Нейбург Эдуард : другие произведения.

Старая фотография

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Глядя на старые фотографии, автор вспоминает долгий путь, который приходилось пройти фотолюбителям, чтобы мы могли сейчас посмотреть эти приветы из прошлого - ведь современные цифровые фотоаппараты позволяют посмотреть получившееся изображение мгновенно после нажатия кнопки.

  Просматривая старые фотографии
  Недавно, просматривая свои старые фотографии, я задумался о том, что молодежь даже не представляет какую огромную работу надо было проделать авторам фото тех времен.
  Действительно, ведь сейчас, чтобы сфотографировать И СРАЗУ ЖЕ ПРОСМОТРЕТЬ ГОТОВУЮ ФОТОГРАФИЮ, достаточно только нажать на кнопку цифрового фотоаппарата или смартфона. И сделать это может уже любой малыш.
  И вот такая легкость получения фотографии привела к тому, что количество фотографов приближается к количеству жителей цивилизованных стран.
  А ведь когда-то получение фото - это было целая наука и искусство, о которых большинство сейчас даже не подозревают. Вот для тех, кто не застал то интересное время, я и хочу приподнять занавес прошлого.
  
  Когда-то
  Когда-то, начиная с послевоенных лет, были дворцы пионеров, основная задача которых была убрать нас, школьников с улицы и дать нам какие-то навыки перед входом во взрослую жизнь. Там можно было выбрать занятие по душе и записаться в подходящий кружок. Учили там с самых азов и совершенно бесплатно.
  Когда я был в классе шестом, я тоже пошел туда, - в фотокружок. Там нас учили этому мастерству - не только проявлению-печати фотографии, но и умению по-другому смотреть на мир, заранее увидеть будущую фотографию чужим взглядом со стороны. Кроме того, давали также бесплатно аппаратуру, химикаты и фотобумагу. Для нас, мальчишек, это была единственная возможность освоить фотоискусство и приносить домой уже готовые фотографии. Знания, полученные в фотокружке, я с благодарностью использовал потом всю жизнь.
  Единственное, что нам, кружковцам, желательно было иметь свое - это фотоаппарат.
  Послевоенные 1950-е годы. Мой папа погиб на фронте, и мама воспитывала одна - и меня, и сестру. Денег не было, и мама часто работала даже на двух работах, но, чтобы увести меня с улицы после школы, она напряглась и купила фотоаппарат "Смена". Он так и считался, - для школьников, - и был простеньким стоил так дешево, что был доступен даже малообеспеченной семье. Боже, какая это была радость - первая высокоточная техника в моих руках!
  Это уже потом, когда я научился очень непростому фотоделу, у меня стали появляться более крутые модели. Фотоаппараты имеют давнюю историю, но в то время люди с фотоаппаратом оценивали друг друга как военные по звездочкам на погонах. "Смена" - рядовой необученный, потом уже шли "ФЭД", "Зоркий", "Canon", ... У меня на смену "Смены" пришел "Зенит".
  Но одна особенность прошлого, да и настоящего, все же осталась: крутость фотоаппарата указывает, в основном, на толщину кошелька владельца аппарата и не слишком связана с его мастерством.
  Но, независимо от модели, барьеры, которые тогда приходилось преодолевать на пути от нажатия кнопки фотоаппарата до возможности посмотреть готовую фотографию, были одинаковы и для новичка, и для мастера.
  И вот сейчас я хочу провести вас по пути, которым шла когда-то большАя армия увлеченных фотоЛЮБИТЕЛЕЙ самого разного возраста и оттопыренности кармана. Итак, разбейтесь по парам, возьмитесь за руки и не отставайте. Вперед!
  
