Аннотация: Самопознание в контексте учения Христа.
Самопознание и Христианство.
Диалог
Вопрос. Среди многочисленных последователей Христа сложились различные мнения о практическом аспекте Его учения. Некоторые утверждают, что в Христианстве отсутствуют конкретные техники и методы работы по самосовершенствованию,следствием чего является разочарование людей в прикладной стороне христианства и их обращение за ответами к другим религиям и мистическим учениям. Я также, в своё время,в поисках духовных практик, изучал восточные религии, в которых существует множество всевозможных духовных техник. Я хотел бы узнать ваше мнение по этому вопросу. Вы христианин. Не ощущаете ли вы недостатка конкретных духовных методов, позволяющих более быстро двигаться к своей цели?
Ответ. Я считаю, что в учении Христа, достаточно раскрывается предназначение человека и даются универсальные методы, способствующие достижению прогресса в реализации своей сакральной сущности.
В. Честно говоря, я хорошо изучил Новый Завет, но, к моему разочарованию,не смог обнаружить интересующей меня конкретной информации, не могли бы вы поделиться своим пониманием данной темы?
О. Когда-то я также не воспринимал полноты учения Христа, что было вызвано, как я позже осознал, отсутствием правильного мотива в поиске знаний.
Для меня стала очевидна исключительная важность мотива любой деятельности. Я понял, что мотив определяет степень раскрытия слов Христа. Неверный мотив искажает понимание и не позволяет видеть суть. Спустя несколько лет, я начал снова изучать Новый Завет, но уже не с целью самопознания.
В. Но разве самопознание не является нашим главным мотивом, открывающим нам понимание священных текстов?
О. Самопознание слишком неопределённое понятие и поэтому может ввести искателя в самообман. В человеке есть множество разнообразных физических и информационных элементов с которыми возможно ложное самоотождествление.
В. Я, например, всегда стремился именно к самопостижению и, если не ошибаюсь, все известные мне восточные религиозные техники базируются на этой основе. Наблюдение за процессами происходящими в моём сознании позволяет понимать механизмы возникновения мыслей, эмоций и их влияние на организм, а техники контроля над дыханием помогают управлять ментальными состояниями, обеспечивая гармоничные взаимоотношения в общественной жизни.
О. Да, я понимаю ваши аргументы, но в них присутствует подмена понятий, что привело вас к самообману и к потери драгоценного времени.
Мы говорим о самопостижении, верно?
В. Да.
О. Опишите кратко метод самопознания, который вы практикуете.
В. Вначале я принимаю определённое положения тела, способствующее оптимальной глубине расслабления. Следующий шаг - успокоение ума, посредством правильного дыхания и контроль над лучом внимания, с целью сосредоточиться и войти в состояние самопознания.
О. Самопознание это познание себя, самопостижение это постижение себя. Скажите, на чём конкретно вы концентрируете своё внимание во время самопознания?
В. На наблюдении за тем, что происходит внутри моего сознания. Ведь чтобы контролировать себя, необходимо учиться наблюдать за своими мыслями, эмоциями и желаниями.
О. Почему наблюдение за своими мыслями и эмоциями, вы называете самопознанием?
В. Потому что, мысли и эмоции возникают в моём сознании и я должен научится управлять ими, чтобы избежать появления негативных состояний психики, которые деструктивно воздействуют на меня и на окружающих.
О. Я согласен. Но какое отношение это имеет к самопознанию, разве познавая свои мысли вы познаёте своё "я". Вы хотите убедить себя в том, что ваши мысли это и есть вы? Если вы это ваши мысли, то какие именно: хорошие или плохие, умные или глупые, прошлые или будущие?
В. Конечно же, я это не только мои мысли. Есть я и есть мои мысли, которые появляются и уходят, сменяя друг друга.
О. Значит вы занимаетесь познанием своих мыслей и эмоций, но не познанием самого себя, или я не прав?
В. Да, действительно, это не практика самопознания, а скорее практика культивирования хороших мыслей и эмоций.
О. Вам необходимо осознать различие между собой и между тем, что находится в вашем сознании, так как это очень важно в том, что вы называете самопознанием.
В. Да, я понимаю, что изучение себя это не только изучение мыслей или эмоций.
О. Также следует осознать, что работа над дыханием своего биологического тела не имеет отношения к работе над собой. Исследуя и контролируя своё дыхание вы исследуете не самого себя, а всего лишь дыхание плоти, и в этом случае также не следует использовать выражение - практика самопознания или техника самопостижения, так как это ведёт к иллюзии обладания знаниями, которых у вас нет.
Это состояние ложной самодостаточности, которое препятствует объективному восприятию себя, и как следствие - своих реальных возможностей.
В. Но все древние источники говорят о чрезвычайной важности правильного дыхания в духовных практиках?!
