Всего два слова, а для исихаста это целая энциклопедия.
Для всех, кто интересуется данной темой, есть немало ценной и полезной информации, поэтому в данном тексте речь пойдёт только о личном опыте автора.
Можно лишь сказать, что трезвение ума это труд над самим собой, ведущий к тлению нашего внешнего человека и, соответственно, к возрождению внутреннего человека.
Когда готовишься к жизни в одиночестве и набрасываешь себе приблизительный план как, когда и с чем именно будешь работать, то потом, по прибытии в свою "клеть", понимаешь, что строить планы в этом деле глупо, поскольку первое, с чем сталкивается исихаст есть страх.
Данная форма страха совершенно не знакома начинающему отшельнику, поскольку живя в обществе, он никогда не сталкивался с чем-то подобным. И вот, когда наступает вечер, то человек не думает о том, о чём запланировал, а именно - о раскрытии смысле термина "трезвение ума", а просто боится, причём, сам не зная чего.
Вроде бы всё тихо и спокойно в округе - птички поют, речка журчит, зверьки шуршат и копошатся. Казалось бы нет никакой причины для беспокойства, да и кто в такую глушь лесную зайдёт поздним вечером?!
Разве что инопланетяне, или нечисть какая?!
Или сначала те, а потом другие?
Интересно кто из них опаснее?
Брррр!
Рассудок, получивший высшее техническое образование, всеми силами логики и рационального мышления пытается нейтрализовать страх!
Но безуспешно! Сердце не послушно увещаниям ума, и продолжает стучать громко и напряжённо!
Вот тогда-то и узнаёшь, что страх живёт в сердце и именно оттуда морозной парализующей струйкой струится в солнечное сплетение.
Ум утверждает что всё спокойно, а сердце не согласно. Как в такой ситуации изучать труды братьев - христиан?
Как сконцентрироваться?
Но спустя несколько ночей, начинаешь осознавать, что страх не может быть беспричинным, сердце не способно врать!
В чём же причина беспокойства?
В отсутствии связи с Творцом!
Сердце не чувствует присутствие Бога, не чувствует связи со своим Источником, поэтому боится.
Вот тогда и начинает человек свою духовную жизнь, начало которой есть возрождение осознания присутствия Бога.
Присутствия не где-то далеко - за облаками, а здесь и сейчас.
Берёт человек Писание, но уже не из праздного любопытства, а как спасительный якорь, способный разбить оковы страха и вернуть сердцу покой.
Совершенно "случайно" Библия открывается на нужной странице и, при мерцающем свете двух свечей, начинается процесс исцеления человека.
Вернее - рождения человека!
"Иду ли я, отдыхаю ли - Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе.
Ещё нет слова на языке моем, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.
Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою.
Дивно для меня ведение Твое, - высоко, не могу постигнуть его!
Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?
Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты.
Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, -
и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.
Скажу ли: "может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью";
но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет".
(Псалом 138)
Оказывается, Бог вездесущ, спереди и сзади объемлет Он меня. Творец наполняет Собой всю вселенную, даже если "сойду ли в преисподнюю - и там Ты"!
Когда приходит осознание, понимание того, что Бог всегда рядом, что Он здесь и сейчас, вот тогда сердце покидает страх и приходит тихая радость.
Затем начинаешь понимать, что страх и раньше присутствовал, но жизнь в семье, в обществе приглушала его, а в тишине и одиночестве голос страха просто стал громче слышен.
Тогда человек понимает, что нет одиночества, поскольку рядом с каждым из нас всегда находится Бог. И даже после смерти тела, когда мы покинем наших друзей и близких, с нами всегда - вечно будет Отец!
А когда ночью вспоминаешь Евангельские истины о том, что Бог есть Любовь и Свет, а если Бог вездесущ, то значит мы живём в безбрежном океане Любви и Света, то начинаешь ощущать духовный вкус и аромат умиротворения.
Умиротворения от понимания того, что, буквально укутан Светом и Любовью Бога!
Таким образом ясно, что начало отшельнической жизни состоит в искоренении неведения относительно вездесущности Всевышнего.
И конечно же, прежде чем уходить в монастырь, а тем более - в отшельничество, крайне необходимо войти в осознание непрерывного присутствие Бога везде и всегда!
Только возродив связь с Богом, можно приступать к работе над "трезвением ума".