  Печать фотографии на бумаге
  Теперь приступаю к увеличению маленького кадрика на пленке до нужного размера на фотобумаге. А для этого нужен прежде всего - что? Ну же, ну...
  Правильно, - фотоувеличитель. Это такое громоздкое сооружение, возвышающееся над столом, где вы собираетесь печатать. модели были разные, но я буду говорить только о той, которая была у меня.
  Внизу - прямоугольная горизонтальная основа, к которой крепится вертикальная металлическая трубка с пузатым сооружением в форме лимона. Внутри этого "лимона" находится лампа, а низу - 2 горизонтальных пластины, между которыми можно протягивать нашу негативную фотопленку и выбирать кадр, который собираетесь увеличивать. Для выбора нужного размера фотографии надо перемещать этот "лимон" по вертикали, а резкость изображения достигается с помощью объектива, встроенного внизу "лимона".
  Для нас, пацанов, выбор модели был большой проблемой, так как "желание-то было", но эта покупка ощутимо облегчала карман.
  После разных советов бывалых, я купил большой разборный увеличитель, - ведь я собирался печатать большие фотографии. Это была довольно большая картонная коробка и не так-то просто было найти дома место для ее хранения.
  Сразу же приобрел и несколько кювет - для проявителя, закрепителя и промывки напечатанной бумажной фотографии. Вообще-то кюветы - это обычные ванночки с невысокими краями и выступающими продольными полосками на дне, но "ванночки" - это так говорят салаги, а мы-то уже ого-го. Да и вообще, слово загадочное слово "кювета" намного солидней, чем какие-то ванночки. Причем, денег и места дома мало, а кюветы продавали самые разные, поэтому покупал сразу с учетом большого размера фотографий - на вырост.
  
  Вы, конечно, помните мой страшный рассказ о растворах проявителя и закрепителя для пленки, приготовленные заранее и налитые в бутылку в ожидании своего часа? Так вот то же самое относится и к фотобумаге, так как они (растворы для пленки и фотобумаги) не взаимозаменяемые. А если учесть, что растворы, которым уже были в деле хоть 1 раз, долго не хранились и приходилось их выливать и разводить заново, то этот барьер низким не покажется. Уверен - это химики специально старались, чтобы жизнь фотолюбителя не казалась медом. 
  
  Ну всё, увеличитель собрал и отрегулировал, кюветы расставил и налил в них растворы - теперь можно выключать свет в своей ванной.
  Стоп, стоп. А кто приготовит фотобумагу? Да, да, ту самую от которой у меня глаза разбегались перед прилавком магазина - глянцевая, полуглянцевая, матовая, с различными видами теснения и так далее. И приходилось поекпать фотобумагу и такую, и сякую, и эдакую, да еще и разных размеров - это уж обязательно! Денег нет? Да причем тут деньги - ведь мои уникальные фотографии будут на всю жизнь. 
  Итак, бумага в черных пакетах (не забыли - производство фото любит черный цвет) и аккуратно разложена в места, недоступные для света. А я уже вставил в фотоувеличитель пленку, нашел на ней кадр, нужный для печати и... И опять вопрос - какого размера нужна фотобумага для этого вашего уникального кадра. После долгих сомнений решил и эту проблему. Но ведь не буду же я сразу печатать полноразмерную фотографию - а вдруг выдержку (время попадания света из увеличителя на фотобумагу) дам неправильно!
  Так вот, чтобы на пришлось выбрасывать весь большой (и дорогой) лист фотобумаги, сначала на прямоугольном кусочке выбранной бумаги обязательно делал пробную печать. И этот кусочек клал не произвольно, а на самое важное место будущей фотографии. А чтобы найти это место и не засветить фотобумагу, поиск вел при красном свете, падающем из увеличителя. Для этого в нем, на пути падения света на фотографию, есть поворачивающаяся горизонтальная пластинка красного цвета.
  И на подборку нужной выдержки уходил не один такой кусочек. А ведь такие поиски выдержки включают в себя еще и проявление каждой пробы.
  Но все, нужная выдержка найдена.
  Что, уже два часа ночи? В этом месте можно бы прерваться, но... Да ладно, напечатаю только эту фотографию и - спать, а то жена куксится и проклинает это мое увлечение.
  Но если не уходил в это время, то через секунду - я уже в другом мире. А днем, о моих ночных бдениях, напоминали красные от недосыпания глаза - как тот фонарь в ванной.
  Но это завтра, а сейчас я приблизился к своей цели - окончательная печать фотографии. Укладывал фотобумагу на нужное место, отодвигал красную пластинку на фотоувеличителе, и я переставал существовать - отсчитывал нужный интервал времени - 21, 22, 23, ... (неспешное произнесения каждой из этих цифры - это 1 секунда времени). Все, отсчет закончен, и я перекрывал красной пластинкой поток света, падающий на бумагу.
  
