Нейтак Анатолий Михайлович : другие произведения.

Информационное общество и закат массовой культуры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    А вот это уже публицистика в чистом виде. Хотя по форме и близка к вольному эссе. Кому интересно, прочтите; кому не всё равно -- поспорьте. Что-что, а читательские комменты я воспринимаю серьёзно.


Информационное общество и закат массовой культуры

   1. Времена великих диктатур - это времена первых, ещё несовершенных, но уже поистине массовых средств связи. В обязательном порядке, заметим в скобках, не требующих от потребителя информации ни умения читать, ни (тем более!) навыков самостоятельного мышления.
   Великие диктатуры опираются, в первую очередь, на голосовое радио. Пока ламповые аппараты слишком громоздки для того, чтобы спрятать в кармане транзисторный аппарат, настроенный на волну "Радио Свободы", эта опора крепка. Чуть позднее возникает дополнительная подпорка: чёрно-белый телевизор, с дивным разнообразием двух (подконтрольных правительству, не иначе) каналов трансляции.
   Но по мере развития средств связи тотальный контроль над потоками информации становится невозможным, и тогда классические диктатуры рушатся.
   Диктатура становится вероятной (а потому возникает с той же неизбежностью, с какой возрастает энтропия нашей Вселенной) там и тогда, где, в точности по Сергею Казменко, - см. повесть со знаковым названием "Повелитель марионеток" - власть имеет возможность "передавать информацию, не передавать информацию, фальсифицировать информацию". Если средства связи усовершенствуются и тотальная цензура приказывает долго жить - имеем поздний, брежневский, динозаврообразный СССР. Один из наиболее существенных факторов поражения России в Третьей Мировой - попытки высокого руководства цепляться за старые, времён лампового радио схемы управления массами. Демократия западного образца просто вовремя перешла на продвинутый вариант контроля за информацией. И победила.
   Что это за продвинутый вариант? Он описывается легче лёгкого, и все мы видели его в действии. Вкратце, до предела упрощая: организуются две, условно правительственная и условно оппозиционная, группировки в финансово контролируемых СМИ. (Заметим: именно финансово, не идеологически!) Для виду и количества можно добавить ещё пару-тройку малых группировок: пусть условная оппозиция боится растерять сторонников и оказаться в их числе. Впрочем, великая американская демократия легко обходится двухпартийной системой. Затем всё, что не укладывается в заданный формат, топится в жёлтых, как моча, листках по-базарному галдящей прессы.
   И кричи до хрипоты свою правду!
   Если слышишь сам себя, уже хорошо. Крикунов-то кругом много...
   2. Если от поздней античности и до середины 20 века доминировали информационные объекты, действительные для всего социума (религиозные догматы, идеологические построения, разнообразные юридические нормативы), то ныне свершился переход к информационным объектам, действительным для так называемых "целевых аудиторий".
   Простая экстраполяция показывает, что пределом подобной тенденции могут стать - как, например, у Станислава Шульги в "Диспетчере атаки" и примыкающих повестях - новостные пакеты, сформированные для конкретного единичного потребителя. Формально единое, стремительно расширяющееся информационное пространство всё больше и больше фрагментируется. Причём из-за линейного роста информационных массивов вероятность случайно натолкнуться в океане информации на нечто "не своё" уменьшается.
   Вертикальные связи социума слабеют. Продолжающаяся демократизация и "разная прочая эмансипация" даёт законопослушному индивиду всё больше и больше независимости. Но и горизонтальные связи ослабевают! Вернее, трансформируются. Не такие уж дальние наши предки знали в лицо и по именам сотни людей, живущих поблизости, в том же селении или деревне. Заботы ближнего были заботами именно ближнего. Друга, родственника... меж тем современный горожанин едва узнаёт черты лиц своих соседей по подъезду, не всегда здороваясь с ними при мимолётной встрече в лифте. И если оказывается, что соседи сверху - пьяницы, зачастую это выясняется не раньше, чем означенные соседи спьяну затопят вашу квартиру.
