Нейм Ник : другие произведения.

Обзор рассказов Ст-2018 (Часть 3)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


ОБЗОР РАССКАЗОВ СТ-2018 (ЧАСТЬ 3)

  
   9. ПРИМЕТЫ ЛЕТНЕГО СЧАСТЬЯ, Юрина, Т.
   Синопсис: Рассказ легко читается. Ситуация ясна: читал с интересом, но без переживаний. Замечательно, что без морализаторства. Конец закономерен. Слог хороший, хотя коллоквиализмы кое-где встречаются. Оценка довольно высокая.
   Один из хороших рассказов о любви на этом конкурсе. Что подкупает - спокойствие и разумность, которой от него веет. Что я имею ввиду: сам рассказ развивается сдержанно и постепенно. Это создаёт доверительную атмосферу - рассказанному веришь. Кроме того, позиция Нины, жены героя рассказа, хоть и необычна для типичного треугольника, вполне правомерна и жизненна. Полагаю, что она встречается гораздо чаще, чем принято об этом думать. Разумеется её нельзя воспринимать в отрыве от поведения Владимира. Он не раз уже доказал, что семейные ценности для него важней всего, поэтому жена и может полагаться, что связь с другой женщиной для него азартная игра, а не всепоглощающая страсть. В описанной ситуации больше всех страдает героиня рассказа, молодая женщина Люда, создавшая себе легенду о бедном Володьке (Палыче), находящемся в плену у "паучихи", и верящая в неё. Тем горше её прозрение на фоне сбывшихся для других и несбыточных для неё примет летнего счастья.
   Что ж читать рассказ интересно, финал у него красивый и эмоциональный. Чувство сопереживания он вызывает (думаю, многие найдут свой персонаж, за который и будут "болеть"). Язык лёгкий и приятный, хотя встречаются отдельные коллоквиализмы из реальной жизни: пофанатеть, разреженность окружения, тусовки, тусоваться, уроды, квочка, в одну каску, двое детей (Это про мальчиков! А надо бы - два ребёнка), замахнули по полстакана, "чрезмерно округляли глаза", корнёвочка, "другая нарисуется" - что создаёт колорит, и части одной читателей будет приятно, а другой - нет.
   Во всех случаях, считаю, что рассказ удался. Оценка довольно высокая.
   Удачного выступления и творческих успехов!
  
   10. ВСЕГО НЕСКОЛЬКО СТРОК, Цокота О.
   Синопсис: интересный, цельный рассказ. Язык хороший, читается рассказ легко. Финал его убедительный. Думаю, что эмоциональным людям история понравится ещё больше. Оценка довольно высокая.
   Интрига первого порядка. Антигерой обижает героя. Создаётся безвыходная ситуация, которую герой преодолевает при помощи хитрого трюка (все средства хороши: мы ведь на стороне героя). Сколько угодно примеров у А. Дюма (отца).
   Интрига второго порядка. Всё то же самое, но в конце оказывается, что антигерой не обижал героя, а благодаря ошибке несправедливо пострадал. Герой даже пытается ему/ей помочь и загладить невольный урон.
   Интрига третьего порядка. Мало того, что антигерой не виноват, другой второстепенный положительный герой всё это подстроил.
   Так можно нанизывать и усложнять, но самые простые и запоминающиеся - интриги первого порядка. Добро побеждает зло!
   Вот, именно об этом, рассказ О. Цокоты "Всего несколько строк".
   Читать его, несмотря на некую наивность, а может быть, именно поэтому, очень легко и приятно, а сюжет заинтересовывает. Думаю, что рассказ приобретёт немало почитателей, которым не требуется продираться через исторические реалии средневековой Испании. Надеюсь, их найдётся немало и на этом конкурсе.
   Лично я не сильно переживал, читая рассказ, но полагаю, что эмоциональным читателям историю молодой вдовы придётся по душе.
   Во всех случаях, оценка довольно высокая.
   Успехов!
  
