Внимание! Опасность! Неизвестный судья свалился на вашу голову! Или ещё хуже!
Должен признаться - я в судьи не стремился. Но так получилось. Не счёл возможным отказаться от приглашения искренних людей - решил поддержать начинание организаторов. Прозу оценил, отзывы написал, оценки подсчитал, и, по откликам авторов, судейство состоялось.
А вот, что ждёт поэзию? Не хотелось бы за здорово живёшь обидеть поэтов. И, если проза моя легко доступна, можно зайти на страничку, почитать и высказать в ответ всё, что о ней думаешь, то поэзию я считаю слишком личной, чтобы выставлять напоказ. Да и сочиняю редко...
Вот недавно наткнулся на шутку Б. Слесарченко:
Прочитала книжку Толстого и поняла, что "Титаник" еще не самый плохой вариант.
А то, что все мужики сволочи, я и раньше знала.
"Анна Каренина"
Я плакать вслух не перестану -
Ну не могу читать без слез,
Как пополам разрезал Анну
Неумолимый паровоз.
Каренин клевый был мужчина,
Но только, сука, злой, как зверь!
Его вторая половина
Располовинина теперь.
Толстой просек все очень тонко
И расписал все по уму.
Вот только эта расчлененка
Ну совершенно ни к чему.
Здесь очень много темных пятен.
Что - паровоз исчадье зла?
Не всем намек такой понятен,
Но я Толстого поняла.
Ведь эта Анна разрывалась
Промеж двумя. А это грех!
Но паровоз помог ей малость
И разделил ее на всех.
Она б могла родить им дочку,
От Леши Вронского. Вполне.
Но машинист поставил точку.
И ведь не по своей вине!
Такой по замыслу Толстого
Был символический финал.
И паровоз, фырча сурово,
Блудницу в клочья разорвал.
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех давя,
Ее как муху раздавила,
Так, что аж брызнула кровя.
Никто не смог спасти беднягу -
Ни муж, ни Вронский, ни Толстой.
А если я на рельсы лягу,
Ты тоже скажешь: "Хрен с тобой..."?
Короче, мужики уроды!
Но я запомню навсегда,
Что провожают пароходы
Совсем не так, как поезда.
И ответил шуткой:
Я хотел похвалить Ваши строки, Но заметил, что сволочь Толстой. Защищая мужские пороки, Путь для женщины видит простой.
Я хотел похвалить Вашу рифму, Но заметил, что Вронский - подлец, Натурально, как ветвь логарифма, Обеспечил печальный конец.
Я хотел похвалить Ваши мысли, Но заметил, что поезд - мужик! И к компании гадов причислен, За мужскую способность... "вжик-вжик".
Сам я - сволочь! Но кровь закипала: Ставить кол иль поднять руку "за"? И катилась куда-то на шпалы
Сволочная мужская слеза.
Чтобы не оказаться один на один с задачей судейства, я привлёк в помощники специалиста http://le-bo.narod.ru/ocenka.htm и составил схему:
ОЦЕНКАСТИХОТВОРЕНИЙ:
--
Первое прочтение. Первое впечатление. Какие возникли мысли?
--
Второе прочтение. Работа с текстом и образами:
а) Хорошо ли выражена основная тема
"Дозволь в твои косы заплести весну"
Начинать стихотворение с данной строчки не обязательно, только по желанию.Тематикастиха должна соответствовать весенней атмосфере. Раскройте свойобраз весныи всего того, что вас с ней связывает, какие просыпаются чувства, какой вы её видите. В этой номинации автор может подать одно или несколько стихотворений, но одним файлом.
б) Удалось ли поэту донести тему до читателя?
Образы и символы. Что они означают? Достаточно ли поэтичны?
в) ГГ: автор или лирический герой? Содержание стихотворения.
г) Направление и жанр. Упор на философские размышления, пейзаж, повествование.
--
Художественно-литературный анализ:
а)рифмы,
б)размер,
в) использованные художественные средства,
г) словарный запас.
Всё-таки даже эта схема для меня сложна. Я попробую на неё поглядывать, но не могу обещать строго её придерживаться. Итак:
1.Норд Ноэми. "Под ворсом риччий"...
Под ворсом риччий, водокраса
таилась стихия трясин,
кормилась гниющая масса
кореньями хилых осин.
Бродили осока и ряска,
мотыль, водомерки, слепни,
и жаб ежедневная пляска
терзала коряги и пни.
Но ветром ли, птицей случайной
икринку в ту топь занесло -
к весне появилась русалка -
лохматый глазастый малек.
И тонкие пальцы слепили
из рос, лягушачьей икры,
змеиной слезы, звездной пыли
цветок для сиротской игры.
Сильнее болота и гнили
ее оказались цветы.
Трясина - в засилии лилий,
светлее самой чистоты.
Какие мысли возникают? Красота преобразит мир! Это неплохо. А вот выражена ли тема: "Дозволь в твои косы заплести весну?" Хорошо, допустим весна - это лилии. Разумеется, водяные, т. е. кувшинки.
Это откуда Дюймовочка. Так что русалка - к месту (сказочно).
Но разве лилии на болоте цветут? И весной? Летом и даже осенью!
А что считать косами: "коряги хилых осин"? Как-то боязно. А кто дозволяет?
Так что с темой у меня лады не полные. Хотя я вполне осознаю, что в поэзии каждое слово может быть иносказательным. Но ведь и мне его надо понимать!
