После долгого перерыва я решил вспомнить былые времена и поиграть на конкурсе. Поиграть - значит окунуться в атмосферу литературного общения: подискутировать с коллегами, поучаствовать в турнире, написать отзывы на рассказы, которые мне понравились, заинтересовали, вовлекли в мир событий и переживаний своих героев.
В первые же дни поступление рассказов достигло своего начального пика (на второй день) и спало. Это, конечно, спад не постоянный, временный! Будет, несомненно, и второй пик, и, возможно, пик последнего дня. Что бы там ни случилось, шестьдесят шесть рассказов уже есть и можно попытаться сделать кое-какие обобщения.
Прежний опыт показывал, что рассказы, которые мне нравились больше всего, составляли приблизительно 10%, а те, что просто нравились, ещё 25% от всего количества рассказов. Видимо, мои вкусы остались прежними: из 72 я пока отметил 8 и 19 соответственно, но, разумеется, это предварительные данные, и проценты могут измениться в обе стороны с поступлением новых рассказов. Думаю, что буду успевать прочитывать и оценивать их, а если немного и отстану, то через пару дней нагоню.
Прежде, чем писать отзывы, я проведу условное разделение рассказов на н/ф, фэнтези, прозу, юмор и т. п. чтобы легче было их сравнивать. Эта проблема всегда беспокоила меня. Ведь никому же не приходит в голову сравнивать разные виды искусства или спорта между собой? Конечно, рассказы принадлежат одному виду искусства, но какими критериями пользоваться, чтобы сравнивать разные жанры между собой?
Когда-то для приключенческих и фантастических рассказов я с успехом применял простую систему сравнения.
Система показателей: интерес-финал-эмоции-язык (И-Ф-Э-Я)
ГРАДАЦИИ
Интерес: (как мы характеризуем рассказ согласно нашему интересу)
0 - неинтересный (если бы не конкурс - не дочитал бы)
1 - малоинтересный (хочется пропускать фразы, но узнать, чем кончится)
2 - интересный (хотелось читать всё подряд, но можно и отложить)
3 - очень интересный (читал не отрываясь, досадуя на помехи)
Финал:
0 - разочаровал (автор всё испортил таким концом)
1 - маловыразительный (так и знал, что ничего не случится)
2 - хороший (оригинальный, в чём-то неожиданный, улучшающий рассказ)
3 - очень хороший (потрясающий, совершенно неожиданный)
Эмоции: (эмоциональность рассказа) - герои и события, как они описаны
0 - не вызывают сопереживания
1 - вызывают сопереживание
2 - вызывают глубокие переживания
Язык:
0 - невыразительный - много ошибок, искажающих смысл написанного
К реалистической драме, трагедии, романтике и комедии система не вполне подходит. Действительно, так же, как показатель скорости, важный во многих видах спорта, не годится для оценки штангистов, интрига, раскрытая в финале, может вовсе не быть фактором во многих произведениях литературы. Тем не менее, эмоциональность и язык произведения невозможно не учесть! Другое дело, как сильно надо критиковать язык? Мне это не нравится делать, если рассказ мне нравится в других отношениях (вызывает сопереживание, интерес).
А как быть с интересом? Если для приключенческой литературы - это первостепенный показатель, то движущей силой драмы может быть сопереживание, то есть - интерес в постижении конфликта и его компонентов. Как видите, и здесь мелькает слово интерес...
Рассказы, которые я подумываю обсудить, затрагивают одну из самых популярных тем: "Любовные авансы в условиях супружеского долга", "Краткий курс любовных треугольников", "Адюльтер. Введение". Вы поняли - о любви. Уже подано штук девять на эту тему. А может, провести анализ любовных отношений в рассказах участников? И сравнить их с известными рассказами известных авторов?
Нет, скорее всего, помимо заявленных рассказов, я просто обсужу те, что доставили мне наибольшее удовольствие на этом конкурсе, независимо от того, что в них описано: тайная любовь, крепкая дружба или сногсшибательная фантастика.