   11. ЛОВУШКА ДЛЯ ВОЛЧИЦЫ, Коршунова А.
   Синопсис: рассказ о войне, переданный через восприятие противника. Хороший язык, плавное изложение. Финал очевиден, а вот эмоций хотелось бы больше... Оценка довольно высокая.
   Не часто встречаются рассказы о войне, записанные как бы с точки зрения противника. Думаю, для автора, это уникальный эксперимент: продумать, прочувствовать, пережить сложности перевернутого восприятия. Тем более ценно, если это удаётся сделать не карикатурно, а глубоко.
   В рассказе "Ловушка для волчицы" опробована такая попытка, полагаю удачная, хотя в вижу много возможностей усилить историю эмоционально. Возможно, с помощью Гюнтера Грасса, которому рассказ и посвящён. Поднятая тема значительно шире использованного объёма: и сражение, и концлагеря, и даже "интеллигентный" допрос героини капитаном Воннегутом схематичны. Кстати, а в чём "последний шанс"?
   Заметка: слова "яйцеголовые" и "геи" практически не использовались ни перед войной ни во время неё, а появились в речи в 50-х и осели в 60-х. Кроме того отношение к ним (особенно, к геям) было плохое во всех странах. Пример - самоубийство Тьюринга в 1954 году после принудительного (судом!) гормонального лечения его гомосексуальности.
   Поэтому фраза "геи вам чем не угодили?" звучит фальшиво.
   Так или иначе, рассказ, по-моему, заслуживает внимания и довольно высокой оценки.
   Удачи!
  
   12. СЛУЖИТЕЛИ, Адашов Ю.
   Синопсис: неплохой НФ рассказ с хорошими показателями ИФЭЯ. Оценка довольно высокая.
   Как показало чтение рассказов, наиболее привлекательными на конкурсе СТ-2018 оказались реалистические рассказы, но это не значит, что привлекательных нет среди фантастики.
   Примером может служить Н/Ф рассказ "Служители".
   Читать его довольно интересно и финал своеобразен - оба дуэлянта застрелили друг друга, что - нечасто.
   Краткое содержание: контрабандист, пират и работорговец, убежав от полиции на корабле, заросшем космическим сорняком - пожирателем энергии, наталкивается на заброшенную вымирающую колонию, царёк которой менталист, управляет страной при помощи мыслесилы и веры. Однако в их мире уже зреет бунт инженеров, научившихся выставлять защитные мыслещиты. Но Пират этого не умеет, и царёк, отправляя зачинщика смуты с Пиратом, внушает гостю самоубийство. В обмен на этот гостинец он ненароком получает зёрнышко сорняка, которое вскоре поглотит остатки цивилизации на планете.
   Вся история напоминает буйства фантазии Гарри Гаррисона в "Неукротимой планете", где технический прогресс перемешан с телепатическими фантазиями. Но какое дело до того читателю, если ему интересно следить за приключениями героев. Для меня это - главное достоинство рассказа.
   Несмотря, на то что ценю юмор, посчитал относительным недостатком употребление всякого рода "студенческих шуток" и выражений: "кровоточащий", как сука во время течки, "страдать ерундой", "большое ничто", "низкие сверхсветовые", "говорильник", "в связи с чем и потому как", "Марнус, Марнус ты могуч, ты гоняешь стаи туч", "спустить всех техников в сортир", "провидение-сука", "безвкусное желе цвета дерьма".
   Наверно, это дань возрасту. Хорошо помню студенческое: "Командор выглянул из ракеты, и в лицо ему пахнуло свежим космосом", и насупленные брови редактора... Теперь я знаю о чём думал редактор - о своих студенческих годах.
   Однако размышляя над юмором в рассказе (я бы в цензоры пошёл, пусть меня научат), я предположил, что за ними стоит нечто большее, чем студенческий стёб, и хуже доступное мне. Что ж тем лучше!
   Желаю автору успехов!
  
  
   13. ДЕЛО КАСТНЕРА, Леви Г.
   Синопсис: интересный исторический эпизод, Хотелось бы - больше живости. Несведущему читателю рассказ может показаться академичным и малопонятным. Показалось, что истории недостаёт эмоционального вовлечения. Однако, я считаю, у рассказа есть большой потенциал, для превращения его в повесть... Оценка хорошая.
   Не знаю, насколько широко известны описанные в рассказе факты, но любителям истории они интересны. Вывоз за плату беженцев-евреев из Венгрии, подготовленный нацистами с целью обогащения, имеет не только познавательную ценность, но и моральную. Автор полемизирует устами своих героев - аморален ли выбор счастливцев быть спасёнными и за счёт чьих жизней это произошло? Левая организация считает Кастнера, спасшего полторы тысячи беженцев, предателем и казнит его.
   Дело Кастнера, описано в виде рассуждений погибшего героя, который спорит с автором и даже подшучивает над ним. Мне было интересно читать рассказ, но хотелось бы больше переживаний для более глубокого сопереживания. Понимаю, что это всегда проблема - вместить события и эмоции в ограниченный размер рассказа. Приходится чем-то пренебречь. Но рассказ имеет большой потенциал для развития в более крупную форму, возможно, повесть, причём с эмоциональными, драматическими эпизодами.
   В заключение замечу: автор хорошо поработал над редактированием начальных технических ошибок (опечаток), особенно, в прямой речи.
   В целом оцениваю рассказ хорошо.
   Успехов автору в работе над рассказом и на конкурсе!
  