   Что заменило пустоту общения? Телевизор и, позже, интернет. Вместо реальных проблем реальных соседей и родственников люди поглощены надуманными бедами абстрактных героев сериалов. Сотни миллионов узнают в лицо Алена Делона, многие могут назвать фильмы с его участием и даже вспомнить имена героев, которых сыграл Делон. Но кто знает Алена Делона как обычного человека? Сообщения светской хроники не способны возместить вакуум подобного незнания... потому хотя бы, что предназначены более для поддержания смыслового вакуума.
   Резюмируем.
   С одной стороны, пресс информационного единообразия, характерный для минувших столетий, заметно ослабел. Обилие каналов поступления новых данных способствовало тому, что можно назвать информационной эмансипацией. Тенденцию отражает, в том числе, и самое чувствительное зеркало из имеющихся в наличии: элитарное искусство. Доходящий до нарочитости отказ от единых смыслообразующих концепций, от линейного сюжета (или от сюжета вообще), переход к полифонии хитроумных гештальтов и полисемантичности, превращаемой порой в какофонию. Всё это - такие же ясные признаки неуклонно наступающего завтра, как мелькание в Сети баннеров, ползучая агрессия спама и формирование в Сети миллионов групп по интересам.
   С другой стороны, там, где раньше наблюдалась высокая плотность полей внимания, ныне вместо единого поля восприятия мы имеем подобие лоскутного одеяла. При этом отдельные "лоскуты" могут быть разнесены в пространстве и времени очень далеко. Это "одеяло" сшивается воедино лишь внутренними ассоциативными связями сознания да ещё перекрёстными ссылками интернет-ресурсов, отражающих в себе структурные характеристики нашей памяти, как ночное звёздное небо отражается в поверхности пруда.
   3. С самого своего возникновение общество играло интеграционную функцию. Аккумулировало и направляло усилия своих членов-единиц в русло некоего общего потока. Не вижу объективных причин, по которым в информационном обществе интеграционная функция отомрёт или превратится в этакий эволюционный курьёз, подобный человеческому аппендиксу.
   Вместе с тем сами процессы "аккумуляции и направления усилий" в информационном обществе будут протекать (и de facto уже протекают) не так, как в архаичных обществах.
   Есть мнение, что история "прекратила течение своё". Река изменений впала то ли в озеро, то ли вообще в болото; кратко говоря, "конечная станция, поезд дальше не идёт". Развивая эту аналогию, можно заключить, что пассажиры, доехавшие до пункта назначения вместе, вольны разбиться на малые группы, пересесть на городской транспорт, идущий самыми разными маршрутами, а также - для тех, кто может себе это позволить - на такси и разъехаться во все возможные стороны. Точка "конца истории" (который, к слову, предрекается уже не в первый и не в сто первый раз) - место достаточно обширное и разнообразное, в ней, как в мегаполисе, сосуществуют бомжи и олигархи, творческая элита и представители обеспечивающих структур.
   А теперь попробуем прикинуть, на что, собственно, опирается мнение о "конце истории".
   Ответ достаточно прост. "Восстание масс" - по крайней мере, на Западе - победило... и не справилось с плодами своей сокрушительной победы.
   В самом деле: чего ещё желать-то? Унаследованный кроткими мир велик, сыт, благополучен и безопасен. Механизация избавила людей от наиболее тяжёлых, грубых, отупляюще монотонных видов труда. Не то что канавы вручную рыть - даже у конвейера стоять не надо. Производительным трудом в развитых странах заняты считанные проценты населения, всё остальное поглотила сфера услуг. Голод? А пособие по безработице на что? Эпидемии? Ну да, нарки со всякими прочими гомиками мрут от СПИДа, и ужжасный гепатит на подходе. Но кого это всерьёз колышет в мире, перешедшем на презервативы и одноразовые шприцы? Что там ещё из апокалиптических ужасов осталось-то? Войны? Ох, затратное это дело. Кроме того, сытый и благополучный обыватель не желает воевать. Вьетнам это наглядно доказал. (А Югославия подтвердила, что обыватель ещё и побеждать не умеет). Вдобавок и демографический взрыв века прошлого остался позади, сменяясь демографическим коллапсом, так что проблема нехватки ресурсов теряет остроту...
  