  Теперь фотобумагу кладу в кювету с проявителем эмульсией вверх (эта сторона более шероховатая). И не просто кладу, а, как бы подныриваю ей под раствор, чтобы под бумагой не образовался пузырь воздуха (он замедлит проявление этих участков).
  И теперь обязательно надо двигать фотобумагу вперед-назад широким фотопинцетом (с параллельными плоскими немного отогнутыми концами), чтобы к фотослою на бумаге постоянно и равномерно поступал свежий раствор.
  При этом одновременно надо перемещать пинцет и вдоль края фотографии, иначе он, зажимая фотографию, не даст омывать раствору зажатые участки.
  Но главное - надо внимательно смотреть, как проявляются разные участки фотографии. Более бледные участки изображения я нежно тер пальцем, чтобы согреть их своим теплом (  ) - это ускорит проявление.
  Когда достаточно проявились ее самые важные участки, вынимаю фотографию за ее короткий край из кюветы, но так, чтобы противоположный край бумаги постоянно касался бортика кюветы - тогда проявитель лучше стекает с бумаги.
  Вынул ее, быстро макнул в кювету с водой, - и тут же в кювету с закрепителем, - ведь проявление продолжается и надо торопиться остановить его. Но теперь уже кладу изображением вниз, так как края фотографии обычно приподнимаются. Там тоже немного подвигал фотографию туда-сюда и все.
  Дальше можно не торопиться - пусть полежит с другими, попавшими в закрепитель раньше.
  
  А вот после закрепителя надо обязательно хорошенько промыть фотографии проточной чистой водой, иначе они быстро пожелтеют.
  Вот только теперь можно прекратить свое пещерное существование при красном фонаре и включить нормальный свет.
  А вот теперь наступал едва ли не самый трудный момент - отбор, что из уже напечатанного, оставить, а что выбросить. Существует наблюдение: "надо рвать фотографию пока она мокрая". Если плохая фотография уже высохла, то потом уже рука не поднимается выбросить ее - ведь это как самому убить своего тяжело больного ребенка. И будет эта фотография потом постоянным немым укором - и стыдно показать ее, и жалко выкинуть.
  
  36 кадров
  В рулончике фотопленки 35 мм, было 36 кадров и пока не сделал 36 снимков нельзя было вынимать ее из фотоаппарата - иначе пропадет неиспользованная часть пленки. А если же отснята вся пленка, а вы еще не успели зафиксировать всё планируемое, то приходилось перезаряжать фотоаппарат - то есть вынимать уже экспонированную (отснятую) пленку и заряжали фотоаппарат новой. Кстати, тогда говорили только "экспонированная", а не "отснятая" пленка, иначе все сразу поняли бы, что вы - новичок.
  
  Итак, в фотоаппарате находилось 2 кассеты. Кассета - это круглый, с прорезью для пленки, цилиндрический корпус. В одной кассете - подающей - была новая пленка, а в другой - принимающей - была уже экспонированная пленка. После нажатия на кнопку фотоаппарата, надо было перемещать пленку (вручную с помощью специального рычажка на фотоаппарате) на 1 кадр из подающей кассеты в принимающую. Когда все 36 кадров отснято (ой, простите, - экспонировано) надо зарядить в фотоаппарат новую пленку.
  Теперь моя задача открыть фотоаппарат, вынуть экспонированную пленку из углубления принимающей кассеты, потом вставить в фотоаппарат новую пленку в углубление для подающей кассеты, протянуть эту пленку по длине фотоаппарата и закрепить уже в другой (пока еще пустой) принимающей кассете. Если это сделать наспех, то после первых кадров пленка может перестать перемещаться, и остальная съемка будет вестись на одно и то же место пленки - все изображения будут накладываться друг на друга. И, главное, новичок узнает об этом только тогда, когда откроет фотоаппарат, чтобы заменить пленку на новую. Приношу ему свои соболезнования.
  