   14. ЙОРОГУМО, Девиан
   Синопсис: Интересно не стало, и финал ничем не удивил и не порадовал. Ни жёсткость рассказа, ни грубость текста не помогли лучше почувствовать его интригу или эмоциональность. О красоте и говорить не приходится. Оценка невысокая.
   Если рассказ чем-то и обращает на себя внимание, то эпатажностью.
   К сожалению, интересно так и не стало. Масса действий, с виду крутых, но ведь затягивает не это, а удивление и сопереживание, а не те или иные слова. Самое большое упущение - внешняя жёсткость при отсутствии этих чувств. Я ни за кого не болел, никого не жалел, зато подскакивал на ухабах неуклюжих оборотов - "узоров вербальной изношенности". Грубые слова я ещё переношу, а бессмысленные выражения - хуже. Вот некоторые из них:
   "Синапсы извиваются в электрических спазмах, стражники потаенного динамита воспоминаний трясут эрегированными ключами, суровые и неумолимые точно песок в мочевом пузыре, разбрызгивают оплодотворенные споры эйфорических заблуждений",
   "Подкорку разъедают мерцающие мелодии фармакологического напряжения",
   азложившаяся амброзия", "гальваническое страдание", "толченые психоделические тараканы",
   "Мысли об омерзительной агонии плоти сокрыты вакхическим весельем эстрогена и оргиастическом буйством тестостерона",
   рехмерный лабиринт римановой геометрии",
   "Улыбается, как вегетарианец на скотобойне",
   рачная трясина ануса Сатаны" (скорее шутка, но не в тему)
   "Радужные всплески в растворенном пространстве ограниченного безумия, источенные червями времени истуканы воспоминаний, торжество изнанки декораций бытия в карнальных объятиях изнуряющей бессонницы, ловушка извечно сталкивающихся стен", и так далее...
   Приземлённый и очевидно не столь "эрегированный" любитель фантастики, увы, начинает страдать и съезжать в "к-анальную депресуку":
   "Чешутся яйца", "жопа саднит",
   "Пупсик обоссаный" жалко скулит.
   Громко стучат "децибелы оргазма",
   Скоро читатель дойдёт до маразма.
   Если это было задумкой, то всё в порядке! Иначе, я бы посоветовал поработать над рассказом, убрать броскость и добавить осмысленность в эпитеты и метафоры. Но честно, как мальчик мальчику, скажу, что не знаю, в каком случае у рассказа окажется больше почитателей...
   Удачи!
  
