... Главное, на мой взгляд, что происходит с сознанием человека, практикующего метод "трезвение ума", это рождение или, может правильнее будет сказать, возрождение нового мира или даже новой реальности.
Например, мой мир - это мир моих взаимоотношений со всеми, кто встречался мне по жизни. Вся деятельность моего ума и погружена в постоянное восприятие и анализ этих взаимоотношений.
Можно констатировать как факт, что ум не в силах покинуть эту ограниченную сферу, поскольку у него больше ничего нет, кроме памяти об этих отношениях.
Но в практике "трезвения ума" наш ум действительно "трезвеет", поскольку он начинает воспринимать совершенно новый тип взаимоотношений. Ум начинает жить в совершенно новой для него сфере.
Речь идёт о возрождении связи, взаимоотношений с Творцом.
И это совершенно новые взаимоотношения, главное отличие которых от всех предыдущих состоит в том, что эти отношения с Богом вечные, поскольку Он Сам вечен!
Ум обретает умиротворение - берег вечности, поскольку до этого момента не было ничего, на чём ум мог бы остановить луч внимания и стать недоступным для смерти. Не было до этого момента таких взаимоотношений, которые не могла бы разорвать смерть, поскольку все люди смертны и наша связь с ними в любое время может оборваться.
Ум начинает учиться функционировать одновременно в сфере взаимоотношений с творениями и в новой для него сфере взаимоотношений с Творцом.
То есть, наш внутренний человек пробуждается к жизни, поскольку ум возрождает своё истинное предназначение - пребывать вниманием в Боге.
Внутренний человек и отличается от внешнего тем, что его внимание в Боге, а не вне Бога. Соответственно внимание нашего внешнего человека находится вне Бога, как говорит Христос:
"во внешней тьме", именно поэтому он и назван внешним.
Следовательно "трезвение ума" это путь ведущий наш ум из внешней тьмы безбожия к Богу.
Путь этот есть Христос.
Следовательно исихасты, не смотря на их отшельническую жизнь, пребывают не в одиночестве и безмолвии.
Исихасты пребывают не в одиночестве, а с Богом, и не в безмолвии, а в общении с Творцом.
Ведь в одиночестве, наедине с самим собой, можно только сойти с ума!
Реальное одиночество - это жизнь без Бога, то есть безбожная жизнь, и в такой жизни многие сошли со здравого ума, несмотря на то, что постоянно живут в обществе...