  И вот эту перезарядку надо было выполнять в пещерной темноте. Но ведь я в это время в толпе, в разгар праздника и надо спешить, - ведь я пропускаю моменты, интересные для съемки!
   И вот на такой случай у меня был всегда с собой рукав. О, эта вершина человеческой мысли, представлял собой цилиндр из черной мягкой светонепроницаемой ткани, открытый с обеих торцов, по контуру которых вставлена резинка. Вот в этот рукав я вставлял обе руки (как в муфту зимой). А резинка по торцам рукава нужна, чтобы ни один лучик света не попал на пленку.
  И вот теперь уже все мое внимание там, внутри этого черного рукава, - все делал наощупь, поэтому для меня сейчас никто не существовал.
  Итак, я в рукаве - да мысленно, мысленно. В одной руке - кассета с экспонированной пленкой, а в другой - с новой. Открывал крышку фотоаппарата, вынимал кассету с экспонированной пленкой из его принимающего гнезда и, вытягивая эту пленку из кассеты, сворачивал ее в рулончик. Есть! Заворачивал ее в светонепроницаемую бумагу и экспонированная пленка готова к обработке.
  Теперь (там же, в рукаве), вынимал из упаковки кассету с новой пленкой, вытягивал ее за конец, чуть торчащий из прорези кассеты, и вставлял все это в подающее гнездо фотоаппарата. Но и это не все. Теперь надо исхитрится правильно закрепить скошенный конец новой пленки в пустой кассете, в которую будет поступать уже экспонированная - а это тоже не всегда удается сразу.
  В конце, концов все получилось. Бегу продолжать фотографировать - наверстывать упущенное во время перезарядки пленки.
  
  
  Проявление фотопленки
  Итак, у меня полностью отснятая пленка. В таком состоянии она долго хранится не может (на упаковке писали сколько), поэтому приходилось потеснить свои планы, и я переходил к следующему барьеру на пути получения фотографии - проявление экспонированной пленки. Конечно, можно было отдать проявить в фотоателье, но это просто себя не уважать. Да и были случаи, когда пленку там портили, - а ведь запечатленные бесценные (для меня) кадры уже не вернешь! Нет уж, проявлю дома сам.
  Ну сам, так сам. Для этого покупал порошки проявителя и закрепителя (его называют и фиксаж, но не буду загружать вас специальными терминами). Эти порошки потом размешивал в воде - растворы готовил обычно в литровых стеклянных из-под молока и важно, чтобы они были закрыты герметично. И еще желательно это делать непосредственно перед проявлением фотопленки, - ведь растворы должны быть свежими.
  Кстати, позже я стал покупать уже не готовые порошки, а только отдельные химикаты, которые потом сам тщательно развешивал и составлял из них нужные проявитель и закрепитель (короче, зазвездился.  ) Это давало лучшее качество, но требовало дополнительных затрат не только времени, но и денег (для приобретения маленьких весов и гирек), но и места хранения этого хозяйства.
   Потом приступал к проявлению фотопленки.
  А делать это можно только при свете красного фонаря, да и то не на каждом этапе. Ну а где можно дома получить и темноту (чтобы вынимать фотопленку из кассеты, и размещать ее в бачке), и возможность выливать растворы, и потом промывать пленку чистой проточной водой из-под крана? Да ясен пень - в ванной комнате. Именно там большинство мучеников и устраивали свои фотолаборатории - комнаты красных фонарей. Если бы такие комнаты фотолюбителей того времени разместить рядом друг с другом, то получились длиннющие улицы красных фонарей. 
  При этом, клал поперек ванны 1-2 широкие доски и расставлял бачки для проявления пленки. Все. Потом тщательно занавешивал все окна в эту "фотолабораторию", и темнота становилась почти пещерной.
  Да, теперь очень важно не забыть строго-настрого предупредить всех домочадцев, чтобы они не включали свет в этой комнате и не входили в нее. Это всегда вызывало общее недовольство, поэтому в выходные дни поработать в такой "лаборатории" не удавалось. Самое спокойное время для этого священнодействия - это когда окружающая меня среда ложилась спать. С этого момента ванная комната - моя крепость.
  В первую очередь проявлял фотопленку. Для этого доставал специальный круглый черный пластмассовый бачок и снимал с него крышку. Сразу оговорюсь, что все, абсолютно все фотооборудование, было только черного цвета.
  