   15. РОДНАЯ УТЬ, Поповская И.
   Синопсис: Добрая наивная история для юных романтически настроенных существ. Однако, слабая в литературном смысле.
   Очень нелегко писать отзыв, испытывая симпатию к автору, но иронию к его рассказу. С одной стороны я хорошо понимаю романтичность, но передача её кажется мне гораздо более трудной задачей, чем создание интересного рассказ. В первом случае произведение обязано трогать за душу! Возможно я просто "сухарь", но "Душа отражений" (это стихотворение Юнны Мориц) хороша, а выдернутая из неё строчка (первая строчка эпиграфа к рассказу) - брр - нет!
   Вот некоторые выражения, в образности которых я усомнился:
   "Свернутая улиточность минут", "дыхание твоего света чище дыхания лотоса", "рыжее пламя, пляшущее в танце твоих отрицаний", "бусины плеера памяти", "свежесть морского ветра прямо в лицо" (смешаны две мысли в одну), "блеск твоих глаз сравним с рождением пары светил" (опять сравнение двух разных понятий - блеска с рождением), "Корабль сбился с курса из-за магнитной аномалии" (это что, Курская магнитная аномалия? О чём речь, полёты по компасу? В космосе? Не объясняйте - просто скажите "сбился с курса"), "Несколько лет плутали по его (времени) хитрым сплетениям, пока не попали на желтую планету со скудной атмосферой и неизвестной им флорой и фауной" (было бы странно после такой Одиссеи попасть на жёлтую планету (то есть какую-то неизвестную планету) с известной флорой и фауной), "они продолжали выполнять свой долг - сбор информации для передачи в центр" - это из парт доклада, а не рассказа, "сотню лет она пролежала в капсуле (замороженная) на карантине, здесь, в лаборатории у Робов, потому они относились к ней, как (к) родной" - это метод породниться с Робами? "Ее не сразу отправили в город после иннервации и реактивации" - по мне неудачно (иннервация - прорастание нервов, реактивация - по отношению к неодушевлённым предметам - процессу, раствору, ферменту или вирусам). Ну, и так далее...
   Я воспринял рассказ как переживания любви и трагедии молодой женщины, матери, которые понимаю, но не чувствую и не переживаю. Если я окажусь не одинок в этом - думайте и работайте над передачей чувств. Иначе - забудьте и не обижайтесь на подтрунивание ниже.
   Несмотря ни на какие разногласия во взглядах, я желаю автору успехов в работе над своим рассказом, в творчестве в целом, и счастья в жизни!
   Конец рецензии 15.
  
  

"ОДНА Я, УТЬ ТВОЮ" - ПАРОДИЯ В СТИХАХ, УДАЛЕННАЯ САМОЦЕНЗУРОЙ ПО НЕМНОГОЧИСЛЕННЫМ ПРОСЬБАМ НЕЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ "ИССКУСТВОВЕДОВ"

   На этом месте ранее проживала пародия в стихотворной форме, которая, увы, задела ранимого автора, и автор (не борец), вместо того, чтобы защищать свою позицию, стал просить организаторов конкурса обрезать критика на двенадцать строк. Организаторы (не борцы), вместо того, чтобы отказать автору в давлении на критика, обратились с просьбой ко мне. А я (не борец), вместо того, чтобы встать в позу обиженного дурака, удалил все двенадцать строк из обзора и перенёс их в свой раздел под названием Пародия - "Одна я, уть твою...", специально для тех (не борцов), кто не желает клеймить "идеологического врага" просто так, не читая его "пасквилей на нашу передовую..." и т. д. и т. п.
  
   16. МЕТКА, Муравская И.
   Синопсис: первую половину или 2/3 читать было интересно. А потом узнал, что всё решается бесами, и интерес и финал для меня оказались потеряны. А жаль, всё было так заманчиво. И язык хороший. Неплохо.
   Очень важно увлечь читателя. Это у автора очень хорошо получилось. Вот ещё бы так же элегантно разрешить замешанное... Иначе рассказ получился на специфически настроенных читателей. Что, возможно, и немало. Пару мелких и субъективных заметок по языку:
   "Что-то скользкое и вонючее проползло по ноге" - второе свойство иной категории и не описывает тактильное ощущение от ползания по ноге.
   Ольга встревожена ситуацией: обстановкой, угрозами... но улыбается ругани незнакомцев? - звучит для меня диссонансом
   "Наповызывал" = "понавызывал"?
   "Горячий чайник на колени... Быстро отреагировав" - очень обще, картина смазывается. Вскочил? Вскрикнул... что сделал? А... отреагировал!
   "Оля начала хлопотать с ночным перекусом" - а важно с каким? Не было указаний на время, казалось - утром и во время чтения отвлекло от сути. "Макс аккуратно взял ее за руку" - в смысле, осторожно или ничем не перепачкал?
   Автору - успехов в дальнейшем творчестве!
  