О. В нашем разговоре вы уже несколько раз использовали словосочетание "духовная практика". Мы уже убедились в том, что вы не осознаёте сущность самопостижения, а духовная практика возможна лишь после самопознания, следовательно, на данном этапе вашей жизни, вы ещё слишком далеки от духовной практики, поэтому вам возможно не следует использовать термины, значение которых вам пока неясно.
Самопостижение позволяет воспринимать себя. Видение себя создаёт условия для выражения себя, потому что осознан тот, кто стремится к естественной реализации, что и является практикой. Поскольку вы, пока что, не способны воспринимать себя, следовательно вас нет в вашем осознании. Какая духовная практика может осуществляться, если нет того кто практикует, то есть вас?
В. Но я многие годы занимался духовной практикой и это изменило мой характер в лучшую сторону. Разве это плохо?
О. Конечно это хорошо и правильно, потому что улучшает ваши отношения, но это не духовная практика, а практика улучшения характера.
В. Почему?
О. Потому что духовная практика это практика вашего духа, это упражнения для вашего духа. Вы утверждаете что много лет успешно занимались духовной практикой, тогда расскажите мне о том, кто совершает духовную практику - о своём духе.
В. О своём духе?
О. Да. Что это? Чем ваш дух отличается от вас? Чем ваш дух отличается от моего духа? Как вы узнаёте, что это именно ваш дух практикует, а не чужой?
В. Мой дух это... это самый важный элемент моего существа..., это ... моя суть...
О. Да, поскольку это самый важный элемент и ваша суть, вы наверное хорошо изучили его за все годы занятий, расскажите о своём самом важном элементе?
В. Мне почему-то сложно ответить на ваши вопросы.
О. Итак, вы даже не знаете, что такое ваш дух, но при этом утверждаете, что многие годы совершаете практику духа!
Вам не кажется это абсурдным?
В. Я ошибался. Все эти годы я занимался... своим характером, наверное. И это конечно же не самопознание, потому что, я это не только мой характер, я это что-то более важное и ...
О. Неуловимое?
В. Да, слишком неуловимое для моего внимания. Странно, что я раньше не понимал таких элементарных вещей.
Ведь понятно, что для постижения себя надо вначале суметь увидеть своё "я", а затем уже - изучать его. Если же я не воспринимаю своё "я", то как я могу его изучать?
Но почему нам не составляет особого труда воспринимать своё тело, свои мысли и эмоции, но вот сосредоточиться на своём "я" - такая сложная задача?!
О. Возможно потому, что его не существует?
В. Конечно существует!
О. Тогда расскажите о нём, что это?
В. Судя по вашим словам, вы скорее всего противник самопознания, но в то же время вам известны такие нюансы, которые можно узнать только благодаря самопознанию?!
О. Во-первых - я не противник, а сторонник самопознания, но реального самопознания, а не иллюзорного.
Во-вторых - вы уже осознаёте, что человеку сложно избежать ошибок на пути самопостижения в связи с тем, что нелегко найти в себе своё "я", и остановить на нём внимание для исследования.
"Я" - нечто лишённое качеств и характеристик, поэтому оно недоступно нашему уму для восприятия.
Мысли, эмоции, воспоминания окрашенные симпатией либо антипатией, ощущения материального тела и чувство окружающей реальности - всё это наделено тонкими или грубыми качествами, позволяющими уму видеть и, следовательно, анализировать всё это.
Но, в то же время, всё это непостоянно, изменчиво и мимолётно. Поэтому возникает вопрос: почему мы преходящее принимаем за своё "я", за истинную цель нашего исследования? И можно ли надеяться найти ответ на вопрос о вечной истине, если искать его среди объектов, лишённых качества безусловного бытия?
В. А как же мудрецы и великие учителя, которые оставили нам величайшее наследие духовных сокровищ? Мы должны изучать их труды. Возможно в них мы найдём ответы о правильных путях?
О. Откуда вы можете знать, что именно является духовным сокровищем, если вы даже не понимаете, что такое дух?
В. Но так считают многие мудрецы!
О. Скажите вы мудрец?
В. Конечно нет.
О. То есть в вас отсутствует мудрость, вы не видите её в самом себе?
В. Я даже самого себя не способен видеть, не говоря уже о мудрости в себе!
О. А как же вы определяете присутствие мудрости в другом человеке, если не знаете, что это?
В. Я нет, но огромное количество людей признали мудрость древних!
О. А они каким образом определяют наличие мудрости?
В. Вы хотите убедить меня в том, что мудрецов не существует?
О. Нет. Я не говорю о том, что мудрецов не существует.
Я утверждаю, что вы не способны отличить мудреца от проходимца, поэтому вам не следует называть кого-то мудрецом, чтобы не стать жертвой чьих-то заблуждений или манипуляций.