   После этого заправлял пленку в направляющие нижние пазы, расположенные по спирали в бачке. Вот тут надо было внимательно следить за тем, чтобы витки пленки нигде не соприкасалась между собой - иначе к этим участкам не поступал проявитель, и на фотографии они будут выглядеть черными пятнами. Эта непростая процедура требовала навыка, и спешка погубила не одну пленку. При этом, и вынимать фотопленку из кассеты, и размещать ее в бачке, надо было в полнейшей темноте - иначе пленку можно было засветить.
  Всё, пленка уже в проявочном бачке и его крышка закрыта. Теперь можно включать красный фонарь.
  После наливал проявитель в бачок с пленкой и сразу же начинал постоянно вращать фотопленку (заправленную в пазы и находящуюся внутри закрытого бачка). Вращать надо в строго определенном направлении, используя специальный рифленый выступ из бачка.
  Это необходимо, чтобы раствор поступал внутрь спирали с пленкой, и он равномерно поступал ко всем участкам пленки, а не омывал ее только снаружи - иначе загубишь дело. Время проявления зависит от чувствительности пленки, и температуры проявителя и длилось 6-10 минут.
  Все, проявление закончено и проявитель выливал из бачка в бутылку - им можно проявить еще одну-две пленки.
  
  Но теперь необходимо закрепить проявленную пленку. И вся процедура начиналась сначала - закрепитель заливал в бачок, вращал пленку в нем и выливал закрепитель в его же бутылку. Вот только после этого можно включать свет - до этого все манипуляции производились при свете красного фонаря.
  
  Но и это еще не все. Теперь необходимо промыть пленку водой - и вся процедура повторялась, только вместо проявителя и закрепителя пленку должна омывать проточная вода из-под крана. И при этом надо было продолжать все время вращать пленку внутри бачка, чтобы вода поступала ко всем участкам эмульсии на пленки.
  
  И это опять не все. Теперь надо вытащить пленку из пазов держателя формы пленки - при этом надо аккуратно держать ее слегка сжимая перфоратор по торцам пленки. Вынул? Молодец!
  А теперь надо повесить пленку для того, чтобы она высохла. И чтобы ни одна пылинка на прилипла к сырой пленке, иначе она будет выглядеть толстой дубинкой на готовой фотографии - ведь изображение на пленке будет увеличено в десятки раз.
  И вот для сушки пленки предварительно натягивал (как можно выше), веревки, на которых развешивались мокрые полосы фотопленок и прикреплял их прищепками сверху. Снизу тоже цеплял прищепки, но это уже для того, чтобы мокрый рулончик пленки не скручивался, а висел вертикально. Но я, как правило, проявлял сразу несколько пленок (пока растворы свежие), и тогда полосы пленок смотрелись как заграждение. Через день-два эмульсия на пленке высыхала.
  Все? Да как бы не так. Ведь на пленке еще нельзя посмотреть нормальное изображение, так как это только негатив - черное видится белым и наоборот. Поэтому теперь (только теперь) и начинался самый долгожданный этап - печать на бумаге вашей бесценной фотографии в нормальном виде.
  Но это отдельная песня, поэтому только тогда, когда пленка повешена для сушки, я шел спать.
  
  Глянцевание
  Старые любительские фотографии, в основном, глянцевые. В то время и мне казалось, что блестящее фото - это так красиво! А вот чтобы получить такую красоту надо было еще потрудиться.
  Итак, фотографии напечатаны на бумаге и лежать в кювете с водой - блаженствуют. Но рано они успокоились.
  Вот для этого момента я и купил глянцеватель. Это такое вертикальное прямоугольное сооружение с бочкообразными поверхностями, к которым прижимаются с обеих сторон абсолютно гладкие, блестящие как зеркало, пластины.
  Размеры глянцевателей были для фотографий разной величины. Я купил большой, - планы то были наполеоновские.
  Итак, я доставал глянцеватель, включал его и когда он достаточно нагревался, накладывал по одной фотографии с обеих его сторон (изображением внутрь - к зеркальной тонкой и гибкой металлической пластине).
   А чтобы глянец получился ровный, без матовых островков, хорошенько прижимал фотографию к блестящим пластинам, катая по ней резиновыми валиками. Это как огромные колеса асфальтоукладчика уплотняют еще горячий асфальт. Чем лучше выдавишь воду из-под фотобумаги, тем лучше получится глянец на фото.
   А чтобы фотографии не падали куда зря по мере высыхания, прижимаю их поверх еще и накладками из ткани.
  