По поводу мира.
Стихия трясин - не слишком ли сильное слово "стихия"?
Бродили и растения, и насекомые?
Тряска жаб терзала пни?
Икринку занесла птица?
"К весне появилась русалка"... не очень хорошо, т. к. икра откладывается весной и летом (в тёплую воду), а мальки появляются недели через три.
(Я знаю, что к русалкам это неприменимо!)
Рецепт лилий... Всё же лилия - это реальный цветок.
Много лилий - это же хорошо, а засилье несёт негативный оттенок.
"Светлее чистоты"?
Всё что я здесь перечислил, не может считаться ошибками и т. п., но, как говорится, "с ритма сбивает".
Теперь о рифме. А почему третий куплет такой... другой? Ну, Вы поняли.
* * *
Жарков полно поспело к лету -
венок надвину до бровей,
из тоненьких былинок ленту
сплету, заколкою - репей.
Почти закончена прическа,
и бусы хороши на вид,
а за молоденькой березкой
змея на цыпочках стоит.
Здесь - уже лето, или лирический герой - сама Весна?
"Венок надвину до бровей" - можно ли венок надвинуть? Это же кольцо?
Наверно, вопрос неверно ставлю: а удачно ли подмечено?
После "сплету" видится точка, чтобы не звучало, что "сплету заколкою".
А где причёска? Венок, ленты - это часть причёски? "Сплету" и "вплету" для меня несут совершенно разный смысл. Или - для Весны ленты - это причёска?
Змея на цыпочках?... Весело! А что это значит? На каждую красну-девицу своя змея (змей) с яблоком? Ладно: лето, цветы, красота, любовь...
* * *
Я спутана с небом
и с вольным ручьем,
с росой, курослепом,
с горячим лучом.
Я вышла из возраста
умных людей,
могу быть наивной,
как этот репей.
Ко всем приставать
и некстати весьма:
- Вам некогда?
Это я вижу сама!
Спешите? Куда?
Вам со мной по пути!
Вы знаете, мне
надоело цвести
на том пустыре,
где меня вы нашли -
там так одиноко -
шмели, да шмели...
Вы - в гости? Прекрасно!
Я тоже хочу!
О, счастье прижаться
щекою к плечу, -
как этот репей...
Мне понравилось. И репейный рефрен тоже.
Вот в целом: весна есть, любовь, чувства.
Пожалуй, хорошо.
Оценку выставлю в конце, сравнив работы всех финалистов.
2. Лукас К. Лиралей
Далеко ли мне, долго ли, милая,
Через горы, ущелия с реками,
Через старую зиму постылую,
С облаками иззябшими пегими?
Золотая, дождись, подожди меня -
Я прибуду с весною бесстыжею,
Рассмеюсь, раззвенюсь твоим именем,
Распущу твои локоны рыжие,
Закручу, закружу тебя танцами,
В твои косы весну заплетаючи,
Приласкаю бесплотными пальцами,
Напою, как я странствовал давеча.
Тосковала ль тоскою ты зимнею
И слезинки роняла ли тихонько?
Я озяб среди снега и инея,
Я мечтал отдохнуть в твоей хижинке.
Я тебе принесу солнца ясного,
Запах моря и цвет лета-щеголя,
Расцелую веснушками заново -
Далеко ли мне, ветру, да долго ли...
Мне понравилось. Читал, перечитывал. Весна, лирика, любовь, девичьи мечты. Рифмы показались интересными: реками - пегими, "заплетаюча" - давеча, "тихонька" - хижинка и др.
танцами - пальцами - так себе, да ещё бесплотными звучит - бесплодными,
Всё вместе хорошо.
Оценку выставлю в конце, сравнив работы всех финалистов.
3. Киршенбаум Ф. Весна и душа
Весна расправляет крылья.
Весна распрямляет души.
К весеннему изобилью
Я стану честней и лучше.
Я радостная от мыслей,
Я солнечная от взглядов.
Тихонько в ладошки прыснув,
Я дальше бегу - так надо.
Так надо траве и лицам -
Быть яркою, озорною.
Как здорово, что случится
Всё то, что должно - весною.
Влюблюсь. Мне подскажут чувства.
Взлечу. Мне поможет небо.
Душа - это вид искусства,
Ему б научиться мне бы.
Здесь, конечно о весне. И о любви. Это - хорошо.
Смущают некоторые образы: распрямить душу? А с чего это душа согнутая? (Я уж не задаюсь мыслью, а что это значит?).
Весеннее изобилье? Шутка? Изобилье - это осень, урожай.
Весной, скорее все и всё изголодавшиеся. Нет?
А почему к изобилью становятся честней?
Я чего-то не схватываю... Общее ощущение от первого куплета: весна - это хорошо! И вдруг во втором врывается долженствование. Так надо!
Автор, видимо, чувствует, что хорошо бы объяснить и объясняет: "Так надотраве и лицам", но им надо быть "яркими, озорными", а не "яркою, озорною".
Или траве и лицам надо, чтобы я, яркая и озорная, дальше (от них) бежала?
Валите на мою непонятливость, но почему важно, чтобы "то, что должно" случилось весною?
По поводу рифмы "небо - мне бы" написаны тонны статей филологами и поэтами.
И "емуб"... не очень... Может, без "б"?
В целом, неплохо, живо.
Оценку выставлю в конце, сравнив работы всех финалистов.