатолий Михайлович : другие произведения.

Малефисента: добро с рогами

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 8.66*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Первый блин в области кинокритики.


Малефисента: добро с рогами

   Книги я чаще всего выбираю по авторам. А вот фильмы, что несколько нелогично, по актёрам. И даже при всей своей исчезающе малой заинтересованности в кино я не мог пройти мимо "Малефисенты" - потому что Джоли.
   Первый фильм, просмотренный за... год? Или полтора... или даже больше? Гм.
   Как бы то ни было, не разочарован. Скорее, совсем уж наоборот. В кои-то веки студия Диснея сняла не просто сказку с чёрно-белой моралью, а нечто более глубокое и неоднозначное - но точно сильное и даже будящее мысль. Этакое приближение к фольклорной мрачности подлинных сказок братьев Гримм, к былинам и легендам. Конечно, фильм остаётся сказкой Диснея, несмотря ни на что... вот только основной посыл не так утрированно прост, да и герои не так чёрно-белы и неизменны, как обычно.
   Впрочем, о моральной стороне конфликта поговорим потом. Под занавес.
   Прежде всего - о достоинствах. Графика при бюджете в 180 лямов заокеанских президентов ожидаемо хороша. Актёрский состав подобран удачно, за вычетом Эль Фэннинг, что сыграла принцессу Аврору; ну да не я первый заметил, что на действительно прекрасную деву она не тянет и Джоли проигрывает всухую. Хотя некоего дитячьего шарма у Авроры всё же не отнять, да и улыбки у неё какие-то не по-голливудски искренние, очень светлые. В общем, не будь в кадре Анжелины-Малефисенты, имела бы шанс блеснуть.
   Но Джоли шансов не даёт.
   Фактически эта нетипично рогатая фэнтезийная фея, как и положено главной героине, паровозит на себе всю ленту. С размахом, с убедительностью, с отнюдь не сказочной глубиной. Актрисе удалось пройти по грани, не свалившись ни в лубок, ни в чернуху. Браво, брависсимо! Как сказал бы Станиславский - верю!
   А что недостатки? Ну, они есть. Вот только обусловлены сказочностью, условностью, для сказки типичной и необходимой - а потому в чистом виде недостатками не являются. И потому с моей точки зрения слишком яркая, до неестественности, губная помада Малефисенты-ребёнка менее простительна, чем, скажем, свободный приход феи-без-приглашения на крестины принцессы, прямиком в логово врага.
   Перед нами, повторюсь ещё раз, - сказка. А у неё свои законы. И магия проклятья, что невзирая ни на какие обстоятельства всё-таки приводит Аврору в подвал с пеплом сожжённых прялок, одну из которых тут же и восстанавливает из праха, чтобы натурально зомбированная принцесса таки укололась - это даже немного больше, чем магия. Это уже Сюжет. Чуть ли не напрямую воплощённый в экранных образах Рок.
   Смотрится, кстати, очень сильно. И стильно. Когда Малефисента источает зелёный, почти некромантски светящийся яд материализующейся Силы, это и то выглядит как-то попроще... притом что проявления "тёмной стороны" Джоли в фильме более убедительны, чем проявления стороны светлой. Более убедителен разве что второй Поцелуй Любви, который кое-кто из кинокритиков поспешил опошлить, выкрасив розовым (что отдельный повод для моего возмущения: ну нельзя же настолько грубо мешать в одну кучу любовь-сторге - с добавкой любви-агапэ - и любовь-эрос!).
   Хотя...
   Да. Пожалуй, пришла пора поговорить про мораль и пафос.
   Перед тем, как писать этот отзыв, я прочёл несколько чужих. И вот что показалось мне удивительным: а ведь никто так и не понял, кажется, что вообще-то Малефисента всю дорогу является ОДНОЗНАЧНО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ персонажем! Да-да, на сказочный манер. Правда, порой эта положительность заставляет вспомнить бессмертные строки: "Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Малефисента делает добро из зла, самым буквальным образом. Ну, например, когда разгоняет войско захватчиков, как олицетворение и предводитель недоброй стихии. Штука тут в том, что разгоняет она именно захватчиков. В том, что защищает родину - Волшебное Болото, и чудесных его насельников, к самостоятельной защите по большей части не способных. А в таком деле насилие не оправдано разве что по самым строгим меркам, из разряда "подставь другую щёку" и "прощайте врагов ваших и благословляйте ненавидящих вас".
   Тут мне, возможно, возразят: а как же то самое знаменитое сонное заклятье, без которого сказка о Спящей Красавице немыслима? Что это за дар такой - усыпление вечным сном до момента, пока спящую не разбудит Поцелуй Любви?
   На этот вопрос ответить легче лёгкого, если самую малость подумать (то есть подумать больше, чем обычно приходится это делать при просмотре деццких фильмецов Диснея). Зададим себе вопрос - а что будет с человеком после 16 лет, если Поцелуя Любви в его (или её) жизни так и не случилось? Или если человек сам, по своей воле и своему выбору отказался от Любви в пользу "более важных" вещей, а именно статуса, денег и власти - как это сделал король Стефан, несостоявшаяся пара Малефисенты?
   Тут волей-неволей снова вспоминается Библия: "Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а любви не имею, - то я ничто". Вот от превращения в этакое ничто и уберегает Аврору заклятие четвёртой, незваной феи: не будет добра принцессе, наделённой другими феями и красотой, и харизмой, и весёлостью нрава, если не отыщет она кое-что поважнее всей этой внешней мишуры.
   Критики, зацепившиеся за "радикальный феминизм на грани мужененавистничества", попросту в упор не увидели центрального мотива фильма. А ведь он назван с самого начала и почти что в лоб: с одной стороны - Сказка, с другой - Люди... точнее, при переносе и с долей условности - Дети и Взрослые. Метафорический подтекст киноленты неожиданно богат, да и философия её не так уж проста. И даже характеры (особенно, конечно, характер Малефисенты) не по-сказочному динамичны, переменчивы, подвижны. В этом смысле наиболее драматичен (и крепко недооценён критиками) король Стефан. Да, он злодей - но не шаблонный. Его мотивация вполне достоверна... до неуютного достоверна, я бы даже сказал. И две сцены с его участием не на шутку цепляют колебанием на грани: первая - над усыплённой возлюбленной и вторая - та, что в финале, этот фактически самоубийственный рывок уже без надежды на победу.
   Сильно.
   ...Сказка есть сказка, и законы её незыблемы - даже если кажутся нарушенными. И в итоге героиня Анжелины Джоли представляет собой фигуру, для диснеевской продукции уникальную: персонажа, на протяжении большей части фильма однозначно тёмного, но при этом столь же однозначно не злого. Кстати, чем-то похожий опыт у неё как актрисы уже был - в "Беовульфе". Ведь мать Гренделя в киноверсии мифа от 2007 года тоже сложно назвать злобной тварью...
   Малефисента, бывает, предстаёт перед зрителем ожесточённой. И страдающей. И ехидной. И свободной - то есть, с неизбежностью, одинокой. И грозной. И даже проказливой. Любящей, в конце концов. Но вот злобной она не казалась ни разу. За что ещё раз спасибо Джоли.
   Прекрасная работа прекрасной женщины.
   Впрочем, от звезды "Туриста" меньшего и не ждёшь.
  
  
  
  

31.03.16


Оценка: 8.66*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"