  Кстати, все оборудование я покупал с расчетом на большие фотографии, но так и не сделал ни одной такой - ограничился средним размером - места дома не было, да и необходимости тоже. Но в планах размах был, а это главное. 
  Вот только все это крупногабаритное хозяйство занимало место - и немало.
  Кроме того, для всех этих процедур огромной армии фотолюбителей приходилось тратить настолько немалые деньги, что гуляло такое мнение: "Если хочешь разорить друга, подари ему фотоаппарат". А с появлением цветной фотографии расходы энтузиастов выросли уже в разы.
  Но не будем отвлекаться от маршрута нашей экскурсии.
  Через некоторое время после начала глянцевания и одновременной сушки фотографии слышу легкое потрескивание - это высохшие участки фотографии отделяются от глянцевателя. И если отделился большой участок фотографии, то не мог удержаться и заглядывал - как получился глянец. Но, еще немного терпения и..., наконец-то, - вся фотография отделилась от глянцевателя. Вот! Вот ради этого момента я и не спал всю ночь - фотография готова! Уже сухая, и еще тепленькая. Теперь кладу ее изображением вниз, расправляю и придавливаю по всей ее площади какой-нибудь книгой - чтобы фотография не скручивалась.
  Процесс печати фотографии на бумаге зачастую был такой же непрерывный, как плавка чугуна в доменной печи. При этом, время пролетает так незаметно, что, если начал вечером, то легко можно выйти из ванной только под утро. И жена, глядя на несмятое место в постели, смотрит на меня не столько с уважением, сколько презрительно. Но потом фотографии смотрит охотно.
  Вот уж теперь-то, когда фотография готова, может быть процесс закончен? Да нет же, нет - если вы так думаете, то вы не фотолюбитель! Вот теперь, именно теперь я начинаю рассматривать каждый участок фото, анализировать каждый этап, который она прошла - от момента съемки, до качества глянцевания. Время опять летит, но я не замечаю этого.
  
  Обрезка фотографии
  
  Во время печати по краям изображения оставались белые поля - и далеко не всегда они были одинаковые со всех сторон. Ну нельзя же такое безобразие показывать людям. И исправить это мог только фоторезак.
  А они были разные не только по конструкции, но и по линиям реза - для получения краев фотографии и прямых, и фигурных. Причем линии фигур были тоже разные.
  Сначала я купил резак для получения красивых, фигурных краев, но потом оказалось, что это хорошо только для маленьких фотографий. Пришлось купить и еще один резак - для прямых краев.
  
  Все! Теперь (да, да, вот только теперь!) фотография готова для показа всем, всем, всем!
  И сейчас, и потом - даже через десятки лет.
  
  Спи спокойно, дорогой фотолюбитель
  Скорее всего читатель спросит - а для чего я так подробно расписываю эти процедуры, если они сегодня уже не нужны простому фотолюбителю? Да для того, чтобы вы получили хотя бы общее представление о том, какие титанические усилия прикладывали те, благодаря которым вы можете сейчас смотреть на старые, потрепанные, выцветшие, фотографии - на этот привет из прошлого.
  Кстати, среди фотолюбителей очень редко встречались представители слабого пола. Да оно и понятно - кото же из них "столько выпьет".
  Теперь, когда вы познакомились с тем, сколь непрост был путь любителя-фотографа, вы по-другому будете смотреть и на это бесценное сокровище - старую фотографию, которую время стремительно уничтожает.
  
  Дорогой мой читатель, я надеюсь, что ты уже проникся пониманием того, что приходилось преодолевать многочисленным фотолюбителям того времени. И они сделали свое дело. Это было не просто, это отнимало много времени и денег, но без них было бы невозможно посмотреть сейчас на прошлое, на своих предков, перенестись в то время.
  То, что тогда делал ночами, сейчас получают за пару секунд - нажал на кнопку фотоаппарата и сразу можешь увидеть, что получилось. И сохранится это на любой срок в первозданном виде - без потери качества.
  
  Спи спокойно, дорогой фотолюбитель-мученик того времени, -
  счастливая ЭЛИТА ПОШЛОГО!
  
  P.S. С появлением любительского КИНО трудности прибавились, а затраты усилий и денег пионеров этого дело, возросли в разы. А сейчас, при съемке видео с помощью цифровой техники, достаточно просто сдвинуть переключатель с "Фото" на "Видео". 
  
  
  Декабрь 2019
  КОНЕЦ
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"