Неизвестный Элементал : другие произведения.

Теория о Ограниченности Внимания

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Дамы и господа, приветствую вас.
   Сегодняшней темой послужит один из ключевых механизмов восприятия - "внимание".
   Мы с вами попробуем понять, почему оно работает именно так, а не иначе, и какая нам с вами польза от этого.
  -- Погрешность восприятия.
   Что уже можно наверняка утверждать, так это то что в этом мире нет человека с абсолютным восприятием. И это несложно доказать.
   Во-первых, восприятие ограничено разрешающей способностью наших органов.
   У ушей это диапазон слышимого звука.
   У глаз это угол обзора и то насколько мелкий объект вы можете увидеть.
   У носа это количество запахов которые вы различить во время одного вдоха.
   Я думаю вы все знаете об этих ограничениях.
   Кроме того есть и второе доказательство, но оно уже не так наглядно:
   В этой реальности не будет ничего "абсолютного", пока есть хотя бы одно "относительное".
   Эту фразу и ее значение я оставлю пока на ваше усмотрение.
   А сами мы пойдем дальше.
  
  -- Ограниченность внимания.
   Мы определились с тем что воспринимаем мир всегда частично: мы не видим молекул невооруженным глазом, не можем с помощью запаха узнать какие цветы и на каком расстоянии от нас растут они на лугу.
   Примеров может быть сколько угодно, но факт есть факт, человек может воспринимать и запоминать лишь часть реальности что его окружает.
   Но это физические ограничения органов восприятия.
   Есть еще ограничения и в самом разуме.
   Например если вам показать две картинки, вы не сможете найти на них за две секунды более десяти отличий. Пусть у вас даже фотографическая память и запомните их полностью.
   Вы просто не успеете за эти две секунды осознать более десяти отличий.
   Если для вас все еще выглядит это не убедительным, приведу другой пример.
   Вы слышали каждое мое слово до этого самого места.
   Тогда скажите сколько слов вы от меня услышали?
   Вы не считали? Так оно и есть.
   И отличия вам тоже придется как минимум считать.
   Поэтому не более десяти отличий за секунду.
   Хотя конечно если кто-то специально потренируется то сможет и больше.
   Возможность развития она из фундаментальных особенностей нашего Разума.
  
  -- Обработка информации
   Все это нас приводит к выводу что на обработку информации полученных с органов восприятия нам всегда нужно больше времени, чем на сам процесс восприятия.
   Этот же вывод можно было сделать изучив биологию.
   "Внимание" это фактически тот самый механизм который экономит наши умственные усилия.
   Начнем с того что мы воспринимаем реальность не одномоментно, а циклически:
   Воспринимаем образ.
   Обдумываем образ выделяя из него объекты и события.
   Выявляем то что в образе оказалось важным для нас.
   Воспринимаем образы важных для нас вещей снова.
   Обдумываем образ уточняя уже известные элементы и выделяя новые.
   Выявляем важные для нас элементы...
   Разберем это на примере.
   Я иду по улице, вижу поток людей на тротуаре, поток машин на улице.
   Я не вижу каждого человека отдельно, и уж тем более каждую машину.
   Мое внимание рассеяно по всей улице. Звуки мной воспринимаются как обычный гул города.
   Но вот раздается визг тормозов, и моя голова поворачивается сама собой в сторону источника нового звука.
   Сам звук резкого торможения лично для меня важен, так как он свидетельствует о создании опасной ситуации на дороге.
   И мое восприятие сразу переключается на машину что его издала.
   Но я все еще недостаточно сосредоточен чтобы увидеть ее цвет, зато мое внимание уже достаточно акцентировано чтобы определить насколько машина повреждена.
   Повреждений внешних нет.
   Уже в результате осознанного переключения внимания мои глаза ищут причину столь резкого торможения рассеивая внимание перед затормозившей машиной.
   Этой причиной оказывается детский мяч.
   Снова осознано я уже ищу глазами того кто его кинул, внимание приходится рассеять еще по большей площади переулка выходящего на улицу с противоположной стороны.
   Мальчик неопределенного возраста(он мне не важен в этот момент) стоит, за мячом не бежит.
   Я разбиваю свою внимание на два неравных потока:
   Один сосредоточен на движениях мальчишки (не побежит ли он за мячом?)
   Другой на мяче что докатился до тротуара по которому я иду.
   Такое разбиение внимания меня ощутимо напрягает и я ищу способ закончить инцидент.
   Я поднимаю мяч и сосредоточив внимание на своих действиях забрасываю его обратно в переулок.
   Лишь когда мяч перелетает мальчишку и скрывается в глубине двора, мое внимание переключается на автомобиль что надсадно сигналит мне.
   Но он в данный момент не так важен для меня, поэтому я снова осознано переключаю внимание на мальчишку чтобы убедиться что он ушел.
   Инцидент закончен. Машина что резко затормозила ранее уже уехала. Я даже не запомнил ее марки.
   Машина что сигналила тоже уже скрывалась за поворотом. Ее марку я на автомате успеваю рассмотреть: Тайота.
   Но более ничего важного для меня в потоке машин нет и он снова размазывается для моего внимания в один гудящий объект.
   Таким образом у нас всегда существует цикл восприятия:
   Получили информацию.
   Обработали.
   Запустили процедуру получения новой информации.
  
  -- Концентрирование и рассеивание внимания.
   Из предыдущего примера вы наверно уже заметили что мы можем сознательно ограничивать свою область восприятия.
   Для нас это настолько необходимая вещь, что даже наши глаза умеют сжимать зрачок для сужения области зрения.
   Это ограничение области восприятия сразу служит двум целям:
   Устранение ненужных источников информации.
   Более полное восприятие важных для нас источников информации.
   Именно во время концентрации ранее цельные для нас объекты мы делим на меньшие объекты.
   Возьмем для примера все тот же детский мяч.
   Мяч и мяч.
   Но давайте его рассмотрим "внимательнее".
   На нем есть три полоски: красная, зеленая и желтая.
   На нем есть места потертости: места где краска стерлась с резины.
   И цветные полоски, и потертости мы уже с вами воспринимаем как отдельные объекты.
   Хотя раньше это все было одним объектом под названием "детский мяч", после того как мы сконцентрировали на нем внимание это стал "старый детский мяч с тремя цветными полосками". Концентрация внимания позволяет нам существенно увеличить количество доступной информации.
   Но рассеивание внимания не менее полезно.
   Мог ли я думать о чем то своем, если бы разглядывал каждого человека что идет ко мне навстречу? Мог бы я вообще о чем то глубоко задуматься если бы вынужден был постоянно разглядывать окружающий меня мир на предмет опасностей? Не знаю.
   Но зато когда я рассеиваю внимание, то охватываю огромную площадь реального мира.
   Мне не нужно особо знать что в этом реальном мире происходит, но такое ослабленное и размазанное внимание позволяет мне вовремя реагировать на такие вещи как звук резкого торможения или крик человека.
   Наше внимание это не только органы восприятия, это рабочая сцепка Разума и Восприятия.
   Таким образом если мы хотим более "внимательными" нам приходится большую часть Разума подключать к восприятию новой информации.
   Когда мы выполняем нудную, уже тщательно изученную нами работу, мы наоборот можем отключить большую часть Разума от обработки каналов Восприятия и приложить наши умственные усилия к обдумыванию какой-нибудь сторонней проблемы.
   Тут как всегда самое важное понимать как это работает, и стараться управлять механизмом под названием "Внимание" осознано.
   На этом пожалуй я на сегодня закончу.
   Позвольте мне откланяться.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"