"Но еще не знаю достаточно ясно, каков я сам, я, уверенный в своем существовании... Чем же я считал себя прежде? Разумеется, человеком. Но что такое человек? Скажу ли я, что это - разумное животное?". Именно этими словами Декарта стоило бы начать этот фильм, ведь о подобном думал на протяжении всего фильма главный герой, учащийся в колледже для мальчиков, 17-летний Алекс, которого обвиняют в убийстве своего одноклассника Найджела.
Фильм рассказывает о том, как психолог - криминалист Салли ищет улики для обвинения в убийстве, но в ходе поисков осознает, что с этой историей не так все просто, как кажется на первый взгляд... С одной стороны, все выглядит как умышленное убийство, с другой - выясняется, что убитый имел необычное влияние на обвиняемого.
В фильме задействованы два временных отрезка: жизнь Алекса до убийства Найджела и после, когда он находился под следствием. Такое чередование времен позволяет зрителю оценить ситуацию, более глубоко проанализировать ее, а более зоркому зрителю - зацепиться за уловки и намеки режиссера, чтобы понять основной замысел еще на первых минутах фильма.
В основе фильма лежит психологическая гельштальт - терапия, которая помогает человеку развить самоосознавание, раскрыться как личность. Гельштальт - терапия основывается на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходах. Этот фильм- это история экзистенции главного героя. Но обо всем по порядку.
Не случайно в этом фильме введен образ некого тайного ордена тамплиеров, в котором состоят отец Алекса, родители Найджела и даже следователь. Образ ордена является отсылкой к движению асассинов, которые тоже действовали в Средние века в Азии. Их девизом было выражение: "Все позволено". Действительно, и в фильме, немного утрируя, все могли делать все, предварительно договорившись с лицами, более высокого положения. Такое общество, где все позволено, где можно избежать наказания неправомерными действиями, - гнилое. Возможно, вседозволенность стала одной из причин, которая предопределила судьбу главного героя.
Главный герой- Алекс- бунтарь по натуре, у него никогда не было настоящего дома, у него нет матери, он прожил всю свою жизнь в колледже, директором которого является его отец. Отец держит его в "ежовых рукавицах", за каждую выходку- выговор, вследствие чего еще больше воспламеняет непокорность юноши. В воспитательных целях он селит к нему в комнату Найджела, умного и амбициозного молодого человека из хорошей семьи. Вскоре у нового соседа обнаруживаются странности: он безжалостно режет животных и проводит над ними опыты, подкидывает Алексу части человеческих органов; у него достаточно своеобразное отношение к смерти. Дабы проучить странного паренька, Алекс берет его с собой на железную дорогу, где они с друзьями рискованными способами развлекались. Но выходка не удалась: Алекс испугался больше, чем Найджел, который на глазах у первого убил его друга. Алекс очень заинтересовал Найджела, скорее всего своим рвением идти против правил, к свободе. Новый сосед дает Алексу новое имя - Jack/Валет, что означает "личный слуга, грабитель, простолюдин, пират", какое из этих смыслов имеет в виду Найджел, зрителю необходимо решить самому.
В жизненных принципах Найджела прослеживается философская идея смерти Гегеля, согласно которой раскрывающей самого себя силой для человека служит Негативность. Человек, определенный в своем бытии Негативностью, - это не статично данное Бытие, а Действие или Акт самоутверждения или создания самого себя. Полное и окончательное соответствие между субстанцией и субъектом может быть достигнуто лишь "в конце времен", когда завершается творческое движение Человека. Оно совершается в отрицании природного или человеческого. Природа в Человеке и для Человека есть "грех": он может и должен противопоставлять себя ей и отрицать ее в себе самом, он является по отношению к ней независимым, автономным или свободным. Найджел одержим идеей смерти, он разрывает все нити, которые связывают его с жизнью: проводит опыты над животными, "творит", убивая людей, заканчивает свою жизнь - так он отрицает все природное и человеческое вокруг и в себе. Но при всем при этом он отчаянно стремится к бессмертию. Здесь искушенный зритель может увидеть интерпретацию картезианства. Как хорошо бы подошли слова Блеза Паскаля о человеке, если отнести их к Найджелу: "человек удерживается на грани двух бездн - бездны бесконечности и бездны небытия". Вопрос Б.Паскаля: "Человек в бесконечности - что он значит?"- не дает уснуть главному герою, он ищет способы подобраться к этой тайне, осуществить ее. Паскаль пишет, что человек ничтожен, и в этом он велик, но возвыситься можно еще и за счет мышления. Будто вторя этим мыслям, главный герой тоже находит для себя ответ на вопрос , что же ему нужно для бесконечности. Для этого необходимо мышление. Да, мышление главного героя уже безупречно, он мыслит далеко вперед, настолько, что следующий шаг сложно предугадать. Но это не дает ему бесконечности, поэтому он стремиться обрести власть над мышлением других, прежде всего Алекса. По Паскалю человек есть ничто иное как "хаос", в данном фильме, это, действительно, так: Найджел олицетворяет хаос, он сеет сомнение и плодит страх.