   17. ВРЕМЕННОЕ РЕШЕНИЕ, Сено В.
   Синопсис: Оригинально. Неплохие "околонаучные" рассуждения. Читается с интересом и улыбкой. Есть маленькие "блошки". Оценка хорошая.
   Больница Mayo Clinic - два раза слово больница. Либо больница (или клиника) Мейо, либо Mayo Clinic.
   Главврач... можно оставить как перевод, но он будет неверный.
   За клиникой наблюдает совет попечителей (типа совета директоров), который имеет главу (это - законодательная власть + выделение фондов). Клиникой управляет президент и главный исполнительный офицер (это исполнительная власть) - он главный менеджер (обычно, из врачей, но бывают варианты). В каждом отделении есть главврач (решает организационные вопросы, врачи не стремятся к этой должности, (т. к. зарплата возрастает незначительно, а работа - сильно!) и директор (это опытный профессор в данной области медицины). Должность директора обязательна там, где больница не просто лечит, но и учит - то есть является учебной базой медицинской школы (т.е. мед института).
   Какое такое неотложное дело у вас ко мне в четыре часа утра? - очень точно! Профессор не держит ночью телефон(ы) доступными. Если в неурочное время звонить врачу, то попадаешь на его сервис (систему обслуживания), который в зависимости от причины звонка включает определённые пути оповещения (например, звонит дежурному из "команды" этого врача). Обычно - спят начеку хирурги, анестезиологи, дежурные врачи, стажёры. Заманить в больницу врача, а тем более профессора, без объяснения, на "что покажу-у" невозможно! Да и зачем это нужно, кроме как для интриги?
   "Мне только нужно показать ребенка профессору Робертсу" - она женщина, значит профессору Робертс, а не профессору Робертсу.
   "Лекторий Кампуса Миннесотского Университета" - кампус - это студгородок, общага. Ну, есть там зал, а почему нужно в нём собирать учёных? Куда делось здание университета с его актовым залом? А собрать 20 человек можно где угодно, в кабинете того же "главврача". В любой клинике есть много аудиторий и ни одного лектория. В США так не говорят.
   "Желая потрогать этот чуждый отросток" - а как насчёт животных? Они тоже уже потеряли мужской пол и свои отростки?..
   "Который все приглашенные видели только в учебниках по истории медицины" - нет, не в тех учебниках, а в учебниках биологии, генетики, анатомии и т. п.
   "Подошла к пеленальному столику, и осторожно раздела ребенка" - наверно, развернула одеяло и пелёнку.
   "Сестричка одела перчатку" - во-первых, надела, а не одела, а во-вторых, скорее сменила (медсёстры из отделения новорожденных обычно постоянно в перчатках, которые часто меняют!)
   "Секретарь опять принялась шикать на ученых" - звучит почти фантастически. Не из той действительности. Может шикать на студентов, на стажёров (резидентов, аспирантов и проч.), но не на врачей и учёных.
   "Но как только эти риски" - этот риск (если опасность, то только ед. ч.)
   "Во время эволюционного процесса, который привел к разделению животных на мужчин и женщин" - если животных, то на самцов и самок.
   Помните анекдот: "Мужчина - это у кого деньги есть, всё остальное - самец!" На этой весёлой ноте завершаю.
   Успехов!
  
   18. ДОЖДЬ, Инна К.
     Синопсис: неоднозначная ценность интереса и финала в рассказе при хорошей эмоциональности и стиля истории. В целом - недурственная оценка, в обоих конкурсах.
   Ваш рассказ - первый, который я прочёл на конкурсе (ХИЖ). И мне повезло, он оказался хорошо читаемым. Этого совсем не мало! Попробую откликнуться со смыслом, если такое, вообще, возможно, когда рецензируешь сложившегося автора. В целом, рассказ - не из тех, что трогают меня глубоко, но не могу сказать "не понравился", потому что у него немало достоинств.
   Приключения и фантастику я оцениваю так:
   Первым делом - интерес. Было ли мне интересно читать? Вначале - да, пока история выглядела детективной, но, чем больше появлялось маячков мистики, тем интереса становилось меньше. Вместе - что-то среднее.
   Второй признак - финал. Самые лучшие рассказы демонстрируют аккордный, перекрученный конец. Да, конечно, слова про вендетту задуманы как завершающий аккорд, но, думаю, это лишь аккорд для школьников. Кто бы сомневался, что призраки могут делать всё, что им вздумается? Другое дело, верит ли в это читатель, ведь в одном рассказе - могут, а в другом - нет. Поэтому две строчки о возмездии для меня прозвучали неубедительно и не вызвали удовлетворения. Тоже - серединка.
   Третий признак - эмоциональность. Здесь буду хвалить. Вовлекает.
   Четвёртый - язык. Использование сниженных слов (стакашка, деваха, лыбится, гадство и т. п.) хорошо передаёт среду. Художник удачно подбирает палитру драматических тонов для изображения задуманной картины.
   В целом - хорошая оценка и пожелание дальнейших успехов!
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"