Христос в притче "о милосердном самарянине" раскрывает суть слова ближний.
"И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость.
Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же". ( Лк. 10:25-37).
Итак, некоторые читатели, после поверхностного ознакомления с вышеприведённой притчей, сделали следующий неверный вывод: любить нам следует только тех, кто хорошо к нам относится, поскольку именно наши доброжелатели и благодетели и являются для нас ближними, а соответственно ко всем остальным людям можно относиться по-иному.
Но вот Христос учит как нам относиться к врагам:
"А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф 5:44).
Кажется мы пришли к противоречию?!
Нет конечно.
Давайте ещё раз внимательно прочитаем притчу о самарянине и обратим внимание на несколько ключевых фраз!
"Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. ( Лк. 10:25-37).
"... иди, и ты поступай так же"!
Христос учит, что вопрошающий сам должен стать ближним. То есть ближний не вовне, а ближний для законника находится в потенциальном, нераскрытом состоянии внутри и это сам законник - проявляющий милосердие ко всем страждущим, независимо от их национальной и религиозной принадлежности.
Следовательно если Христос обучает вопрошающего стать ближним самому себе, значит законник пребывает в состоянии дальнего самому себе? И если ближний это тот, кто исцеляет, значит находиться в состоянии дальнего самому себе это значит калечить самого себя, то есть быть врагом самому себе!
Совершенно ясно, что в притче Спаситель излагает практический метод перехода из деструктивного состояния сознания в созидательное.
Одно состояние является чрезвычайно пагубным для человека и общества, а другое - исцеляющим.
Эти два состояния чётко разграничены и достаточно полно описаны в Евангелии.
Состоянию ближнего соответствуют такие термины - внутренний человек и сокровенный человек.
Соответственно внешний человек и ветхий человек это термины выражающие деструктивные состояния.
Апостол Павел в послании к Римлянам говорит о внутреннем человеке:
"Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием".
Апостол Пётр говорит о внутреннем человеке:
"сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого, духа, что драгоценно пред Богом" (Пт.3:4).
Апостол Павел в послании к Ефесянам пишет:
"Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши".
(Ефесянам 3:16-17).
Итак стать ближним это значит преобразиться во внутреннего, сокровенного человека черпающего удовольствие в жизни по закону Творца.
По сути грехопадение человека это есть падение из состояния ближнего своего - внутреннего, сокровенного человека в состояние внешнего.
Следовательно цель жизни ученика Христа состоит в возрождении в своём сознании истинной личности - внутреннего человека, созданного по образу и подобию Творца.
Внешний человек есть наша ветхая личность, называемая внешним человеком, по той причине, что пребывает она вне Бога.
Внутренний сокровенный человек соответственно пребывает в Боге.
Библия утверждает:
"Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы." (1 Ин. 1:5).
Если Бог есть Свет, следовательно состояние пребывания вне Бога это жизнь вне Света, то есть - в духовном мраке.
Что конкретно значит выражение вне Бога, становится совершенно понятным после прочтения следующих слов апостола Иоанна:
"Бог есть любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нём"!
Поэтому мрак это нелюбовь, ненависть, агрессия и тому подобные состояния сознания, которыми и характеризуется внешний человек.
Внутренний человек, сокровенный пребывает в Боге, то есть в состоянии любви, которая является сущностью учения Христа, поскольку Спаситель просил нас выполнять всего лишь две заповеди: любить Творца и любить Его создания.
Любовь к Богу это духовная чистота, а любовь к творениям Божьим это милосердие, о возрождении которого рассказывает Христос в притче о самарянине. Милосердие - это и есть наш ближний!
Апостол Иаков также говорит о двух аспектах истиной религия Христа, о милосердии и чистоте:
"Истинное же благочестие, угодное Богу, ничем не запятнанное и чистое перед Богом и Отцом, выражается в заботе о вдовах и сиротах, нуждающихся в помощи, и в сохранении себя неосквернённым от мира".
Итак внешний человек - наша ветхая личность, пытаясь сохранить власть над нашим "я", занимается сочинительством басен, посредством которых надеется сохранить своё господство, которое полностью зиждется на нашем ложном самоотождествление с ней!
Самая опасная для нас басня в том, что внешняя личность это наше "я" .
Вот эта сказка и есть сильнейшее смертельно опасное снотворное для нашего истинного "я" - внутреннего человека.
Обратите внимание на слова в начале притчи:
"Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя".
" и ближнего твоего, как самого себя".
Наш ближний это внутренний сокровенный человек, который есть образ Божий и вот его чрезвычайно важно и крайне необходимо возлюбить как самого себя!
Почему?
Потому что " сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого, духа" это и есть наше истинное вечное "Я"!