В. Но если самопознание опасный путь, а мудрецов мы не можем распознать, то какую альтернативу вы предлагаете?
О. Я ничего не предлагаю, но думаю что процесс самопознания может быть успешным лишь в одном случае.
В. В каком?
О. Когда самопознание перестаёт быть целью для человека.
В. А когда оно перестаёт быть целью?
О. Когда человек, воспринимая содержание своего сознания и содержание окружающей его действительности, понимает, что всё порождённое умом - мысли, эмоции, мечты и воспоминания, а также весь объективный мир не могут быть избраны для самопознания, поскольку они это не "я" человека.
В. Но отказ от познания себя это утопия, концом которой будет деградация!
О. Нет. Это начало.
В. Начало чего?
О. Начало истинного самопознания, которое есть лишь естественным следствием движения по свободному пути.
В. Свободному от чего?
О. От множества ложных целей, которые человек по ошибке принимает за самого себя, за своё "я" в практике самопознания.
В. Как этот вопрос решается в учении Христа?
О. Христос говорит:"Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною".(Лука.9:23).
Понимаете? Зачем познавать то, что необходимо будет отвергнуть.
В. Если я откажусь от себя, то что у меня останется, ничто? Какой смысл превратиться в ничто?
О. Дело в том, что мир в своем единстве сочетает два, бесконечно отдалённых по своим качествам, аспекта. Несмотря на разнообразие всевозможных объектов и субъектов заполняющих мироздание все они находятся в тварном мире.
В. Все они являются творениями! Все они созданы!
О. Нет, все создания не созданы, поскольку они находятся в непрестанной трансформации.
В. Как не созданы? Ведь мы видим их, они есть?!
О. Я не утверждаю, что их нет. Я говорю, что все создания ещё не созданы окончательно, а находятся в процессе создания, подтверждением чего есть присутствие постоянных изменений.
Мы с вами наблюдаем ежесекундные перемены в окружающей действительности и в своём сознании. Весь тварный мир созданий находится в движении, и это наглядный факт. Таким образом все мы пребываем на стадии формирования, но не завершения. Мы ещё не созданы, а в процессе создания.
В. И что это значит? Куда мы все движемся?
О. Подумайте сами.
В. Я двигаюсь навстречу смерти?! Ведь она неизбежна?! Значит все создания устремлены к разрушению. Перспектива безрадостна.
О. Если вы это ваша плоть, то вы правы. Всё лишено смысла. Но если вы, к примеру - сознание, то как в этом случае?
В. Если я сознание, то ... движение во мне, в моём сознании это опыт?
Да, верно, перемены качества содержания сознания это переходы, качественные переходы по уровнях самоосознания. И при таком подходе движение всех созданий это поиск более правильного, более совершенного состояния самоосознания.
Значит смерть это иллюзия?
О. Нет, не иллюзия. Но мы отошли от темы самопознания и нам следует вернуться к основной теме.
Вы создание, поэтому вы создаетесь. Сегодня вы обладание определённым опытом, завтра он увеличится. Согласны?
В. Да. Мой опыт меняется каждую секунду, ведь информация ежесекундно поступает в моё восприятие. Даже в сне мы что-то воспринимаем, и это меняет нас.
О. Как в таком случае вы намерены реализовать самопознание, то есть познать себя полностью?
В. Познать себя полностью невозможно, поскольку в следующее мгновение воспринимаемое создаёт новый опыт, который вновь необходимо постигнуть.
О. Наконец вы увидели, что самопознание не имеет завершения и что самопознать себя невозможно.
В. Да, познавать себя нужно, но познать невозможно, поскольку познающий это вечно опаздывающий.
Поэтому Христос и призывает отвергнуть себя и превратиться в ничто?
О. Конечно нет. Христос объясняет, что мы находимся в процессе создания, поэтому мы ещё не обладаем завершённостью, также как и весь тварный мир. Поэтому Спаситель призывает нас не идти путём изучения несовершенного, того, что лишь находится на пути к совершенству.
В. Да, действительно, зачем тратить ресурсы на изучение того, что завтра будет более правильным, а через тысячи лет безостановочных трансформаций вообще станет неизвестно чем.
Какой же выход.
О. Простой. Христианство это переход нашего познания с несовершенной цели к совершенной. С тварного мира в мир творения. С самопознания к ...
В. Богопознанию!
Да, верно, изучать и познавать Творца это значит познавать совершенство. И эти знания бесценны, поскольку Бог неизменно абсолютен.
О. Познавая Бога, мы возносимся по лучу нашего внимания с непостоянного тварного мира в мир Творца, мир совершенства. Познавая совершенство Бога мы наполняемся совершенными знаниями о Нём, присутствие которых в нашем сознании порождает ясность понимания себя и своего призвания, что позволяет нам быть тем, кем создал нас Творец.