Найджел, чтобы проверить подлинность своей теории, начинает влиять на Алекса, подавляя его разум и ограничивая его свободу и волю. Но разум и свобода представляются в фильме как одно целое, автор подобно Спинозе отождествляет волю с разумом, чтобы не размышлять об абстрактном, а выявлять конкретные проблемы человека. Найджел влияет на Алекса через эмоции, его чувственную сторону, такие действия, точнее состояния, которые Спиноза называл "аффектами". Однако аффекты не могут повлиять на выбор между добром и злом, потому что все зависит от разума, который должен сопротивляться "страстям". Но Алекс не может противиться, из чего следует, что его разум более не принадлежит ему, им завладел Найджел. И Алекс намекает об этом психологу- криминалисту Салли на протяжении всего фильма в надежде на то, что она поймет и поможет, особенно ярко это выражают такие слова героя: "Он здесь, повсюду, он преследует меня, смеется надо мной... Вы не понимайте, да? Ничего, вы еще поймете, поймете...". Приведу еще одно доказательство несвободы Алекса. Кант писал: "Быть нравственным - значит быть свободным". Это утверждение строится на нравственной вменяемости человека. Вменяем ли нравственно был главный герой? Если в начале фильма, зритель может утвердительно ответить, то по мере развития событий, он окончательно осознает, что герой опустился на самое дно человеческой природы, потому что Алекс наблюдает за всем происходящим, не предпринимает никаких попыток, чтобы выпутаться из тьмы. А Найджел (который невменяем изначально), будто играя с ним, постоянно ставит его между выбором (одна из основных проблем экзистенциальной философии): рассказать, кто совершил убийства, или промолчать?.. Алекс поначалу пытался бороться, однако это было недолго, после он мог лишь молчаливо смотреть и соглашаться.
С акцентируем внимание на наблюдении. Как было написано ранее, в основе этого фильма лежит гештальт - терапия (надо заметить, что об основополагающих гештальтах (формах) добра и зла писал Я. Бёме, немецкий философ, протестант), в свою очередь, эта терапия основывается на феноменологии. Основным ее методом и является наблюдение, непосредственное созерцание, что позволяет сосредоточить внимание на акте (переживании) сознания, которое редуцирует к чистому сознанию. Найджел специально оставляет Алекса наблюдателем, чтобы в корне изменить его мышление незаметно для него. Алекс тяжело переживает потери, начинает переосмысливать жизнь, но так как нет наказания, он постепенно уверяет себя самого, что все идет правильно. Герой оказывается в пограничной ситуации, он переживает свой индивидуальный кризис, в результате чего, согласно философии экзистенциализма, мир становится для человека "интимно близким". И способом проникновения в этот мир "экзистенции" объявляется интуиция, которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод. Человек должен осознавать свое бытие, чтобы найти самого себя. Страх, который трактуется экзистенциалистами позитивно (Кьеркегор: "Страх есть головокружение свободы"), необходим для того, чтобы вытянуть человека из размеренного, бездумного проживания жизни. Именно страх даёт возможность абстрагироваться от всех ежедневных проблем, забот и посмотреть на всё происходящее со стороны. Во время этого чувства всё незначительное отступает на задний план, а остаётся само существование. Когда человек поднимается над бездумным проживанием, он понимает, что большинство его ценностей, ориентиров и жизненных отношений - ошибочны. Теперь он словно отторжен от них, теперь он целиком опирается на самого себя, и лишь в этом проявляется истинная свобода. Несомненно, Алексом движет чувство страха, но страхом этим управляет Найджел, именно он заставляет страшиться Алекса тогда, когда ему это нужно. Найджел подводит Алекса к пониманию, что привычные для них ценности ошибочны, но не дает Алексу опереться на себя, он делает так, чтобы Алекс опирался целиком на него, на Найджела. Найджел подавляет его личность, делает его послушной марионеткой, внушает ему свои идеалы.
Алекс раньше верил в один из принципов экзистенциализма: "Человеческое существование - это бытие, обращённое в смерть" , но Найджел доказал обратное, он обратил свое существование в будущее. Он внушил свои идеи в разум Алекса, он полностью исправил его мышление, сделал его вторым собой. И тут, в фильме, не случайна отсылка к произведению Эдгара Аллана По "Вильям Вильсон", которое повествует о юноше, у которого есть злой двойник, но на самом ли деле это двойник, может быть это он сам? Автор не дает полного ответа, лишь подводит читателя к размышлению об этом. Опираясь на идею этого рассказа режиссер ставит странный вопрос: кто же на самом деле умер в фильме, Алекс или Найджел? Кто же здесь настоящая жертва? Зритель вместе с героиней триллера Салли должны понять сами.