   Вот как кончится мир,
   Вот как кончится мир,
   Вот как кончится мир:
   Не взрыв, но всхлип.
  
   Умным был автор "Полых холмов". Чутким.
   ...ну что ж, радуйся, смиренный. Сиди перед телевизором и жуй свой попкорн. В свободное время можешь в суд на кого-нибудь подать. Адвокаты - тоже представители сферы услуг и хотят кушать, причём кушать вкусно. Иначе чем бы они отличались от официантов?
   А те немногие, кого всё это по-настоящему задевает, ещё удивляются, что система образования деградирует, воспитывая послушных исполнителей; что мир на полном ходу движется к состоянию утопии-антиутопии ("конечная станция, поезд дальше не идёт!"); наконец, что "у нас украли звёзды". Окститесь, милые! Да обывателю Лунная программа нужна не больше, чем партизанская война на соседней улице! Обыватель НИКОГДА не захочет финансировать ни фундаментальные научные исследования, ни настоящее, без дураков, освоение космоса! Зачем это вообще, если можно посмотреть десятки сериалов вроде "Star Trek" или "Вавилон-5"?
   Вот вам знаковый, этикеточный космос, в котором "важны проблемы таких же людей, как мы". Вот вам шашка, вот картонные танки. Сублимируйтесь на здоровье.
   4. К счастью, ползучий прогресс всё-таки не останавливается. Производительные силы продолжают расти, сложные машины продолжают клепать всё более сложные машины уже без непосредственного участия обленившегося хомо сапиенс. А так как контролировать сложные процессы поколение, возросшее на карманных калькуляторах, не может и не хочет, процессы эти будут развиваться по своим законам и дальше.
   Макрокосм единого общества впал в спячку. Слово предоставляется микрокосмам малых обществ: групп по интересам, клубам, объединениям, даже отдельным людям, не растерявшим азартного блеска глаз. Маяковский устарел. Единицу более нельзя назвать ни нолём, ни вздором.
   Энтузиасты уже сейчас добегают на лыжах до Южного полюса. Не побоюсь предсказать: настанет час, когда энтузиасты точно так же, из чистого азарта, пройдут по стопам Армстронга. А то и обгонят его, добравшись до соседних планет Солнечной системы. Космос дорог? Ну, так ведь с жиру ещё и не так бесятся! А в довесок к космическому туризму, глядишь, получим и что-нибудь по-настоящему полезное. Например, давно предсказанную эмбриомеханику. Для Земли дороговато, дома служба доставки обойдётся дешевле.
   А вот для освоения Луны, Марса, Титана - самое оно.
   Революция в микробиологии. Вообще революция в манипулировании нанообъектами. Значительные ресурсы тут требуются только на начальном этапе, а уж дальше - кто во что горазд. Школьное образование деградирует? Занимайтесь самообразованием. Пусть диплома об окончании "невидимых университетов" не выдают и трудоустройство этим не облегчают, но ведь знание ради знания - награда и ценность сама в себе. Кое-где, например, в случае соискания работы художника или дизайнера, "корочки" не особо требуют уже сейчас. Главное - навыки и талант, остальное приложится. Возможно, главное достижение современной западной демократии, о которой вообще-то можно сказать много разного непечатного - то, что люди вольны заводить себе, буквально, любое хобби. В том числе вполне осмысленное.
   Если это никому не мешает - кто запретит?
   Ну что ж. Я уже неоднократно утверждал: история творится руками одиночек. Чтобы рвануло, нужна не только взрывчатка, но и детонатор. История, созидаемая большинством, впала в болото сытой утопии? Что ж, есть один хороший способ покинуть болото, давно освоенный некоторыми обитателями этого типа биоценозов.
   Полетели?
  
  
  
  

24-25 мая 2009 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"